СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2024 года по МПК B64U70/00 G05B19/4063 B64F5/60 

Описание патента на изобретение RU2815495C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к способам и средствам контроля работоспособности транспортно-пусковых контейнеров (далее - ТПК) беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА), в том числе входного контроля при серийном изготовлении ТПК с применением имитаторов БПЛА, в том числе, механизмов, взаимодействующих с БПЛА при запуске из ТПК.

Уровень техники

Из уровня техники известен способ контроля работоспособности ТПК из описания к патенту RU на изобретение №2414746 (опубл. 27.09.2010 г.), позволяющий производить проверку электрического и информационного взаимодействия ракет с аппаратурой различного типа носителей при помощи многоканального устройства, имитирующего функционирование ракеты в процессе предстартовой подготовки и пуска ракеты.

Из уровня техники известно устройство для контроля работоспособности ТПК из описания к патенту RU на изобретение №2414746 (опубл. 27.09.2010 г.), содержащее корпус БПЛА, по крайней мере один канал, включающий в себя разъем ввода-вывода, установленный на корпусе, а также общие модули для всех каналов, установленные в корпусе. Устройство позволяет проводить достоверную имитацию взаимодействия ракет с аппаратурой носителей, обеспечивает большой объем проверки и большую глубину контроля за счет контроля логико-временной циклограммы, а также за счет применения совершенного программного обеспечения элементной базы.

Недостаток известных вышеуказанных способа и устройства контроля работоспособности ТПК из описания к патенту RU на изобретение №2414746 (опубл. 27.09.2010 г.), связан с тем, что конструкция имитатора БПЛА, выполненная в виде аппаратно-программных средств, установленных в корпусе, позволяет проводить контроль работоспособности только механизмов, обеспечивающих электрическое и информационное взаимодействие ТПК и БПЛА.

Также из уровня техники известен способ контроля работоспособности ТПК из описания к патенту RU на изобретение №2788881 (опубл. 25.01.2023 г.), наиболее близкий к предлагаемому изобретению и выбранный в качестве прототипа. Изобретение позволяет производить отладку систем носителя за счет реализации возможности проверки в режимах предстартовой подготовки и пуска имитатора ракеты, в различных условиях применения без участия оператора.

Также из уровня техники известно устройство для контроля работоспособности ТПК из описания к патенту RU на изобретение №2788881 (опубл. 25.01.2023 г.), содержащее корпус БПЛА, выполненный с массово-габаритными характеристиками идентичными штатной ракете в ТПК, с установленным на нем имитатором электрической нагрузки для отработки электрического и информационного взаимодействия ракеты с аппаратурой носителя, наиболее близкий к предлагаемому изобретению и выбранный в качестве прототипа.

Недостаток известных вышеуказанных способа и устройства контроля работоспособности ТПК из описания к патенту RU на изобретение №2788881 (опубл. 25.01.2023 г.) связан с использованием для контроля работоспособности ТПК имитатора БПЛА в виде габаритно-массового макета (далее - ГММ), изготовление которого представляет собой дорогостоящий и сложный процесс. Также следует отметить, что использование ГММ для контроля работоспособности ТПК обусловлено тем, что отработка ТПК проводится на стадии испытаний в рамках опытно- конструкторских работ. Для входного контроля при серийном изготовлении ТПК, где длительность процесса контроля работоспособности ТПК имеет важное значение, использование ГММ нецелесообразно.

Раскрытие сущности изобретения

Технической проблемой предлагаемого изобретения является создание ускоренного способа и устройства входного контроля работоспособности ТПК при серийном изготовлении, за счет имитации БПЛА, в том числе управляемых ракет, без воспроизведения их внешней формы и без учета массы.

Поставленная техническая проблема решается за счет того, что при контроле работоспособности ТПК с помощью имитатора БПЛА, содержащего корпус, длина которого не превышает длину ТПК, с установленными на нем электрическим разъемом и элементами подвески, вставляют элементы подвески в пазы направляющей, установленной в ТПК, при откинутой крышке ТПК с помощью рукоятки, загружают имитатор в ТПК за счет перемещения элементов подвески по направляющей в ТПК до фиксации одного из элементов подвески, проверяют целостность электрических цепей ТПК методом прозвонки, осуществляют контроль фиксации фиксируемого элемента подвески.

В частном случае осуществления способа контроля работоспособности ТПК проблема решается за счет того, что контроль фиксации фиксируемого элемента подвески осуществляют за счет визуального осмотра.

Техническим результатом способа является создание ускоренного способа контроля работоспособности ТПК, при серийном изготовлении с применением имитатора БПЛА, за счет сокращения цикла проверки механизмов, взаимодействующих с БПЛА при запуске из ТПК.

Поставленная техническая проблема также решается за счет того, что устройство контроля работоспособности ТПК выполнено в виде имитатора БПЛА, содержащего корпус, представляющий собой балку, длина которой не превышает длину ТПК, с установленными на ней электрическим разъемом и, по меньшей мере, двумя элементами подвески, идентичным элементам подвески имитируемого БПЛА, а также рукояткой, расположенной со стороны, противоположной направлению загрузки имитатора в ТПК.

Техническим результатом устройства является упрощение конструкции имитатора БПЛА, размещаемого в ТПК, с помощью которого осуществляют контроль работоспособности ТПК, с целью сокращения цикла проверки работоспособности механизмов, расположенных на направляющей внутри ТПК, взаимодействующих с БПЛА при запуске из ТПК.

Краткое описание чертежей

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен внешний вид имитатора БПЛА в изометрической проекции.

На фиг. 2 изображен вид сбоку в разрезе имитатора БПЛА, загруженного в ТПК.

На фиг. 3 изображен фиксируемый элемент подвески в зафиксированном положении.

На фиг. 4 изображен электрический разъем, соединенный с его ответной частью в ТПК.

На чертежах позициями обозначены:

1 - корпус имитатора;

2 - электрический разъем имитатора;

3-6 - элементы подвески;

7 - рукоятка;

8 - ТПК;

9 - направляющая;

10 - ответная часть электрического разъема;

11 - механизм фиксации.

Осуществление изобретения

Предлагаемый способ заключается в том, что для установки в ТПК 8 имитатора БПЛА, содержащего корпус имитатора 1, выполненного в виде балки, длина которой не превышает длину ТПК 8, с установленными на ней электрическим разъемом имитатора 2 и элементами подвески 3-6 в соответствии с их расположением на имитируемом БПЛА, вставляют элементы подвески 3-6 в пазы направляющей 9, установленной в ТПК 8, при откинутой крышке (на фиг. не показано) ТПК 8 с помощью рукоятки 7, расположенной на корпусе 1, со стороны, противоположной направлению загрузки имитатора БПЛА в ТПК 8.

Загружают корпус имитатора 1 в ТПК 8 за счет перемещения элементов подвески 3-6 по направляющей 9 в ТПК 8 до фиксации одного из элементов подвески 3-6.

Осуществляют проверку целостности электрических цепей ТПК 8 любым тестовым устройством, например, мультиметром.

Осуществляют контроль фиксации одного из элементов подвески 3-6 посредством визуального осмотра оператором геометрического расположения механизма фиксации 11 в ТПК 8 при откинутых торцевых крышках (на фиг. не показаны).

Проверка целостности электрических цепей ТПК 8 в совокупности с полной загрузкой корпуса имитатора 1 в ТПК 8 позволяет убедиться в корректной (штатной) работе механизмов, расположенных на направляющей 9, взаимодействующих с БПЛА при запуске из ТПК 8.

По сравнению с прототипом, сокращение цикла проверки механизмов, взаимодействующих с БПЛА при запуске из ТПК 8 позволяет ускорить способ контроля работоспособности ТПК 8 при серийном изготовлении с применением имитатора БПЛА.

Предлагаемое устройство выполнено в виде имитатора БПЛА, содержащего корпус имитатора 1, представляющий собой балку, длина которой не превышает длину ТПК 8.

На корпусе имитатора 1 установлена рукоятка 7, расположенная со стороны, противоположной направлению загрузки имитатора БПЛА в ТПК 8.

Электрический разъем имитатора 2 имеет электрическую распайку контактов, произведенную таким образом, чтобы задействовать максимальное количество контактов ответной части электрического разъема 10 в ТПК 8 для получения непрерывной электрической цепи. Прозвонка такой цепи обеспечивает проверку ее целостности с минимальным количеством операций.

Электрический разъема имитатора 2, а также, по меньшей мере, два элемента подвески установлены в соответствии с их расположением на имитируемом БПЛА.

С целью предотвращения прогиба корпуса имитатора БПЛА, на нем может быть установлено большее количество элементов подвески. На фиг. 1, 2 изображен пример реализации имитатора БПЛА с четырьмя элементами подвески 3-6.

Элемент подвески 3, установленный в части корпуса имитатора 1, соответствующей хвостовой части БПЛА, предназначен для проверки механизма фиксации 11 посредством визуального осмотра оператором его геометрического расположения в ТПК 8 при откинутых торцевых крышках (на фиг. не показаны)

С помощью элемента подвески 6, установленного в части корпуса имитатора 1, соответствующей носовой части БПЛА, устраняют консольный изгибающий момент от воздействия на электрический разъем имитатора 2 сил, возникающих при его стыковке с ответной частью электрического разъема 10 в ТПК 8 в процессе загрузки корпуса имитатора 1 по направляющей 9.

Элементы подвески 4-5 предназначены для перемещения корпуса имитатора 1 по направляющей 9.

Рукоятка 7 предназначена для ручной загрузки корпуса имитатора 1 в ТПК 8 и выгрузки из него.

Проверку целостности электрических цепей ТПК 8 можно осуществить любым тестовым устройством, например, мультиметром.

Упрощение конструкции размещаемого в ТПК 8 имитатора БПЛА, с помощью которого осуществляют контроль работоспособности ТПК 8, позволяет проводить ускоренный входной контроль работоспособности ТПК 8 БПЛА при серийном изготовлении.

Таким образом осуществляется контроль работоспособности механизмов, взаимодействующих с БПЛА при запуске из ТПК 8.

Предлагаемое изобретение может найти широкое применение при контроле работоспособности ТПК, в том числе входного контроля при серийном изготовлении ТПК с применением имитаторов БПЛА, в том числе, механизмов, взаимодействующих с БПЛА при запуске из ТПК.

Похожие патенты RU2815495C1

название год авторы номер документа
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ МНОГОРАЗОВЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ В ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ И СПОСОБЫ СТАРТА 2022
  • Евдокимов Сергей Викторович
  • Бадеха Александр Иванович
  • Маталасов Сергей Юрьевич
  • Куминов Сергей Александрович
  • Жестков Юрий Николаевич
  • Анфимов Михаил Николаевич
  • Крупин Сергей Андреевич
  • Иовлев Михаил Андреевич
RU2778177C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ФИКСАЦИИ РАКЕТ В ПУСКОВОЙ УСТАНОВКЕ 2015
  • Захаров Максим Геннадьевич
  • Белов Илья Александрович
RU2613205C2
СПОСОБ ИМИТАЦИИ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ ОТРАБОТКИ СИСТЕМЫ САМОНАВЕДЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ 2016
  • Васильев Николай Анатольевич
  • Хамаев Николай Владимирович
RU2636430C1
ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВОДНЫМ АППАРАТОМ 2018
  • Новиков Александр Владимирович
  • Фалий Святослав Анатольевич
  • Корнеев Геннадий Николаевич
  • Рогульский Олег Эдуардович
RU2679756C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ОРУЖИЯ ТИПА ТОРПЕДЫ НА ПУСКОВУЮ УСТАНОВКУ КОРАБЛЯ 2007
  • Потапов Владимир Федорович
  • Богачев Герман Юрьевич
  • Сиротинин Дмитрий Игоревич
  • Смирнов Борис Александрович
  • Ширкин Александр Борисович
  • Каплунов Александр Григорьевич
  • Яковлев Константин Константинович
  • Сергеев Николай Борисович
RU2337854C1
Многоразовый беспилотный летательный аппарат в транспортно-пусковом контейнере и способ старта многоразового беспилотного летательного аппарата из транспортно-пускового контейнера 2019
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Зимин Сергей Николаевич
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Асатуров Сергей Михайели
RU2714616C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ НА ПУСКОВУЮ УСТАНОВКУ КОРАБЛЯ 2012
  • Потапов Владимир Фёдорович
  • Бубешко Михаил Евстафьевич
  • Бородин Василий Максимович
RU2489307C1
Способ формирования мишенного объекта, имитирующего старт воздушной цели в условиях ракетной позиции, аэродрома, необорудованной территории, и устройство для его осуществления 2019
  • Козлов Ольгерд Иванович
  • Марусенко Александр Александрович
  • Агафонова Светлана Ивановна
  • Горбадей Елена Ивановна
  • Кружилина Ирина Алексеевна
  • Прудников Евгений Геннадьевич
  • Харланов Алексей Иванович
  • Чернявский Николай Васильевич
RU2759973C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОГО КОНТЕЙНЕРА В ПУСКОВУЮ УСТАНОВКУ КОРАБЛЯ 2000
  • Потапов В.Ф.
  • Николаев В.А.
  • Смирнов Б.А.
  • Каплунов А.Г.
  • Ширкин А.Б.
  • Сиротинин Д.И.
RU2176610C1
Стартовое устройство 2021
  • Сысоев Сергей Николаевич
  • Черкасов Юрий Владимирович
  • Федин Александр Викторович
  • Федина Мария Александровна
RU2771300C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 815 495 C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к контролю работоспособности транспортно-пусковых контейнеров беспилотных летательных аппаратов. Способ контроля работоспособности транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) (8) БПЛА с помощью имитатора БПЛА, содержащего корпус (1), с установленными на нем электрическим разъемом (2) и элементами подвески (3-6), заключающийся в том, что вставляют элементы подвески (3-6) в пазы направляющей (9) с помощью рукоятки (7). Имитатор (1) загружают в ТПК (8) за счет перемещения элементов подвески (3-6) по направляющей (9) в ТПК (8) до фиксации одного из элементов подвески (3-6). Далее, проверяют целостность электрических цепей ТПК, осуществляют контроль фиксации фиксируемого элемента подвески. Достигается более быстрый контроль работоспособности ТПК при серийном изготовлении и упрощение конструкции имитатора БПЛА. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 815 495 C1

1. Способ контроля работоспособности транспортно-пускового контейнера с помощью имитатора беспилотного летательного аппарата, содержащего корпус, длина которого не превышает длину транспортно-пускового контейнера, с установленными на нем электрическим разъемом и элементами подвески, при котором вставляют элементы подвески в пазы направляющей, установленной в транспортно-пусковом контейнере, загружают имитатор в транспортно-пусковой контейнер за счет перемещения элементов подвески по направляющей в транспортно-пусковом контейнере, проверяют работу электрических цепей транспортно-пускового контейнера, отличающийся тем, что вставляют элементы подвески в пазы направляющей при откинутой крышке транспортно-пускового контейнера с помощью рукоятки, расположенной на корпусе имитатора, выполненного в виде балки, со стороны, противоположной направлению загрузки имитатора в транспортно-пусковой контейнер, загружают имитатор внутрь транспортно-пускового контейнера до фиксации одного из элементов подвески, проверяют целостность электрических цепей транспортно-пускового контейнера методом прозвонки, осуществляют контроль фиксации фиксируемого элемента подвески.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контроль фиксации фиксируемого элемента подвески осуществляют за счет визуального осмотра.

3. Устройство контроля работоспособности транспортно-пускового контейнера, выполненное в виде имитатора беспилотного летательного аппарата, содержащего корпус, длина которого не превышает длину транспортно-пускового контейнера, с установленными на нем электрическим разъемом и элементами подвески, отличающееся тем, что корпус имитатора представляет собой балку, на которой установлены, по меньшей мере, два элемента подвески идентично элементам подвески имитируемого беспилотного летательного аппарата, а также рукоятка, расположенная со стороны, противоположной направлению загрузки имитатора в транспортно-пусковой контейнер, а один из элементов подвески выполнен с возможностью фиксации за счет механизма фиксации на транспортно-пусковом контейнере.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2815495C1

ИМИТАТОР КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ 2022
  • Рябов Дмитрий Анатольевич
  • Кулаков Дмитрий Николаевич
  • Кислухин Георгий Александрович
RU2788881C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГАБАРИТНО-МАССОВОГО МАКЕТА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Комарова Людмила Викторовна
RU2623753C1
RU 155731 U1, 20.10.2015
CN 106114903 B, 17.07.2018.

RU 2 815 495 C1

Авторы

Акимов Михаил Викторович

Васюк Виктор Алексеевич

Радкевич Павел Геннадьевич

Даты

2024-03-18Публикация

2023-08-17Подача