Устройство компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами Российский патент 2024 года по МПК F16B5/02 

Описание патента на изобретение RU2815606C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройству компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров при сборке между двумя компонентами и может быть использовано, в частности, между кронштейном крепления панели приборов и кронштейном поперечины панели приборов транспортного средства.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство компенсации допусков (зазоров) для автоматической компенсации допусков (зазоров) между первым и вторым компонентами, патент DE № 10151383, F16B 43/00, публ. 30.04.2003г.

Устройство компенсации допусков (зазоров) для автоматической компенсации допусков (зазоров) между первым и вторым компонентами, патент DE № 10151383, F16B 43/00, публ. 30.04.2003г.., отраженное на фиг. 1 данного патента, как частный случай исполнения, содержит болт с наружной резьбой (например, правой), который проходит через первый и второй компоненты, расположенные на некотором расстоянии (А), (например, плоские элементы кронштейнов) с возможностью опираться своей головкой на первый компонент, со стороны его наружной поверхности; компенсационную втулку, имеющую наружную резьбу (например, левую), посредством которой она (компенсационная втулка) взаимодействует с первой внутренней резьбой того же направления (левой) гайки, жестко соединенной со вторым компонентом, причем первая внутренняя резьба гайки выходит только на ее внутренний торец, кроме того, компенсационная втулка имеет сквозное гладкое отверстие и прижимную часть, через которую она (компенсационная втулка) может быть соединена с болтом за счет трения (фрикционного зацепления) так, что при ввинчивании болта в направлении правой резьбы (который в этот момент за счет трения (фрикционного зацепления)) соединен-застопорен с прижимной частью компенсационной втулки (т.е. они соединены в этот момент между собой как бы заедино, неподвижно), последняя (компенсационная втулка) вывинчивается из гайки, в частности, по левой резьбе, перемещаясь в направлении к первому компоненту, с целью компенсации допуска (зазора) (А) и, когда компенсационная втулка упрется своей опорной головкой в первый компонент, со стороны его внутренней поверхности, болт преодолевая трение (фрикционное зацепление) между своей наружной резьбой (правой) и прижимной частью компенсационной втулки, ввинчивается резьбой своего конца во вторую внутреннюю, в частности, правую, резьбу гайки для фиксации компонентов относительно друг друга, при этом, болт через шайбу опирается своей головкой на первый компонент, со стороны его наружной поверхности, причем, вторая внутренняя, в частности, правая, резьба гайки выполнена в наружном ее концевом участке с выходом на ее наружный торец.

Прижимная часть компенсационной втулки устройства компенсации допусков (зазоров) по патенту DE № 10151383, F16B 43/00, публ. 30.04.2003г., отраженная на фиг. 1 данного патента, как частный случай исполнения, выполнена в виде упруго растяжимого пружинного концевого участка, который (концевой участок) является наружным - противоположным ее внутреннему концу с опорной головкой. Более конкретно, прижимная часть компенсационной втулки состоит из множества распределенных по окружности упругих продольных пальцев (секторов) образованных продольными сквозными пазами выходящими на торец ее концевого участка (т.е. прижимная часть, можно сказать в некотором приближении, представляет цангу), причем на пальцах выполнены небольшие выступающие внутрь выступы, которые за счет трения зацепляют (соединяют, стопорят) болт с компенсационной втулкой (небольшие выступающие внутрь выступы - обеспечивают фрикционное зацепление (фрикционное сопротивление)) во время вывертывания компенсационной втулки из гайки вместе с болтом, и посредством него (болта), при операции «компенсации зазора» между первым и вторым компонентами до упора ее опорной головки во внутреннюю поверхность первого компонента, а далее, если фрикционное зацепление между резьбой болта и небольшими выступающими внутрь выступами упругих продольных пальцев прижимной части компенсационной втулки будет преодолено, то болт провернется относительно нее, и как было описано выше по тексту, ввинтится резьбой своего конца во вторую внутреннюю, в частности, правую, резьбу гайки для фиксации компонентов относительно друг друга

Устройство компенсации допусков (зазоров) для автоматической компенсации допусков (зазоров) между первым и вторым компонентами, патент DE № 10151383, F16B 43/00, публ. 30.04.2003г.., отраженное на фиг. 5 данного патента как частный случай исполнения, содержит болт с наружной резьбой (например, правой), который проходит через первый и второй компоненты, расположенные на некотором расстоянии (А), (например, плоские элементы кронштейнов) с возможностью опираться своей головкой на первый компонент, со стороны его наружной поверхности; компенсационную втулку, имеющую наружную резьбу (например, левую), посредством которой она (компенсационная втулка) взаимодействует с внутренней резьбой того же направления (левой) гайки, жестко соединенной со вторым компонентом и выполненной только с одной внутренней резьбой, которая выходит на ее внутренний и наружный торец, а также, компенсационная втулка имеет сквозное отверстие с внутренней резьбой первого (правого) направления по всей его внутренней образующей поверхности и имеет прижимную часть, также с этой внутренней резьбой, посредством которых (внутренней резьбы и прижимной части) она (компенсационная втулка) может быть соединена-застопорена с болтом за счет трения (фрикционного зацепления) при ввинчивании болта в эту внутреннюю резьбу первого (правого) направления компенсационной втулки - т.е. они соединены в этот момент как бы заедино, неподвижно и компенсационная втулка вывинчивается из гайки, в частности, по левой резьбе, перемещаясь в направлении к первому компоненту, с целью компенсации допуска (зазора) (А).

Прижимная часть компенсационной втулки устройства компенсации допусков (зазоров) по патенту DE № 10151383, F16B 43/00, публ. 30.04.2003г., отраженная на фиг. 5 данного патента, как частный случай исполнения, выполнена, как и, в выше описанном, частном случае исполнения, в виде упруго растяжимого пружинного концевого участка, который (концевой участок) является наружным - противоположным ее внутреннему концу с опорной головкой. Более конкретно, прижимная часть компенсационной втулки состоит из множества распределенных по окружности упругих продольных пальцев (секторов) образованных продольными сквозными пазами выходящими на торец ее концевого участка (т.е. прижимная часть, можно сказать в некотором приближении, представляет цангу), причем, на пальцах также, как уже было показано выше по тексту, имеется внутренняя резьба первого (правого) направления, на которой имеется участок меньшего диаметра, чем наружный диаметр наружной резьбы болта, за счет которого (участка меньшего диаметра внутренней резьбы первого (правого) направления на пальцах прижимной части компенсационной втулки) в определенный момент - когда болт навернется на этот участок с меньшим диаметром внутренней резьбы первого (правого) направления прижимной части компенсационной втулки, обеспечится стопорение между наружной резьбой первого (правого) направления болта и внутренней резьбой первого (правого) направления компенсационной втулки, а значит соединение болта и компенсационной втулки соединено неподвижно, и во время выворачивания компенсационной втулки из гайки вместе с болтом, и посредством него (болта), при операции «компенсации зазора» между первым и вторым компонентами до упора ее опорной головки во внутреннюю поверхность первого компонента, а далее, если фрикционное зацепление между резьбой болта и этим участком меньшего диаметра внутренней резьбы первого (правого) направления на пальцах прижимной части компенсационной втулки будет преодолено, то болт провернется относительно нее, и ввинтится своей резьбой полностью в эту внутреннюю резьбу первого (правого) направления на пальцах прижимной части компенсационной втулки для фиксации компонентов относительно друг друга.

Основным недостатком данного технического решения является сложность устройства компенсации допусков (зазоров), влекущая за собой излишне сложный конструкционный расчет и излишне сложную технологию изготовления основного ее элемента - компенсационной втулки, а точнее ее прижимной части с определенными заданными характеристиками, необходимыми для обеспечения требуемого фрикционного зацепления между болтом и компенсационной втулкой при «компенсации зазора» между первым и вторым компонентами и, необходимыми для возможности, после этой операции: в основном частном случае исполнения устройства, как показано в описании и чертежах прототипа (фиг.1), - оптимального обеспечения преодоления фрикционного зацепления между резьбой болта и небольшими выступающими внутрь выступами упругих продольных пальцев прижимной части компенсационной втулки с целью проворота болта относительно нее и ввинчивания его резьбовой части во вторую внутреннюю, в частности, правую, резьбу гайки; или, как показано в другом частном случае исполнения устройства, в описании и чертежах прототипа (фиг.5, 7), - оптимального обеспечения преодоления фрикционного зацепления между резьбой болта и участком меньшего диаметра внутренней резьбы первого (правого) направления на пальцах прижимной части компенсационной втулки с целью проворота болта относительно нее и - ввинчивания болта во внутреннюю, в частности, правую, резьбу компенсационной втулки выполненную на внутренней поверхности компенсационной втулки, в том числе и на упругих продольных пальцах ее прижимной части.

При таком конструкционном расчете компенсационной втулки устройства компенсации допусков (зазоров), а точнее ее прижимной части с определенными заданными характеристиками, необходимо учитывать очень много составляющих: толщина ее стенки, длина и ширина упругих продольных пальцев, внутренний ее диаметр, высота выступающих внутрь выступов на ее продольных пальцах, в случае на фиг.1 (или меньший диаметр участка внутренней резьбы первого (правого) направления на пальцах прижимной части компенсационной втулки в случае на фиг.5), характеристики ее материала, характеристики резьбы болта и т.д., кроме того, при расчете устройств, различающихся типа-размерами, для каждого необходим свой конструкционный расчет.

Сложность технологии изготовления компенсационной втулки устройства компенсации допусков (зазоров), а точнее ее прижимной части, обусловлена необходимостью наличия дополнительной оснастки и оборудования для выполнения сквозных пазов в прижимном части компенсационной втулки и выполнения небольших выступающих внутрь выступов на упругих продольных пальцах этого участка (как показано в основном из частных случаев исполнения устройства прототипа (фиг.1), или выполнения в компенсационной втулке внутренней резьбы с участком, на котором диаметр меньше, чем диаметр наружной резьбы болта (в другом из показанных частных случаев исполнения устройства прототипа (фиг.5)), и конечно, при изготовлении аналогичных устройств, различающихся типа-размерами, для каждого необходима, по меньшей мере, своя оснастка.

Техническим результатом заявляемого изобретения является упрощение конструкции устройства компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами, и как следствие, упрощение технологии его изготовления, а также, возможность применения такой же упрощенной конструкции устройства в аналогичных типа-размерных устройствах (т.е. в устройствах, отличающихся только пропорционально измененными размерами их составляющих).

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами, содержащем болт с наружной резьбой первого направления, предназначенный для установки в сквозных отверстиях первого и второго компонентов с возможностью упора своей головкой в первый компонент со стороны его наружной поверхности, компенсационную втулку, имеющую на цилиндрической боковой стенке первую соединительную часть, выполненную в виде наружной резьбы второго направления, взаимодействующую с внутренней резьбой того же второго направления гайки, предназначенной для жесткого соединения со вторым компонентом, причем, компенсационная втулка выполнена с второй соединительной фрикционной частью, взаимодействующей с наружной резьбой первого направления болта, согласно изобретения, цилиндрическая боковая стенка компенсационной втулки выполнена цельной, вторая соединительная фрикционная часть компенсационной втулки представляет из себя выполненную на внутренней поверхности ее цилиндрической боковой стенки внутреннюю резьбу первого направления, взаимодействующую в резьбовом соединении с наружной резьбой первого направления болта с гарантированным натягом, а на наружной резьбе первого направления болта расположен кольцевой охватывающий участок застывшего слоя герметика.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, наружная резьба первого направления болта и внутренняя резьба первого направления компенсационной втулки, в виде которой представлена ее вторая соединительная фрикционная часть, выполнены правыми.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, наружная резьба первого направления болта и внутренняя резьба первого направления компенсационной втулки, в виде которой представлена ее вторая соединительная фрикционная часть, выполнены метрическими.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, наружная резьба второго направления компенсационной втулки и внутренняя резьба второго направления гайки выполнены левыми.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, наружная резьба второго направления компенсационной втулки и внутренняя резьба второго направления гайки выполнены метрическими.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, гайка выполнена с возможностью жесткого соединения со вторым компонентом посредством сварочного шва со стороны его наружной поверхности.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, гарантированный натяг в резьбовом соединении компенсационной втулки с болтом обеспечивается большим средним диаметром наружной резьбы первого направления болта относительно среднего диаметра внутренней резьбы первого направления компенсационной втулки.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, длина кольцевого охватывающего участка застывшего слоя герметика составляет не менее одну третью длины наружной резьбы первого направления болта, и расположен он с отступом не более его длины от торца концевого направляющего участка болта.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предлагаемое решение имеет признаки, отсутствующие в известных решениях, а их использование в заявляемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет «изобретательский уровень» по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность изобретения поясняется на чертежах:

Фиг.1. - устройства компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами (продольный разрез), до приведения устройства в рабочее состояние;

Фиг.2. - устройства компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами (продольный разрез), после приведения устройства в рабочее состояние (после компенсации зазора «А» между компонентами;

Фиг.3. - вид В на фиг.2 (фрагмент сечения резьбового соединения компенсационной втулки и болта с слоем герметика).

Устройство компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами, содержит: болт 1 с наружной резьбой 2 первого направления (в частности - правой), предназначенный для установки в сквозных отверстиях 3, 4, соответственно первого 5 и второго 6 компонентов, в частности, как показано на фигурах, например, между кронштейном крепления панели приборов (будет иметься ввиду первый компонент 5) и кронштейном поперечины панели приборов (будет иметься ввиду второй компонент 6) транспортного средства (между которыми компенсируется зазор «А»), с возможностью упора своей головкой 7 в первый компонент 5 со стороны его наружной поверхности 8, в частном случае исполнения, показанном на фигуре 1, болт 1 выполнен с возможностью упора своей головкой 7 в первый компонент 5 через шайбу 9; компенсационную втулку 10, имеющую на цилиндрической боковой стенке 11 первую соединительную часть 12, выполненную в виде наружной резьбы 13 второго направления (в частности - левой), взаимодействующую с внутренней резьбой 14 того же второго направления (в частности - левой), гайки 15, жестко соединенной со вторым компонентом 6, причем, компенсационная втулка 10 имеет вторую соединительную фрикционную часть 16, взаимодействующую с наружной резьбой 2 первого направления болта 1.

Цилиндрическая боковая стенка 11 компенсационной втулки 10 в устройстве компенсации зазоров выполнена цельной, вторая соединительная фрикционная часть 16 компенсационной втулки 10 представляет из себя выполненную на внутренней поверхности ее цилиндрической боковой стенки 11 внутреннюю резьбу 17 первого направления (в частности - правой), взаимодействующую в резьбовом соединении с наружной резьбой 2 первого направления болта 1 с гарантированным натягом, а на наружной резьбе 2 первого направления болта 1 расположен кольцевой охватывающий участок застывшего слоя герметика 18.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, в устройстве компенсации зазоров наружная резьба 2 первого направления болта 1 и внутренняя резьба первого направления компенсационной втулки 10, в виде которой представлена ее вторая соединительная фрикционная часть 16, выполнены метрическими.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, в устройстве компенсации зазоров наружная резьба 13 второго направления компенсационной втулки 10 и внутренняя резьба 14 второго направления гайки 15 выполнены метрическими.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, в устройстве компенсации зазоров гайка 15 жестко соединена со вторым компонентом 6 посредством сварочного шва 19 со стороны его наружной поверхности 20.

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, в устройстве компенсации зазоров гарантированный натяг в резьбовом соединении компенсационной втулки 10 с болтом 1 обеспечивается большим средним диаметром «d» наружной резьбы 2 первого направления болта 1 относительно среднего диаметра «D» внутренней резьбы 17 первого направления компенсационной втулки 10 (см. вид В на фиг. 2, 3.).

В частном случае исполнения, показанном на фигурах и в описании, в устройстве компенсации зазоров длина «S1» кольцевого охватывающего участка застывшего слоя герметика 18 составляет не менее одну третью длины «S2» наружной резьбы 2 первого направления болта 1, и расположен он с отступом «S3» не более его длины «S1» от торца концевого направляющего участка 21 болта.

Использование кольцевого охватывающего участка застывшего слоя герметика 18 на наружной резьбе 2 первого направления болта 1 в устройстве компенсации зазоров именно в застывшем состоянии, т.е. слой герметика 18 наносится на резьбу 2 первого направления болта 1 предварительно, это необходимо для удобства монтажа и по причине необходимости проявления максимально заложенных в нем уплотняющих свойств.

Длина «S1» кольцевого охватывающего участка застывшего слоя герметика 18 на наружной резьбе 2 первого направления болта 1 в устройстве компенсации зазоров, составляющая не менее одной третьей длины «S2» этой резьбы, обусловлена с точки зрения использования необходимого его количества, как одного из факторов влияющих на характеристику взаимодействия между резьбами болта 1 и компенсационной втулки 10.

Расположение кольцевого охватывающего участка застывшего слоя герметика 18 с отступом «S3» не более его длины «S1» от конца концевого направляющего участка 21 болта 1 в устройстве компенсации зазоров обусловлено тем, что после вставления направляющего участка 21 болта 1 в гайку 15, последний будет вворачиваться в гайку 15 непосредственно сразу с слоем герметика 18, что необходимо для начала полноценной работы устройства, а далее, при попадании слоя герметика 18 между резьбами болта 1 и компенсационной втулки 10, примерно, на всю его длину «S1», в какой то момент, болт 1 и компенсационная втулка 10 окажутся неподвижно соединенными между собой посредством возникшего между этими резьбами фрикционного сопротивления (подробнее, в большей степени - силой трения, которая является основной составляющей «фрикционного сопротивления»).

Работа устройства компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров при сборке между первым 5 и вторым 6 компонентами осуществляется в следующей последовательности.

Для автоматической компенсации зазора «А» устройством компенсации зазоров между первым 5 и вторым 6 компонентами при их соединении (при соединении, например, между собой кронштейна крепления панели приборов и кронштейна поперечины панели приборов) предварительно к второму компоненту 6, со стороны его наружной поверхности 20 жестко соединяется посредством сварочного шва 19 гайка 15 с совпадением ее отверстия с сквозным отверстием 4 второго компонента 6, напротив которого расположено сквозное отверстие 3 первого компонента 5. Далее, в гайку 15, по ее внутренней резьбе 14 второго направления (в частности - левой) вкручивают компенсационную втулку 10, воздействуя на ее опорную головку 22 (выполненную шестигранной под ключ), посредством ее наружной резьбы 13 второго направления (в частности - левой) ее первой соединительной части 12, причем, вкручивают компенсационную втулку 10 до упора во внутренний торец гайки 15 (или в частности, во внутреннюю поверхность 23 второго компонента 6) внутренней поверхностью опорной головки 22 втулки 10. Затем, последовательно через отверстие 3 первого компонента 5 и, далее, через отверстие 4 второго компонента 6 заводят направляющим участком 21 болт 1 в гайку 15, и вращая его вправо (по часовой стрелке), ввинчивают его наружной резьбой 2 первого направления (в частности - правой) во внутреннюю резьбу 17 первого направления (в частности - правую) второй соединительной фрикционной части 16 компенсационной втулки 10 с гарантированным натягом до того, когда слой герметика 18 на болте 1 начнет вкручиваться (попадать) в резьбовое соединение между наружной резьбой 2 первого направления болта 1 и внутренней резьбой 17 первого направления (в частности - правой) второй соединительной фрикционной части 16 компенсационной втулки 10, и в какой то момент (примерно, когда весь слой герметика 18 окажется между резьбами 2 и 17), болт 1 и компенсационная втулка 10 будут неподвижно соединены «застопорены» между собой суммарным фрикционным сопротивлением, в большей степени - суммарной силой трения, включающей силу трения за счет наличия гарантированного натяга - между поверхностями «витков» резьбы 2 болта 1 и резьбы 17 компенсационной втулки 10 по их средним диаметрам «d» и «D», и включающей силу трения за счет наличия слоя герметика между поверхностями «витков» резьбы 2 болта 1 и резьбы 17 компенсационной втулки 10, которое (суммарное фрикционное сопротивление) соответствует, условно обозначим, какому то моменту «стопорения» «Б» и, тогда компенсационная втулка 10 будет иметь возможность, при вращении болта 1 в первом направлении (в частности - в правом) вращаться вместе с ним, а так как, на компенсационной втулке 10 первая соединительная часть 12 выполнена в виде наружной резьбы 13 второго направления (а именно, в частности - левой), то этой своей резьбой (резьбой 13) компенсационная втулка 10 вращаясь по внутренней резьбе 14 второго направления (в частности - левой) гайки 15 начинает вывинчиваться из нее (из гайки 15) в результате того, что момент «закручивания» («выкручивания»), условно обозначенный «Г», между наружной резьбой 13 втулки 10 и внутренней резьбой 14 гайки 15 меньше момента «стопорения» «Б», и перемещаться в направлении к первому компоненту 5 до упора своей опорной головкой 22 в первый компонент 5 со стороны его внутренней поверхности 24 для компенсации зазора «А» между двумя компонентами 5 и 6, что далее, предоставляет возможность болту 1 при последующем его вращении в первом направлении (в частном случае исполнения - в правом) преодолеть фрикционное сопротивление (силу трения) неподвижного соединения между своей наружной резьбой 2 первого направления (в частном случае исполнения - правой) и внутренней резьбой 17 первого направления (в частном случае исполнения - правой) второй соединительной фрикционной части 15 компенсационной втулки 10, т.е. преодолеть момент «стопорения» «Б» и переместиться до упора своей головкой 7, через шайбу 9, в первый компонент 5 со стороны его наружной поверхности 8 для фиксации первого 5 и второго 6 компонентов относительно друг друга.

В заявляемой конструкции устройства компенсации зазоров, с учетом величины фрикционного сопротивления между поверхностями «витков» резьбы 2 болта 1 и резьбы 17 компенсационной втулки 10, (а подробнее, в большей степени - с учетом величины силы трения) за счет наличия гарантированного натяга - между поверхностями «витков» резьбы 2 болта 1 и резьбы 17 компенсационной втулки 10 по их средним диаметрам «d» и «D», применение кольцевого охватывающего участка застывшего слоя герметика 18, нанесенного на наружную резьбу 2 первого направления болта 1, предоставляет возможность достаточно просто и тонко регулировать (доводить до нужной величины в устройстве) фрикционное сопротивление между поверхностями «витков» резьбы 2 болта 1 и резьбы 17 компенсационной втулки 10, (а подробнее, в большей степени предоставляет возможность достаточно просто и тонко регулировать (доводить до нужной величины в устройстве) - величину силы трения между поверхностями «витков» резьбы 2 болта 1 и резьбы 17 компенсационной втулки 10) за счет вариации его (слоя герметика 18) характеристик, а именно, во-первых, путем подбора герметика с определенными свойствами, например, касающихся его уплотнительных характеристик, во-вторых, путем подбора количества герметика (выраженное через его объем, а значит через длину, толщину его кольцевого охватывающего участка его слоя), что позволяет сравнительно легко достичь необходимой величины суммарного фрикционного сопротивления между резьбами болта 1 и компенсационной втулки 10, соответствующей какому то моменту «стопорения» «Б», при котором последние будут неподвижно соединены между собой и, тогда компенсационная втулка 10 будет иметь возможность вывинчиваться из гайки 15 и перемещаться в направлении к первому компоненту 5 до упора своей опорной головкой 22 в первый компонент 5 со стороны его внутренней поверхности 24 для компенсации зазора «А» между двумя компонентами 5 и 6 (как это подробно показано в предыдущем абзаце текста описания), и далее, появляется возможность болту 1 при последующем его вращении в первом направлении (в частном случае исполнения - в правом) преодолеть величину суммарного фрикционного сопротивления (силу трения) неподвижного соединения между своей наружной резьбой 2 первого направления (в частном случае исполнения - правой) и внутренней резьбой 17 первого направления (в частном случае исполнения - правой) второй соединительной фрикционной части 15 компенсационной втулки 10 и переместиться до упора своей головкой 7, через шайбу 9, в первый компонент 5 со стороны его наружной поверхности 8 для фиксации первого 5 и второго 6 компонентов относительно друг друга (как это подробно показано в предыдущем абзаце текста описания), кроме того, при такой конструкции устройства компенсации зазоров, по сравнению с прототипом, появляется возможность применения ее (заявляемой упрощенной конструкции устройства), посредством минимальных изменений характеристик герметика 18 (таких как его уплотнительные характеристики, его количество в кольцевом охватывающем слое), и посредством (возможных, но не обязательных) минимальных изменений величины гарантированного натяга - между поверхностями «витков» резьбы 2 болта 1 и резьбы 17 компенсационной втулки 10 разницей размеров средних диаметров этих резьб, в аналогичных типа-размерных устройствах (т.е. в устройствах, отличающихся только пропорционально измененными размерами их составляющих).

Таким образом, за счет того, что в предложенном техническом решении устройства компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами цилиндрическая боковая стенка компенсационной втулки 10 выполнена цельной, вторая соединительная фрикционная часть 15 компенсационной втулки 10 представляет из себя выполненную на внутренней поверхности ее цилиндрической боковой стенки 11 внутреннюю резьбу 17 первого направления, взаимодействующую в резьбовом соединении с наружной резьбой 2 первого направления болта 1 с гарантированным натягом, а на наружной резьбе 2 первого направления болта 1 расположен кольцевой охватывающий участок застывшего слоя герметика 18, технический результат, заключающийся в упрощение конструкции устройства компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами, и как следствие, упрощение технологии его изготовления, а также, возможность применения такой же упрощенной конструкции устройства в подобных типа-размерных устройствах, в заявляемом изобретении достигается.

Похожие патенты RU2815606C1

название год авторы номер документа
Силовой узел передней части кузова автомобиля 2024
  • Кулагин Владимир Владимирович
  • Великанов Юрий Анатольевич
RU2817907C1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2018
  • Феге, Александр
  • Пер, Ханнес
RU2737870C1
КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ДОПУСКИ МОНТАЖНОЕ УСТРОЙСТВО 2003
  • Стоун Роджер
  • Найт Брайан Расселл
RU2291326C2
БОЛТОВОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ 2020
  • Лебедько Дмитрий Николаевич
RU2740147C1
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2004
  • Стоун Роджер
RU2315209C2
Штемпельный станок-полуавтомат 1990
  • Ершов Сергей Тимофеевич
SU1781085A1
МУФТА С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ С РЕГУЛИРУЕМЫМ ВОЗДУШНЫМ ЗАЗОРОМ 2000
  • Ламб Карл Дж.
RU2259626C2
СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ, В ЧАСТНОСТИ, СО ВСЕСТОРОННИМ СИЛОВЫМ ЗАМЫКАНИЕМ 2008
  • Шнайдер Харальд Норберт
RU2470195C2
РЕГУЛИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ДЕТАЛИ 2018
  • Хайнрикс, Генрих
  • Каре, Михель
  • Стастны, Петр
  • Странский, Иржи
RU2728808C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА С ФИКСИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ С ИНТЕРВАЛОМ ДРУГ К ДРУГУ 2015
  • Хазельбергер Кристоф
  • Каммерер Бернхард
RU2680442C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 815 606 C1

Реферат патента 2024 года Устройство компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит болт с наружной резьбой первого направления, предназначенный для установки в сквозных отверстиях первого и второго компонентов с возможностью упора своей головкой в первый компонент со стороны его наружной поверхности, компенсационную втулку, имеющую на цилиндрической боковой стенке первую соединительную часть, выполненную в виде наружной резьбы второго направления, взаимодействующую с внутренней резьбой того же второго направления гайки, предназначенной для жесткого соединения со вторым компонентом. Компенсационная втулка выполнена со второй соединительной фрикционной частью, взаимодействующей с наружной резьбой первого направления болта. Цилиндрическая боковая стенка компенсационной втулки выполнена цельной. Вторая соединительная фрикционная часть компенсационной втулки представляет из себя выполненную на внутренней поверхности ее цилиндрической боковой стенки внутреннюю резьбу первого направления, взаимодействующую в резьбовом соединении с наружной резьбой первого направления болта с гарантированным натягом. На наружной резьбе первого направления болта расположен кольцевой охватывающий участок застывшего слоя герметика. Технический результат: упрощение конструкции устройства и, как следствие, упрощение технологии его изготовления, а также возможность применения такой же упрощенной конструкции устройства в аналогичных типа-размерных устройствах. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 815 606 C1

1. Устройство компенсации зазоров для автоматической компенсации зазоров между двумя компонентами, содержащее болт с наружной резьбой первого направления, предназначенный для установки в сквозных отверстиях первого и второго компонентов с возможностью упора своей головкой в первый компонент со стороны его наружной поверхности, компенсационную втулку, имеющую на цилиндрической боковой стенке первую соединительную часть, выполненную в виде наружной резьбы второго направления, взаимодействующую с внутренней резьбой того же второго направления гайки, предназначенной для жесткого соединения со вторым компонентом, причем, компенсационная втулка выполнена с второй соединительной фрикционной частью, взаимодействующей с наружной резьбой первого направления болта, отличающееся тем, что цилиндрическая боковая стенка компенсационной втулки выполнена цельной, вторая соединительная фрикционная часть компенсационной втулки представляет из себя выполненную на внутренней поверхности ее цилиндрической боковой стенки внутреннюю резьбу первого направления, взаимодействующую в резьбовом соединении с наружной резьбой первого направления болта с гарантированным натягом, а на наружной резьбе первого направления болта расположен кольцевой охватывающий участок застывшего слоя герметика.

2. Устройство компенсации зазоров по п.1, отличающееся тем, что наружная резьба первого направления болта и внутренняя резьба первого направления компенсационной втулки, в виде которой представлена ее вторая соединительная фрикционная часть, выполнены правыми.

3. Устройство компенсации зазоров по п.1, отличающееся тем, что наружная резьба первого направления болта и внутренняя резьба первого направления компенсационной втулки, в виде которой представлена ее вторая соединительная фрикционная часть, выполнены метрическими.

4. Устройство компенсации зазоров по п.1, отличающееся тем, что наружная резьба второго направления компенсационной втулки и внутренняя резьба второго направления гайки выполнены левыми.

5. Устройство компенсации зазоров по п.1, отличающееся тем, что наружная резьба второго направления компенсационной втулки и внутренняя резьба второго направления гайки выполнены метрическими.

6. Устройство компенсации зазоров по п.1, отличающееся тем, что гайка выполнена с возможностью жесткого соединения со вторым компонентом посредством сварочного шва со стороны его наружной поверхности.

7. Устройство компенсации зазоров по п.1, отличающееся тем, что гарантированный натяг в резьбовом соединении компенсационной втулки с болтом обеспечивается большим средним диаметром наружной резьбы первого направления болта относительно среднего диаметра внутренней резьбы первого направления компенсационной втулки.

8. Устройство компенсации зазоров по п.1, отличающееся тем, что длина кольцевого охватывающего участка застывшего слоя герметика составляет не менее одной трети длины наружной резьбы первого направления болта и расположен он с отступом не более его длины от торца концевого направляющего участка болта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2815606C1

УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН 2003
  • Бугов Хазретали Умарович
  • Егожев Артур Мухамедович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Семенов Лион Хамзетович
  • Соттаев Али Абдулаевич
RU2293225C2
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РАБОЧИХ ОРГАНОВ СИЛОВЫХ МАШИН 2007
  • Бугов Хазретали Умарович
  • Егожев Артур Мухамедович
  • Семенов Лиуан Хамзетович
  • Апажев Аслан Каральбиевич
  • Демьянов Владимир Александрович
RU2349802C1
Резьбовое соединение деталей с односторонним доступом 1981
  • Колкунов Евгений Александрович
  • Мартынов Александр Григорьевич
SU958728A1
Способ герметизации крепежного соединения 1991
  • Воробьев Игорь Андреевич
  • Панфилов Анатолий Николаевич
  • Шалбаян Виталий Армаисович
  • Гринберг Вячеслав Абрамович
SU1834996A3
EP 1304489 B1, 10.08.2005.

RU 2 815 606 C1

Авторы

Кулагин Владимир Владимирович

Великанов Юрий Анатольевич

Даты

2024-03-19Публикация

2023-12-01Подача