СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ Российский патент 2024 года по МПК E01D15/14 

Описание патента на изобретение RU2819053C1

Изобретение относится к области ледотехники и может быть использовано при создании ледяной переправы.

Известен способ создания ледяной грузонесущей платформы, заключающийся в образовании на поверхности льда ребер жесткости, которые создают посредством формирования канавок в ледяном покрове. После чего полученную ледяную поверхность подвергают воздействию отрицательных атмосферных температур воздуха ниже нуля градусов по шкале Цельсия в течение времени, необходимого для образования ледяных наростов подо льдом в местах выработок канавок толщиной, равной толщине ледяного покрова (RU 2141610 С1. 20.11.1999).

Недостатком способа является недостаточное увеличение прочности ледяной переправы, т.к. при его использовании высота образующихся ребер жесткости не может превышать толщину ледяного покрова.

Сущность изобретения заключается в увеличении высоты ребер жесткости, т.е. в увеличении цилиндрической жесткости ледяной пластины.

Технический результат при реализации изобретения заключается в увеличении грузоподъемности ледяной переправы,

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ создания ледяной переправы, включающий образование подо льдом ребер жесткости.

Отличительные: ребра жесткости образуют вдоль всей длины переправы по обеим ее сторонам и на расстоянии от ее оси равном половине ее ширины посредством размещения подо льдом воздухопроводов из теплопроводящего материала в виде труб, каждый из воздухопроводов выполняют в виде длинного участка, длина которого равна длине переправы, и соединенных с ним вертикальных участков, расстояние между которыми не превышает λст/2, где λст - длина волны статического прогиба ледяного покрова от действия статической поперечной нагрузки, при этом свободные концы вертикальных участков размещают над поверхностью ледяного покрова.

Способ осуществляется следующим образом.

По одной стороне ледяной переправы на расстоянии от ее оси равном половине ее ширине и по всей ее длине во льду приготавливают сквозные канавки шириной не менее диаметра, погружаемого в нее воздухопровода. Воздухопровод изготавливают в виде систем труб из длинного и присоединенных перпендикулярно к нему коротких участков. Длина длинного участка равна длине переправы, а длина коротких определяется необходимой глубиной погружения длинного участка воздухопровода. После изготовления воздухопровода все его отверстия заглушают. Затем воздухопровод через приготовленные канавки погружают на глубину, которая будет определять степень увеличения грузоподъемности ледяной переправы и определяется предварительным расчетом. При погружении длинному участку воздухопровода обеспечивают горизонтальное положение, а коротким - вертикальное, при этом короткие участки должны возвышаться над поверхностью ледяного покрова, что обеспечит приток холодного воздуха внутрь воздухопроводов. Замерзание воды в канавках обеспечит его закрепление. Расстояние между вертикальными участками воздухопроводов выбирают из желаемого времени формирования ребер жесткости: чем оно меньше, тем быстрее они сформируются благодаря конвекции воздуха. При этом следует учитывать, что оно не должно превышать половину длины волны статического прогиба ледяного покрова λст от действия статической поперечной нагрузки цилиндрическая жесткость ледяной пластины; ρB - плотность воды; g -ускорение силы тяжести, (см. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 215 с). В этом случае максимальные деформации от прогиба льда между вертикальными участками воздухопроводов из-за веса транспортного средства будут накладываться на выгибы льда, возникающих на двух соседних. В результате суммарные изгибные напряжения, а значит, и разрушающая лед нагрузка уменьшатся.

Затем аналогично поступают с воздуховодами по второй стороне переправы. После полного вмерзания в ледяной покров вертикальных участков воздухопроводов по обеим сторонам переправы заглушки с них снимают одновременно, что обеспечит равномерное нарастание толщины льда по всей поверхности воздухопроводов. При этом горизонтальные участки воздухопроводов оставляют заглушенными. Благодаря конвекции, т.е. движению теплых воздушных масс вверх (воздух в воздухопроводах подо льдом теплее атмосферного), уступая место холодному воздуху, и тому, что воздухопроводы выполняют из теплопроводящего материала, например, из стали, то вся их поверхность начнет покрываться льдом. В результате подо льдом вдоль переправы по ее обеим сторонам возникнут ребра жесткости, что увеличит ее грузоподъемность.

Кроме того, описываемым изобретением достигается дополнительный технический результат, заключающийся в увеличении сил поддержания упругого основания (воды), действующих на ледяной покров. Это происходит благодаря тому, что воздухопроводы и образующиеся ледяные наросты вытесняют воду, увеличивая статическое давление на нижнюю поверхность ледяного покрова, т.е. увеличивают его силы плавучести.

Изобретение поясняется графически, где: на фиг. 1 показано продольное сечение переправы; на фиг. 2 - сечение А-А по фиг. 1.

По одной стороне ледяной переправы 1 на расстоянии от ее оси равном половине ее ширины В, т.е. на расстоянии В/2, и по всей ее длине во льду приготавливают сквозные канавки шириной L не менее диаметра, погружаемого в нее воздухопровода D (фиг. 1, 2). Воздухопровод изготавливают в виде систем труб из длинного 2 и присоединенных перпендикулярно к нему коротких участков 3, расстояния между которыми не должны превышать λст/2 (фиг. 2). Изготовленный воздухопровод через приготовленные канавки шириной L погружают на глубину Н, при этом короткие участки должны возвышаться над поверхностью ледяного покрова на величину h (фиг. 1). Замерзание воды в канавках шириной L обеспечит его закрепление. Затем аналогично поступают с воздухопроводами по второй стороне переправы. В результате подо льдом вдоль переправы по ее обеим сторонам возникнут ребра жесткости 4, что увеличит ее грузоподъемность, т.е. позволит достичь заявленный технический результат.

Похожие патенты RU2819053C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2022
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Ипатов Константин Игоревич
  • Духнов Константин Александрович
RU2795849C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2023
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Чжоу Валентина Юйляновна
RU2819072C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2022
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Жуков Дмитрий Сергеевич
RU2794268C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2014
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Матюшина Анна Александровна
RU2565710C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2023
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Евтушенко Сергей Вячеславович
  • Васильев Алексей Сергеевич
RU2815794C1
Устройство для создания ледяной переправы 2018
  • Козин Виктор Михайлович
RU2695192C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2014
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Матюшина Анна Александровна
RU2565623C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2017
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Баурин Никита Олегович
  • Кожаев Александр Владимирович
  • Канделя Михаил Васильевич
RU2669332C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2022
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Бабашов Даниэль Эльманович
RU2793628C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2023
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Жуков Дмитрий Сергеевич
  • Дубей Олеся Ярославна
RU2819050C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 819 053 C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяной переправы. Подо льдом образуют ребра жесткости, которые формируют вдоль всей длины переправы по обеим ее сторонам и на расстоянии от ее оси, равном половине ее ширины, с помощью размещения подо льдом горизонтальных и соединенных с ними вертикальных участков воздухопроводов из теплопроводящего материала в виде труб. Каждый из воздухопроводов выполняют в виде длинного участка, длина которого равна длине переправы, и соединенных с ним вертикальных участков, расстояние между которыми не превышает λст/2, где λст - длина волны статического прогиба ледяного покрова от действия статической поперечной нагрузки. Свободные концы вертикальных участков размещают над поверхностью ледяного покрова. Это обеспечивает проникновение под ледяной покров атмосферного воздуха с температурой ниже 0°С благодаря его конвекции, что приводит к обледенению воздухопроводов, т. е. к формированию ребер жесткости. Технический результат - увеличение грузоподъемности ледяной переправы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 819 053 C1

Способ создания ледяной переправы, включающий образование подо льдом ребер жесткости, отличающийся тем, что ребра жесткости образуют вдоль всей длины переправы по обеим ее сторонам и на расстоянии от ее оси, равном половине ее ширины, посредством размещения подо льдом воздухопроводов из теплопроводящего материала в виде труб, каждый из воздухопроводов выполняют в виде длинного участка, длина которого равна длине переправы, и соединенных с ним вертикальных участков, расстояние между которыми не превышает λст/2, где λст - длина волны статического прогиба ледяного покрова от действия статической поперечной нагрузки, при этом свободные концы вертикальных участков размещают над поверхностью ледяного покрова.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2819053C1

СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ГРУЗОНЕСУЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ 1997
  • Козин В.М.
  • Кустов А.Н.
  • Морозов В.С.
RU2141610C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ГРУЗОНЕСУЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ 2000
  • Козин В.М.
  • Кустов А.Н.
  • Морозов В.С.
RU2171335C1
КОНСТРУКЦИЯ УСИЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЛЕДОВОГО ПОКРОВА 1990
  • Таланов Борис Петрович
RU2016955C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2018
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Резниченко Алина Юрьевна
RU2695578C1
Способ возведения ледовых сооружений 1983
  • Макаров Виктор Иванович
  • Краснов Юрий Николаевич
SU1124097A1
US 4057967 A1, 15.11.1977.

RU 2 819 053 C1

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Земляк Виталий Леонидович

Чингалаев Сергей Алексеевич

Ипатов Константин Игоревич

Даты

2024-05-13Публикация

2023-08-01Подача