Способ укладки пористо-мастичного асфальтобетона Российский патент 2019 года по МПК E01C7/00 E01C7/35 

Описание патента на изобретение RU2694323C1

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при устройстве и ремонте асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог.

Известен способ устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог, который включает подготовительные работы, укладку нового слоя асфальтобетонной смеси, предварительное, промежуточное и заключительное уплотнение нижнего слоя при температуре не менее 120°С с последующей укладкой, предварительным, промежуточным и заключительным уплотнением верхнего слоя при температуре не менее 120°С на нижний слой, остывший до температуры 100-110°С и слоя износа на верхний слой, остывший до температуры 100-110°С.При этом степень уплотнения нижнего слоя равна 0,92-0,94, верхнего слоя - 0,96-0,98 и слоя износа (патент на изобретение РФ №2601072, опубл. 27.10.2016 г.).

Также известен способ уплотнения горячей асфальтобетонной смеси укаткой посредством дорожного катка включающий уплотнение горячей асфальтобетонной смеси, который содержит четыре рабочих органа, попарно объединенных в две балансирные тележки, смонтированные на поворотных относительно рамы катка платформах, уплотнение осуществляют в виде ряда циклов. Каждый цикл в своей первой половине состоит в том, что тележки располагают по краям уплотняемой полосы и первым проходом укатывают эти края, а последующие проходы выполняют путем смещения тележек навстречу друг другу с перекрытием ранее уплотненной захватки. Завершают первую половину цикла укаткой центральной части полосы при тандемном расположении балансирных тележек. Вторая половина цикла уплотнения состоит в обратном перемещении тележек к краям полосы. Полное уплотнение полосы осуществляют за 2-3 цикла при соблюдении условия перекрытия (патент на изобретение РФ №2509639, опубл. 13.07.2012 г.).

Наиболее близким техническим решением, выбранным заявителем в качестве прототипа, является способ укладки асфальтобетонной смеси, предусматривающий фрезерование старого покрытия с помощью дорожной фрезы, после фрезерования проведение очистки получившегося покрытия и подгрунтовку фрезерованного покрытия битумной эмульсией с расходом эмульсии 0.6-0.9 л/м2 с помощью автогудронатора, приготовление пористо-мастичной асфальтобетонной смеси, ее укладку с помощью асфальтоукладчика (выравнивающая плита должна быть разогрета, а трамбующий брус работать на 80-90%) и выполнение уплотнения тремя гладковальцовыми катками: предварительное уплотнение катком массой 6-8 т (до 6 проходов по следу); средний каток 8-12 т (8-10 проходов) и окончательная укатка катком массой 10-18 т (4-6 проходов), (Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона. TP 103-07, Москва 2007. См. Приложение к заявке).

Недостатком данного способа является то, что данная технология приводит к невысокому темпу строительства автомобильных дорог.

Технической задачей заявляемого изобретения является увеличение производительности дорожных работ, уменьшение экономических затрат и возможность работ при отрицательных температурах.

Достигаемый технический результат - сокращение времени на производство работ.

Дополнительный технический результат - удлинение строительного сезона.

Техническая задача достигается тем, что способ укладки пористо-мастичного асфальтобетона предусматривающий фрезерование старого покрытия с помощью дорожной фрезы, после фрезерования проведение очистки получившегося покрытия и подгрунтовку фрезерованного покрытия битумной эмульсией с помощью автогудронатора, приготовление пористо-мастичной асфальтобетонной смеси и ее укладку отличающийся тем, что подгрунтовка производится с расходом эмульсии 0.2-0.3 л/м2, укладка производится асфальтоукладчиком при отключенной виброплите, при этом трамбующий брус асфальтоукладчика используется только на 20- 30%, после этого полученная поверхность ранжируется легким катком массой 2-3 тонны за 1-2 прохода по следу, причем каток должен идти сразу за асфальтоукладчиком на минимально допустимом расстоянии от него.

Сравнение заявляемого решения с прототипом показывает, что оно отличается следующими признаками:

- данный метод позволяет открыть движение по построенному участку через 1,5-2 часа (при существующих технологиях через сутки);

- подгрунтовка производится с расходом эмульсии 0.2-0.3 л/м;

- укладка производится асфальтоукладчиком при отключенной виброплите;

- трамбующий брус асфальтоукладчика используется только на 20-30%;

- полученная поверхность ранжируется легким катком массой 2-3 тонны за 1-2 прохода по следу;

- каток должен идти сразу за асфальтоукладчиком на минимально допустимом расстоянии от него.

Поэтому можно предположить, что заявляемое изобретение соответствует критерию «новизна».

Изобретение может быть реализовано с использованием известной дорожной техники, поэтому оно соответствует критерию «промышленная применимость».

При проведении патентно-информационных исследований заявляемая совокупность признаков выявлена не была, поэтому заявляемое техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».

На фиг. 1 показана срезка старого покрытия дорожной фрезой, на фиг. 2 показана очистка сфрезерованной площадки, на фиг. 3 показано подгрунтованное покрытие, на фиг. 4 показана укладка пористо-мастичной асфальтобетонной смеси, на фиг. 5 показано ранжирование покрытия, на фиг. 6 показан след от проезда грузовика после 1.5 часа после укладки, на фиг. 7 показан керн с участка площадки.

Отработка технологии укладки пористо-мастичного асфальтобетона по заявляемому изобретению была проведены на базе ОАО «Трест УТСС» в г. Екатеринбурге на специально отведенной площадке.

На площадке были проведены следующие операции.

Фрезерование старого покрытия с помощью дорожной фрезы (в нашем случае была применена дорожная фреза Wirtgen W200) и автосамосвала для перевозки срезанного асфальтобетонного покрытия (автосамосвал Камаз 6520). Размеры фрезерованного покрытия: ширина 3,3 метра, длина 60 метров и толщина 0,05 метра. После фрезерования произведена очистка покрытия с помощью трактора МТЗ на котором установлена дорожная щетка Agrometall КМ-Р 2300 UZ. Затем проведена подгрунтовка фрезерованного покрытия битумной эмульсией с расходом 0,2-0,3 л/м с помощью автогудронатора на базе автомобиля Камаз.

Приготовление смеси производилось на асфальтобетонном заводе BENNINGHOVEN с микропроцессорной системой управления.

Приготовление смеси выполняли по следующей технологии:

1) Адгезионная добавка АМДОР ТС-1, (подается не разогретой) в количестве 0,3% от массы битума, битум разогревается до 150°С;

2) Подача каменных материалов, согласно ГОСТ разогретых до температуры 230-240°С;

3) Подача стабилизирующей добавки Стилобит (не разогретой), состоящей из асбестового волокна, способствующего созданию структуры ПМА, после предварительное перемешивание;

4) Подача минерального порошка согласно ГОСТ из карбонатных пород (запрещается замена порошковыми отходами производства и полная или частичная замена пылью очистных фильтров асфальтосмесительных установок) и также предварительное перемешивание;

5) Подача битума с адгезионной добавкой;

6) Перемешивание всех материалов;

7) Время приготовления одного замеса - 70 с;

8) Температура смеси на выходе - 190-200°С.

Далее производилась укладка пористо-мастичной асфальтобетонной смеси. Для этого использовали автосамосвал HOWO, асфальтоукладчик марки Dynapac SD2550 С и гладковальцовый каток Dynapac массой 3 тонны:

1) Погрузка смеси из бункера асфальтобетонного завода в кузов автосамосвала HOWO и доставка до места укладки;

2) В момент доставки смеси до места производится нагрев разглаживающей плиты асфальтоукладчика;

3) Плавная разгрузка пористо-мастичной асфальтобетонной смеси (температура смеси в момент укладки (180-190°С) в бункер асфальтоукладчика Dynapac SD2550 и начало укладки смеси (виброплита асфальтоукладчика должна быть отключена; трамбующий брус использован на 20-30%);

4) После того как асфальтоукладчик прошел от начала участка не менее чем на 10 м производится ранжирование (выравнивание) покрытия гладковальцовым катком Dynapac (массой 3 тонны) за 1 -2 прохода по следу;

5) Открытие движения, возможно, было при температуре покрытия <60°С (примерно через 1-1.5 часа после окончания укладки).

На опытном участке на четвертый день после укладки пористо-мастичной асфальтобетонной смеси были взяты керны на испытания. Керны испытывали на среднюю плотность, водонасыщение и коэффициент уплотнения (по ГОСТам не менее 0,99) в лабораторных условиях.

Опытный участок - (6,2% битума): сцепление верхнего слоя с фрезерованным покрытием обеспеченно. Результаты испытаний приведены в таблице.

Результаты испытаний показали, что производительность работ по данной технологии, за счет сокращения времени, на укладку увеличивается на 60-70% (в 7-8 раз).

Дополнительные испытания также показали, что такие работы, возможно, проводить при температуре воздуха до (- 10°С) с достижением заданных параметров дорожного покрытия.

Таким образом, заявляемое изобретение позволяет существенно уменьшить экономические трудозатраты, увеличить строительный сезон (за счет укладки смеси до -10°С), а также увеличить скорость производства работ.

Похожие патенты RU2694323C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Селиванов Н.П.
RU2140479C1
СПОСОБ ЯМОЧНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2013
  • Ермилов Александр Александрович
RU2536517C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Арутюнов В.С.
  • Браславский В.Д.
  • Карасева Н.С.
  • Коган Р.А.
  • Новиков А.А.
  • Пешков А.С.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
RU2135672C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ 1998
  • Коган Р.А.
  • Селиванов В.Н.
  • Селиванов С.Н.
  • Юмашев В.М.
RU2135671C1
Способ ремонта дорожного покрытия 2019
  • Трибунский Михаил Михайлович
  • Овчинников Игорь Георгиевич
  • Овчинников Илья Игоревич
RU2710585C1
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА 1998
  • Бельская Р.И.
  • Жаров В.А.
  • Истомин В.С.
  • Каверин В.А.
  • Каспаров В.А.
  • Коротков Ю.В.
  • Корсак А.Б.
  • Кузьмин А.В.
  • Лукьянов Н.В.
  • Муравин Г.И.
  • Павлов Н.В.
  • Панкина С.Ф.
  • Пешков А.С.
  • Паламарчук Г.А.
  • Росляк Ю.В.
  • Самохвалова О.И.
  • Самсонов А.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Чуверина С.Г.
RU2140480C1
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА 1998
  • Брежнев В.А.
  • Гусев Б.В.
  • Лужков Ю.М.
  • Никольский Б.В.
  • Селиванов Н.П.
RU2135670C1
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК 1999
  • Пермяков В.Б.
  • Иванов В.Н.
  • Мартенс А.Г.
RU2164974C2
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЯ ГОРОДСКИХ ДОРОГ 2013
  • Ермилов Александр Александрович
RU2536542C1
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ И УКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД 2011
  • Грачева Ирина Валентиновна
  • Гусев Николай Константинович
  • Дубина Сергей Иванович
  • Максимов Александр Трофимович
  • Пичугов Игорь Анатольевич
  • Попович Алексей Константинович
  • Собко Геннадий Иванович
RU2471914C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 694 323 C1

Реферат патента 2019 года Способ укладки пористо-мастичного асфальтобетона

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при устройстве и ремонте асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Техническая задача - увеличение производительности дорожных работ, уменьшение экономических затрат и возможность работ при отрицательных температурах. Представлен способ укладки пористо-мастичного асфальтобетона, при котором осуществляют фрезерование старого покрытия с помощью дорожной фрезы, после фрезерования проводят очистку получившегося покрытия и подгрунтовку фрезерованного покрытия битумной эмульсией с помощью автогудронатора, приготавливают пористо-мастичную асфальтобетонную смесь с последующей ее укладкой. Подгрунтовка производится с расходом эмульсии 0.2-0.3 л/м2, укладка производится асфальтоукладчиком при отключенной виброплите, при этом трамбующий брус асфальтоукладчика используется только на 20-30%, после этого полученная поверхность ранжируется легким катком за 1-2 прохода по следу, причем каток должен идти сразу за асфальтоукладчиком на минимально допустимом расстоянии от него. 2 табл., 7 ил.

Формула изобретения RU 2 694 323 C1

Способ укладки пористо-мастичного асфальтобетона, предусматривающий фрезерование старого покрытия с помощью дорожной фрезы, после фрезерования проведение очистки получившегося покрытия и подгрунтовки фрезерованного покрытия битумной эмульсией с помощью автогудронатора, приготовление пористо-мастичной асфальтобетонной смеси и ее укладку, отличающийся тем, что подгрунтовку производят с расходом эмульсии 0.2-0.3 л/м2, укладку производят асфальтоукладчиком при отключенной виброплите, при этом трамбующий брус асфальтоукладчика используют только на 20-30%, после этого полученную поверхность ранжируют легким катком за 1-2 прохода по следу, причем каток должен идти сразу за асфальтоукладчиком на минимально допустимом расстоянии от него.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2694323C1

Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона
Клапанный регулятор для паровозов 1919
  • Аржанников А.М.
SU103A1
ГУП НИИМосстрой
Москва, 2007
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ ГОРЯЧЕЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ УКАТКОЙ ПОСРЕДСТВОМ ДОРОЖНОГО КАТКА 2012
  • Тарантин Сергей Анатольевич
  • Деникин Эрнст Иванович
  • Нетеса Юрий Дмитриевич
  • Шестопалов Александр Андреевич
RU2509839C2
СПОСОБ УСТРОЙСТВА АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ 2015
  • Зорин Владимир Александрович
  • Котлярский Эдуард Владимирович
  • Косенко Екатерина Александровна
RU2601072C1
Штамп для формовки уплотнительных шайб 1959
  • Елескин Г.С.
SU131738A1
Устройство для крепления якоря поляризованных и электромагнитных механизмов 1958
  • Макарова Т.В.
  • Ройзен В.З.
SU121515A1
US 5741085 A1, 21.04.1998.

RU 2 694 323 C1

Авторы

Булдаков Сергей Иванович

Распутин Александр Игоревич

Моор Евгений Владимирович

Малиновских Михаил Дмитриевич

Тюменцев Владимир Яковлевич

Даты

2019-07-11Публикация

2018-04-09Подача