1
Изобретение относится к области машиаюс троения.
Известны дисковые колодочные тормоза, содержащие кронштейн и скользящую скобу с колодками, охватывающую участок тормозного диска. Кронштейн со скобой связаны подвижным соединением, выполненным в виде пальца, установленного в отверстии скобы и болта, размещенного в соосном отверстии кронштейна, однако, известное
устройство не обеспечивает компенсацию несоосности пальцевого соединения и поэтому недостаточно надежно.
Цепью данного изобретения является повыщение надежности тормоза, которое
обеспечивается за счет того, что палец установлен с возможностью скольжения в отверстии скобы (кронштейна), связан с ней посредством эластичных защитных колец, прикрепленных к ним своими кромками, и навинчен на болт, прижимающий его к торцу кронштейна (скобы) и установленный в соосном отверстии последнего с зазором. Отверстие под палец может быть сквозным или глухим. Если отверстие глухо
то для обеспечения выхода воздуха из него в пальце выполняют осевой и радиальные каналы. На палец может быть надето фрикционное кольцо, обеспечивающее регулировку тормозного зазора. Для компенсации несоосности скобы и кронштейна на палец надета упругая втулка.
Пальцевое соединение может быть одно или два, пересекает плоскость вращения диска, либо расположено по одну сторону от него.
На фиг. 1 изображен предлагаемый тормоз, вид сверху с частичным разрезом; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 то же, вид сбоку;на фиг. 4-8 - варианты выполнения пальцевого соединения между скобой и кронштейном.
Кронштейн 1 имеет основание 2 и плеч 3, расположенные над тормозным диском. U - образная скоба 4 имеет радиальные ножки 5 и 6, соединенные перемычкой 7. Ножки 5 и 6 скобы несут на себе комплекты фрикционных накладок, предназначенных для сцепления с обеими рабочими поверхностми тормозного диска (не показан). В ной ножке скобы усгановпено два гидроци. пиндра 8, воздействующих на поршни, которые перемещают фрикционньге накладки до сцепления с поверхностью тормозного диска Вследствие реакции, получающейся при сцеплении фрикционных накладок с тормоз ным диском, скоба скользит по опорному кро штейну, обеспечивая сцепление второго ком плекта накладок с противоположной поверхностью тормозного диска. Для осуществления требуемого появиж ного соединения между опорным кронштейном и скобой, последняя выполнена с распо ложенными по окружности выступами 9, каждый из которых заканчивается направле ной вдоль оси 10. Бобышки 10 имеют осевые отверстия 11, Каждое такое отверстие соосно соответствующему осевом отверстию 12, образованному в соседнем плече 3 опорного кронштейна 1. В каждом отверстии 12 опорного кронштей на размещен стержень 13 болта 14, который проходит сквозь это отверстие. Выступающая из отверстия 12 часть 15 болта имеет резьбу и находится в сцеплении с внутренним резьбовым участком пальца 16 по наружной поверхности которого может скользить бобышка 10 скобы. Защитные резиновые или пластмассовые кольца 17 охватывают палец 16 и каждый конец бобышки 10, в которой расположен палец для того, чтобы предотвратить попадание грязи и влаги и удержать палец в бобышке. Благодаря такому соединению скобу уст навливают точно в ее установочном положе нии путем ввинчивания болта 14 в палец 16 до плотного прижатия пальца к торцовым поверхностям плечей 3 опорного кронштейна. Снимают скобу 4 с опорного кронштейна для замены накладок путем вывинчивания болта 14 и вынимания скобы из зева, образованного между плечом 3 опорного кронштейна. Пальцы 16 всегда остаются внутри скобы, так что поверхности скол жения никогда на разъединяются. Но для предохранения уплотняющих колец 17 при установке скобы 4 на опорный кронштейн 1 и при снятии ее с кронштейна необходим предотвратить вращение пальцев, для чего (фиг. 1) они выполнены с отверстиями 18 на вьютупающем конце 19 в которые може быть вставлен простой инструмент, например отвертка или стержень, взятые в качестве рычага. Втулка может быть снабже на буртиком, который входит в сцепление с инструментом, например гаечным ключом благодаря чему вращение втулки может быть предотвращено. Палец 16 может быть установлен по скользящей посадке в отверстии опорного кронштейна и выступающий из отверстия его конец имеет головку 2.0 большего диаметра. Выступающий конец аальда выполнен осевым глухим резьбовым отверстием для зажимного болта 13, проходящего сквозь бобышку 10 скобы. На противоположном конце пальца 16 имеется участок 21 меньшего диаметра, на котором установлено фрикционное кольцо 22,закрепленное посредством шайбы 23 и стопорной гайки 24, причем между фрикционным кольцом 22 и шайбой 23 установлены затылок в затылок тарельчатые пружины 25. Таким образом, при работе тормоза; когда изнашиваются тормозные накладки {не показаны), скоба и, слецовательно, палец 16 перемещается влево (по чертежу); но при освобождении тормоза скоба вновь зо&врашается на свое место пружинами 25. Од нако, когда износ накладок превысит задан™ ную величину, стопорная гайка 24 передвинет фрикционное кольпо 22, в результате чего скоба займет новое положение, сохраняя таким образом для гидродвигателя условия, необходимые для осуществления полно го торможения. Палец 16 может быть расположен в глу хом отверстии 11 (фиг. 5) опорного кронштейна. В результате для предотвраш.ения пов ерхностей скольжения пальца и крошлтейяа от грязи и влаги требуется только одно уплотнительное кольцо 17, но в этом случае палец 16 выполнен с осевым отверстием 26, сообщающимся с радиальным отверстием, образованным на внутреннем конце пальца, имеющем уменьшенный диаметр, что позволяет воздуху легко выходить из отверстия 11 при первоначальной установке пальца. Скоба может быть выполнена с участком, охватывающим опорный кронштейн с двух сторон (фиг. 6) и иметь бобышки 10 с кан4 дои стороны кронштейна. Палец проходит сквозь отверстие опорного кронщтейна, выступая с каждой его стороны. При этом ка дый конец пальца имеет осевое резьбовое отверстие для зажимных болтов 13, проходящих сквозь соответствующую бобышку скобы, благодаря скоба может иметь опору с обеих сторон опорного кронштейна. Палец 16 может входить в увеличенное по сравнению с его диаметром глухое отверстие 11 (фиг. 7) и иметь упругую втулку 27,например из пластмассы, которая расположена между буртиком 28, образованным на пальце, и шайбой 29, прикрепленной к торцу пальца. Упругие втулки 27 служат для компенсации несоосности отверстий в скобе и з опорном кронштейне, которая может возникнуть вследствие изгибания опорного кронштейна при предельном нагружении тормоза. Скоба может быть выполнена неразъем ной, при этом ее наружная ножка отрезана дпя возможности механической обработки отверстий гидроципиндров без разрезания скобы (фиг. 8), В данном варианте пальцевые соединени расположены позади наклашси, непосредстве но приводимой в действие. При этом пальцы могут быть сближены настолько, чтобы они находились в пределах окружности диска, что уменьшает окружные размеры скобы и опорного кронштейна. За исключением расположения пальцев относительно накладок, средства, при помощи которых скоба установлена на опорном кронштейне, подобны предыдущим. Одним из преимуществ данного варианта является то, что центр тяжести лежит в пределах длины пальцев благодаря чему скоба лучше уравновешена. рмула изобретения 1, Дисковый колодочный тормоз, содержащий кронштейн и скользящую скобу, охватывающую участок тормозного диска, соединенные при помощи пальца и болта, о тличающийся тем, что, с целью повышения надежности соединения, палец установлен с возможностью скольжения в отверстии скобы (кронштейна), связан с не посредством эластичных защитных колец. прикрепленных к ним своими кромками, и навинчен на болт, прижимающий его к торцу кронштейна (скобы) и установленный в соосном отверстии последнего с зазором. 2.Тормоз по п. 1,отличающийс я тем, что отверстие под палец выполнено сквозным. 3.Тормоз по п. 1,отличающийс я тем, что отверстие под палец выполнено глухим. 4.Тормоз поп. 3,отличающийс я тем, что палец имеет осевой и радиальный каналы, обеспечивающие выход воздуха из глухого отверстия. 5.Тормоз по пп. 1-4, отличающийся тем, что на палец надето фрикционное подпружиненное кольцо, обеспечивающее регулировку тормозного зазора. 6.Тормоз по пп. 1-5, отли чающийся тем, что на палец надета упругая втулка. 7.Тормоз по пп. 1-6, отличающий с я тем, что он снабжен дополнительным соединением, установленным симметрично основному. 8.Тормоз по пп. 1-7, отличающийся тем, что ось соединения пересечена плоскостью вращения диска, 9.Тормоз по пп. 1-7, отличающийся тем, что соединение расположеНо по одну сторону от плоскости вращения тормозного диска.
w
17
/4
7
12
13
iy
19
fS 16 11 10
иг.2 - Фш.З
Puz.f
IB22 25
20 n J511
13 / / ill Ю
rn
J6 26 42.5
fPu2.6 /////////////////
Авторы
Даты
1976-11-05—Публикация
1972-03-28—Подача