Предлагаемое изобретение относится к транспортным средствам с гусеничной лентой, а именно к той их части, которая не оборудована местами для пассажиров и водителя, эффективно может быть использовано для буксировки прицепа по пересеченной местности в любое время года.
Известен мотобуксировщик, содержащий гусеничную ленту, натянутую между валом с приводными звездочками и осью с натяжными звездочками, между которыми расположена внутренняя опора гусеничной ленты в виде склизов с амортизаторами, которые равномерно распределены по всей опорной длине внутренней поверхности гусеничной ленты. Имеется рама, на которой установлены внутренняя опора гусеничной ленты, ось с натяжными звездочками и вал с приводными звездочками, сверху в задней части расположен двигатель, трансмиссия с передачей вращения посредством цепи на вал с приводным звездочками. Сзади рамы расположено прицепное устройство, имеющее степень свободы на изгиб как минимум в вертикальной плоскости (пат. РФ на полезную модель №108407, МПК B62M27/02, B62D51/00, B62D55/07, B62D55/04, A63C11/10, опубл. 20.09.2011, бюл. №26).
Недостатком данного устройства является загромождение пространства внутри гусеничной ленты ее внутренней опорой и амортизаторами. Расположенные по длине внутренней поверхности гусеничной ленты склизы значительно утяжеляют конструкцию и препятствуют выходу наружу снегу или грунту, попавшему во внутреннее пространство гусеничной ленты, где происходит их накопление, что еще больше увеличивает передвигаемый вес. Поэтому возрастает сопротивление движению и уменьшается свободная сила тяги, а также повышается нагрузка на трансмиссию, у которой быстроизнашиваемой частью является цепная передача. При отрицательных температурах мокрый снег (шуга), накапливаясь во внутреннем пространстве гусеничной ленты, при замерзании может приводить к потере способности передвигаться. Склизовые опоры вызывают неспособность гусеничной ленты облегать преодолеваемые препятствия. Все это приводит повышению динамических нагрузок, сопротивления передвижению и уменьшению силы сцепления при преодолении неровностей почвы.
Известен мотобуксировщик, содержащий гусеничную ленту натянутую между валом с приводными звездочками и осью с натяжными звездочками, между которыми расположена внутренняя опора гусеничной ленты в виде катков увеличенного диаметра без амортизаторов, которые установлены только в средней части внутренней поверхности гусеничной ленты. Имеется рама, на которой установлены внутренняя опора гусеничной ленты, ось с натяжными звездочками и вал с приводными звездочками, сверху спереди расположен двигатель, трансмиссия с передачей вращения посредством цепи на вал с приводным звездочками (пат. РФ на полезную модель №144805, МПК B62D55/00, B62D53/00, опубл. 27.08.2014, бюл. №24).
В данном устройстве отсутствие амортизаторов облегчает конструкцию, а освобождение пространства для выхода снега или грунта достигнуто благодаря увеличенному диаметру опорных катков, что увеличивает высоту центра тяжести и ухудшает развесовку конструкции, снижая ее устойчивость. При этом от катков на раму с впереди расположенным двигателем передаются значительные динамические нагрузки при передвижении по неровностям.
Известен мотобуксировщик, содержащий гусеничную ленту, натянутую между валом с приводными звездочками и осью с натяжными звездочками, между которыми в передней и средней частях расположена внутренняя склизовая опора гусеничной ленты с амортизаторами. Имеется рама, на которой установлены внутренняя опора гусеничной ленты, ось с натяжными звездочками и вал с приводными звездочками, сверху в передней части расположен двигатель, трансмиссия с передачей вращения посредством цепи на вал с приводным звездочками, а сзади расположено прицепное устройство, имеющее степень свободы на изгиб как минимум в вертикальной плоскости. Имеется свободная от внутренней опоры часть внутренней поверхности гусеничной ленты, расположенная только перед набеганием на звездочки, находящиеся сзади от направления переднего хода. Эта конструкция принята за прототип (пат. РФ на полезную модель №153611, МПК B62D55/00, опубл. 27.07.2015, бюл. №21).
В данном устройстве освобожден выход снега или грязи из внутреннего пространства гусеничной ленты в задней части длинны рабочей ветви гусеничной ленты, непосредственно перед набеганием на звездочки, находящиеся сзади от направления переднего хода, но имеются следующие недостатки. Снег или грязь накапливаясь в передней и средней частях, загроможденных склизами, поступают в заднюю меньшую часть длинны рабочей ветви гусеничной ленты и только откуда в меньшей части ее рабочей ветви выходят наружу, а значит скапливаются в большом количестве. Двигатель, расположенный в передней части, при наезде на препятствия передним ходом испытывает смягченные амортизаторами удары, но громоздкие и эффективные амортизаторы добавляют вес конструкции. Склизовые опоры вызывают неспособность гусеничной ленты облегать преодолеваемые препятствия, что также будет происходить и при катковых опорах, расположенных на большей части длинны гусеничной ленты. Все это приводит повышению динамических нагрузок, сопротивления передвижению и уменьшению силы сцепления при преодолении неровностей почвы.
Задачей предлагаемого изобретения является улучшение эксплуатационных свойств мотобуксировщика путем одновременного достижения улучшения развесовки конструкции и уменьшения динамических нагрузок, улучшения сцепления гусеничной ленты с препятствиями и уменьшения накопления грязи и снега во внутреннем пространстве гусеничной ленты.
Для достижения указанного технического результата в мотобуксировщике, содержащем гусеничную ленту, натянутую между валом с приводными звездочками и осью с натяжными звездочками, между которыми расположена внутренняя опора гусеничной ленты, раму, на которой установлены внутренняя опора гусеничной ленты, ось с натяжными звездочками и вал с приводными звездочками, сверху расположен двигатель, трансмиссия с передачей вращения посредством цепи на вал с приводным звездочками, а сзади расположено прицепное устройство, имеющее степень свободы на изгиб как минимум в вертикальной плоскости, свободную от внутренней опоры часть внутренней поверхности гусеничной ленты, расположенную непосредственно перед набеганием на звездочки, находящиеся сзади от направления переднего хода, применены следующие новые признаки.
Внутренняя опора гусеничной ленты расположена только в передней от направления переднего хода ее половине и занимает меньшую часть длины ее рабочей ветви, вал с приводными звездочками расположен сзади от направления переднего хода, двигатель расположен в задней от направления переднего хода части рамы таким образом, что его вес создает относительно внутренней опоры гусеничной ленты момент силы, придавливающий сверху вал с приводными звездочками.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 изображен мотобуксировщик в момент встречи его передней части с препятствием в виде возвышенности; на фиг. 2 – в момент наезда задней частью на локальный выступ.
Мотобуксировщик содержит гусеничную ленту 1, натянутую между валом с приводными звездочками 2 и осью с натяжными звездочками 3, между которыми расположена внутренняя опора 4 гусеничной ленты 1. Внутренняя опора 4 может представлять собой, например, склизовую опору или катковую опору, с амортизаторами, балансирами или без них.
Имеется рама 5, на которой установлены внутренняя опора 4 гусеничной ленты 1, ось с натяжными звездочками 3 и вал с приводными звездочками 2. Сверху на раме 5 расположен двигатель 6, трансмиссия 7 с передачей вращения посредством цепи на вал с приводным звездочками 2. Трансмиссия 7, при необходимости, может быт выполнена с многоступенчатым редуктором, вариатором, с задней передачей. Сзади на раме расположено прицепное устройство 8, имеющее степень свободы на изгиб как минимум в вертикальной плоскости, например шаровая опора, к которой может крепится буксируемый прицеп (не является частью устройства), например в виде волокуш 9, либо колесный прицеп. Рулевое устройство на чертежах не показано и может быть выполнено как у большинства мотобуксировщиков при помощи рулевого рычага.
Имеется свободная от внутренней опоры 4 часть внутренней поверхности гусеничной ленты 1, расположенная непосредственно перед набеганием на приводные звездочки 2, находящиеся сзади от направления переднего хода. Для этого внутренняя опора 4 гусеничной ленты 1 расположена только в передней от направления переднего хода ее половине и занимает меньшую часть длины ее рабочей ветви.
Двигатель 6 расположен в задней от направления переднего хода части рамы 5 таким образом, что его вес создает относительно внутренней опоры 4 гусеничной ленты 1 момент силы, придавливающий сверху вал с приводными звездочками 2.
Работает мотобуксировщик следующим образом.
Двигатель 6, посредством трансмиссии 7, передает крутящий момент на вал с приводными звездочками 2, от которого на раму 5 передается толкающая сила, оставшаяся от преодоления сопротивления движению часть которой, является свободной силой тяги, которая через прицепное устройство 8 совершает полезную работу по передвижению волокуш 9.
Вес мотобуксировщика передается на почву гусеничной лентой 1 через вал с приводными звездочками 2, ось с натяжными звездочками 3 и внутреннюю опору 4, а также на неровностях почвы свободной от внутренней опоры 4 частью гусеничной ленты 1 благодаря ее натяжению и упругости.
Передний ход мотобуксировщика применяется более часто, либо является единственным направлением реализации силы тяги, и является наиболее значимым ввиду большей скорости, а значит главного источника динамических нагрузок. При наезде мотобуксировщика на возвышенность передней от направления переднего хода частью (фиг. 1) происходит более легкий ее подъем, так как двигатель 6 расположен в задней от направления переднего хода части, а значит устройство имеет более благоприятную для амортизации развесовку и испытывает меньшие динамические нагрузки. Такое расположение двигателя 6 также способствует меньшему погружению передней части гусеничной ленты 1 в мягкий грунт или снег, а значит повышает проходимость мотобуксировщика, создавая для этого необходимый угол атаки.
Из-за того, что двигатель 6 расположен в задней от направления переднего хода части рамы 5 таким образом, что его вес создает относительно внутренней опоры 4 гусеничной ленты 1 момент силы, придавливающий сверху вал с приводными звездочками 2, при наезде частью гусеничной ленты 1, свободной от внутренней опоры 4, гусеничная лента 1 амортизирует силы инерции расположенного сзади двигателя 6 (фиг. 2). При этом расположение двигателя 6 в задней от направления переднего хода части рамы 5 упрощает коротким плечом передачу вращения на вал с приводными звездочками 2, которые также расположены сзади. В свою очередь, расположение вала с приводными звездочками 2 сзади от направления переднего хода способствует натяжению от двигателя 6 рабочей ветви гусеничной ленты 1, что увеличивает ее амортизирующую способность, уменьшая обратный прогиб. При преодолении препятствий в виде возвышенностей повышается сопротивление движению, а значит увеличивается натяжение приводным валом со звездочками 2 гусеничной ленты 1, что способствует повышению ее амортизирующих свойств в нужный момент. Образуемый обратный прогиб гусеничной ленты 1 при наезде на возвышенность в большой части, свободной от внутренних опор 4, способствует охватыванию данного препятствия гусеничной лентой 1 с передачей большой сцепного веса силами ее большой упругости и натяжения от вала с приводными звездочками 2, что способствует хорошему сцеплению и повышению проходимости. Наличие прицепного устройства 8, которое имеет степень свободы на изгиб как минимум в вертикальной плоскости, также является существенным и необходимым в данном устройстве, так как жесткой базы мотобуксировщика и волокуш 9 не образуется рама 5 легко совершает амортизационные движения и гусеничная лента 1 имеет лучший контакт с преодолеваемым препятствием, повторяя ее возвышенности. Освобождение улучшающей амортизацию части гусеничной ленты 1 от внутренних опор 4 одновременно способствует снижению веса конструкции, а значит уменьшению сопротивления движению и повышению проходимости. Из-за увеличенной амортизирующей способности гусеничной ленты 1 и благоприятной развесовки конструкции, не увеличивая динамические нагрузки, нет необходимости в применении громоздких и тяжелых амортизаторов, либо их вообще можно не применять, что уменьшает вес конструкции.
Мягкий грунт или снег при передвижении с погружением в него гусеничной ленты 1 стремится попасть в ее внутренне пространство в большей степени в переднее ее части, которая создает углубление и расталкивает его борта в грунте или снеге. Но из-за того, что в передней части расположена внутренняя опора 4, попадание туда снега или грунта затруднено. Из-за того, что внутренная опора 4 расположена только в передней от направления переднего хода половине гусеничной ленты 1 и занимает меньшую часть длины ее рабочей ветви, все же попавший во внутреннее пространство гусеничной ленты 1 грунт или снег имеет возможность выхода в задней ее половине, где уже образовано более широкое углубление в грунте или снеге, поэтому сопротивление для попадания грязи и снега во внутреннее пространство гусеничной ленты 1 больше, чем для их выноса наружу, и там они не накапливаются в большом количестве и не создают дополнительного сопротивления движению мотобуксировщика.
Таким образом, происходит улучшение эксплуатационных свойств мотобуксировщика, а именно снижаются динамические нагрузки, уменьшается сопротивление движению и повышается проходимость.
Изобретение относится к транспортным средствам с гусеничной лентой. Мотобуксировщик содержит гусеничную ленту (1), натянутую между валом с приводными звездочками (2) и осью с натяжными звездочками (3), между которыми расположена внутренняя опора (4) гусеничной ленты (1). На раме (5) установлены внутренняя опора (4) гусеничной ленты (1), ось с натяжными звездочками (2) и вал с приводными звездочками (3), сверху расположен двигатель (6), трансмиссия с передачей вращения посредством цепи (7) на вал с приводным звездочками (2). Сзади на раме (5) расположено прицепное устройство (8), имеющее степень свободы на изгиб как минимум в вертикальной плоскости. Свободная от внутренней опоры (4) часть внутренней поверхности гусеничной ленты (1) расположена непосредственно перед набеганием на звездочки (2), расположенные сзади от направления переднего хода. Внутренняя опора гусеничной ленты (1) расположена только в передней от направления переднего хода ее половине и занимает меньшую часть длины ее рабочей ветви. Двигатель (6) расположен в задней от направления переднего хода части рамы (5) таким образом, что его вес создает относительно внутренней опоры (4) гусеничной ленты (1) момент силы, придавливающий сверху вал с приводными звездочками (2). Достигается улучшение эксплуатационных свойства путем одновременного достижения улучшения развесовки конструкции и уменьшения динамических нагрузок, улучшения сцепления гусеничной ленты с препятствиями и уменьшения накопления грязи и снега во внутреннем пространстве гусеничной ленты. 2 ил.
Мотобуксировщик, содержащий гусеничную ленту, натянутую между валом с приводными звездочками и осью с натяжными звездочками, между которыми расположена внутренняя опора гусеничной ленты, раму, на которой установлены внутренняя опора гусеничной ленты, ось с натяжными звездочками и вал с приводными звездочками, сверху расположен двигатель, трансмиссия с передачей вращения посредством цепи на вал с приводным звездочками, а сзади расположено прицепное устройство, имеющее степень свободы на изгиб как минимум в вертикальной плоскости, свободную от внутренней опоры часть внутренней поверхности гусеничной ленты, расположенную непосредственно перед набеганием на звездочки, находящиеся сзади от направления переднего хода, отличающийся тем, что внутренняя опора гусеничной ленты расположена только в передней от направления переднего хода ее половине и занимает меньшую часть длины ее рабочей ветви, вал с приводными звездочками расположен сзади от направления переднего хода, двигатель расположен в задней от направления переднего хода части рамы таким образом, что его вес создает относительно внутренней опоры гусеничной ленты момент силы, придавливающий сверху вал с приводными звездочками.
СЕПАРАТОР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ УГЛЕЙ В МИНЕРАЛЬНОЙ СУСПЕНЗИИ | 0 |
|
SU184756A1 |
CN 202463959 U, 03.10.2012 | |||
Автоматическая установка для изготовления литейных форм пескодувным способом | 1957 |
|
SU119318A1 |
CN 201660100 U, 01.12.2010. |
Авторы
Даты
2024-08-15—Публикация
2024-02-05—Подача