Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к крутосклонным тракторам и маневренным машинам для лесного хозяйства, боевой и строительной технике.
Известны трактора, содержащие одну пару гусениц, предохранительное устройство в виде опорной плиты, шарнирно соединенной с остовом трактора при помощи тяг и гидроцилиндра.
Известна также гусеничная машина, содержащая раму, установленную на двух гусеничных тележках при помощи опорно-поворотных устройств, связанных с рамой через поворотные плиты со шкворнем, а через горизонтальные поперечные пальцы с гусеничными тележками, снабженными приводом с карданными передачами, имеющими промежуточные опоры, расположенные внутри опорно-поворотных устройств, причем промежуточные опоры выполнены в виде вилки с горизонтальными соосными с поперечными пальцами цапфами, несущими обойму, внутри которой закреплен на подшипниках универсальный карданный шарнир, оси поворота которого совмещены с осями поворота шкворня и поперечных пальцев.
Недостатками известного устройства являются невысокая безопасность из-за недостаточной устойчивости, особенно при работе на крутых склонах.
Целью изобретения является повышение устойчивости и эффективности работы на склонах, а также маневренность.
Указанная цель достигается тем, что в тракторе для работы на склоне, содержащем остов, установленный на нем двигатель, гусеничные движители, трансмиссию для передачи крутящего момента от двигателя к движителям, поворотное устройство, при помощи которого движители установлены на остове, и органы управления, указанная трансмиссия для передачи крутящего момента от двигателя к движителям включает в себя муфту, посредством которой валы плавной передачи переднего и заднего движителей кинематически связаны с двигателем, и муфты управления, посредством которых ведущие звездочки соединены с упомянутыми валами главных передач, при этом поворотное устройство установлено на валу главной передачи переднего и заднего гусеничных движителей и каждое образовано двумя платформами, верхняя из которых установлена под остовом и выполнена с круговым пазом Т-образного сечения, а нижняя платформа расположена над движителями и выполнена с направляющей Т-образного сечения, размещенной в пазу. Навесные устройства установлены по бортам трактора.
На фиг. 1 показан трактор на ровной поверхности при положении движителей cлед в след, вид сбоку; на фиг. 2 кинематическая схема привода движителей; на фиг. 3 привод, вид сверху; на фиг. 4 мост с приводом, вид сзади; на фиг. 5 платформы поворотного устройства; на фиг. 6 схема расположения движителей с поворотом их на 90о относительно продольной оси остова при движении, например, на склоне.
Под остовом 1 трактора 2 установлены верхняя 3 и нижняя 4 платформы поворотного устройства. Под нижними платформами 4 расположены передние 5 и задние 6 гусеничные движители. По бортам трактора 2 и в задней части остова установлены навесные и прицепные устройства 7 и 8. На остове 1 установлен двигатель 9 посредством опор 10. Через муфту 11 двигатель 9 подключен к коробке 12 перемены передач, выходной вал которого имеет жестко насаженную на него приводную шестерню 13. Шестерня 13 находится в зацеплении с колесом 14, жестко закрепленном на продольном валу 15 трансмиссии. На указанном продольном валу 15 жестко установлены конические шестерни 16 и 17. Коническая шестерня 16 находится в зацеплении с конической шестерней 18 вертикального вала привода задних движителей. Коническая шестерня 17 находится в зацеплении с конической шестерней 19 вертикального вала привода передних движителей. На нижних концах вертикальных валов приводов установлены ведущая шестерня 20 главной передачи с зацеплением с колесом 21 и ведущая шестерня 22 главной передачи с зацеплением с колесом 23, соответственно для задних и передних гусеничных движителей. Колеса 21 и 23 жестко насажены на валы 24 и 25. На концах валов 24 и 25 установлены четыре муфты 26 управления действием бортовых передач 27 привода ведущих звездочек 28. Верхние платформы 3 поворотного устройства жестко закреплены на остове 1 и выполнены с круговым пазом 29 Т-образного сечения. Нижние платформы 4 поворотного устройства расположены над движителями, соответственно, на задних и передних мостах и имеют направляющие 30 Т-образного сечения, направляющая 30 платформы 4 размещена в пазу 29 соответствующей платформы 3.
Трактор работает следующим образом. При движении крутящий момент от двигателя 9 при включении муфты 11 передается через коробку 12 перемены передач посредством приводной шестерни 13 и колеса 14 на продольный вал 15 трансмиссии. Через пары конических шестерен 16 и 18, 17 и 19 крутящий момент передается посредством вертикальных валов ведущих шестерням 20 и 22 главной передачи соответственно задних и передних гусеничных движителей. Через колеса 21 и 23 получают вращение валы 24 и 25. При включении муфт 26 управления крутящий момент валов 24 и 25 передается через бортовые передачи 27 ведущим звездочкам 28, которые приводят в движение гусеничные движители 5 и 6.
Для сохранения прямолинейного движения включают все муфты 26 управления и крутящий момент передается всем ведущим звездочкам 28 движителей.
Поворот платформы 4 относительно платформы 3 осуществляется по направляющей 30 в пазу 29 путем отключения муфт 26 с одного борта за счет того, что движитель одного борта с отключенной муфтой управления останавливается, а движитель другого борта с включенной муфтой управления продолжает двигаться и забегает вперед.
Передние и задние движители могут поворачиваться и синхронно, при этом трактор движется под углом к первоначальному направлению хотя остов 1 трактора не меняет положения относительно первоначального направления. Таким образом можно задать трактору движение по любой траектории. В частности при повороте нижних платформ, а вместе с ними и движителей на 90о относительно продольной оси остова трактор движется боком. В этом случае трактор становится наиболее устойчивым на склонах, поскольку увеличивается расстояние между крайними движителями (фиг. 6). При определенных условиях расположения движителей трактор может поворачиваться на месте вокруг точки, равноудаленной от центров поворота платформ, движители повернуты на 90о, но задние вращаются в обратную сторону относительно передних.
При работе на ровной поверхности навесные и прицепные агрегатируемые машины могут быть размещены сзади, а при движении на склонах сбоку. Расположение прицепных агрегатов выбирается в зависимости от условий эксплуатации. Предложенный трактор более устойчив по сравнению с существующими, так как имеется возможность управлять устойчивостью трактора, изменяя параметры расположения движителей. Имеется возможность обработки крутых склонов, в том числе и поперек склонов, предохраняя тем самым почву от эрозии, от образования борозд, канав и оврагов. Дополнительными преимуществами является универсальность трактора, удобство и простота управления трактором.
Значительно повышается маневренность транспортных средств на базе кинематической схемы предложенного трактора. Такое транспортное средство может двигаться кроме прямолинейного движения, не меняя положения остова, под углом к первоначальному курсу, вбок, поворачивается на месте, что особенно выигрышно для гусеничных машин (и колесных машин), например, военной техники, лесных и строительных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАКТОР | 1992 |
|
RU2049677C1 |
АГРЕГАТ С НАВЕСНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ | 1993 |
|
RU2081004C1 |
Тележка гусеничная сменная для трактора | 2017 |
|
RU2658505C1 |
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ | 1999 |
|
RU2162799C2 |
Устройство для загрузки при испытаниях гусеничного транспортного средства с навесной системой | 1988 |
|
SU1525529A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРАКТОР | 1992 |
|
RU2045465C1 |
Малогабаритный трактор | 1990 |
|
SU1785922A1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2006 |
|
RU2303549C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
RU2027626C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2641951C1 |
Изобретение относится к сельхозмашиностроению, механизации сельского хозяйства, автостроению, в частности к тракторам для работы на склоне. Сущность: на тракторе, имеющем две пары гусениц установлены с возможностью регулирования положения относительно продольной оси остова. Между остовом и движителями размещены две пары платформ. Верхняя платформа установлена под остовом и нижняя платформа над движителями. Верхние и нижние платформы соединены между собой с возможностью поворота одна относительно другой. На нижней платформе имеется направляющая по окружности Т-образного сечения, а на верхнем выполнен паз Т-образного сечения соответственно по окружности в периферийной части платформы. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.
Гусеничная машина | 1980 |
|
SU943067A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1995-10-10—Публикация
1991-06-26—Подача