Изобретение относится к устройствам повышения проходимости транспортных средств при передвижении по неровной поверхности с низкой прочностью.
Известны устройства, повышающие проходимость автомобиля. Наиболее близким к предложенному является устройство по патенту ФРГ DE N 3146511 А1 от 1981 г. В указанном патенте устройство для повышения проходимости автомобиля содержит устанавливаемые на место колес съемные устройства, представляющие собой тележки с опорными катками, и устанавливаемые на место колеса звездочки, которые охватываются гибкой лентой. Для предотвращения проворачивания гусеничного устройства спереди и сзади тележки крепятся к кузову пружинами с амортизаторами.
Однако известные устройства сложно устанавливаются на управляемые колеса, имеют ограниченные возможности повышения проходимости, в частности не обеспечивают передвижение по глубокому снегу.
В связи с этим область использования указанных средств повышения проходимости автомобиля ограничена.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении проходимости и расширении возможностей применения.
Технический результат достигается тем, что устройство для повышения проходимости автомобиля снабжено устанавливаемыми шарнирно на ведущих осях автомобиля тележками с опорными катками и эластичными лентами, охватывающими опорные катки и ведущие колеса или устанавливаемые вместо них барабаны или звездочки, а неприводные колеса устанавливаются на жестко связанные с ними лыжи.
Кроме того, для расширения возможностей преодоления препятствий передний каток устанавливаемого на ведущей оси гусеничного движителя шарнирно связан с рычагами, один из которых шарнирно соединен с кузовом или рамой автомобиля, а другой шарнирно соединен с тележкой.
Для ограничения хода и демпфирования вращательных движений опорного устройства шарнирно соединенный с кузовом или рамой автомобиля рычаг может быть подпружинен.
Сохранность кузова при поворотах опорного устройства относительно оси обеспечивается защитно-натяжными пластинами, закрепленными в нижней части колесных арок автомобиля.
Те же функции с дополнительным поддержанием постоянного натяга эластичной ленты могут выполнять натяжные ролики, упруго связанные с тележкой и взаимодействующие с внешней стороной эластичной ленты.
Для обеспечения возможности въезда на препятствие передний и/или задний каток может быть шарнирно соединен с ее тележкой, при этом шарнирные рычаги, на которых установлены передний и задний опорные катки, соединены с тележкой упругими элементами.
Для снижения удельного давления на опорную поверхность, например, при движении по очень рыхлому снегу к тележке с одной или обеих сторон жестко крепятся дополнительные гусеницы с тележкой, опорными катками и охватывающей их эластичной лентой, при этом передний и/или задний катки дополнительной гусеницы являются приводными, будучи жестко соединенными с передним и/или задним катками основной тележки.
При движении по пересеченной местности для обеспечения возможности въезда на препятствие передний и/или задний каток дополнительной гусеницы может быть шарнирно соединен с ее тележкой.
При движении по пересеченной местности для обеспечения возможности въезда на препятствие к тележке спереди и/или сзади закреплены пластины с загнутыми вверх концами.
Для автомобилей с достаточно большим клиренсом устройство может устанавливаться непосредственно на колесо автомобиля, при этом ведущая зубчатая звездочка содержит устанавливаемую на пневматик колеса эластичную зубчатую ленту с замковым устройством на концах.
Для предотвращения проскальзывания относительно колеса автомобиля зубчатая лента содержит по бокам несколько поводков, закрепляемых в прорезях диска колеса.
Для снижения габаритов, веса и упрощения конструкции и при движении по бездорожью на относительно небольшие расстояния тележки с опорными катками и охватывающей их эластичной лентой устанавливаются под колесом автомобиля, при этом при движении вперед колеса автомобиля вращаются в обратном направлении.
Для движения по снегу под неприводное колесо устанавливается лыжа, при этом увеличение клиренса достигается тем, что лыжа выполнена с опорой для установки под неприводное колесо автомобиля.
Жесткость крепления и быстрота установки и снятия обеспечиваются тем, что лыжа выполнена с лапами крепления лыжи с противоположных сторон к диску неприводного колеса автомобиля.
Движение как вперед, так и назад обеспечивается тем, что оба конца лыжи загнуты вверх.
Для повышения безопасности лыжи содержат интерцепторы, выполненные с возможностью управления от тормозной системы автомобиля и обеспечивающие торможение автомобиля за счет дополнительного сопротивления движению.
Движение как по снегу, так и по твердой поверхности, например пересечение дорог с твердым покрытием, проталин и т.п., обеспечивается тем, что лыжи содержат прорези, в которых размещены вращающиеся на расположенных выше плоскости опоры лыжи осях ролики с возможностью контакта с опорной поверхностью.
Для движения по поверхности с высоким коэффициентом трения скольжения устройство содержит устанавливаемую под неприводное колесо автомобиля и жестко с ним связанную опору, которая жестко связана с расположенной под ней тележкой с опорными катками и эластичной лентой.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан автомобиль с передними и задними опорными приспособлениями, повышающими его проходимость. На фиг. 2 изображена схема гусеничного движителя с шарнирно связанным передним катком. На фиг. 3 изображены натяжные ролики и шарнирные рычаги с упругими элементами. На фиг. 4 и 5 приведена схема с дополнительными гусеницами. На фиг. 6 показан вариант с пластинами с загнутыми вверх концами. На фиг. 7 приведен вариант с эластичной ведущей звездочкой. На фиг. 8 приведена схема лыжи. На фиг. 9 приведен вариант лыжи с тормозными интерцепторами. На фиг. 10 изображена схема лыжи с роликами. На фиг. 11 показан вариант устанавливаемой под неприводное колесо автомобиля опоры с расположенной под ней тележкой с опорными катками и эластичной лентой.
Устройство для повышения проходимости автомобиля 1 содержит приводное опорное приспособление 2, устанавливаемое шарнирно на ведущих осях автомобиля 3 и содержащее тележки 4 с опорными катками 5 и эластичные ленты 6, охватывающие опорные катки и ведущие колеса или устанавливаемые вместо них барабаны или звездочки 7, а неприводные колеса 8 устанавливаются на жестко связанные с ними лыжи 9 (см. фиг. 1). Опорные приспособления соединяются с элементами подвески и кузова или рамы автомобиля 1.
Передний каток 10 (см. фиг. 2) устанавливаемого на ведущей оси опорного приспособления 2 шарнирно связан с рычагами 11 и 12, один из которых шарнирно соединен с кузовом или рамой автомобиля 1, а другой шарнирно соединен с тележкой 4.
Шарнирно соединенный с кузовом или рамой автомобиля рычаг 11 имеет эластичную связь 13 в виде пружины или амортизатора.
Защитно-натяжные пластины 14 закреплены в нижней части колесных арок автомобиля 15.
Тележка может содержать натяжные ролики 16, упруго связанные с тележкой 22 пружинами 17 и взаимодействующие с внешней стороной эластичной ленты 6 (см. фиг. 3).
В варианте, показанном на фиг. 3, шарнирные рычаги 18 и 19, на которых установлены передний 20 и задний 21 опорные катки, соединены с тележкой 22 упругими элементами 23.
К тележке с одной или обеих сторон (см. фиг. 4 и 5) жестко крепятся дополнительные гусеницы с тележкой 25, опорными катками 26 и охватывающей их эластичной лентой 27, при этом передний 28 и/или задний 29 катки дополнительной гусеницы являются приводными, будучи жестко соединенными с передним 20 и/или задним 21 катками (см. фиг. 4) основной тележки.
Передний и задний катки 28 и 29 дополнительной гусеницы соединены с ее тележкой 25 с помощью шарнирного соединения 30.
К тележке 4 и/или 25 спереди и/или сзади закреплены пластины 31 с загнутыми вверх концами (см. фиг. 6).
Ведущая зубчатая звездочка 32 содержит устанавливаемую на пневматик колеса 33 эластичную зубчатую ленту 34 с замковым устройством 35 на концах (см. фиг. 7).
Зубчатая лента 34 содержит по бокам несколько поводков 36, закрепляемых в прорезях диска колеса 37.
Лыжа 9 выполнена с опорой 38 для установки под неприводное колесо 8 автомобиля (см. фиг. 8).
Лыжа 9 выполнена с лапами 39 крепления лыжи с противоположных сторон к диску неприводного колеса 8 автомобиля.
Оба конца лыжи 9 загнуты вверх.
Лыжи 9 содержат интерцепторы 40, выполненные с возможностью управления от тормозной системы автомобиля 41 (см. фиг. 9).
Лыжи 9 содержат прорези 42, в которых размещены вращающиеся на расположенных выше плоскости опоры лыжи осях 43 ролики 44 с возможностью контакта с опорной поверхностью (см. фиг. 10).
Устройство содержит устанавливаемую под неприводное колесо 8 автомобиля и жестко с ним связанную лапами 45 опору 46, которая жестко связана с расположенной под ней тележкой 47 с опорными катками 48 и эластичной лентой 49 (см. фиг. 11).
Работает устройство следующим образом.
Под каждое управляемое неприводное колесо 8 автомобиля, в зависимости от условий движения, устанавливают лыжу 9 или устройство, приведенное на фиг. 11. При этом обеспечивается управление направлением движения аналогично автомобилю. Отметим, что лыжа или устройство, приведенное на фиг. 11, установленные на переднем колесе, приминают снег и увеличивают его плотность. Это позволяет уменьшить необходимую площадь опорной поверхности устройства, установленного на заднем колесе.
Вместо каждого приводного колеса или на приводное колесо 33 автомобиля, в зависимости от характеристик автомобиля и условий движения, устанавливают гусеничные движители, приведенные на фиг. 2...7. При этом вариант, приведенный на фиг. 2, увеличивает клиренс и обеспечивает увеличение передаточного числа и соответственно тягового усилия. При этом управление скоростью движения автомобиля с устройством повышения проходимости не отличается от обычного.
Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью. Устройство для повышения проходимости автомобиля имеет приводное и неприводное съемные опорные приспособления, соединенные с элементами автомобиля. Приводное опорное приспособление содержит устанавливаемую шарнирно на ведущей оси автомобиля тележку с опорными катками и эластичную ленту. Лента охватывает опорные катки и ведущее колесо. Вместо тележки с опорными катками и эластичной ленты приводное приспособление может содержать барабан или звездочку. Неприводное опорное приспособление включает в себя лыжу с опорой для неприводного колеса и с элементами фиксации относительно него. Передний опорный каток может быть шарнирно связан с рычагами. Один из рычагов может быть шарнирно соединен с кузовом или рамой автомобиля. Другой рычаг может шарнирно соединяться с тележкой. Тележку целесообразно снабжать дополнительными опорными катками, жестко связанными с вышеупомянутыми соответствующими передним и задним опорными катками. Альтернативно последние выполнять удлиненными с одной или двумя дополнительными лентами. Дополнительные ленты могут располагаться соответственно с одной или двух сторон тележки и охватывать дополнительные катки или удлиненные части опорных катков. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении проходимости транспортных средств типа автомобиля и в расширении возможностей их эксплуатации. 15 з.п. ф-лы. 11 ил.
DE 3146511 A1, 24.04.1983 | |||
ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2105691C1 |
RU 2056309 C1, 20.03.1996. |
Авторы
Даты
2000-11-20—Публикация
2000-02-11—Подача