Изобретение относится к техническим устройствам, обеспечивающим спуск на воду и подъем с поверхности воды автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), в качестве носителя которых выступают надводные суда, оборудованные штатными грузоподъемными устройствами -судовыми кранами достаточной грузоподъемности.
Известны различные схемы спуска и подъема АНПА с помощью судового крана, включающие применение одного или двух стропов, закрепленных за обухи (рымы), расположенные на корпусе АНПА, или гаража (приглубленной станции, доковой станции), в который АНПА заходит самостоятельно [1]. Устройства, применяемые в указанных схемах, приняты в качестве прототипов.
Недостатком применения стропов является необходимость приложения сосредоточенных нагрузок на обухи (рымы), значение которых с ростом массогабаритных характеристик АНПА может превысить допустимую величину, обусловленную местной прочностью конструкции. Остропка за обухи (рымы) выполняется с помощью скоб, установка и снятие которых существенно затруднены при работе с маломерного плавсредства, особенно с крупногабаритными АНПА (требуются большие и тяжелые скобы) и в условиях морского волнения, а также при наличии у АНПА дифферента, когда один из обухов (рымов) оказывается под водой. Недостатком применения гаража является сложность захода в него АНПА в автоматическом режиме, особенно на волнении, что требует установки на входе в гараж направляющих или устройств-ловителей. Трудности возрастают при увеличении массогабаритных характеристик АНПА. Выход из гаража и вход в него становятся практически невозможными, если АНПА имеет крупные выступающие части, изменяющие его веретенообразную форму.
Задачей изобретения является разработка устройства для спуска и подъема штатным судовым краном крупногабаритного автономного необитаемого подводного аппарата, в том числе имеющего большие выступающие части, нарушающие его веретенообразную форму, в условиях повышенного морского волнения, а также при наличии дифферента.
Задача решается устройством (Фиг. 1) в виде полупогружного плавучего модуля, предназначенного для спуска и подъема АНПА на борт надводного носителя с применением штатного судового крана. Устройство состоит из балочного основания в виде жесткой плоской рамы 3, по концам которой установлены две водонепроницаемые прямоугольные емкости 1, объем и размеры которых позволяют устройству плавать в полупогруженном состоянии, имея достаточную поперечную и продольную остойчивость и позволяя высадить на крышу емкостей рабочий персонал, безопасность которого от падения за борт обеспечивают леерные ограждения 12. Жесткость конструкции придает боковое ограждение 6, закрывающее пространство между емкостями 1 с одной стороны. На раме основания 3 вплотную к боковому ограждению установлены стойки упоров вертикальных 7, предназначенных для позиционирования АНПА 8 внутри устройства. То же назначение имеет упор 5, расположенный на стыке бокового ограждения 6 и одной из водонепроницаемых емкостей 1. Расположение упора 5 по высоте выбрано в соответствии с линейными размерами АНПА 8. На раме основания 3 расположены кильблоки, форма и расположение которых с учетом выступающих частей обеспечивает плотную безопасную посадку АНПА с соприкосновением в контактных зонах, где корпус АНПА имеет достаточную для этого прочность. На крышах обеих емкостей находятся прочные обухи с такелажными скобами 2, предназначенные для закрепления подъемных стропов 10, подвешенных на гаке судового крана 9. На крышах обеих плавучих емкостей размещены ручные папильонажные (установлены на штыре и способны разворачиваться в сторону тяги) лебедки 4, предназначенные для ввода АНПА внутрь устройства при совместном применении.
Технология применения устройства заключается в следующем (Фиг. 2). Полупогружной модуль 4 судовым краном 6 опускают в воду с подветренного борта в зону, закрытую корпусом судна 5 от морского ветрового волнения. Модуль за счет двух водонепроницаемых емкостей плавает с малой площадью ватерлинии и в меньшей степени подвержен качке. Стропы судового крана 6 находятся без нагрузки. Качка судна 5 на модуль 4 не передается. Модуль 4 от ударов о борт судна 5 предохраняет кранцевая защита 1, возле которой он удерживается стропами-оттяжками.
АНПА свои ходом или с помощью маломерного плавсредства (шлюпка, катер с надувными бортами) подводят к полупогружному модулю. На модуль с борта маломерного плавсредства высаживается работающий персонал, который передает на маломерное плавсредство тросы 7 с барабанов папильонажных лебедок 2 и разматывает их. Тросы 7 папильонажных лебедок 2 небольшими скобами 8 закрепляют за находящиеся над водой малоразмерные обухи на корпусе АНПА.
Работой папильонажных лебедок АНПА вводят в плавучий модуль сначала носовой оконечностью в угол между водонепроницаемой емкостью и упором (Фиг. 3), затем разворачивают вдоль устройства и бортом прижимают к вертикальным упорам. Синхронно ослабляя и увеличивая натяжение в тросах 7, обеспечивают расположения АНПА точно над над кильблоками, на которые он садится при подъеме модуля судовым краном 6 (Фиг. 4). Работающий персонал покидает плавучий модуль, пересаживаясь в плавсредство. АНПА вместе с устройством судовым краном поднимают на борт (Фиг. 5).
Спуск АНПА, расположенного на кильблоках, осуществляется судовым краном вместе с плавучим модулем. АНПА всплывает по мере погружения модуля в воду и выводится из него маломерным плавсредством с остропкой за один из обухов коротким стропом-дуплинем.
Работоспособность устройства в виде полупогружного плавучего модуля сохраняется при изменении условий подъема. В частности, при отсутствии морского волнения все действия можно выполнять «на подвесе», когда нагрузка на гаке судового крана сохраняется. В этом случае работы выполняются на удалении от борта и установки кранцевой защиты не требуется, а положение плавучего модуля вдоль борта обеспечивается теми же стропами-оттяжками. При наличии у АНПА дифферента, из-за которого один из малоразмерных обухов оказывается под водой и недоступным для остропки, АНПА заводят внутрь плавучего модуля одной папильонажной лебедкой до упора, а разворот вдоль модуля и установку над кильблоками осуществляют с помощью дополнительного троса-оттяжки 9, который с маломерного плавсредства обносят вокруг приглубленной оконечности и передают на судно для использования по назначению (Фиг. 6).
Новыми отличительными признаками устройства в виде полупогружного плавучего модуля являются наличие у него собственной плавучести за счет водонепроницаемых емкостей и технических элементов в виде папильонажных лебедок и упоров, которые обеспечивают ввод в устройство поднимаемого АНПА на плаву и позиционирование его над кильблоками для последующей посадки и подъема вместе с модулем на судно, оборудованное штатным судовым краном достаточной грузоподъемности.
Указанные отличительные признаки обеспечивают возможность спуска и подъема крупногабаритных АНПА штатным судовым краном с судна, не оборудованного специализированным спускоподъемным устройством, без размещения на АНПА прочных тяжелых обухов для подъема, при наличии у АНПА дифферента и выступающих частей, а также на морском волнении.
Экономический эффект от внедрения устройства заключается в замене на судне-носителе сложного специализированного спускоподъемного устройства штатным судовым краном, дополнительно оснащенным простым в конструктивном исполнении устройством, расширением возможности применения АНПА как за счет работы на волнении, так и за счет наличия у них выступающих частей и конструктивного дифферента, в повышении полезной нагрузки АНПА, которая ранее уменьшалась из-за наличия прочных тяжелых обухов для спуска и подъема.
Литература
1. Войтов Д.В, Автономные необитаемые подводные аппараты / Д.В. Войтов. - М: МОРКНИГА, 2015. - 332 с. (С. 94-104).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судно - плавучая база автономных необитаемых подводных аппаратов | 2021 |
|
RU2753062C1 |
СПОСОБ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА НЕОБИТАЕМЫМ ПОДВОДНЫМ АППАРАТОМ НА ТЕЧЕНИИ | 2011 |
|
RU2510354C2 |
ТРАВЕРСА СПУСКО-ПОДЪЕМНОГО УСТРОЙСТВА | 2015 |
|
RU2616452C2 |
Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры и устройство для его осуществления | 2020 |
|
RU2756949C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2510352C2 |
ВОЛНОСТОЙКАЯ МОРСКАЯ ГРУЗОПОДЪЁМНАЯ ПЛАТФОРМА (ВМГП) | 2014 |
|
RU2561491C1 |
Устройство для захвата плавучего фала автономным необитаемым подводным аппаратом | 2018 |
|
RU2685498C1 |
Спуско-подъемное устройство | 2018 |
|
RU2735444C2 |
Устройство для подводного пуска и приема автономного необитаемого подводного аппарата с борта судна-носителя | 2020 |
|
RU2748099C1 |
Способ спуска и подъема подводного объекта | 2023 |
|
RU2809778C1 |
Изобретение относится к техническим устройствам, обеспечивающим спуск на воду и подъем с поверхности воды автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), в качестве носителя которых выступают надводные суда, оборудованные штатными грузоподъемными устройствами - судовыми кранами достаточной грузоподъемности. Устройство для спуска на воду и подъема на борт автономного необитаемого подводного аппарата с судна-носителя имеет грузовой кран и выполненное в виде открытого сверху и сбоку модуля типа «гараж». В состав устройства включены водонепроницаемые емкости, расположенные в носовой и кормовой частях, а также технические элементы в виде папильонажных лебедок и упоров, обеспечивающие захват поднимаемого АНПА с поверхности воды и его позиционирование над кильблоками. Достигается обеспечение легкости при спуске на воду и при подъеме с поверхности воды автономных необитаемых подводных аппаратов. 6 ил.
Устройство для спуска на воду и подъема на борт автономного необитаемого подводного аппарата с судна-носителя, имеющего грузовой кран, выполненное в виде открытого сверху и сбоку модуля типа «гараж», отличающееся тем, что в его состав включены водонепроницаемые емкости, расположенные в носовой и кормовой частях, а также технические элементы в виде папильонажных лебедок и упоров, обеспечивающие захват поднимаемого АНПА с поверхности воды и его позиционирование над кильблоками.
Устройство для продувки внутреннего объема затонувшего корабля | 2023 |
|
RU2810008C1 |
Устройство для измерения расхода топлива | 1988 |
|
SU1569559A1 |
RU 2016118859 A, 10.01.2017 | |||
CN 101811563 A, 25.08.2010 | |||
ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ | 2011 |
|
RU2459739C1 |
Авторы
Даты
2024-10-03—Публикация
2024-02-28—Подача