Изобретение относится к области использования технических средств освоения океана и проведения подводно-технических работ.
Активное использование необитаемых подводных аппаратов (НПА) в целях допоиска и телевизионного обследования затонувших объектов как в морской зоне, так и на внутренних водоемах стало обычной практикой. В зависимости от характера этих работ используют различные классы НПА, заметно отличающиеся по габаритам. Так, малогабаритные осмотровые аппараты значительно менее мощные, чем тяжелые рабочие НПА. В процессе эксплуатации малогабаритных НПА наличие течений в районе работ препятствует выполнению поставленных задач. Обладая сравнительно слабым движительным комплексом и имея при этом значительную парусность кабеля, небольшой осмотровый аппарат на течении не сможет осуществить допоиск объекта гидролокатором и осуществить его осмотр телекамерой из-за сноса и динамических колебаний корпуса. Не говоря уже о том, чтобы подойти или удержаться вблизи лежащего на грунте объекта. Возникает идея стабилизации аппарата путем удержания его на течении на заданном отстоянии от искусственно созданного вертикального «лифта».
Существует ряд технических решений в обеспечение удержания самого судна-носителя и опускаемых подводных аппаратов для снижения влияния течения или дрейфа в районе работ. Судно, как правило, удерживают в назначенной точке на якорях, рейдовом оборудовании или методом динамического позиционирования. Что касается опускаемых под воду аппаратов, то известен способ постановки рабочего НПА «Катран» на донный якорь, что можно рассматривать здесь как аналог.(Б. Сахаров «Аварии и поиск подводных лодок и других объектов», С-Пб, 20О6 г). Для проведения допоиска или подводных работ предусматривалось крепление к силовому кабелю этого тяжелого рабочего аппарата специальной скобы с вертлюгом и якорем. Сам аппарат крепился к основному силовому кабелю соединительным кабелем. При опускании на грунт кабеля с якорем аппарат сбрасывал балласт и с включенными движителями маневрировал, удаляясь от якоря на длину соединительного кабеля. Громоздкость многотонного аппарата и подобной схемы постановки, а также избыточность токопереходов и малая надежность системы в целом не нашли широкого применения этого способа обследования в подводном аппаратостроении.
В качестве прототипа можно рассмотреть современный способ для решения проблем допоиска затонувших объектов при наличии волнения и с доставкой самого аппарата на грунт при работе судна с в заданной точке.
Для этого с помощью устройства глубоководного погружения (УГП), или как его нередко называют в открытой печати - «гараж» (журнал «Морские технологии» №4, 2000 г), обеспечивается спуск на заданную глубину. При этом аппарат, установленный внутри (под) защитной конструкцией, которая оснащена отдельной лебедкой с коротким кабелем для ограниченного маневрирования НПА, опускается на основном силовом кабеле на необходимое отстояние от грунта и там выпускается из «гаража». После проведения допоиска или работ с использованием манипулятора аппарат втягивается внутрь конструкции (УГП), которая поднимается на борт судна. К недостатку данного способа применения НПА относится сложность конструкции, удорожание оборудования и потребность в наличии соответствующих грузоподъемных устройств или площадей для них на судне-носителе. Это не всегда целесообразно при работе на мелководье у берега, на реках с борта маломерных судов, имеющих на борту малогабаритные НПА.
В связи с вышеуказанным становится актуальным вопрос эффективного применения малых НПА с борта небольших плавсредств в районах с заметным течением.
Задачей изобретения является применение НПА с борта судна таким образом, чтобы аппарат смог должным образом выполнять функции допоиска и телевизионного обследования под водой при наличии течения.
Это достигается тем, что с борта судна в точке поиска или обследования затонувшего объекта на грунт бросают якорь на тросе, выбирают трос втугую («на панер») и вдоль троса вниз погружают НПА, закрепленный коротким стропом за скользящую по тросу от поверхности до якоря петлю.
Сущность заявляемого способа заключается в том, что с целью предотвращения сноса и обеспечения жесткой фиксации положения аппарата, к якорю маломерного судна вместо цепи крепят трос, вокруг него заводят скользящую петлю из прочного материала и соединяют ее коротким стропом с корпусом спускаемого подводного аппарата, при этом трос от якоря на судне выбирают втугую (на «панер»).
Предлагаемое решение обладает рядом существенных преимуществ перед рассмотренными выше аналогом и прототипом:
- устойчивое удержание аппарата в заданной точке в условиях сильного течения;
- безопасность применения аппарата в сложных условиях;
- отсутствие необходимости применения водолаза, подвергая его риску на сильном течении;
- для судна не требуется сложная постановка рейдового оборудования;
- простота и дешевизна конструктивного исполнения технического решения.
Предложенный способ для удержания малогабаритных подводных аппаратов в районах подводных работ при наличии сильных течений обладает новизной в части их практического использования с маломерных судов.
Для осуществления способа удержания НПА в нужном месте вблизи грунта с борта маломерного судна 1 под воду травят кабель 2 с необитаемым подводным аппаратом 3. При этом аппарат крепится прочным кевларовым стропом 4 с петлей-кольцом 5, свободно движущимся от якоря 6 по тросу до судна 7. В процессе постановки аппарата в заданном месте он своими движителями заглубляется до нужного горизонта, оказываясь под действием течения в дистанции от натянутого троса, равной длине удерживающего стропа. Позиция аппарата под водой определяется опускной антенной 8, пеленгующей погруженный аппарат (фиг.1).
Предлагаемый способ удержания аппарата в требуемой точке повышает эффективность применения малых судов при проведении подводно-технических работ с НПА в условиях сильных течений. При этом не требуется использовать труд водолазов, снижается риск проведения работы. Нет необходимости использования специализированных дорогостоящих комплексов.
Способ проверен на практике при фактических поисково-обследовательских работах в полигоне Ладожского озера.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2510352C2 |
СПОСОБ СЪЁМКИ ШЕЛЬФОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ ДНА АКВАТОРИИ | 2019 |
|
RU2725106C1 |
БЫСТРОРАЗВЕРТЫВАЕМЫЙ КОМПЛЕКС ПОИСКА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ | 2020 |
|
RU2746060C1 |
СОСТАВНОЙ АВТОНОМНЫЙ НЕОБИТАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2021 |
|
RU2770623C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОДВОДНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2022 |
|
RU2809785C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ОТСЕКОВ ОПРОКИНУВШЕГОСЯ КОРАБЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2275311C2 |
АВТОНОМНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК | 2020 |
|
RU2753984C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2000 |
|
RU2220880C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫНОСА ПОДЪЕМНОГО КАНАТА НА ПОВЕРХНОСТЬ | 2004 |
|
RU2267438C1 |
Устройство для осуществления глубоководного контроля за подводной средой и подводно-техническими работами | 2019 |
|
RU2728888C1 |
Изобретение относится к области проведения обследования необитаемым подводным аппаратом затонувших объектов в ситуация, когда в районе работ имеется сильное течение. Способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении включает удержание необитаемого подводного аппарата вблизи грунта за искусственную опору. К якорю маломерного судна крепят трос, вокруг него заводят скользящую петлю из прочного материала и соединяют ее коротким стропом с корпусом спускаемого подводного аппарата. Трос якоря на судне выбирают втугую (на «панер»). Обеспечивается поиск и обследование затонувшего объекта под водой в условиях сильного течения без использования водолазов. 1 ил.
Способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении путем удержания необитаемого подводного аппарата вблизи грунта за искусственную опору, отличающийся тем, что к якорю маломерного судна крепят трос, вокруг него заводят скользящую петлю из прочного материала и соединяют ее коротким стропом с корпусом спускаемого подводного аппарата, при этом трос якоря на судне выбирают втугую (на «панер»).
Ж.: Морские технологии, №4, 2006 | |||
JP 2007302051 A, 22.11.2007 | |||
JP 631191918 A, 09.08.1988 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫНОСА ПОДЪЕМНОГО КАНАТА НА ПОВЕРХНОСТЬ | 2004 |
|
RU2267438C1 |
Авторы
Даты
2014-03-27—Публикация
2011-11-03—Подача