Область техники
Изобретение относится к области военного дела, а более конкретно к транспортной технике, и может быть использовано для быстрой индивидуальной транспортировки, с поля или на поле, при этом изобретение позволяет осуществлять доставку десанта вглубь фронта.
Уровень техники
Известны наземные, как пилотные, так и беспилотные, транспортные средства, позволяющие осуществлять доставку грузов или личного состава. Данные средства могут быть представлены как бронемашинами различных модификаций, так, например, такими как БРОНИРОВАННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТРАНСПОРТЕР по патенту РФ № 2130578, или Парашютно-десантная платформа по патенту РФ № 2764475, так же известны системы доставки с устройствами взлета и приземления, например, такие, как система Костенюка быстрой доставки людей и грузов с поля или на поле боя по патенту РФ № 2809726.
При этом наиболее применимыми на поле боя и в прифронтовой области помимо бронемашин применяются различные системы, буксируемые за автомобилями или танками данные системы могут представлять собой буксируемые тележки или прицепы и чаще всего применимы для доставки грузов. При этом известны случае буксировки и живой силы за бронетехникой, например, в зимнее время при использовании лыж.
Ближайшим к заявляемому решению является БРОНИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС по патенту РФ № 2504728 Данное решение содержит бронированную машину с установленными на ней двигателем, трансмиссией, ходовой частью с движителем, вооружением и обитаемой бронированной капсулой. Капсула снабжена двигателем, трансмиссией и ходовой частью с движителем, то есть выполнена в виде другой бронированной машины и связана с первой бронированной машиной отсоединяемым стыковочным узлом. Капсула установлена с упором в первую бронированную машину своей ходовой частью. При этом капсула выполнена с возможностью размещения в ней экипажа комплекса и возможностью управления из капсулы как комплексом в целом, так и капсулой в автономном режиме. Недостатками известного решения являются размещение капсулы с личным составом на подвижной платформе (платформе-матке, следуя формулировкам прототипа), одним удачным попаданием снаряда (дрона) в наиболее уязвимое место (с крыши или тыльной части) будет пораженно сразу все, вместе с личным составом. Такие решения были выдвинуты в "додронные" времена. Они явно не учитывают интенсивность и точность дроновой атаки.
Раскрытие изобретения
Технической проблемой, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является создание эффективной мобильной системы, позволяющей осуществлять доставку и выгрузку в ЛБС.
Технический результат заявленного решения заключается в создании «живучей» транспортной системы наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя, позволяющей предельно снизить потери личного состава.
Для достижения указанного технического результата предлагается транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя содержащая ведущую платформу оборудованную одной или более камерами и выполненную на основе корпуса танка или бронетранспортера с ходовой частью, вместо кабины или башни на которой жестко установлены две или более бронеплит толщиной не менее 1 см между которыми размещается слой вспененного пенополиуретана или минеральной ваты плиты выступают за корпус ведущей части не менее чем на 50 см и как минимум одну бронированную капсулу, присоединенную к ведущей платформе посредством буксировочного троса и оптоволоконного кабеля или витой пары в бронированной оплетке и состоящую из двух половин связанных между собой петлями с одной стороны и выполненных с возможностью открытия-закрытия относительно друг друга, внутри капсулы расположено средство визуализации с выводом видео потока, поступающего с видеокамер ведущей платформы и камеры установленной на самой капсуле на внутренней стороне верхней крышки капсулы установлены джойстики управляющие движением ведущей платформы, в нижней части капсулы на внутренней стороне установлено амортизированное ложе оператора.
В предпочтительных вариантах возможны варианты, что:
на внешней части нижней половины капсулы установлены ролики;
капсула оснащена рацией и блоком определения текущих координат;
внешняя верхняя часть капсулы покрывается антидроновыми решетками;
на тросу, у места крепления троса к капсуле, размещен пироотсекатель;
на выступающие части плиты, снизу, навешиваются, в несколько рядов, резиновые плиты;
на ведущей платформе и капсуле размещены системы защиты.
Совокупность приведенных выше существенных признаков приводит к тому, что предложенное решение позволяет:
получить транспортную систему повышенной «живучести»;
обеспечивать мобильную эффективную транспортировку с возможностью корректировки маршрутов и сброса, выгрузки;
осуществлять эффективный отцеп бронированной капсулы или нескольких капсул от ведущей платформы;
обеспечить прохождение сложных укрепрайонов и систем минного заграждения, т.к. в ведущей платформе отсутствует ЛС, а степень бронирования позволяет выдерживать даже попадание артиллерии и большинства боевых частей дронов;
т.к. капсулы находятся на поверхности или на небольшом удалении от земли существенно облегчается погрузка и выгрузка раненых людей и снижается риск поражения от стрелкового оружия;
распределенность в пространстве предлагаемой системы позволяет снизить вероятность ее поражения, при этом безэкипажная буксируемая платформа предельно проста и защищена, и это делает ее труднопоражаемой, индивидуальные капсулы - просты и технологичны, позволяют обеспечивать множественное дублирование (зависит от количества капсул, буксируемых за платформой) управлением ведущей платформы.
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 изображена предлагаемая система, вид сбоку.
1 - ведущая платформа;
2 - бронеплита;
3 - шпилька;
4 - свисающие вниз резиновые плиты, прикрывающие ходовую часть платформы;
5 - противоминный каток;
6 - капсула;
7 - трос;
8 - оптоволоконный кабель или витая пара;
9 - антидроновая объемная решетка
На фиг. 2 изображена предлагаемая система, вид сверху.
На фиг. 3 и 4 изображена капсула, вид сзади и вид сбоку в раскрытом виде.
10 - верхняя крышка капсулы;
11 - экран (тачскрин);
12 - джойстики управления;
13 - оператор (штурмовик);
14 - ложе;
15 - амортизатор ложе (пружины, демпферная прокладка и т.п.);
16 - нижняя часть капсулы;
17 - пироотсекатель.
Осуществление и примеры реализации изобретения
Ниже приведен пример конкретного выполнения заявляемого решения, который не ограничивает варианты его исполнения.
Транспортная система схематически представлена на фиг. 1 и 2 и представляет собой ведущую платформу 1 с присоединенной к ней, с помощью буксировочного троса 7, как минимум одной капсулы 6. Между платформой 1 и капсулой 6, параллельно тросу 7 проложен оптоволоконный кабель 8 в бронированной оплетке. Возможно размещение оптоволоконного кабеля или витой пары 8 и в центре самого буксировочном троса 7.
Ведущей платформой 1 может выступать: танк, БМП или другое бронированное ТС, по мере возможности, снабженное дополнительными системами и устройствами противодроновой и активной защиты (не показаны на фигурах).
Целесообразно модернизировать, например, танк (Т55, подойдет) под эту задачу таким образом: демонтируется башня со всем вооружением, и все, что не относится к системам для передвижения. Остается только корпус (шасси) с ходой частью и двигатель с его системами. Вместо башни устанавливается плоская бронеплита 2, толщиной не менее 10 мм, с перекрытием корпуса танка по всему периметру не менее 50 см. На выступающие части плиты, снизу, навешиваются, в несколько рядов, резиновые плиты 4, закрывающие гусеничные треки до самой поверхности земли. На бронеплиту 2, на высоте не менее 50 см, с помощью массивных шпилек 3 устанавливается параллельно еще одна бронеплита 2, толщиной не менее 10 мм. Таких слоев, на танке, устанавливается 2-3 слоя. Пространство между плитами 2 заполняется слоем минеральной ваты, максимальной плотностью или вспененным полиуретаном с керамической крошкой, или огнеупорной вспененной керамики. Общей массой такое бронирования может достигать до 10 тонн и более - эквивалентной массой снятому с танка оборудованию. Толщина такого бронирования может достигать до 1 метра, достаточная для защиты от кумулятивных боеголовок. В передней части подвижной платформы может быть установлен противоминный каток 5 фиг. 1.
Таким образом, предполагается превратить танк в «живучую» передвижную платформу 1, способную противостоять значительному количеству ударных дронов и артиллерии. Для обездвиживания такой платформы 1 потребуется не менее 10-15 прямых попаданий боевых частей типа РПГ 7 или ПТУР. За счет комплекта дистанционного управления (https://ria-ru.turbopages.org/turbo/ria.ru/s/20231227/bezopasnost-1918365508.html) и установленных на платформе как минимум нескольких комплектов выдвижных камер, некоторые из которых спрятаны под бронеплитами и при необходимости могут быть выдвинуты (не показаны), сама платформа 1 является беспилотным транспортным средством, управляемым оператором по оптоволокну или витой пары 8 из буксируемых капсул 6 (по выбору) или удаленным оператором по радиочастотному каналу связи (аналогично управлению дрона fpv). Оператор находится в бронированной индивидуальной капсуле 6 и перемещается за платформой 1 посредством буксировочного троса 7. Длина буксировочного троса 7 выбирается из соображения безопасности, от 5-ти метров и более. За платформой 1 может быть прикреплено (последовательно, как ватрушки) более одной капсулы 6 на определенном расстоянии между ними. Управление платформой 1 возможно из любой, прикрепленных к ней тросом 7, капсулы 6 (дублирование). Капсула 6 фигуры 3 и 4 состоит из двух половин - нижняя часть 16 капсулы и верхняя часть - крышка 10 капсулы, с одной стороны связанных между собой петлями и закрывающейся как из внутри, так и с наружи (специальным ключом, не показан). Между капсулами при использовании нескольких установлена проводная связь через ларингофоны в шлемах штурмовиков (не показаны). На внутренней стороне верхней крышки 10 расположен экран 11 (тачскрин) с выводом видео потока, поступающих с видеокамер платформы 1 и камеры самой капсулы 6 (не показаны), установленной на верхней части 10 капсулы 6. Управление платформой 1 осуществляется с помощью джойстиков 12, расположенных рядом с экраном 11. Как вариант, вместо экрана 11 можно использовать шлем виртуальной реальности, например, как используют ФПВ операторы для управления дронами. Оптоволоконный кабель 8, витая пара или кабель являются каналом видеосигнала. В нижней части 16 капсулы 6, во внутренней стороне распложено амортизированное ложе 14 для оператора фиг. 3. Амортизация ложе может быть обеспеченна за счет пружин, пластических вставок, воздушной или водяной подушки являющимися амортизаторами 15 для ложа 14 и установленные с внутренней части нижней части 16 капсулы 6. Предусмотрено пространство для размещения боекомплекта со штатным вооружением оператора. На внешней части нижней половины 16 капсулы 6 могут быть размещены ролики (не показаны на фигурах), для снижения трения об поверхность дороги. Капсула 6 оснащается принудительной системы вентиляции (не показана). Каждая капсула оснащена рацией и блоком определения текущих координат (геолокацией) GPS/ГЛОНАСС. Толщина стенок половинок капсулы выполняется из бронированной стали от 20 мм и более. Внешняя часть капсулы покрывается антидроновыми решетками и, таким образом, обеспечивается ее защита от многократных прямых попаданий боевых частей типа РПГ 7 или ПТУРС и их кумулятивно-фугасных воздействий. На тросе, у места крепления троса 7 к капсуле 6, размещен пироотсекатель 17, позволяющий отсекать трос 7 и таким образом отсоединять капсулу 6 от платформы 1. Пироотсекатель 17, представляет собой мини-взыватель, разрушающий трос 7, и широко известен. При необходимости, оператор (или удаленный оператор) может отсоединить капсулу 6 от платформы 1. Это может быть полезно при доставке крупного заряда ВВ, находящегося в капсуле, к укреплению противника. В капсулу может помещаться до 200 кг ВВ, что эквивалентно ФАБ 500. После удаления платформы 1, на безопасное удаление от отсоединенной капсулы 6, подается команда (она может быть дана по радиоканалу или за счет временного взрывателя) на подрыв. Тактическое применение системы может быть различным, как для транспортировки раненных с ЛБС, доставки штурмовиков или боеприпасов на/с ЛБС. Данный вид колоны, при наступлении, должен прикрываться разведывательными и ударными дронами, при необходимости способной вызывать артподдержку.
Главная задача предлагаемой системы: предельно быстро и с минимальными потерями, осуществить марш-бросок, и навязать бой противнику, на расстоянии, на котором уже невозможно применять артподдержку. Капсулы 6 можно применять в качестве защитной альтернативы окопам и блиндажам. Возможно создавать ложные колонны, на которые противник будет вынужден реагировать, расходовать боеприпасы и попадать под поражение нашими средствами поражения. Расположение штурмовика в капсуле 6 имеет значение, размещение рационально именно ногами вперед т.к. предпочтительно перемещается вперед движению ведущей платформе 1 ногами, по причине, что перегрузки от ударов, возникают именно в этом направлении, и их таким образом, как доказала медицина (исследования по летчикам и космонавтам), переносить легче. Так же, верхняя часть капсулы 6 открывается вверх и вперед по движению, при выходе из капсулы 6, боец будет защищен от фронтальных прилетов пуль, со стороны противника.
Видеосигнал с видеокамеры (расположенной на ведущей платформе) на экран 11 капсулы 6 может быть передан с помощью оптоволокна 8 или витой пары. Так же по другой витой паре передаются все управляющие сигналы от оператора капсулы 6 на органы управления движением ведущей платформы 1 и прочим оборудованием (камеры, дымовая и прочая защита и т.д.) Данное оборудование широко известно и повсеместно используется. (https://yandex.ru/video/touch/preview/7072018062286145303). Видеосигнал с видеокамеры через трансмиттер подается по витой паре на другой трансмиттер, а уже с выхода последнего, сигнал передается на экран 11. Сигналы управления (направление движения, коробки передач, ручка газа и тормоза ведущей платформы 1 и кнопки включения прочего оборудования) с джойстика 12, через контроллер капсулы, подается по витой паре на контроллер, расположенный на ведущей платформе, последний формирует управляющие сигналы на все исполнительные устройства (не показаны). Для работы электронного оборудования на капсуле и ведущей платформе размещены аккумуляторы (не показаны на чертежах). На капсуле 6 и на ведущей платформе 1 может быть размещен дымопостановщик и осколочная система защиты (не показаны). Последняя может быть представлена блоком коротких стволов, направленных вертикально вверх. В каждом из стволов размещен патрон с отстреливаемой вверх гранатой типа РГО. Граната привязана к стальному проводку, а поводок, другим кольцом к гильзе. При появлении вблизи (от 20 метров и менее) капсулы пехоты противника, дается сигнал (как оператором в капсуле или удаленным оператором разведдрона) на выстрел. Граната начинает движение по стволу и взводится ее взрыватель. Как только граната пролетит вверх, расстояние, равное длине поводка, произойдет удар, срабатывание взрывателя и взрыв гранаты. Поле осколков, образовавшееся при взрыве, будет защищать капсулу 6 от живой силы противника. Также, капсула 6 оснащена отдельной радиоканалом связи для посылки и приема коротких сообщений: сигнал SOS, отправка координат геолокации и т.д. - аналог тревожной кнопки. Все перечисленное оборудование и программное обеспечение обеспечивающее их работу широко известно и может быть применено на предлагаемом решении.
Примеры осуществления
Работа предлагаемой системы состоит в следующем: оператор в капсуле 6, получая информацию с видеокамер, установленных на ведущей платформе 1, и отражающуюся на экране 11, с помощью рядом, расположенных джойстиков 12, управляет движением платформы 1. Такое управление может быть осуществлено из любой капсулы 6, прикрепленной к платформе 1 тросом 7. Или дистанционно (аналогично управлению ФПВ дронами). Устройства и программное обеспечение для такого управление широко известны. Несомненно, такая ведущая платформа 1 и капсулы 6 не являются неуязвимыми. Однако, то количество и калибры средств поражения противника, необходимые для их поражения, повысятся в разы. Дроны со сбросами легких, осколочно-фугасных боеприпасов будут выключены из борьбы. А это около 70% дронов. Большую опасность будут представлять ФПВ дроны, оснащенные кумулятивными БЧ типа РПГ 7 и большего калибра. Однако для полного поражения предлагаемой системы потребуется значительно большее количество дронов, чем требуется сейчас. Потери ЛС, при атакующих действиях, снизятся в разы. При этом самая большая ценность предложенной системы состоит в том, что возможно создавать ложные колонны из подобных систем. В капсулах 6 или никого не будет или будет очень малое наличие личного состава. Не реагировать на движение такой колоны к ЛБС противник не в состоянии. Значит, будут расходоваться его средства огневого поражения и уничтожаться встречным огнем противобатарейной борьбы. Сами капсулы 6 очень просты и технологичны. Так же, как и ведущие платформы. Создать данную систему возможно за неделю, «на коленке» в условиях небольшого гаража или в прифронтовой зоне.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система Костенюка быстрой доставки людей и грузов с поля или на поле боя | 2023 |
|
RU2809726C1 |
Аэростатная система залпового пуска (АСЗП) Костенюка | 2022 |
|
RU2781555C1 |
Канатная дорога-автозиплайн | 2021 |
|
RU2754046C1 |
Каретка канатной дороги - тросоход | 2020 |
|
RU2742438C1 |
БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ ИЛИ КОЛЕСНАЯ БОЕВАЯ МАШИНА | 2023 |
|
RU2824569C1 |
Наземный роботизированный комплекс | 2023 |
|
RU2819223C1 |
Ходовой путь для монорельсового транспортного средства | 2017 |
|
RU2670337C2 |
ВЫСОКОЗАЩИЩЕННЫЙ ТАНК С КОМПЛЕКСОМ УПРАВЛЕНИЯ БОЕВЫМИ НАЗЕМНЫМИ РОБОТАМИ И БЛА | 2017 |
|
RU2669248C1 |
Канатный велосипед Костенюка | 2024 |
|
RU2828503C1 |
Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета | 2018 |
|
RU2703322C1 |
Изобретение относится к области военного дела, а более конкретно к транспортной технике, и может быть использовано для быстрой индивидуальной транспортировки с поля и на поле боя. Транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя содержит ведущую платформу, оборудованную одной или более камерами и выполненную на основе корпуса танка или бронетранспортера с ходовой частью, вместо кабины или башни на которой жестко установлены две или более бронеплит толщиной не менее 1 см, между которыми размещается слой вспененного пенополиуретана или минеральной ваты. Плиты выступают за корпус ведущей части не менее чем на 50 см. Транспортная система содержит также как минимум одну бронированную капсулу, присоединенную к ведущей платформе посредством буксировочного троса и оптоволоконного кабеля или витой пары в бронированной оплетке и состоящую из двух половин, связанных между собой петлями с одной стороны и выполненных с возможностью открытия-закрытия относительно друг друга. Внутри капсулы расположено средство визуализации с выводом видеопотока, поступающего с видеокамер ведущей платформы и камеры, установленной на самой капсуле. На внутренней стороне верхней крышки капсулы установлены джойстики, управляющие движением ведущей платформы, в нижней части капсулы на внутренней стороне установлено амортизированное ложе оператора. В результате создана «живучая» транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя, позволяющая предельно снизить потери личного состава. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя, характеризующаяся тем, что содержит ведущую платформу, оборудованную одной или более камерами и выполненную на основе корпуса танка или бронетранспортера с ходовой частью, вместо кабины или башни на которой жестко установлены две или более бронеплит толщиной не менее 1 см, между которыми размещается слой вспененного пенополиуретана или минеральной ваты, плиты выступают за корпус ведущей части не менее чем на 50 см, и как минимум одну бронированную капсулу, присоединенную к ведущей платформе посредством буксировочного троса и оптоволоконного кабеля в бронированной оплетке и состоящую из двух половин, связанных между собой петлями с одной стороны и выполненных с возможностью открытия-закрытия относительно друг друга, внутри капсулы расположено средство визуализации с выводом видеопотока, поступающего с видеокамер ведущей платформы и камеры, установленной на самой капсуле, на внутренней стороне верхней крышки капсулы установлены джойстики, управляющие движением ведущей платформы, в нижней части капсулы на внутренней стороне установлено амортизированное ложе оператора.
2. Транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя по п. 1, отличающаяся тем, что на внешней части нижней половины капсулы установлены ролики.
3. Транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя по п. 1, отличающаяся тем, что капсула оснащена рацией и блоком определения текущих координат.
4. Транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя по п. 1, отличающаяся тем, что внешняя верхняя часть капсулы покрывается антидроновыми решетками.
5. Транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя по п. 1, отличающаяся тем, что на тросе у места крепления троса к капсуле размещен пироотсекатель.
6. Транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя по п. 1, отличающаяся тем, что на выступающие части плиты снизу навешиваются в несколько рядов резиновые плиты.
7. Транспортная система наземной доставки людей и грузов с поля и на поле боя по п. 1, отличающаяся тем, что на ведущей платформе и капсуле размещены системы защиты.
БРОНИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2012 |
|
RU2504728C1 |
Объект бронетехники с капсулой для экипажа, эвакуируемой вертолетом | 2019 |
|
RU2723352C1 |
0 |
|
SU187511A1 | |
US 20140202324 A1, 24.07.2014. |
Авторы
Даты
2024-10-14—Публикация
2024-04-04—Подача