Присадка для снижения потерь углеводородных топлив от испарения при их хранении и применении Российский патент 2024 года по МПК C10L1/182 C10L1/188 C10L1/222 C10L1/238 C10L10/00 

Описание патента на изобретение RU2828799C2

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к композициям присадок к углеводородным топливам, особенно к автомобильным бензинам, добавляемым в целях снижения потерь топлива от испарения при хранении и применении, а также может быть использовано на нефтебазах и складах горючего.

Применение изобретения позволит значительно снизить потери автомобильных бензинов от испарения при хранении в резервуарах на нефтебазах и складах горючего.

Наиболее сильное изменение качества топлив при хранении и применении вызывают процессы испарения легких фракций [Сафонов А.С., Ушаков А.И., Юсковец Н.Д. Автомобильные эксплуатационные материалы. - СПб.: Гидрометиоиздат, 1998. - С. 223].

Вследствие высокой испаряемости автомобильных бензинов происходит быстрое изменение их фракционного состава и соответственно ухудшение эксплуатационных свойств [Гуреев А.А., Фукс И.Г., Лашхи В.Л. Химмотология. - М.: Химия, 1986. - С. 95].

В качестве альтернативных и наиболее экономически выгодных методов снижения потерь от испарения помимо выполнения основных требований к техническим средствам хранения и транспортирования и конструктивных усовершенствований резервуаров используют присадки, снижающие потери от испарения хранящихся нефтепродуктов. В основном, это поверхностно-активные вещества различной химической природы, которые, обладая высокой поверхностной активностью, образуют на поверхности топлива сорбционную пленку, затрудняющую выход молекул легкокипящих углеводородов [Волгин С.Н., Середа В.А. Технико-экономическое обоснование применения присадок, снижающих скорость испытания бензинов при хранении. - СПб.: Академия прикладных исследований, 2002. - С. 372].

Известен способ снижения потерь бензинов от испарения при хранении и использовании путем введения в них присадки [CnH2n+1COO]2Ni, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001% (RU 2187540 С1, кл. C10L 1/18, 20.08.2002).

Также известен способ снижения потерь бензинов от испарения при хранении и использовании путем введения в них присадки [CnH2n+1COO]2Zn, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001% (RU 2256693 С1, кл. C10L 1/18, 20.07.2005).

Недостатком известных способов является то, что используемые в них присадки являются солями, содержащими двухвалентные цветные металлы, что способствует ускорению процесса окисления бензинов и дизельных топлив в процессе их хранения и эксплуатации (Теоретические основы химмотологии. - Под. ред. А.А. Браткова. - М.: Химия, 1985. - 320 с.).

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является способ снижения потерь бензинов от испарения при хранении и применении путем введения в них присадки на основе продукта конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты при их мольном соотношении 1:1,5:1,5 соответственно в количестве 0,001-0,01 масс. % (RU 2630674 С1, кл. C10L 1/10, 2017.09.12).

Однако эта присадка в промышленности не производится, а синтез в лабораторных условиях трудоемкий и дорогостоящий, также концентрация присадки в топливе снижается за счет частичной адсорбции ее на металлических поверхностях емкостей, при этом эффективность по снижению потерь топлива при хранении тоже уменьшается.

Задачей настоящего изобретения является повышение устойчивости бензинов к окислению, снижение потерь бензинов от испарения в процессе хранения и применения.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к бензинам, содержащая полиэтиленгликоль с мол. массой 200, хлорид тетраметиламмония, стеарат натрия, 1-октанол при следующем соотношении компонентов в масс. %:

полиэтиленгликоль с мол. массой 200 - 3,5; хлорид тетраметиламмония - 0,1; стеарат натрия - 3,5; 1-октанол до 100.

Все компоненты, входящие в состав присадки, являются известными, промышленными продуктами.

Аниононогенные и неионогенные поверхностно-активные вещества (ПАВ) используются в больших объемах в промышленности. Главная причина выбора этих ПАВ - простота и низкая стоимость производства. Причем наилучшим действием обладают анионогенные ПАВ с алкильными группами, содержащими в гидрофобной цепи 9-17 атомов углерода (стеарат натрия C17H35COONa), в присутствии неионогенных (полиэтилепнгликоль Н-(O-СН2СН2)n-ОН).

По мере увеличения концентрации присадки в бензине адсорбция молекул ПАВ на поверхности раздела фаз паровоздушная смесь - топливо возрастает. Это обусловлено уменьшением поверхностного натяжения. При концентрации присадки в бензине 0,05-0,1 достигается предельная адсорбция молекул ПАВ. Объясняется это тем, что поверхностный слой бензина полностью заполнен молекулами ПАВ. Образуется мономолекулярный защитный слой. Испарение легких фракций бензина предельно уменьшается.

Концентрация присадки 0,1 является критической концентрацией мицеллообразования. Устанавливается равновесие мономолекулярный раствор ↔ мицеллы различной формы. В образовании мономолекулярного защитного слоя на поверхности раздела фаз активно принимают участие молекулы стеарата натрия и полиэтилнгликоля, а частицы хлорида тетраметиламмония поддерживают, усиливают адсорбцию молекул ионогенных и неионогенных ПАВ на поверхности топлива. Октанол-1 является растворителем других компонентов присадки.

Введение присадки в бензины менее 0,05 масс. % не позволяет существенно снизить испаряемость при хранении и применении, а введение его более 0,1 мас. % нецелесообразно, так как дальнейшего снижения потерь от испарения практически не происходит.

Влияние действия присадки относительно прототипа представлено в табл. 1.

Давление насыщенных паров бензина определяли по ГОСТ 1756-2000 «Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров», потери от испарения - по ГОСТ 6369-75 «Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения потерь от испарения».

Пример 1. Определяли давление насыщенных паров и потери от испарения бензина АИ-92 без присадки (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).

Пример 2. Исследовали тот же бензин с введением присадки по прототипу продукта конденсации Н3ВО3, NH2C2H4OH и С17Н35СООН в следующем мольном соотношении: 1:1,5:1,5. в количестве 0,05 масс. %.

Пример 3. Исследовали тот же бензин с введением предлагаемой присадки в количестве 0,05 масс. %.

Результаты исследований представлены в табл.1.

Влияние концентрации вводимой присадки на давление насыщенных паров и испаряемость бензина бензин АИ-92 изучали в примерах 4-9.

Пример 4. Исследовали бензин АИ-92 (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С) без присадки.

Пример 5. В бензин АИ-92 вводили предлагаемую присадку в количестве 0,05 масс. %.

Пример 6. В бензин АИ-92 вводили предлагаемую присадку в количестве 0,08 масс. %.

Пример 7. В бензин АИ-92 вводили предлагаемую присадку в количестве 0,1 масс. %.

Пример 8. В бензин АИ-92 вводили предлагаемую присадку в количестве 0,15 масс. %.

Пример 9. В бензин АИ-92 вводили предлагаемую присадку в количестве 0,2 масс. %.

Результаты испытаний представлены в табл.2.

Анализ полученных данных показывает, что максимальное снижение потерь бензина от испарения достигается при введении продукта предлагаемой присадки в количестве 0,05-0,1 масс. %.

Таким образом, введение в бензин предлагаемой присадки в количестве 0,05-0,1 масс. % от общей массы топлива приводит к существенному снижению давления насыщенных паров и потерь бензина от испарения при его хранении и применении.

Похожие патенты RU2828799C2

название год авторы номер документа
ПРИСАДКА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ 2016
  • Назаров Сергей Владимирович
  • Родионов Николай Степанович
  • Артёмов Вячеслав Вячеславович
  • Николаев Андрей Геннадьевич
  • Мокроусов Алексей Сергеевич
  • Калыков Дархан Дауренулы
  • Саясатов Данияр Куватович
  • Еникеев Максим Евгеньевич
RU2630674C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ 2009
  • Гайдар Сергей Михайлович
RU2400528C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ 2001
  • Магарил Р.З.
  • Магарил Е.Р.
  • Шаламберидзе О.В.
RU2187540C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ ЛЕГКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ 2004
  • Магарил Р.З.
  • Магарил Е.Р.
  • Шаламберидзе О.В.
RU2256693C1
ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ 2008
  • Сергеев Сергей Михайлович
  • Середа Василий Александрович
  • Квашнин Андрей Борисович
  • Рудакова Анна Александровна
RU2393204C1
ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ 2010
  • Сергеев Сергей Михайлович
  • Квашнин Андрей Борисович
  • Рудакова Анна Александровна
RU2447133C1
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА "ОКТА 2" И ТОПЛИВО С УКАЗАННОЙ ДОБАВКОЙ 2015
  • Ройтман Евгений Владимирович
RU2586688C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ В СТАЦИОНАРНЫХ РЕЗЕРВУАРАХ (ЦИСТЕРНАХ) 2015
  • Пименов Юрий Михайлович
  • Середа Василий Александрович
  • Сергеев Сергей Михайлович
RU2608456C2
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ 2008
  • Гайдар Сергей Михайлович
  • Овчинников Владимир Петрович
  • Захаров Игорь Александрович
RU2355734C1
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ 2008
  • Гайдар Сергей Михайлович
  • Белозубов Виктор Васильевич
  • Овчинников Владимир Петрович
RU2355733C1

Реферат патента 2024 года Присадка для снижения потерь углеводородных топлив от испарения при их хранении и применении

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к композициям присадок к углеводородным топливам, особенно к автомобильным бензинам. Присадка для снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и применении содержит следующие компоненты, мас.%: полиэтиленгликоль с мол. массой 200 - 3,5; хлорид тетраметиламмония - 0,1; стеарат натрия - 3,5; 1-октанол - до 100. Также раскрыт бензин, содержащий указанную присадку в количестве 0,05-0,1 мас.%. Группа изобретений обеспечивает снижение потерь топлива от испарения при хранении и применении, а также снижение давления насыщенных паров бензина. 2 н.п. ф-лы, 2 табл., 9 пр.

Формула изобретения RU 2 828 799 C2

1. Присадка для снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и применении, характеризующаяся тем, что в качестве присадки используют смесь компонентов при следующем их соотношении, мас.%:

полиэтиленгликоль с мол. массой 200 3,5 хлорид тетраметиламмония 0,1 стеарат натрия 3,5 1-октанол до 100

2. Бензин, содержащий присадку, отличающийся тем, что содержит присадку по п. 1 в количестве 0,05-0,1 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2828799C2

СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ 2009
  • Гайдар Сергей Михайлович
RU2400528C1
ПРИСАДКА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ 2016
  • Назаров Сергей Владимирович
  • Родионов Николай Степанович
  • Артёмов Вячеслав Вячеславович
  • Николаев Андрей Геннадьевич
  • Мокроусов Алексей Сергеевич
  • Калыков Дархан Дауренулы
  • Саясатов Данияр Куватович
  • Еникеев Максим Евгеньевич
RU2630674C1
ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ 2008
  • Сергеев Сергей Михайлович
  • Середа Василий Александрович
  • Квашнин Андрей Борисович
  • Рудакова Анна Александровна
RU2393204C1
Присадка к углеводородным топливам и растворителям 1990
  • Усин Валерий Викторович
  • Кирпичников Виктор Николаевич
  • Улитько Александр Васильевич
  • Строгонов Дмитрий Владимирович
  • Дейнега Роман Анатольевич
  • Сафонов Алексей Семенович
  • Пименов Юрий Михайлович
SU1816794A1
WO 2021220290 A1, 04.11.2021
НАЗАРОВ С.В
и др
Способ снижения потерь бензинов от испарения во время хранения
Научный вестник ВВИМО, 2016, 3(39), с.96-98
РОДИОНОВ Н.С
и др
Разработка способа снижения потерь бензинов от испарения в

RU 2 828 799 C2

Авторы

Усин Валерий Викторович

Назаров Сергей Владимирович

Родионов Николай Степанович

Николаев Андрей Геннадьевич

Романчиков Сергей Александрович

Гейда Александр Сергеевич

Хакимов Артём Рустамович

Иваницкий Владимир Михайлович

Полпудников Владимир Андреевич

Пейганович Давид Юрьевич

Даты

2024-10-21Публикация

2023-02-03Подача