Способ диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации Российский патент 2024 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение RU2831926C1

Область техники

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к диагностированию технического состояния подшипников качения, и может быть использовано для оценки и мониторинга текущего технического состояния вращающихся машин, узлов и механизмов сложных технических систем предприятий с непрерывным циклом производства по виброизмерениям. В частности, механизмов и агрегатов с нанесенным на рабочую поверхность многофункциональным покрытием из композиционных материалов на базе фаз с многокомпонентной основой, с целью повышения эксплуатационных характеристик (износостойкость, коррозионностойкость, жаропрочность и др.) для горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической и машиностроительной.

Уровень техники

Известен способ контроля технического состояния подшипников качения (патент SU №1649348, опубл. 15.05.1991, МПК G01M 13/04), согласно которому выделяют сигнал вибрации подшипникового узла, при котором измеряют величину амплитуды сигнала, пропорционального виброускорению. Определяют максимальное значение амплитуды и устанавливают пороговое значение на 5 дБ ниже максимального, измеряют число импульсов сигнала, имеющих величину выше порогового значения, и по отношению числа импульсов к суммарной длительности судят о техническом состоянии подшипникового узла, и при величине этого отношения более 5 считают подшипник имеющим повреждения.

Известен способ диагностики подшипниковых узлов (патент SU №1691702, опубл. 15.11.1991, МПК G01M 13/04), согласно которому выделяют сигнал огибающей случайных вибраций, контролируют наличие импульсного сигнала и при его появлении выделяют максимальную составляющую из гармоник спектра информативных частот, определяют отношение постоянной составляющей спектра к уровню максимальной переменной и по величине этого отношения оценивают техническое состояние подшипника.

Известен способ виброакустической диагностики подшипников качения (патент SU №1787269, опубл. 11.06.1990, МПК G01M 13/04), согласно которому измеряют амплитудный спектр вибрации элементов подшипников при вращении его под нагрузкой, выделяют составляющие спектра вибрации в заданных диапазонах частот и судят о состоянии элементов подшипника при измерении амплитудного спектра вибрации элементов подшипника при обратном вращении, выделяют составляющие этого спектра в заданном диапазоне частот, определяют сдвиг частот составляющих относительно эталонного значения, по сдвигу частот судят о наличии дефекта, по сравнению максимальных значений амплитуд составляющих спектра вибрации подшипника при прямом и обратном вращении определяют место дефекта и его параметры.

Известен способ диагностики подшипников (патент RU №2209410, опубл. 21.11.2001, МПК G01M 13/04), заключающийся в расчете характерных частотных масок для отдельных элементов подшипника, вносящих доминирующий вклад в его вибрацию, и последующем измерении сигнала вибрации подшипника при его вращении, преобразовании полученного сигнала в цифровую форму с образованием не менее двух его равновеликих реализаций, проведении быстрого преобразования Фурье, выделении амплитудного спектра, сравнении его с рассчитанными частотными масками для отдельных элементов подшипника, определении доли вклада каждого из этих элементов в общую энергию вибрации подшипника и оценке состояния подшипника, отличающийся тем, что в качестве реализации сигнала вибрации подшипника выбирают совокупность сигналов, удовлетворяющих такому условию, что начальное значение сигнала каждой последующей его реализации является конечным значением сигнала соответствующей предыдущей его реализации, после преобразования сигнала в цифровую форму для каждой его реализации выделяют низкочастотный сигнал и прореживают его посредством выборки дискретных значений сигнала с частотой опроса fвыб, удовлетворяющей условию fвыб≥2fmax, где fmax - максимальная частота в спектре процесса, из всего множества реализаций полученных сигналов формируют совокупную временную последовательность, которую подвергают дальнейшему анализу.

Известен способ вибродиагностики зарождающихся дефектов механизмов (патент RU №2680640, опубл. 16.02.2018, МПК G01M 13/04), основан на измерении вибрационных ускорений, их полосовой фильтрации, детектировании и определении энергетического спектра. При этом усредняют энергетические спектры огибающих вибрационных ускорений, выделяют в них существенные локальные максимумы и запоминают их местоположения на оси частот и амплитудные значения этих максимумов на этапе обучения для исправного состояния механизма. При возникновении дефектов строят разные эталоны местоположений на оси частот и амплитудных значений существенных максимумов в виде многомерных плотностей вероятностей. На этапе вибродиагностирования выполняют сравнение выделенных в усредненном энергетическом спектре местоположений на оси частот и амплитудных значений существенных максимумов с эталонами исправного состояния механизма и состояний механизма при возникновении различных зарождающихся дефектов с помощью оптимального критерия Байеса.

Известен способ вибрационной диагностики подшипников качения (патент RU №2720328, опубл. 22.04.2019, МПК G01M 13/04), согласно которому с помощью установленного на диагностируемом подшипнике акселерометра получают сигнал вибрации, производят полосовую фильтрацию сигнала вибрации и получают его огибающую, рассчитывают спектр Фурье огибающей сигнала вибрации, из спектра огибающей сигнала вибрации выделяют все частотные компоненты, амплитуда которых превышает спектральный уровень шума по меньшей мере на 1 дБ, рассчитывают или выбирают из справочной литературы значения основных подшипниковых частот. При этом из набора основных габаритных параметров подшипника выбирают первый габаритный параметр и варьируют его значение относительно номинальной величины в диапазоне при фиксированных номинальных значениях оставшихся габаритных параметров и для каждой величины отклонения варьируемого габаритного параметра р1 рассчитывают значения основных подшипниковых частот. На основе значений основных подшипниковых частот формируют спектральные шаблоны для всех возможных дефектов подшипника как определенные конфигурации гармоник и субгармоник подшипниковых частот и формируют общую диагностическую модель подшипника как совокупность полученных шаблонов. Вычисляют количество и суммарную амплитуду частотных компонент в спектре огибающей вибрации, соответствующих модели, на их основе рассчитывают величину достоверности диагностической модели. Аналогичным образом варьируют значение габаритного параметра р1 для отличных от номинального значений второго габаритного параметра и фиксированных номинальных значений оставшихся габаритных параметров и формируют двумерную величину достоверности диагностической модели. Аналогичную процедуру циклически повторяют для всех варьируемых габаритных параметров подшипника, в результате чего формируют многомерную величину достоверности диагностической модели, по максимуму которой находят оптимальные значения отклонений варьируемых габаритных параметров подшипника, корректируют значения основных подшипниковых частот и формируют уточненную диагностическую модель. Заключение о наличии дефектов подшипника и их выраженности делают на основе сходства набора найденных в спектре огибающей сигнала частотных компонентов со спектральными шаблонами дефектов уточненной диагностической модели.

Первым недостатком рассмотренных выше способов является то, что они чувствительны к шумам. Вторым недостатком является то, что их сложно интегрировать в систему непрерывного мониторинга и контроля технического состояния подшипников, так как требуют экспертного вмешательства.

Техническая задача изобретения направлена на создание эффективного и удобного способа диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации, в котором комплексно учитываются все составляющие гармоники основных сигналов, а также возможно косвенно оценить величину и характер выявленного дефекта в подшипнике.

Технический результат изобретения - повышение достоверности диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации в процессе эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что способ диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации характеризуется тем, что определяют эталонные сигналы датчиков вибрации, установленных на корпусе вращающегося на валу исправного подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при разных частотах вращений указанного вала, производят с помощью компьютерной системы математическую обработку полученных эталонных сигналов, затем определяют экспериментальные сигналы датчиков вибрации, установленных на корпусе вращающегося на валу диагностируемого подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец данного подшипника при ранее зафиксированных частотах вращений вала исправного подшипника, производят их математическую обработку и сопоставляют эталонные и экспериментальные результаты; при этом для математической обработки эталонных сигналов вибрации исправного подшипника измеряют и записывают эталонные сигналы вибрации на корпусе вращающегося исправного подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при разных частотах вращений вала, на котором установлен исправный подшипник; фиксируют значения частот вращений вала; для массивов полученных сигналов вибрации методом непересекающегося окна рассчитывают среднее значение и среднеквадратическое отклонение по размеру окна k; парно рассчитывают коэффициенты корреляции между рассчитанными среднеквадратическими отклонениями сигналов вибрации по размеру окна k; фиксируют опорные значения рассчитанных коэффициентов корреляции для ранее фиксированных частот вращений вала; для математической обработки экспериментальных сигналов вибрации диагностируемого подшипника в процессе эксплуатации измеряют сигналы вибрации на корпусе вращающегося на валу подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при ранее зафиксированных частотах вращений вала исправного подшипника; рассчитывают среднеквадратическое отклонение и коэффициенты корреляции по размеру окна k для массивов полученных экспериментальных сигналов вибрации диагностируемого подшипника; затем сопоставляют рассчитанные значения коэффициентов корреляции для исправного подшипника с рассчитанными значениями коэффициентов корреляции для диагностируемого подшипника; при расхождении значения коэффициентов корреляции диагностируемого и исправного подшипника более чем на 15% делают вывод о наличии дефекта в подшипнике.

Раскрытие изобретения

Способ диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации характеризуется тем, что:

1) получают эталонные сигналы вибрации исправного подшипника одного и того же вида и размера с диагностируемым подшипником, вычисляют опорные значения из статистических параметров сигналов, в частности:

- измеряют датчиками и записывают с помощью компьютерной системы эталонные сигналы вибрации на корпусе вращающегося исправного подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при разных частотах вращений вала, на котором установлен исправный подшипник;

- фиксируют значения частот вращений указанного вала;

- для массивов полученных сигналов вибрации при помощи программы компьютерной системы методом непересекающегося окна рассчитывают среднее значение и среднеквадратическое отклонение по размеру окна k (величину k необходимо выбирать экспериментально в диапазоне от 2 до 30);

- парно рассчитывают коэффициенты корреляции между рассчитанными среднеквадратическими отклонениями сигналов вибрации по размеру окна k;

- фиксируют опорные значения рассчитанных коэффициентов корреляции для ранее зафиксированных частот вращений вала.

2) производят процедуру диагностирования технического состояния подшипника качения одного вида и размера с исправным подшипником в процессе его эксплуатации, в частности:

- измеряют датчиками экспериментальные сигналы вибрации на корпусе вращающегося диагностируемого подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника в процессе эксплуатации при ранее зафиксированных частотах вращений вала исправного подшипника;

- рассчитывают при помощи компьютерной системы среднеквадратическое отклонение и коэффициенты корреляции по размеру окна k для массивов полученных экспериментальных сигналов вибрации диагностируемого подшипника в процессе эксплуатации;

- сопоставляют рассчитанные значения коэффициентов корреляции для исправного подшипника с рассчитанными значениями коэффициентов корреляции для диагностируемого подшипника;

- если значения коэффициентов корреляции для диагностируемого подшипника расходятся более чем на 15% от значений коэффициентов корреляции для исправного подшипника, то делают вывод о наличии дефекта в подшипнике и принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации подшипника, в противном случае в подшипнике не выявлен дефект;

- величина расхождения коэффициентов корреляции может косвенно отражать величину и характер выявленного дефекта в подшипнике.

Сущность изобретения поясняется следующими графическими материалами, где:

Фиг. 1 - Блок-схема последовательности этапов реализации способа, где позициями обозначено: 100 - этап получения эталонных сигналов вибрации для исправного подшипника; 200 - этап вычисления опорных значений из статистических параметров сигналов вибрации исправного подшипника; 300 - этап диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации;

Фиг. 2 - Иллюстрация результатов экспериментального диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации по значениям функции корреляции между сигналами вибрации 1 и 2, где «Normal» - исправное состояние подшипника, «Inner» - состояние подшипника с дефектом внутреннего кольца, «Ball» - состояние подшипника с дефектом шарика, «Outer» - состояние подшипника с дефектом наружного кольца, «Comb» - состояние подшипника с комбинированным дефектом;

Фиг. 3 - Иллюстрация результатов экспериментального диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации по значениям функции корреляции между сигналами вибрации 1 и 3, где «Normal» - исправное состояние подшипника, «Inner» - состояние подшипника с дефектом внутреннего кольца, «Ball» - состояние подшипника с дефектом шарика, «Outer» - состояние подшипника с дефектом наружного кольца, «Comb» - состояние подшипника с комбинированным дефектом;

Фиг. 4 - Иллюстрация результатов экспериментального диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации по значениям функции корреляции между сигналами вибрации 2 и 3, где «Normal» - исправное состояние подшипника, «Inner» - состояние подшипника с дефектом внутреннего кольца, «Ball» - состояние подшипника с дефектом шарика, «Outer» - состояние подшипника с дефектом наружного кольца, «Comb» - состояние подшипника с комбинированным дефектом;

Фиг. 5 - Иллюстрация результатов экспериментального диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации по значениям функции корреляции между сигналами вибрации 1 и 2, где «Norm» - исправное состояние подшипника, «IR» - состояние подшипника с дефектом внутреннего кольца, «007» - диаметр повреждения 0,007 дюйма, «014» - диаметр повреждения 0,014 дюйма, «021» - диаметр повреждения 0,021 дюйма, «_0» - без нагрузки на вал, «_1» - с нагрузкой 1 л.с., «_2» - с нагрузкой 2 л.с. и «_3» - с нагрузкой 3 л.с.;

Фиг. 6 - Иллюстрация результатов экспериментального диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации по значениям функции корреляции между сигналами вибрации 1 и 2, где «Norm» - исправное состояние подшипника, «OR» - состояние подшипника с дефектом внешнего кольца, «007» - диаметр повреждения 0,007 дюйма, «021» - диаметр повреждения 0,021 дюйма, «_0» - без нагрузки на вал, «_1» - с нагрузкой 1 л.с., «_2» - с нагрузкой 2 л.с. и «_3» - с нагрузкой 3 л.с., «_12» - положение наружного кольца подшипника в позиции 12:00 по часовой стрелке;

Фиг. 7 - Иллюстрация результатов экспериментального диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации по значениям функции корреляции между сигналами вибрации 1 и 2, где «Norm» - исправное состояние подшипника, «OR» - состояние подшипника с дефектом внешнего кольца, «007» - диаметр повреждения 0,007 дюйма, «021» - диаметр повреждения 0,021 дюйма, «_0» - без нагрузки на вал, «_1» - с нагрузкой 1 л.с., «_2» - с нагрузкой 2 л.с. и «_3» - с нагрузкой 3 л.с., «_3» - положение наружного кольца подшипника в позиции 03:00 по часовой стрелке;

Фиг. 8 - Иллюстрация результатов экспериментального диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации по значениям функции корреляции между сигналами вибрации 1 и 2, где «Norm» - исправное состояние подшипника, «OR» - состояние подшипника с дефектом внешнего кольца, «007» - диаметр повреждения 0,007 дюйма, «014» - диаметр повреждения 0,014 дюйма, «021» - диаметр повреждения 0,021 дюйма, «_0» - без нагрузки на вал, «_1» - с нагрузкой 1 л.с., «_2» - с нагрузкой 2 л.с. и «_3» - с нагрузкой 3 л.с., «_6» - положение наружного кольца подшипника в позиции 06:00 по часовой стрелке;

Фиг. 9 - Иллюстрация результатов экспериментального диагностирования технического состояния подшипника качения в процессе эксплуатации по значениям функции корреляции между сигналами вибрации 1 и 2, где «Norm» - исправное состояние подшипника, «B» - состояние подшипника с дефектом шарика, «007» - диаметр повреждения 0,007 дюйма, «014» - диаметр повреждения 0,014 дюйма, «021» - диаметр повреждения 0,021 дюйма, «_0» - без нагрузки на вал, «_1» - с нагрузкой 1 л.с., «_2» - с нагрузкой 2 л.с. и «_3» - с нагрузкой 3 л.с.

Следует отметить, что в предлагаемом способе под термином «сигналы вибрации» подразумеваются сигналы виброперемещения, виброускорения или виброскорости, причем их количество в одном временном пространстве должно быть не менее 2.

Способ осуществляется по следующей последовательности и в нескольких этапах (100, 200 и 300, Фиг. 1).

ЭТАП ПОЛУЧЕНИЯ ЭТАЛОННЫХ СИГНАЛОВ ВИБРАЦИИ ДЛЯ ИСПРАВНОГО ПОДШИПНИКА (100, Фиг. 1):

- измеряют датчиками и записывают с помощью компьютерной системы сигналы вибрации на корпусе вращающегося исправного подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при разных частотах вращений вала (f1, f2,., fn), на котором установлен исправный подшипник;

- фиксируют значения частот вращений вала (f1, f2,., fn).

ЭТАП ВЫЧИСЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИГНАЛОВ ВИБРАЦИИ ИСПРАВНОГО ПОДШИПНИКА (200, Фиг. 1):

- для массивов полученных сигналов вибрации:

где:

- первая выборка массива

- вторая выборка массива

- последняя выборка массива ,

при помощи программы компьютерной системы методом непересекающегося окна рассчитывают среднее значение по размеру окна «k» (величину k необходимо выбирать экспериментально в диапазоне от 2 до 30):

- рассчитывают среднеквадратическое отклонение по размеру окна «k»:

- парно рассчитывают коэффициенты корреляции между рассчитанными среднеквадратическими отклонениями сигналов вибрации по размеру окна «k» (, , ):

- фиксируют опорные значения рассчитанных коэффициентов корреляции (, и ) для фиксированных частот вращения вала.

ЭТАП ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ (300, Фиг. 1):

- измеряют датчиками сигналы вибрации на корпусе вращающегося диагностируемого подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника в процессе эксплуатации при ранее фиксированных частотах вращений вала (f1, f2,., fn);

- по выражениям (4, 5, 6) и (7, 8, 9) при помощи компьютерной системы рассчитывают среднеквадратическое отклонение и коэффициенты корреляции по размеру окна «k» для массивов полученных сигналов вибрации диагностируемого подшипника в процессе эксплуатации;

- сопоставляют рассчитанные значения коэффициентов корреляции для исправного подшипника с рассчитанными значениями коэффициентов корреляции для диагностируемого подшипника;

- если значения коэффициентов корреляции для диагностируемого подшипника расходятся более чем на 15% от значений коэффициентов корреляции для исправного подшипника, то делают вывод о наличии дефекта в подшипнике и принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации подшипника, в противном случае в подшипнике не выявлен дефект;

- величина расхождения коэффициентов корреляции может косвенно отражать величину и характер выявленного дефекта в подшипнике.

Предлагаемый способ был воспроизведен с использованием экспериментальных данных, которые подробно описаны в источниках [1, 2]. В результате предлагаемым способом были получены экспериментальные результаты, которые представлены в виде иллюстрации на Фиг. 2, 3, 4 - для первого источника [1], и на Фиг. 5, 6, 7, 8, 9 - для второго источника [2]. Как видно из результатов экспериментального тестирования (Фиг. 2-9), предлагаемый способ имеет высокую достоверность диагностирования технического состояния подшипников качения.

Список использованной литературы

1. Sinitsin, V., Ibryaeva, O., Sakovskaya, V., Eremeeva, V. Intelligent bearing fault diagnosis method combining mixed input and hybrid CNN-MLP model / Mechanical Systems and Signal Processing. Volume 180, 2022, 109454, DOI: 10.1016/j.ymssp.2022.109454

2. Case Western Reserve University Bearing Data Center Website [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения и набор данных о различных дефектах подшипника качения. - URL: https://engineering.case.edu/bearingdatacenter. (Дата обращения: 15.01.2024).

Похожие патенты RU2831926C1

название год авторы номер документа
Способ диагностирования технического состояния подшипников качения в режиме реального времени 2024
  • Кодиров Шахбоз Шарифович
  • Шестаков Александр Леонидович
RU2826382C1
Способ диагностирования технического состояния электрических двигателей по анализу сигналов тока 2024
  • Кодиров Шахбоз Шарифович
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Синицин Владимир Владимирович
  • Еремеева Виктория Александровна
RU2829015C1
Способ диагностирования технического состояния электрических двигателей в режиме реального времени 2024
  • Кодиров Шахбоз Шарифович
  • Шестаков Александр Леонидович
RU2826152C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙ 2009
  • Иванов Сергей Леонидович
  • Поддубная Анастасия Александровна
  • Фокин Андрей Сергеевич
RU2427815C1
Способ мониторинга вибрации щеточно-коллекторных узлов электродвигателей постоянного тока 2019
  • Филина Ольга Алексеевна
  • Цветков Алексей Николаевич
RU2730109C1
Способ контроля технического состояния подшипников качения 2015
  • Лукин Виктор Федорович
  • Сенной Николай Николаевич
  • Спирькин Андрей Владимирович
  • Селезнев Алексей Андреевич
RU2623177C2
Способ вибродиагностики зарождающихся дефектов механизмов 2018
  • Давыдов Владимир Сергеевич
  • Стеблянко Денис Валерьевич
RU2680640C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 2002
  • Потапенко В.С.
RU2239809C2
Способ вибродиагностики возникновения зарождающихся дефектов в отдельных узлах механизмов 2021
  • Давыдов Владимир Сергеевич
  • Стеблянко Денис Валерьевич
RU2769919C1
Способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колёс редуктора газотурбинного двигателя 2020
  • Сундуков Александр Евгеньевич
RU2737993C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 831 926 C1

Реферат патента 2024 года Способ диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к диагностированию технического состояния подшипников качения, и может быть использовано для оценки и мониторинга текущего технического состояния вращающихся машин, узлов и механизмов. В cпособе диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации определяют эталонные сигналы датчиков вибрации, установленных на корпусе вращающегося на валу исправного подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при разных частотах вращений указанного вала, производят с помощью компьютерной системы математическую обработку полученных сигналов, затем определяют экспериментальные сигналы датчиков вибрации, установленных на корпусе вращающегося на валу диагностируемого подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец данного подшипника при ранее фиксированных частотах вращений вала, производят их математическую обработку и сопоставляют эталонные и экспериментальные результаты. Для математической обработки эталонных сигналов вибрации исправного подшипника измеряют и записывают сигналы вибрации на корпусе вращающегося исправного подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при разных частотах вращений вала, на котором установлен исправный подшипник; фиксируют значения частот вращений вала; для массивов полученных сигналов вибрации методом непересекающегося окна рассчитывают среднее значение и среднеквадратическое отклонение по размеру окна k; парно рассчитывают коэффициенты корреляции между рассчитанными среднеквадратическими отклонениями сигналов вибрации по размеру окна k; фиксируют опорные значения рассчитанных коэффициентов корреляции для ранее фиксированных частот вращений вала. Для математической обработки сигналов вибрации диагностируемого подшипника в процессе эксплуатации измеряют сигналы вибрации на корпусе вращающегося на валу подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при ранее фиксированных частотах вращений вала; рассчитывают среднеквадратическое отклонение и коэффициенты корреляции по размеру окна k для массивов полученных сигналов вибрации диагностируемого подшипника. Сопоставляют рассчитанные значения коэффициентов корреляции для исправного подшипника с рассчитанными значениями коэффициентов корреляции для диагностируемого подшипника; при расхождении значения коэффициентов корреляции диагностируемого и исправного подшипника более чем на 15% делают вывод о наличии дефекта в подшипнике. Технический результат - повышение достоверности диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации в процессе эксплуатации. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 831 926 C1

Способ диагностирования технического состояния подшипников качения по анализу сигналов вибрации, характеризующийся тем, что определяют эталонные сигналы датчиков вибрации, установленных на корпусе вращающегося на валу исправного подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при разных частотах вращений указанного вала, производят с помощью компьютерной системы математическую обработку полученных эталонных сигналов, затем определяют экспериментальные сигналы датчиков вибрации, установленных на корпусе вращающегося на валу диагностируемого подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец данного подшипника при ранее зафиксированных частотах вращений вала исправного подшипника, производят их математическую обработку и сопоставляют эталонные и экспериментальные результаты; при этом для математической обработки эталонных сигналов вибрации исправного подшипника измеряют и записывают эталонные сигналы вибрации на корпусе вращающегося исправного подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при разных частотах вращений вала, на котором установлен исправный подшипник; фиксируют значения частот вращений вала; для массивов полученных эталонных сигналов вибрации методом непересекающегося окна рассчитывают среднее значение и среднеквадратическое отклонение по размеру окна k; парно рассчитывают коэффициенты корреляции между рассчитанными среднеквадратическими отклонениями сигналов вибрации по размеру окна k; фиксируют опорные значения рассчитанных коэффициентов корреляции для ранее фиксированных частот вращений вала исправного подшипника; для математической обработки экспериментальных сигналов вибрации диагностируемого подшипника в процессе эксплуатации измеряют сигналы вибрации на корпусе вращающегося на валу подшипника или на поверхности одного из невращающихся колец подшипника при ранее зафиксированных частотах вращений вала исправного подшипника; рассчитывают среднеквадратическое отклонение и коэффициенты корреляции по размеру окна k для массивов полученных сигналов вибрации диагностируемого подшипника; затем сопоставляют рассчитанные значения коэффициентов корреляции для исправного подшипника с рассчитанными значениями коэффициентов корреляции для диагностируемого подшипника; при расхождении значения коэффициентов корреляции диагностируемого и исправного подшипника более чем на 15% делают вывод о наличии дефекта в подшипнике.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2831926C1

CN 111678699 B, 04.06.2021
Sinitsin V., Ibryaeva O., Sakovskaya V., Eremeeva V
Intelligent bearing fault diagnosis method combining mixed input and hybrid CNN-MLP model / Mechanical Systems and Signal Processing
Vol
Переносный кухонный очаг 1919
  • Вейсбрут Н.Г.
SU180A1
CN 111504640 A, 07.08.2020
RU 99125276 A, 20.10.2001
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ 2001
  • Черневский Л.В.
  • Варламов Е.Б.
RU2209410C1
RU 96109861 A, 10.08.1998
CN

RU 2 831 926 C1

Авторы

Кодиров Шахбоз Шарифович

Шестаков Александр Леонидович

Синицин Владимир Владимирович

Еремеева Виктория Александровна

Даты

2024-12-16Публикация

2024-04-05Подача