Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к психофизиологии, в частности к повышению обучаемости лиц медицинских специальностей, связанных с физической реабилитацией пациентов.
Уровень техники
Реабилитация, в том числе и физическая, являясь неотъемлемой частью всеобщего охвата услугами здравоохранения, наряду с укреплением здоровья, профилактикой заболеваний, лечением и паллиативной помощью помогает свести к минимуму или замедлить развитие инвалидизирующих последствий ряда неинфекционных хронических заболеваний посредством предоставления пациентам методик оказания самопомощи, а также путем устранения болевого синдрома или других осложнений [www.who.int-WorldHealthOrganization, 30.01.2023].
Расходы на услуги по реабилитации следует рассматривать как инвестицию, приносящую отдачу как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего общества. Благодаря реабилитации можно избежать дорогостоящей госпитализации, сократить сроки пребывания пациента в больнице и предотвратить необходимость повторной госпитализации, дав возможность людям заниматься трудовой деятельностью и возвращаться к ней или быть автономными в повседневной жизни, она сводит к минимуму потребность в финансовой поддержке или помощи по уходу. Вот почему так актуальна подготовка высококвалифицированных кадров в этой области.
В оказании реабилитационных услуг участвует не только врач физической и реабилитационной медицины, инструктор-методист по лечебной физической культуре (ЛФК), но и врач общего профиля, терапевт, кардиолог. Согласно [Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 5-41н (ред. 09.04.2018)], врачи названных профессий должны знать основы ЛФК и врачебного контроля. Кроме того, Профессиональный стандарт «Врач-лечебник» [Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 № 293н] определяет функцию врача по направлению физической реабилитации как приоритетную. Поскольку наряду с адекватной медицинской реабилитацией, психологической, социальной и другими видами реабилитации, важным компонентом возвращения пациента к активной жизни является именно физическая реабилитация. Это значит, что врачи, принимающие участие в реабилитационном процессе пациентов, не только должны уметь предоставить методический материал для реализации восстановительных программ, но и при необходимости показать рекомендуемые комплексы упражнений при той или иной патологии, объяснив особенности выполнения каждого из них. Перечисленные умения врача особенно важны для создания условий при самостоятельной организации восстановительных мероприятий в домашних условиях для пациентов, проживающих в отдаленных районах и малонаселенных пунктах, не имеющих в шаговой доступности медицинских учреждений и возможности санаторно-курортного лечения.
Опыт проведения на протяжении пяти лет ежегодного курса «Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение» у ординаторов 1-го года обучения по специальности «Терапия», «Кардиология» в ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МЗ РФ свидетельствует об определенных трудностях в его освоении. И если при изучении теоретических основ курса затруднений, как правило, не возникает, то при воспроизведении-показе комплексов упражнений и объяснения с помощью терминологии по специальности «Теория и методика физического воспитания», включающей лечебную физическую культуру (ЛФК), они появляются.
Успешно справляются лишь те обучающиеся, которые имеют достаточный двигательный опыт, а таких меньшинство, то есть занимающиеся в прошлом или настоящем времени постоянно спортом или физкультурой. При этом спортивная квалификация не имеет значения, в приоритете объем двигательного опыта по жизни.
Поэтому столь актуальным является разработка и внедрение в систему образования по специальностям «Терапия», «Кардиология» способа, позволяющего улучшить двигательную память у обучающихся, что позволит врачам в будущем предоставлять реабилитационные услуги здравоохранения более высокого качества, поскольку двигательная память - это сохранение или запоминание информации о различных двигательных системах и их воспроизведении в реальной жизни, обеспечивающее основу для различных навыков, связанных с практической деятельностью [business-gazeta.ru].
Неслучайно из профессионально значимых психофизиологических качеств личности и их профессиональной обусловленности на одно из первых мест ставят двигательную и другие виды памяти [Гаджиева У.Б. Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность. // Актуальные вопросы современной психологии: материалы // Междунар.науч.конф., г. Челябинск, февраль 2013 г., с. 14-16], так как именно они позволяют ссовершенствоваться в профессии за счет увеличения объема знаний и, как следствие, развития названных качеств [Вейн А.М., Наменецкая Б.И. Память человека. Серия «Проблемы науки и технического прогресса. Москва; Просвещение, 2003. - 162 с.].
В настоящее время можно выделить несколько направлений в научных исследованиях, позволяющих изучить различные виды памяти, в том числе и двигательную. Одним из них является введение в организм фармацевтических соединений.
Известен способ улучшения памяти и когнитивной функции и лечения расстройств памяти и когнитивных расстройств [RU 2785185 C2, опубл. 05.12.2022, Бюл. №15] за счет введения объекту терапевтически эффективного количества антагониста кальциевых каналов Т-типа, где антагонист представляет собой МК-8998 или его фармацевтически приемлемую соль.
Также для улучшения памяти рекомендуются такие средства, как, например, ноотропы (пирацетам) [Машковский М.Д. Лекарственные средства. 16-е изд. Москва: Новая волна, 2020, с. 108-116], пептиды (биорегуляторы) [The peptide sequence Arg-Glu-Arg present un the amyloid precursor protein, protects against memory loss caused by A-beta and acts is a cognitive enhancer. Eur J Neorosci. 2004. 19: 1933-8], глюкоза [Rodrigues W.A., Home C.A., Padilla J.L. Effects of glucose and fructose on recently reactivated and recently acquired memories. Prog. Neuropsychopharcool. Biol. Psychiatry. 1999.23: 1285-1317], литиевая соль аскорбиновой кислоты (биологически активная добавка) [Способ улучшения памяти RU 2614737 C1, опубл. 28.03.2017, Бюл. №10].
Несмотря на доказанную эффективность предлагаемых препаратов, нельзя исключить наличие побочных реакций организма испытуемых, из которых наиболее частыми являются аллергические, а также нарушения функций желудочно-кишечного тракта. При этом использование ноотропов в рекомендуемых дозах от 200 до 500 мг/кг, то есть в дозах представляет большую нагрузку для систем детоксикации [Островская Р.У., Гудашева Т.А., Воронина Т.А. и др. Экспериментальная и клиническая фармокология, 2002 Т. 65. № 5, с. 66-72], а использование глюкозы ограничено различными противопоказаниями (диабет, ожирение и т.д.).
Использование любых фармацевтических препаратов подразумевает врачебный контроль, что не всегда возможно в условиях образовательных учреждений, а также наличия определенного финансирования на приобретение препаратов.
Кроме того, исследования этого направления предназначены для пациентов другой категории: либо имеющих определенное заболевание (амнезия, синдром Дауна, деменция, аутизм) или практически здоровых на фоне психофизиологических перегрузок.
Следующее направление предполагает использование технических средств.
Известен способ реабилитации и восстановления двигательной активности под аудиовизуальным самоконтролем [WO 2020209743 A1, опубл. 15.10.2020] за счет обеспечения согласованной работы модуля регистрации двигательной активности, устанавливаемого на теле пациента, и модуля контроля двигательной активности, на котором в режиме реального времени обеспечивается изображение шаблона и анимированного движения реабилитируемой части тела пациента со звуком.
Данный способ позволяет контролировать правильность движения реабилитируемых частей тела для восстановления амплитуды движений в поврежденном суставе и формирование правильного стереотипа движений, а следовательно, не развивает и улучшает память, а восстанавливает.
Способ диагностики равновесия при движении тела [RU 2514402 C1, опубл. 10.04.2014], способ определения движения тела [RU 2517766, опубл. 27.05.2014] реализуются за счет устройства, прикрепленного на тело пациента и показания данных движения с последующей необходимой коррекцией. Так же, как и предыдущий способ, названные способы, формируя правильные стереотипы движений, восстанавливают двигательную память, утраченную в результате травматизации пациента.
Существует способ развития когнитивных управленческих способностей оператора-руководителя организации здравоохранения и навыков принятия решений [RU 2665110 C1, опубл. 28.08.2018, Бюл. №25], включающий тренировку с помощью интерактивного тренажера-симулятора путем прохождения игры-квеста на виртуальной модели общественного здравоохранения. Достигаемый результатом личностно-ориентированного обучения является развитие гибкости системного мышления, повышение аналитических способностей, расширение двигательной и оперативной памяти.
Использование технических предлагаемых средств с коррекцией поставленных задач в освоении новых двигательных навыков обучающихся могло бы разнообразить образовательный процесс, с учетом аудиовизуального самоконтроля и совершенствовать его, но отсутствие технических средств вообще, и в частности, с учетом количества обучающихся при индивидуальной использовании, делает невозможным реализацию этих способов в широкую образовательную практику.
Если вести речь о развитии двигательной памяти в рамках образовательного процесса, то следует выделить «Эффективные методы развития двигательной памяти» [Брюханова О.С., Сынкова Н.А. ГПОУ «Киселевский педагогический колледж. «Студенческий научный форум - 2021. https://scienceforum.ru/2021/article/2018027291], среди который авторы выдвигают следующие:
1) формирование у занимающихся положительной учебной мотивации;
2) формирование знаний о сущности двигательных действий;
3) создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой основной опорной точке за счет создания зрительного образа двигательного действия;
4) многократное повторение изучаемых движений.
Работа носит теоретический характер, на основе анализа психолого-педагогической литературы сделаны выводы без конкретных практических рекомендаций, которые рассчитаны на учащихся средней образовательной школы и освоения ими новых движений в рамках урока физической культуры.
Система высшего образования в вопросах физического воспитания успешно внедряет в учебный процесс новые технологии, но речь идет опять только о двигательной активности в рамках уроков физической культуры [Фазлеева Е.В., Фазлеев А.Н., Ратова Е.Н. Развитие когнитивных способностей студентов на занятиях физической культурой в вузе. Научно-теоретический журнал «Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта», 2023, № 3 (217) - с. 487-492].
Так, включение в практику по физическому воспитанию студентов методик из арсенала нейрогимнастики позволило объективно выявить положительную динамику в состоянии показателей психологических тестов, отражающих состояние когнитивной функции у занимающихся и показать обучающимся возможности применения нейрогимнастики, позволяющей через движение влиять на различные системы организма, и, в частности, на когнитивные функции головного мозга.
При этом не ставилось задачей запоминание определенного объема двигательных действий, выполненного в строгой последовательности параллельно с объяснением техники выполнения предлагаемых упражнений, что крайне необходимо в процессе обучения ординаторов основам физической реабилитации пациентов.
Таким образом, анализ перечисленных способов улучшения и развития двигательной памяти свидетельствует о том, что в настоящее время не существует аналогов, позволяющих обучающимся при получении дополнительного профессионального образования совершенствовать свою профессиональную компетентность за счет оптимизации двигательной активности в процессе изучения основ физической реабилитации пациентов курса «Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение».
Раскрытие сущности изобретения
Задачей изобретения является разработка оптимального набора средств запоминания комплексов упражнений с теоретическим обоснованием их использования и объяснением техники выполнения, позволяющего в дальнейшем профессионально консультировать пациентов, нуждающихся в реабилитации.
Техническим результатом изобретения является активизация и развитие внимания у обучающихся, за счет улучшения двигательной памяти, совершенствования вербальных навыков через разучивание терминологии по специальности «Теория и методика физического воспитания», включающей лечебную физическую культуру (ЛФК), формирование мотивационных установок на самостоятельную работу над собой.
Технический результат достигается за счет того, что способ улучшения двигательной памяти у обучающихся проводится в два этапа в течение 16 недель, разучивают четыре комплекса упражнений, заявленных по учебной программе, и проводят контрольные мероприятия, при этом на первом этапе, реализуемом на протяжении 4 недель в будние дни по 45 минут через день в течение 12 занятий, разучивают первый комплекс упражнений из четырех, который представляет собой дыхательную гимнастику с элементами полного дыхания, при котором осуществляют обучение правильности выполнения полного дыхания, когда преподаватель в течение 10 минут рассказывает обучающимся теоретический материал, затем обучающимся в течение 15 минут включают видеоролик с разучиваемым первым комплексом упражнений, после этого преподаватель в течение 20 минут совместно с обучающимися осуществляют его выполнение. После этого проводят контрольное мероприятие, состоящее из последовательных зачетов двух видов, обусловленных спецификой консультаций по реабилитации терапевтических и кардиологических пациентов. Первый вид зачета предполагает имитацию первичной консультации, при которой врач знакомит пациента с комплексом упражнений, объясняя технику выполнения, логику запоминания последовательности каждого. При реализации этого вида зачета контрольного мероприятия один из обучающихся выступает в роли «инструктора ЛФК», а другой обучающийся выполняет роль «пациента». Второй вид зачета контрольного мероприятия имитирует повторную консультацию, при которой проверяется правильность выполнения «пациентом» комплекса как по технике выполнения, так и умению поддерживать необходимый средний темп, под которым понимается выполнение одного движения на 2 счета [Рубцов А.Т. Группы здоровья, из-во ФИС, М., 1984, с. 32]. Эффективность запоминания разучиваемого комплекса упражнений определялась временны показателем воспроизведения обучающимся необходимых действий. Первый вид зачета контрольного мероприятия на оценку «5» предусматривал 20 минут +/- 1 минута, 23 минуты +/- 1 минута как «4», 26 минут +/- 1 минута как «3», а второй вид зачета контрольного мероприятия 15 минут +/- 1 минута, 18 минут +/- 1 минута - оценка «4», 21 минута +/- 1 минута - оценка «3». После проведения первого контрольного мероприятия обучающихся делят на две группы, в первую группу включают сдавших зачет с оценкой «5» с первого раза, во вторую группу остальных обучающихся. После этого приступают к реализации второго этапа, при котором на протяжении 12 недель в будние дни через день на 36 занятиях разучивают в течение первых четырех недель второй комплекс упражнений, представляющий собой комплекс для укрепления шейного отдела позвоночника при головокружении и головных болях, для нормализации артериального давления, в течение следующих четырех недель третий комплекс упражнений, представляющий собой комплекс упражнений на вытяжение позвоночника при болевом синдроме в грудном отделе при отсутствии сердечно-сосудистой патологии, а в течение следующих четырех недель четвёртый комплекс упражнений, представляющий собой комплекс упражнений для лечения остеохондроза позвоночника при ремиссии сердечно-сосудистой патологии, при этом в первой группе обучение на втором этапе проводят аналогично первому этапу, а во второй группе преподаватель после просмотра обучающимися видеоролика с соответствующим разучиваемым комплексом заявленном по учебной программе дополнительно выполняет с обучающимися комплекс дыхательной диафрагмальной гимнастики (Комплекс №1) и четыре комплекса нейрогимнастики (Комплекс нейрогимнастики №2, Комплекс нейрогимнастики №3, Комплекс нейрогимнастики №4 и Комплекс нейрогимнастики №5). При этом комплексы нейрогимнастики выполняют после комплекса дыхательной диафрагмальной гимнастики, кроме этого, Комплекс нейрогимнастики №2 выполняют на каждом занятии первой недели, Комплекс нейрогимнастики №3 выполняют на каждом занятии второй недели, а Комплекс нейрогимнастики №4 выполняют на каждом занятии третьей недели, Комплекс нейрогимнаситики №5 на каждом занятии четвертой недели, при этом на первом занятии каждой недели упражнения соответствующего комплекса нейрогимнастики выполняют в обычной (прямой) последовательности, на втором занятии недели упражнения соответствующего комплекса нейрогимнастики выполняют в обратной последовательности, на третьем занятии недели упражнения соответствующего комплекс нейрогимнастики выполняют в следующей последовательности: первое-третье-пятое-седьмое-девятое-второе-четвертое-шестое-восьмое упражнение, то есть сначала нечетные по очередности в комплексе, а затем четные, продолжительность занятия с преподавателем во второй группе увеличилась до 65 минут за счет выполнения комплексов дыхательной гимнастики, проводимой в течение 10 минут и нейрогимнастики, проводимой в течение 10 минут. Домашнее задание для обучающихся второй группы заключалось в обязательном прочтении один раз в день методических рекомендаций с фотографиями по каждому упражнению изучаемого комплекса и одному разу просмотра видеоверсии комплекса, в сумме занимавших 20 минут. При этом не требовалось последовательного выполнения двух заданий сразу, время, место, очередность выполнения определялось обучающимся самостоятельно. После разучивания каждого из оставшихся трех комплексов, заявленных по учебной программе, проводились контрольные мероприятия, при этом после разучивания каждого второго, третьего и четвертого комплекса упражнений проводилось контрольное мероприятие, позволяющее оценить эффективность запоминания разученных комплексов за счет улучшения двигательной памяти, аналогичное контрольному мероприятию, проводимому после первого этапа, причем после четвёртого оно было заключительное, а после сдачи первого, второго и четвертого контрольного мероприятия (зачета с оценкой) проводилась нейропсихологическое тестирование по методике «Таблицы Шульте», тесту слежения и методике «Повторение цифр в прямом порядке», позволяющее объективно выявить положительную динамику в состоянии показателей тестов, отражающих состояние вербально-коммуникативных навыков обучающихся за счет упражнений нейрогимнастики, воздействующих на когнитивные функции мозга. После 3-го зачета нейропсихологическое тестирование не проводилось, поскольку эффект от занятий носит накопительный характер, то изменения после длительного периода занятий более значимы.
Осуществление изобретения
Способ улучшения двигательной памяти у обучающихся проводился в два этапа. На первом этапе все обучающиеся по специальностям «Терапия» и «Кардиология» разучивают первый комплекс упражнений (комплекс дыхательной гимнастики с элементами полного дыхания) из четырех необходимых по учебной программе на протяжении 4 недель в будние дни по 45 минут через день (12 занятий), после чего сдавали зачет. В процессе реализации первого этапа осуществляют обучение правильности выполнения полного дыхания, когда преподаватель в течение 10 минут рассказывает обучающимся теоретический материал с физиологическим обоснованием, а также объясняет логику запоминания последовательности упражнений и технику их выполнения, затем обучающимся в течение 15 минут включают видеоролик с разучиваемым первым комплексом упражнений, после этого преподаватель в течение 20 минут совместно с обучающимися осуществляют его выполнение.
Первый разучиваемый комплекс представлял собой комплекс дыхательной гимнастики с элементами полного дыхания, представленный в патенте на изобретение №2807391, опубл. 14.11.2023, Бюл. №32.
Контрольное мероприятие после первого этапа обучения проводили в виде промежуточного контроля - зачетом с оценкой, в виде двух последовательных видов.
При реализации контрольного мероприятия один из обучающихся выступает в роли «инструктора ЛФК», а другой обучающийся выполняет роль «пациента», при этом на первом виде зачета обучающийся в роли «инструктора ЛФК» должен в течение 20 минут показать «пациенту» комплекс упражнений, объяснить технику выполнения упражнений и логику запоминания последовательности каждого, и осуществить одновременный показ комплекса упражнений с 4-кратным повтором упражнений в среднем темпе, а на втором виде зачета обучающийся, выступающий в роли «инструктора ЛФК», в течение 15 минут должен проверить правильность выполнения «пациентом» комплекса как по технике выполнения, так и умению поддерживать необходимый средний темп с 6-кратным повтором упражнения. Первый вид зачета контрольного мероприятия предусматривал паузы между упражнениями, при необходимости для повторного разъяснения «пациенту» техники выполнения упражнения в случае неправильного им выполнения комплекса упражнений, а зачет с оценкой выставляется в случае выполнения первого этапа контрольного мероприятия в течение 20 минут +/- 1 минута как «5», 23 минуты +/- 1 минута как «4», 26 минут +-/ 1 минута как «3».
Второй вид зачета контрольного мероприятия предусматривал непрерывный показ всего комплекса упражнений «пациентом» под руководством обучающегося, выступавшего в роли «инструктора ЛФК», а зачет с оценкой выставляется в случае выполнения второго этапа контрольного мероприятия в течение и составлял 15 минут +/- 1 минута - оценка «5», 18 минут +/- 1 минута - оценка «4», 21 минута +/- 1 минута - оценка «3». Хронометраж осуществлялся преподавателем, принимающим зачет, с округлением времени до минуты.
После сдачи первого зачета обучающиеся делились на две группы. В первую группу входили сдавшие зачет с оценкой «5» с первой раза и имеющие двигательный опыт занятий спортом или физической культурой на регулярной основе (6 человек, №№1-6), во вторую - все остальные обучающиеся, не имеющие двигательного опыта занятий спортом или физкультурой на регулярной основе (14 человек, №№7-20), при этом особое внимание уделялось критериям невключения в исследование:
Критерии невключения:
- наличие тяжелых, острых и хронических соматических заболеваний, затрудняющих занятия физической культурой;
- отсутствие в прошлом и настоящем времени регулярных занятий физкультурой и спортом;
- отсутствие регулярного приема любых лекарственных препаратов и биологически активных добавок.
На втором этапе, продолжавшемся по будням через день по 45 минут 12 недель (36 занятий), и заключающемся в разучивании трех комплексов упражнений, заявленных по учебной программе и сдачи двух последовательных зачетов после освоения каждого второго, третьего и четвертого разучиваемого по учебной программе комплекса, соответственно.
Второй разучиваемый комплекс представлял собой комплекс упражнений для упражнений для укрепления шейного отдела позвоночника, позволяющий нормализовать артериальное давление, уменьшить головокружение за счет кровообращения в сосудах головного мозга, представленный в https://gnicpm.ru/wp-content/uploads/2023/02/ukrepleniya-shejnogo-otdela_postranichno-1.pdf на стр.12, 13.
Третий разучиваемый комплекс представлял собой комплекс упражнений на вытяжение позвоночника, позволяющий снять болевой синдром в грудном отделе позвоночника при отсутствии сердечно-сосудистой патологии, представленный в виде комплекса №5 по патенту на изобретение №2788293, 17.01.2023, Бюл. № 2 (стр.16-17 описания).
Четвертый разучиваемый комплекс упражнений представлял собой комплекс упражнений для лечения остеохондроза позвоночника при ремиссии сердечно-сосудистой патологии, представленный в https://med-prof.ru/upload/iblock/b34/Комплексы%20упражнений%20 для%20формирования%20правильной%20осанки%20и%20укрепления%20мышечного%20корсета%20позвоночника.pdf (стр.6-15).
Все зачеты второго этапа проводились также как и на первом этапе: в двух последовательных видах, необходимых для проведения обучающимися в дальнейшем первичной и повторной консультации, оценивающие временными рамками.
Занятия в первой группе проводились соответственно схеме первого этапа без включения дополнительных мероприятий, то есть без домашних заданий и включения в занятие с преподавателем комплексов дыхательной гимнастики и нейрогимнастики, продолжительность ю 45 минут.
Обучающиеся первой группы так же, как и на первом этапе, в качестве поддержки имели на руках только распечатки с описанием упражнений всех комплексов без фотографий, необходимых для сдачи зачетов.
Занятия во второй группе претерпели изменения за счет использования в уроке дополнительно комплексов дыхательной диафрагмальной гимнастики и нейрогимнастики после просмотра видеоролика.
Выбор комплекса дыхательной гимнастики в качестве дополнительного средства, позволяющего улучшить процесс восприятия новой информации, а значит, и качество обучения обусловлены ее воздействием на:
- нормализацию процессов торможения и возбуждение коры головного мозга и подкорковых структур;
- увеличение биоэлектрической активности головного мозга;
- восстановление психоэмоционального состояния.
Специфика подготовки ординаторов по специальности «Терапия» и «Кардиология», определяется не только освоением теоретического курса, но и способностью непосредственного общения с пациентами стационара в I-й половине дня, что нередко, в связи с отсутствием опыта, может вызвать нарушение психоэмоционального состояния и перевозбуждение.
Поэтому дыхательная гимнастика обеспечит наиболее быстрый настрой на предстоящее занятие, ускорив переход из активной практической медицинской деятельности к процессу обучения.
Кроме этого, дыхательная гимнастика устранит спазмы клеток мозга путем улучшения кровообращения и обогащения их кислородом, очищения от углекислого газа и других продуктов обмена. Самым эффективным видом дыхания для человека является диафрагмальный (брюшной или нижний), так как при нем в легкие набирается наибольшее количество воздуха, и организм, и соответственно клетки головного мозга, получают больше кислорода, чем при грудном (среднем) или ключичном (верхнем) видах дыхания, при которых воздух наполняет только верхние отделы легких. Следовательно, уменьшается поступление кислорода, и мозг начинает работать наименее продуктивно.
Комплекс диафрагмальной гимнастики (Комплекс №1), используемый на втором этапе как дополнительное средство, состоит из 10 упражнений, каждое из которых выполняется 4 раза без пауз для отдыха между упражнениями, то есть непрерывно.
Комплекс дыхательной гимнастики с диафрагмальным дыханием № 1.
Комплекс выполнялся в исходном положении сидя на стуле, спина прижата к спинке стула (кроме 6 упражнения).
На первом упражнении ладонь одной руки на животе, другой - на груди, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, при этом нажимая рукой на живот, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой», нажимая рукой на грудь, не запрокидывая головы;
на втором упражнении ладонь одной руки на животе, другой - на груди, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, нажимая при этом рукой на грудь, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой», нажимая рукой на живот, не запрокидывая головы;
на третьем упражнении руки сцеплены в «замок» на животе, на счет 1 делают медленный вдох, надувая живот и прогибаясь в пояснице, выворачивая ладони наружу до полного выпрямления локтей, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой» с возвращением рук в исходное положение и «сдувая» руками живот;
на четвертом упражнении руки на коленях ладонями вверх, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице с одновременным сжатием с силой пальцев в кулак, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой» с одновременным разжатием кулаков;
на пятом упражнении руки свободно висят, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице с одновременным подъемом рук вверх, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой», опуская руки вниз в исходное положение;
на шестом упражнении, сидя в наклоне, кисти у плеч, локти касаются колен, подбородок опущен к яремной ямке, насчет 1 делают медленный вдох носом, выпрямляясь и облокачиваясь на стул, надувая живот и прогибаясь в пояснице, отводят локти назад, сведя лопатки, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой» с возвращением в исходное положение;
на седьмом упражнении руки на поясе, большие пальцы в сторону поясницы, на счет 1 - делают медленный вдох носом, отводя локти назад до сведения лопаток, надувая живот и прогибаясь в пояснице, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой», опуская подбородок к яремной ямке с одновременным сведением локтей перед собой;
на восьмом упражнении руки на коленях, выпрямленные в локтях, взгляд перед собой, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, опускают подбородок к яремной ямке, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой» с возвратом головы и поясницы в исходное положение;
на девятом упражнении руки свободно висят, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, поднимают руки вперед-вверх, на счет 2 - медленный выдох ртом, губы «трубочкой», наклоняются вперед-вниз, опуская руки через стороны и обхватывая ими ноги под коленями;
на десятом упражнении руки свободно висят, на счет 1 - делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице поднимают расслабленные руки вверх, на счет 2 - быстрый выдох ртом, наклоняясь вперед-вниз и свободно опуская руки.
Медленный темп - одно движение на 4 счета, быстрый темп одно движение на 1 счет [Рубцов А.Т. Группы здоровья, из-во ФИС, М., 1984, с. 32].
Выполняется на протяжении всего второго этапа во второй группе.
Выбор нейрогимнастики как действенного способа воздействия на многие отделы головного мозга за счет синхронизации работы полушарий, обусловлен влиянием на:
- развитие способности концентрироваться и распределять внимание;
- тренировку памяти, в том числе и двигательной;
- создание новый нейронных связей, активность которых способствует быстрой обработке информации и формированию синапсов между нейронами, повышающих мыслительную работоспособность.
При составлении комплексов использовались несимметричные движения, при которых в один и тот же момент времени с правой и левой стороны тела или правой и левой рук совершаются разные действия, требующие глубокой интеграции и слаженной работы двух полушарий головного мозга.
Несмотря на первичную сложность освоения таких упражнений, в результате многочисленных регулярных повторений упражнения в конечном итоге запоминаются и выполняются достаточно точно, согласно требуемому образцу. Но как только наступает этот момент, то есть происходит привыкание к этому движению, перестают формировать новые нейронные связи. Поэтому комплексы нейрогимнастики необходимо регулярно обновлять и менять.
Обучающимся было представлено четыре Комплекса нейрогимнастики (Комплекс №2, Комплекс №3, Комплекс №4 и Комплекс № 5), используемых на втором этапе как дополнительное средство, состоящих из 10 упражнений, с повтором каждого 10 раз каждого без пауз для отдыха между упражнениями с произвольным дыханием в среднем темпе.
Комплекс нейрогимнастики № 2
Комплекс выполняется в исходном положении стоя.
На первом упражнении ноги на ширине плеч, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, наклоняют голову вперед, касаясь подбородком яремной ямки, опуская глаза вниз и отведя одну ногу назад на носок с одновременным подъемом разноименной руки вперед до уровня плеча, затем поднимают подбородок вверх до положения «глаза увидели потолок», не запрокидывая голову назад с открытыми глазами, возвращая ногу и руку в исходное положение, затем повторяют со сменой положения руки и ноги, возвращаются в исходное положение;
на втором упражнении ноги на ширине плеч, руки свободно висят, наклоняют голову в сторону с одновременным подъемом разноименной руки в сторону-вверх до уровня плеча, затем наклоняют голову в другую сторону со сменой положения рук, затем возвращаются в исходное положение;
на третьем упражнении ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз, голова прямо, взгляд вперед, поворачивают голову в сторону с одновременным переводом одноименной руки вперед на уровне плеча, затем поворачивают голову в другую сторону со сменой положения рук, затем возвращаются в исходное положение;
на четвертом упражнении ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз, голова прямо, взгляд вперед, наклоняют голову вперед с одновременным подъемом рук вверх до соединения ладоней, затем поднимают подбородок вверх до положения «глаза увидели потолок» с одновременным опусканием рук вниз до касания ладонями бедер, затем возвращаются в исходное положение;
на пятом упражнении ноги вместе, руки на поясе, большие пальцы в сторону поясницы, голова прямо, взгляд вперед, смотреть вверх, вниз, в одну сторону, в другую при неподвижной голове с открытыми глазами, затем возвращают взгляд в исходное положение, затем повторяют упражнение с закрытыми глазами, затем открывают глаза, возвращают взгляд в исходное положение;
на шестом упражнении ноги вместе, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, наклонить туловище в сторону с одновременным подъемом разноименной руки вверх-в сторону до уровня плеча, взгляд вперед, затем наклоняют туловище в другую сторону со сменой положения рук, затем возвращаются в исходное положение;
на седьмом упражнении ноги на ширине плеч, одна рука свободно висит, указательный палец другой руки касается носа, голова прямо, взгляд на нос, выпрямляют руку вперед до уровня плеча, ладонью вверх, затем отводят руку в сторону до уровня плеча, затем переводят вперед, потом возвращаются в исходное положение, при выполнении взгляд сопровождает движения, указательного пальца руки, затем повторяют все движения другой рукой;
на восьмом упражнении ноги на ширине плеч, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, поднимают плечи вверх, сфокусировав взгляд на кончике носа, затем возвращаются в исходное положение;
на девятом упражнении ноги на ширине плеч, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, делают вращательные движения плечами вперед с одновременными вращательными движениями в лучезапястных суставах, затем возвращаются в исходное положение;
на десятом упражнении ноги шире уровня плеч, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, поднимают ногу, согнутую в колене, вперед-вверх выше уровня тазобедренного сустава с одновременным подъемом согнутых рук до соединения ладоней на уровне носа, сфокусировав на них взгляд, затем возвращаются в исходное положение, затем повторяют другой ногой и возвращаются в исходное положение.
Комплекс нейрогимнастики № 3
Комплекс выполняется в исходном положении сидя на стуле, спина прижата к спинке стула, руки согнуты в локтях перед грудью.
На первом упражнении ладони обращены друг к другу, сжимают одну ладонь в кулак, другую - наклоняют в лучезапястном суставе перпендикулярно кулаку, затем повторяют со сменой положения ладоней;
на втором упражнении кистью одной руки берутся за разноименное ухо, другой - за нос, затем повторяют со сменой положения рук;
на третьем упражнении повторяют движения второго упражнения, но перед сменой положения рук делают хлопок;
на четвертом упражнении одной рукой показывают «фигу», убрав большой палец под указательный, другой - «класс», подняв большой палец вверх, остальные собрав в кулак, затем повторить со сменой положения рук;
на пятом упражнении одной рукой показывают «фигу», другой - «окей» (соединив большой и указательные пальцы, удерживая другие пальцы расслабленными, поднятыми вверх), затем повторяют со сменой положения рук;
на шестом упражнении одной рукой показывают «класс», другой - «окей», затем повторяют со сменой положения рук;
на седьмом упражнении сжать кулак, затем на одной руке растопыривают пальцы («цветок расцвел»), а на другой - разжать кулак, но пальцы присоединены друг к другу («бутон»), повторяют после сжатия кулаков со сменой положения рук;
на восьмом упражнении ладонь одной руки в кулаке без указательного пальца, другая - в кулаке без среднего и указательного пальцев, кладут указательный палец одной руки поперек среднего и указательного пальца другой, затем повторяют со сменой положения рук;
на девятом упражнении большой палец одной руки соединяют с подушечкой мизинца другой, а мизинец одной - с подушечкой большого пальца другой, затем меняют положение пальцев, поочередно присоединяя большие пальцы к мизинцу противоположной руки;
на десятом упражнении одной рукой показывают жест типа «отдать честь» (ладонь перпендикулярна уху), а другой показывают жест типа «класс», затем повторяют со сменой положения рук.
Комплекс нейрогимнастики № 4
Комплекс выполняется в исходном положении сидя на стуле, спи на прижата к спинке стула, руки, согнутые в локтях, перед грудью.
На первом упражнении ладони обращены к себе, соединяют на одной руке большой палец и мизинец, а на другой - большой палец и указательный, затем начинают переставлять пальцы до соединения с другим на одной руке вверх, на другой - вниз («колечки»);
на втором упражнении одна ладонь обращена к себе, другая - от себя, ладонь одной руки сжимают в кулак, а другой, с прижатыми друг к другу пальцами, передают «привет», как бы покачивая из стороны в сторону ладонью от себя, затем повторяют со сменой положения рук;
на третьем упражнении на одной руке кулак без указательного и среднего пальцев, поднятых вверх и разъединенных - жест типа «коза», на другой - кулак без указательного пальца и мизинца - жест типа «корова», затем повторяют со сменой положения рук;
на четвертом упражнении на одной руке кулак без указательного и среднего пальцев, поднятых вверх и разъединенных - жест типа «рожки», на другой - кулак без указательного пальца и мизинца, опущенный вниз - жест типа «рожки», затем повторяют со сменой положения рук;
на пятом упражнении повторяют движения четвертого упражнения, но перед сменой положения рук делают хлопок;
на шестом упражнении большой палец одной руки присоединен к указательному пальцу другой, а указательный - к большому пальцу другой руки, меняют положение пальцев наоборот, поднимаясь как бы «по лестнице» вверх;
на седьмом упражнении выполняют круговые вращения согнутыми в локтях руками, одной ладонью к себе, другой - от себя;
на восьмом упражнении собранными в «щепотку» пальцами одной руки рисуют квадрат, другой - треугольник, затем повторяют со сменой положения рук;
на девятом упражнении собранными в «щепотку» пальцами одной рукой рисуют знак «бесконечность», другой - цифру 8, затем повторяют со сменой положения рук;
на десятом упражнении одновременно двумя руками постукивают по одноименным коленям: кулак, ребро, ладонь.
Комплекс нейрогимнастики №5
Комплекс выполняется в исходном положении сидя на стуле, спина прижата к спинке стула, руки, согнутые в локтях, перед грудью.
На первом упражнении одной рукой показывают жест «фигу», другой - «класс», сделать хлопок, повторяют со сменой положения рук;
на втором упражнении одной рукой гладят себя по голове от лба к затылку, а другой - хлопают по животу, затем повторяют со сменой положения рук;
на третьем упражнении кладут указательный и большой пальцы одной руки на указательный палец другой руки, при этом неучаствующие пальцы собирают в кулак, затем повторяют со сменой положения рук;
на четвертом упражнении кладут три пальца одной руки, при этом мизинец соединен с большим пальцем, на указательный палец другой руки, а остальные пальцы в кулаке, затем повторяют со сменой положения рук;
на пятом упражнении, сжав кулак на одной руке без указательного и среднего пальцев, кладут два пальца на указательный и средний пальцы другой руки, повторяют со сменой положения рук, затем три пальца - на три пальца другой руки, повторяют со сменой положения рук по схеме 2-2, 3-3, 2-2, 3-3;
на шестом упражнении ладони обращены друг к другу, пальцами навстречу друг к другу, большие пальцы вверх, поднимают поочередно на каждой руке указательный палец, указательный и большой, указательный, большой, безымянный, затем повторяют движения пальцами в обратную сторону - жест типа «ножницы»;
на седьмом упражнении повторяют движения шестого упражнения, но на одной руке движения к низу, а на другой - к верху;
на восьмом упражнении одна рука в кулаке, другая - с отведенным большим пальцем в сторону, затем повторяют со сменой положения рук;
на девятом упражнении одна рука в кулаке, кроме мизинца, другая - в кулаке, но с отведенным в сторону большим пальцем и указательным, поднятым вверх, затем повторяют со сменой положения рук;
на десятом упражнении ладони обращены друг к другу, на одной руке большой палец прижимает безымянный, а на другой - указательный, затем повторяют со сменой положения рук.
Во избежание привыкания к упражнениям на 1-м занятии каждой недели упражнения соответствующего комплекса нейрогимнастики выполняют в обычной (прямой) последовательности, на втором занятии недели упражнения соответствующего комплекса нейрогимнастики выполняют в обратной последовательности, на третьем занятии недели упражнения соответствующего комплекс нейрогимнастики выполняют в следующей последовательности: первое-третье-пятое-седьмое-девятое-второе-четвертое-шестое-восьмое упражнение, то есть сначала нечетные по очередности в комплексе, а затем четные.
Каждую неделю комплекс выполнялся 3 раза в неделю, еженедельно меняясь до сдачи зачета, то есть в течение 4 недель:
1 неделя - Комплекс нейрогимнастики №2;
2 неделя - Комплекс нейрогимнастики №3;
3 неделя - Комплекс нейрогимнастики №4;
4 неделя - Комплекс нейрогимнастики №5.
Содержание занятий второго этапа обучения представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Содержание занятий II этапа
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10*
Комплекс нейрогимнастики № 2
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10 с1 по 10*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10*
Комплекс нейрогимнастики № 3
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10 с 1 по 10*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10*
Комплекс нейрогимнастики № 4
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10 с 1 по 10*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10*
Комплекс нейрогимнастики № 5
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10 с 1 по 10*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10
Комплекс нейрогимнастики № 2
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10 с 10 по 1*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10
Комплекс нейрогимнастики № 3
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10 с 10 по 1*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10
Комплекс нейрогимнастики № 4
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10 с 10 по 1*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10
Комплекс нейрогимнастики № 5
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10 с 10 по 1*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10
Комплекс нейрогимнастики № 2
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10
1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8, 10*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10
Комплекс нейрогимнастики № 3
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10
1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8, 10*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10
Комплекс нейрогимнастики № 4
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10
1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8, 10*
Кол-во упр. - 10
Кол-во повт.упр. - 4 с 1 по 10
Комплекс нейрогимнастики № 5
Кол-во упр. 10
Кол-во повт.упр.10
1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8, 10*
После сдачи зачета по второму комплексу упражнений использование комплексов нейрогимнастики проводилось по такой же схеме для освоения третьего и четвертого комплекса упражнений. Кроме того, обучающимся 2-й группы на втором этапе были предоставлены в печатном виде методические рекомендации всех 3-х комплексов с фотографиями каждого упражнения, освоение которых необходимо для сдачи зачетов, а также их видеоверсия, у обучающихся 1 группы были представлены так же как и на 2 этапе только распечатки комплексов с описанием упражнений
Обучающиеся 1-й группы не имели домашних заданий, но не менее 2-х раз в неделю посещали фитнес-клуб.
Обучающиеся 2-й группы имели домашнее задание, которое заключалось в обязательном прочтении один раз в день методических рекомендаций с фотографиями по каждому упражнению изучаемого комплекса и одному разу просмотра видеоверсии комплекса, в сумме занимавшихся 20 минут при этом не требовалось последовательного выполнения двух заданий сразу, время, место, очередность выполнения определялось обучающимся самостоятельно,
Выполнение самостоятельно заданий не составило большого неудобства для обучающихся. Тем более, выполнение заданий не требовало определенного места и времени, и последовательного выполнения всех заданий, осуществлялось в удобное для обучающихся время.
Выбор средств для развития двигательной памяти был обусловлен ее особенностями.
Двигательная память - это нервные процессы, связанные, с одной стороны, с поступлением в ЦНС через сенсорные системы определенного комплекса импульсов, с другой стороны, предпосылкой специального комплекса импульсов к исполнительному органу, оставляют после себя следы, составляющие двигательную и другие виды памяти. В физиологических аспектах память представляет собой функцию ЦСН, она обеспечивает хранение и переработку вновь поступающей информации, интегрирование ее с ранее полученной информацией и извлечение ее «хранилища» для удовлетворения той или иной возникшей потребности. При этом в более качественном запоминании немаловажную роль будет играть полноценное представление об изучаемом движении. В нашем случае прочтение методических рекомендаций, сопровождающихся фотографиями каждого элемента всех представленных упражнений, позволяет 2-й группе визуализировать информацию как теоретического характера, так и практического. Поскольку заранее неизвестно, преобладание какого вида памяти имеет место у обучающихся, к зрительному образу из методических рекомендаций добавляется просмотр видеоролика изучаемого комплекса, позволяющий услышать необходимую информацию по технике выполнения упражнения и воздать полноценное представление об изучаемом движении.
Замечания преподавателя во время занятий по технике выполнения упражнения воспринимаются не всегда адекватно. Причины могут быть разные: наличие других обучающихся, как отвлекающий фактор, желание уложиться в соответствующий темп выполнения упражнения, неумение абстрактно воспринимать свой образ во время выполнения упражнения, трудности в освоении нового движения.
Самостоятельные занятия позволяют в свободном режиме сделать каждому обучающемуся разбор упражнений в необходимом ему аспекте, и при необходимости, сверяясь с методическим материалов, воспроизвести упражнение с учетом замечаний преподавателя, если такие имеются.
Кроме того, перед обучающимися стоит задача не только выучить комплекс упражнений обязательно в строго определенной последовательности выполнения упражнений, но и уметь объяснить специальными терминами содержание упражнения и показать пациентам на консультациях по реабилитации темп выполнения упражнений.
Поэтому использование видеоролика окажет существенную помощь в формировании цельного логического образа изучаемого нового движения.
У молодых специалистов, кем и являются обучающиеся, принимающие участие в исследовании, автоматический навык будет сформирован только через какое-то время. В спокойных условиях, при отсутствии сбивающих факторов и негативных эмоций, информация из памяти будет извлекаться свободно, но при отягощающихся обстоятельствах это будет затруднено. Для того, чтобы лучше запоминалось и не забывалось, необходимо ресурсы памяти поддерживать за счет регулярных тренировок мозга. Без регулярных тренировок он перестает развиваться и может утратить некоторые способности, приводящие к снижению уровня интеллекта и ухудшению памяти. Точно так же, как атрофируются мышцы без физической нагрузки, мозг человека слабеет без различных умственных активностей. И наоборот, чем больше он тренируется, тем больше образуется в нем нервных связей, а чем выше активность головного мозга, тем больше в него поступает обогащенной кислородом крови, и от этого зависит интеллектуальное здоровье человека. При этом имеет значение сбалансированность работы левого и правого полушарий головного мозга, которую надо развивать, так как по статистике способность одинаково и синхронно «включать» оба полушария головного мозга, позволяющая достигнуть максимальной эффективности от его работы, обладают чуть больше 10% населения [Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. - Москва: ИГ «Весь», 2019, - 320 с.].
Контрольные мероприятия в виде зачетов с оценкой по разучиваемым второму, третьему и четвертому комплексам, соответственно, в обеих группах проводились после 12 учебных занятий по каждому комплексу.
После сдачи первого, второго и четвертого зачета с оценкой проводилась нейропсихологическое тестирование по следующим методикам:
1) методика «Таблицы Шульте» [Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.];
2) тест слежения [Reitan R.M. Validity of the Trail Making test as an indicator of organic brain damage. Percept. Mot. Skills. 1958; 8: c. 271 - 276, Tombaugh T.N. Trail Making Test A and B: Normative data stratified by age and education, Archives of Clinical Neuropsychology. 2004; 19: c. 203 - 214];
3) повторение цифр в прямом порядке (Digit span test) [Wechsler D.A. Standardized memory scale for clinical use. J. Psychol. 1945; 19(1): с. 87-95].
Результаты представлены в Таблице 2.
Примеры осуществления изобретения
Показ осуществлялся в парах одногруппников. Ординаторы в произвольном порядке распределялись по группам Учебным отделом. На занятия один человек показывает комплекс упражнений, выполнения роли «инструктора ЛФК», а другой - «пациента», четко соблюдая все указания «инструктора ЛФК», не проявляя инициативы.
Ошибки, в результате которых зачет не засчитывается, даже при выполнении временного норматива:
- паузы между словами во время объяснений более 30 секунд;
- использование слов-паразитов или «вредных» слов (лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов в теоретическом объяснении http://ru.m.wikipedia.org>wiki слова-паразиты);
- неправильный показ упражнений при правильном объяснении техники;
- повтор одних и тех же слов в одном предложении;
Первый вид зачета с оценкой каждого контрольного мероприятия предусматривает паузы между упражнениями при необходимости для повторного разъяснения «пациенту» техники выполнения упражнения и поставлял 20 минут +/- 1 минута для оценки «5», 23 минуты +/- 1 минута для оценки «4», 26 минут +-/ 1 минута для оценки «3».
Второй вид зачета с оценкой каждого контрольного мероприятия предусматривал непрерывный показ всего комплекса упражнений и составлял 15 минут +/- 1 минута - оценка «5», 18 минут +/- 1 минута - оценка «4», 21 минута +/- 1 минута - оценка «3». Хронометраж осуществлялся преподавателем, проводящим занятия с округлением времени до минуты.
Поскольку основная цель исследования заключалась в разработке способа улучшения двигательной памяти у обучающихся, сравним результаты сдачи зачетов у ординаторов (№№ 1-6), занимающихся по стандартной методике и сдавших исходно и в последующем все зачеты на «5» как для первичной консультации, так и повторной, и ординаторов (№№ 7-20), дополнительно выполняющих домашнее задание, комплексы диафрагмальной дыхательной гимнастики и нейрогимнастики во время групповых занятий (Таблицы 2, 3).
Если в начале реабилитационного курса без дополнительных средств обучающиеся №№ 7-20 имели среднюю оценку по группе -3,4 по первичной консультации и 3,8 - по повторной, то в последующем с использованием предлагаемого способа наблюдается положительная динамика. После 12 занятий с дополнительными средствами соответственно 3,9; 4,2. После 24 занятий - 4,3; 4,8. После 36 занятий - 4,9; 5,0. Обращает внимание тот факт, что оценка по показу комплекса упражнений для повторной консультации у обучающихся №№ 7-20 выше, чем при первичной. Это свидетельствует о затруднениях в освоении специальной терминологии, сопровождающей показ для первичной консультации.
Также менялись и временные показатели сдачи тестов:
Для первичной консультации: 24 мин; 23,3 мин; 21,9 мин; 20,8 мин - при норме 20 мин +/- 1 мин; для повторной консультации: 18,5 мин;17,1 мин; 16,0 мин; 15,3 мин - при норме 15 мин +/- 1 мин.
Следует обратить внимание на особенности использования предложенных средств способа: домашнее задание, дыхательная диафрагмальная гимнастика, нейрогимнастика. Главное назначение домашнего задания - это закрепление пройденного на занятии, формирование практических навыков самостоятельного применения навыков. Использование видеоряда и фото всех упражнений с методическими рекомендациями позволяет объединить зрительную, слуховую и словесную виды памяти одновременно, что обеспечивает наибольший эффект при запоминании.
Но следует учитывать, что обучающиеся на курсе реабилитации - это ординаторы, получающие второе высшее образование.
Специфика подготовки медицинских кадров такова, что они находятся в стационаре полный рабочий день, а значит, не имеют достаточно свободного времени.
Значит, для обязательного выполнения домашнего задания требуется два условия: непривязанность к месту выполнения, непродолжительность по времени, что и было соблюдено в исследовании.
Исходя из лимита времени у обучающихся, выполнение домашнего задания можно было осуществить в несколько приемов по своему усмотрению. Диафрагмальное дыхание является наиболее рациональным видом дыхания. Оказывает успокаивающее влияние на головной мозг и нервную систему, уменьшая чувство тревоги, фокусируя сознание и повышая энергию, а также расслабляет мышцы, нормализует ритм сердца и артериальное давление. При этом освоение диафрагмального дыхания представляет определенную сложность, так как в повседневной жизни у человека преобладает смешанный вид дыхания: грудное и диафрагмальное. Следовательно, для того, чтобы сформировался стереотип правильного выполнения этого вида дыхания, поэтому комплекс упражнений диафрагмальной дыхательной гимнастики не менялся на протяжении всего реабилитационного курса, в отличие от комплекса нейрогимнастики.
Нейрогимнастика представляет комплекс занятий для активации мозговой деятельности через выполнение физических упражнений. Ключевой принцип этой гимнастики заключается в одновременной синхронной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание.
Именно при таких упражнениях требуется согласованная работа двух полушарий мозга. Систематическое выполнение таких упражнений позволяет повысить общую работоспособность и продуктивность головного мозга, а значит, в будущем позволит молодым специалистам избежать сбивающих факторов.
Но при этом не должно быть привыкания к упражнениям, иначе не происходит согласование работы двух полушарий мозга. Арсенал используемых упражнений должен постоянно варьироваться и изменяться, поэтому в исследовании использовалось 4 разных комплекса нейрогимнастики с различным порядком выполнения упражнений в каждом в зависимости от дня недели (Таблица 1).
Использование комплексов нейрогимнастики на протяжении 36 занятий не могло не сказаться на результатах нейропсихологического тестирования. Таблицы 4, 5.
Согласно полученным результатам, отмечается значительное улучшение когнитивного функционирования, отмечаемого в доменах:
- внимание - концентрируется достаточно и оно устойчиво;
- средний объем кратковременной памяти - значительно увеличен;
- мыслительные процессы - увеличена скорость;
- зрительно-моторная координация и управляющие функции - улучшение.
При этом, сравнивая результаты нейропсихологического тестирования, у обучающихся без дополнительных средств (№№ 1-6) и с ними (№№ 7-20) следует отметить эффективность используемого способа. По окончании реабилитационного курса средние показатели у всех обучающихся практически были одинаковые (Таблица 7).
Таблица 2
Результаты эффективности обучения после I этапа (12 занятий)
мин
баллы
мин
баллы
Таблица 3
Результаты эффективности обучения на II этапе
мин
баллы
мин
баллы
мин
баллы
мин
баллы
мин
баллы
мин
баллы
Таблица 4
Результаты нейропсихологического тестирования на II этапе
сек
сек
сек
сек
сек
сек
баллы
баллы
сек
сек
сек
сек
сек
сек
баллы
баллы
Таблица 5
Результаты нейропсихологического тестирования на II этапе
Таблица 6
Результаты нейропсихологического тестирования на II этапе
Таблица 7
Сравнительная характеристика по среднестатистическим показателям нейропсихологического тестирования за весь период обучения (I, II этапы)
12 занятий
12 занятий
36 занятий
12 занятий
12 занятий
36 занятий
12 зан.
12 зан.
36 зан.
сек
баллы
баллы
сек
баллы
баллы
сек
баллы
баллы
1-6
7-20
Изобретение относится к психофизиологии, в частности к повышению обучаемости лиц медицинских специальностей, связанных с физической реабилитацией пациентов. Способ улучшения двигательной памяти у обучающихся проводится в два этапа в течение 16 недель, разучивают четыре комплекса упражнений, заявленных по учебной программе, и проводят контрольные мероприятия, при этом на первом этапе, реализуемом на протяжении 4 недель в будние дни по 45 минут через день в течение 12 занятий, разучивают первый комплекс упражнений из четырех, который представляет собой дыхательную гимнастику с элементами полного дыхания, при котором осуществляют обучение правильности выполнения полного дыхания, когда преподаватель в течение 10 минут рассказывает обучающимся теоретический материал, затем обучающимся в течение 15 минут включают видеоролик с разучиваемым первым комплексом упражнений, после этого преподаватель в течение 20 минут совместно с обучающимися осуществляют его выполнение. После этого проводят контрольное мероприятие, состоящее из последовательных зачетов двух видов, обусловленных спецификой консультаций по реабилитации терапевтических и кардиологических пациентов. Техническим результатом изобретения является активизация и развитие внимания у обучающихся за счет улучшения двигательной памяти, совершенствования вербальных навыков через разучивание терминологии по специальности «Теория и методика физического воспитания», включающей лечебную физическую культуру (ЛФК), формирование мотивационных установок на самостоятельную работу над собой. 7 табл.
Способ улучшения двигательной памяти у обучающихся, характеризующийся тем, что его реализуют в два этапа, на которых в течение 16 недель разучивают четыре комплекса упражнений и проводят контрольные мероприятия, при этом
на первом этапе, реализуемом на протяжении 4 недель в будние дни по 45 минут через день в течение 12 занятий, разучивают первый комплекс упражнений из четырех заявленных по учебной программе, который представляет собой дыхательную гимнастику с элементами полного дыхания, при котором осуществляют обучение правильности выполнения полного дыхания, когда преподаватель в течение 10 минут рассказывает обучающимся теоретический материал с физиологическим обоснованием, а также объясняет логику запоминания последовательности упражнений и технику их выполнения, затем обучающимся в течение 15 минут включают видеоролик с разучиваемым первым комплексом упражнений, после этого преподаватель в течение 20 минут совместно с обучающимися осуществляют его выполнение,
после этого проводят контрольное мероприятие в двух видах, при реализации первого вида один из обучающихся выступает в роли «инструктора ЛФК», а другой обучающийся выполняет роль «пациента», при этом обучающийся в роли «инструктора ЛФК» должен в течение 20 минут показать «пациенту» разучиваемый комплекс упражнений, представляющий дыхательную гимнастику с элементами полного дыхания, объяснить технику выполнения упражнений и логику запоминания последовательности каждого и осуществить одновременный показ комплекса упражнений с 4-кратным повтором упражнений в среднем темпе, при реализации второго вида контрольного мероприятия обучающийся, выступающий в роли «инструктора ЛФК», в течение 15 минут проверяет правильность выполнения «пациентом» комплекса как по технике, так и умению поддерживать необходимый средний темп с 6-кратным повтором, при этом
первый вид контрольного мероприятия предусматривал паузы между упражнениями, при необходимости для повторного разъяснения «пациенту» техники выполнения упражнения в случае неправильного им выполнения комплекса упражнений, а зачет с оценкой выставляется в случае выполнения первого вида контрольного мероприятия в течение 20 минут +/- 1 минута как «5», 23 минуты +/- 1 минута как «4», 26 минут +/- 1 минута как «3»,
второй вид контрольного мероприятия предусматривал непрерывный показ всего комплекса упражнений «пациентом» под руководством обучающегося, выступавшего в роли «инструктора ЛФК», а зачет с оценкой выставляют в случае выполнения второго вида контрольного мероприятия: в течение 15 минут +/- 1 минута – оценка «5», 18 минут +/- 1 минута - оценка «4», 21 минута +/- 1 минута – оценка «3»,
ошибки, в результате которых зачет не выставляют, включают: паузы между словами во время объяснений более 30 секунд; использование слов-паразитов или «вредных» слов, неправильный показ упражнений при правильном объяснении техники; повтор одних и тех же слов в одном предложении; неумение корректировать неправильное выполнение упражнений «пациентом»,
затем после проведения первого контрольного мероприятия обучающихся делят на две группы, в первую группу включают сдавших зачет с оценкой «5» с первого раза, а во вторую группу остальных обучающихся,
после этого приступают к реализации второго этапа, при котором на протяжении 12 недель в будние дни через день на 36 занятиях разучивают в течение первых четырех недель второй комплекс упражнений, представляющий собой комплекс для укрепления шейного отдела позвоночника, в течение следующих четырех недель третий комплекс упражнений, представляющий собой комплекс упражнений на вытяжение позвоночника, а в течение следующих четырех недель четвёртый комплекс упражнений, представляющий собой комплекс упражнений для лечения остеохондроза позвоночника при ремиссии сердечно-сосудистой патологии, при этом в первой группе обучение на втором этапе проводят аналогично первому этапу, а
во второй группе преподаватель после просмотра обучающимися видеоролика с соответствующим разучиваемым комплексом дополнительно выполняет с обучающимися Комплекс №1, представляющий собой дыхательную диафрагмальную гимнастику, проводимым на каждом занятии и включающим в себя 10 упражнений, каждое из которых выполняют 4 раза без пауз для отдыха между упражнениями в исходном положении сидя на стуле, спина прижата к спинке стула, кроме 6 упражнения, при этом:
на первом упражнении ладонь одной руки на животе, другой – на груди, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, при этом нажимая рукой на живот, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой», нажимая рукой на грудь, не запрокидывая головы;
на втором упражнении ладонь одной руки на животе, другой – на груди, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, нажимая при этом рукой на грудь, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой», нажимая рукой на живот, не запрокидывая головы;
на третьем упражнении руки сцеплены в «замок» на животе, на счет 1 делают медленный вдох, надувая живот и прогибаясь в пояснице, выворачивая ладони наружу до полного выпрямления локтей, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой» с возвращением рук в исходное положение и «сдувая» руками живот;
на четвертом упражнении руки на коленях ладонями вверх, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице с одновременным сжатием с силой пальцев в кулак, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой» с одновременным разжатием кулаков;
на пятом упражнении руки свободно висят, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице с одновременным подъемом рук вверх, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой», опуская руки вниз в исходное положение;
на шестом упражнении, сидя в наклоне, кисти у плеч, локти касаются колен, подбородок опущен к яремной ямке, насчет 1 делают медленный вдох носом, выпрямляясь и облокачиваясь на стул, надувая живот и прогибаясь в пояснице, отводят локти назад, сведя лопатки, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой» с возвращением в исходное положение;
на седьмом упражнении руки на поясе, большие пальцы в сторону поясницы, на счет 1 – делают медленный вдох носом, отводя локти назад до сведения лопаток, надувая живот и прогибаясь в пояснице, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой», опуская подбородок к яремной ямке с одновременным сведением локтей перед собой;
на восьмом упражнении руки на коленях, выпрямленные в локтях, взгляд перед собой, на счет 1 делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, опускают подбородок к яремной ямке, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой» с возвратом головы и поясницы в исходное положение;
на девятом упражнении руки свободно висят, на счет 1 – делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, поднимают руки вперед-вверх, на счет 2 – медленный выдох ртом, губы «трубочкой», наклоняются вперед-вниз, опуская руки через стороны и обхватывая ими ноги под коленями;
на десятом упражнении руки свободно висят, на счет 1 – делают медленный вдох носом, надувая живот и прогибаясь в пояснице, поднимают расслабленные руки вверх, на счет 2 – быстрый выдох ртом, наклоняясь вперед-вниз и свободно опуская руки,
и четыре комплекса нейрогимнастики: Комплекс №2, Комплекс №3, Комплекс №4 и Комплекс №5, каждый из которых состоит из 10 упражнений, с повтором каждого 10 раз без пауз для отдыха между упражнениями с произвольным дыханием в среднем темпе, и при которых в Комплексе нейрогимнастики №2:
на первом упражнении ноги на ширине плеч, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, наклоняют голову вперед, касаясь подбородком яремной ямки, опуская глаза вниз и отведя одну ногу назад на носок с одновременным подъемом разноименной руки вперед до уровня плеча, затем поднимают подбородок вверх до положения «глаза увидели потолок», не запрокидывая голову назад с открытыми глазами, возвращая ногу и руку в исходное положение, затем повторяют со сменой положения руки и ноги, возвращаются в исходное положение;
на втором упражнении ноги на ширине плеч, руки свободно висят, наклоняют голову в сторону с одновременным подъемом разноименной руки в сторону-вверх до уровня плеча, затем наклоняют голову в другую сторону со сменой положения рук, затем возвращаются в исходное положение;
на третьем упражнении ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз, голова прямо, взгляд вперед, поворачивая голову в сторону с одновременным переводом одноименной руки вперед на уровне плеч, затем поворачивают голову в другую сторону со сменой положения рук, затем возвращаются в исходное положение;
на четвертом упражнении ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз, голова прямо, взгляд вперед, наклоняют голову вперед с одновременным подъемом рук вверх до соединения ладоней, затем поднимают подбородок вверх до положения «глаза увидели потолок» с одновременным опусканием рук вниз до касания ладонями бедер, затем возвращаются в исходное положение;
на пятом упражнении ноги вместе, руки на поясе, большие пальцы в сторону поясницы, голова прямо, взгляд вперед, смотреть вверх, вниз, в одну сторону, в другую при неподвижной голове с открытыми глазами, затем возвращают взгляд в исходное положение, затем повторяют упражнение с закрытыми глазами, затем открывают глаза, возвращают взгляд в исходное положение;
на шестом упражнении ноги вместе, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, наклонить туловище в сторону с одновременным подъемом разноименной руки вверх-в сторону до уровня плеча, взгляд вперед, затем наклоняют туловище в другую сторону со сменой положения рук, затем возвращаются в исходное положение;
на седьмом упражнении ноги на ширине плеч, одна рука свободно висит, указательный палец другой руки касается носа, голова прямо, взгляд на нос, выпрямляют руку вперед до уровня плеча, ладонью вверх, затем отводят руку в сторону до уровня плеча, затем переводят вперед, потом возвращаются в исходное положение, при выполнении взгляд сопровождает движение указательного пальца руки, затем повторяют все движения другой рукой;
на восьмом упражнении ноги на ширине плеч, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, поднимают плечи вверх, сфокусировав взгляд на кончике носа, затем возвращаются в исходное положение;
на девятом упражнении ноги на ширине плеч, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, делают вращательные движения плечами вперед с одновременными вращательными движениями в лучезапястных суставах, затем возвращаются в исходное положение;
на десятом упражнении ноги шире уровня плеч, руки свободно висят, голова прямо, взгляд вперед, поднимают ногу, согнутую в колене, вперед-вверх выше уровня тазобедренного сустава с одновременным подъемом согнутых рук до соединения ладоней на уровне носа, сфокусировав на них взгляд, затем возвращаются в исходное положение, затем повторяют другой ногой и возвращаются в исходное положение,
в Комплексе нейрогимнастики №3, проводимом в исходном положении сидя на стуле, спина прижата к спинке стула, руки согнуты в локтях перед грудью:
на первом упражнении ладони обращены друг к другу, сжимают одну ладонь в кулак, другую – наклоняют в лучезапястном суставе перпендикулярно кулаку, затем повторяют со сменой положения ладоней;
на втором упражнении кистью одной руки берутся за разноименное ухо, другой – за нос, затем повторяют со сменой положения рук;
на третьем упражнении повторяют движения второго упражнения, но перед сменой положения рук делают хлопок;
на четвертом упражнении одной рукой показывают «фигу», убрав большой палец под указательный, другой – «класс», подняв большой палец вверх, остальные собрав в кулак, затем повторить со сменой положения рук;
на пятом упражнении одной рукой показывают «фигу», другой – «окей», соединив большой и указательный пальцы, удерживая другие пальцы расслабленными, поднятыми вверх, затем повторяют со сменой положения рук;
на шестом упражнении одной рукой показывают «класс», другой – «окей», затем повторяют со сменой положения рук;
на седьмом упражнении сжимают кулак, затем на одной руке растопыривают пальцы по типу «цветок расцвел», а на другой – разжимают кулак, но пальцы присоединены друг к другу по типу «бутон», повторяют после сжатия кулаков со сменой положения рук;
на восьмом упражнении ладонь одной руки в кулаке без указательного пальца, другая – в кулаке без среднего и указательного пальцев, кладут указательный палец одной руки поперек среднего и указательного пальца другой, затем повторяют со сменой положения рук;
на девятом упражнении большой палец одной руки соединяют с подушечкой мизинца другой, а мизинец одной – с подушечкой большого пальца другой, затем меняют положение пальцев, поочередно присоединяя большие пальцы к мизинцу противоположной руки;
на десятом упражнении одной рукой «отдать честь», а другой показывают «класс», затем повторяют со сменой положения рук,
в Комплексе нейрогимнастики №4, проводимом в исходном положении сидя на стуле, спина прижата к спинке стула, руки, согнутые в локтях, перед грудью:
на первом упражнении ладони обращены к себе, соединяют на одной руке большой палец и мизинец, а на другой – большой палец и указательный, затем начинают переставлять пальцы до соединения с другим на одной руке вверх, на другой – вниз;
на втором упражнении одна ладонь обращена к себе, другая – от себя, ладонь одной руки сжимают в кулак, а другой, с прижатыми друг к другу пальцами, передают «привет», как бы покачивая из стороны в сторону ладонью от себя, затем повторяют со сменой положения рук;
на третьем упражнении на одной руке кулак без указательного и среднего пальцев, поднятых вверх и разъединенных – жест типа «коза», на другой – кулак без указательного пальца и мизинца – жест типа «корова», затем повторяют со сменой положения рук;
на четвертом упражнении на одной руке кулак без указательного и среднего пальцев, поднятых вверх и разъединенных – жест типа «рожки», на другой – кулак без указательного пальца и мизинца, опущенный вниз – жест типа «рожки», затем повторяют со сменой положения рук;
на пятом упражнении повторяют движения четвертого упражнения, но перед сменой положения рук делают хлопок;
на шестом упражнении большой палец одной руки присоединен к указательному пальцу другой, а указательный – к большому пальцу другой руки, меняют положение пальцев наоборот, поднимаясь как бы «по лестнице» вверх;
на седьмом упражнении выполняют круговые вращения согнутыми в локтях руками, одной ладонью к себе, другой – от себя;
на восьмом упражнении собранными в «щепотку» пальцами одной руки рисуют квадрат, другой – треугольник, затем повторяют со сменой положения рук;
на девятом упражнении собранными в «щепотку» пальцами одной рукой рисуют знак «бесконечность», другой – цифру 8, затем повторяют со сменой положения рук;
на десятом упражнении одновременно двумя руками постукивают по одноименным коленям: кулак, ребро, ладонь,
в Комплексе нейрогимнастики №5, проводимом в исходном положении сидя на стуле, спина прижата к спинке стула, руки, согнутые в локтях, перед грудью:
на первом упражнении одной рукой показывают жест «фигу», другой – «класс», сделать хлопок, повторяют со сменой положения рук;
на втором упражнении одной рукой гладят себя по голове от лба к затылку, а другой – хлопают по животу, затем повторяют со сменой положения рук;
на третьем упражнении кладут указательный и большой пальцы одной руки на указательный палец другой руки, при этом неучаствующие пальцы собирают в кулак, затем повторяют со сменой положения рук;
на четвертом упражнении кладут три пальца одной руки, при этом мизинец соединен с большим пальцем, на указательный палец другой руки, а остальные пальцы в кулаке, затем повторяют со сменой положения рук;
на пятом упражнении, сжав кулак на одной руке без указательного и среднего пальцев, кладут два пальца на указательный и средний пальцы другой руки, повторяют со сменой положения рук, затем три пальца – на три пальца другой руки, повторяют со сменой положения рук по схеме 2-2, 3-3, 2-2, 3-3;
на шестом упражнении ладони обращены друг к другу, большие пальцы вверх, поднимают поочередно на каждой руке указательный палец, указательный и большой, указательный, большой, безымянный, затем повторяют движения пальцами в обратную сторону – жест типа «ножницы»;
на седьмом упражнении повторяют движения шестого упражнения, но на одной руке движения к низу, а на другой – к верху;
на восьмом упражнении одна рука в кулаке, другая – с отведенным большим пальцем в сторону, затем повторяют со сменой положения рук;
на девятом упражнении одна рука в кулаке, кроме мизинца, другая – в кулаке, но с отведенным в сторону большим пальцем и указательным, поднятым вверх, затем повторяют со сменой положения рук;
на десятом упражнении ладони обращены друг к другу, на одной руке большой палец прижимает безымянный, а на другой – указательный, затем повторяют со сменой положения рук,
при этом комплексы нейрогимнастики проводят после комплекса дыхательной диафрагмальной гимнастики, кроме этого, Комплекс нейрогимнастики №2 выполняют на каждом занятии первой недели, Комплекс нейрогимнастики №3 выполняют на каждом занятии второй недели, а Комплекс нейрогимнастики №4 выполняют на каждом занятии третьей недели, Комплекс нейрогимнастики №5 на каждой 4 недели, при этом на первом занятии каждой недели упражнения соответствующего комплекса нейрогимнастики выполняют в обычной последовательности, на втором занятии недели упражнения соответствующего комплекса нейрогимнастики выполняют в обратной последовательности, а на третьем занятии недели упражнения соответствующего комплекс нейрогимнастики выполняют в следующей последовательности: первое-третье-пятое-седьмое-девятое-второе-четвертое-шестое-восьмое упражнение, то есть сначала нечетные по очередности в комплексе, а затем четные, продолжительность занятия с инструктором ЛФК во второй группе увеличилась до 65 минут за счет выполнения комплексов дыхательной гимнастики, проводимой в течение 10 минут и нейрогимнастики, проводимой в течение 10 минут, кроме этого,
домашнее задание для обучающихся второй группы заключалось в обязательном прочтении один раз в день методических рекомендаций с фотографиями по каждому упражнению изучаемого комплекса и одному разу просмотра видеоверсии комплекса, в сумме занимавшихся 20 минут, при этом не требовалось последовательного выполнения двух заданий сразу, время, место, очередность выполнения определялось обучающимся самостоятельно,
после разучивания каждого из оставшихся трех комплексов проводилось контрольное мероприятие, при этом после разучивания по учебной программе каждого второго, третьего и четвертого комплекса упражнений проводилось контрольное мероприятие, аналогичное контрольному мероприятию, проводимому после первого этапа, причем после четвёртого оно было заключительное, а после сдачи первого, второго и четвертого контрольного мероприятия проводилось нейропсихологическое тестирование по методикам: «Таблицы Шульте», тесту слежения и методике «Повторение цифр в прямом порядке».
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2008 |
|
RU2422182C2 |
Способ реабилитации пациентов с заболеваниями суставов нижних конечностей | 2022 |
|
RU2800254C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2015 |
|
RU2581707C1 |
US 2017061817 A1, 02.03.2017. |
Авторы
Даты
2025-02-04—Публикация
2024-07-29—Подача