СПОСОБ АНТИДЕПРЕССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИАНАЛЬНО-АФФЕКТИВНУЮ СФЕРУ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И БОЛЬНЫХ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-АФФЕКТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Российский патент 2003 года по МПК A61H1/00 A61M21/00 A23L1/29 

Описание патента на изобретение RU2203015C2

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ и с эмоционально-аффективными нарушениями.

Известно, что наркотики и алкоголь поражают все системы организма и значительно сокращают продолжительность жизни людей в наиболее активном возрасте. Изменяя личность больного, они влияют на социальные отношения, разрушая их. Поэтому проблема реабилитации таких больных является актуальной.

Наиболее близким аналогом является способ реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ и эмоционально-аффективными нарушениями, включающий выполнение физических упражнений и проведение индивидуальной и групповой психотерапии, выработку новых стереотипов поведения, проведение диеты (см. RU 2134594 С1, 20.08.99).

Задачей настоящего изобретения является разработка комплексов терапевтических мероприятий, направленных на отказ пациента от психологического влечения, и восстановление нормальной системы удовлетворенности, присущей здоровому человеку.

Для этого в способе антидепрессивного воздействия на эмоционально-аффективную сферу человека, включающем выполнение комплекса физических упражнений, комплекс включает динамические и статические физические упражнения, причем каждое динамическое упражнение основано на ритмичных повторяющихся движениях, выполняемых синхронно с дыханием, каждое статическое упражнение основано на удержании позы, при этом каждое динамическое и статическое упражнение выполняют до преодоления дискомфортных ощущений.

Динамические упражнения выполняют с нагрузкой на мышцы, на суставно-связочный аппарат, на опорно-двигательный аппарат, одновременно на мышечный и суставно-связочный аппараты и упражнения по выполнению гримас и встряхивания, при этом динамические упражнения выполняют в положении сидя, лежа, стоя.

Статические упражнения выполняют в положении сидя, лежа, стоя.

Кроме того, после каждого упражнения или группы упражнений осуществляют короткую релаксацию, а по окончании комплекса упражнений - глубокую длительную релаксацию.

Также для решения указанной задачи в способе реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных средств и больных с эмоционально-аффективными нарушениями, содержащем три этапа, первый этап осуществляют в течение 15-40 дней в условиях стационара с проведением ежедневных занятий, включающих воздействия по способу антидепрессивного воздействия на эмоционально-аффективную сферу человека 2-5 раз в день и проведение индивидуальной и/или групповой психотерапии, второй этап осуществляют в течение 30-60 дней амбулаторно с проведением указанных занятий 3-5 раз в неделю, а третий этап осуществляют в течение, по меньшей мере, полутора лет с проведением указанных занятий 1-3 раза в неделю. При этом осуществляют концентрацию внимания на дыхании и/или на различных частях тела.

Кроме того, психотерапию осуществляют на основе программы "12 шагов".

Способ дополнительно включает применение пищевых добавок, обладающих антидепрессивным эффектом.

Кроме того, пищевые добавки принимают 3 раза в день за 0,5-2 часа до еды и 3 раза в день во время еды.

Способ осуществляют следующим образом.

Реабилитационная программа начинается после прекращения употребления наркотиков и купирования абстинентного синдрома. Программа проводится в три этапа, которые продолжаются около двух лет.

1 этап.

Первый этап проводится в течение трех недель в условиях стационара. На данном этапе с пациентом проводятся интенсивные ежедневные занятия в течение дня с 8 часов 30 минут утра до 23 часов 00 минут вечера. Первый этап - это время для принятия нового мышления и мировоззрения для овладения навыками ежедневного ухода за собой, которые позволяют вызывать и поддерживать высокий уровень стимуляторной составляющей удовлетворенности. Предлагаемая в стационаре программа является обучающей, поэтому должна быть готовность пациента к сотрудничеству. Психотерапевтическая программа проводится в виде трех-четырех занятий в день в групповой и индивидуальной форме. У пациента создают мотивацию, направленную на выздоровление и отказ от употребления наркотиков. При необходимости при нарушении сна пациент может получить психотерапевтическую помощь и в ночное время.

Пациенты в стационаре обучаются проведению комплексов упражнений. Физические упражнения, сформированные в комплексы, в сочетании с различными видами дыхания оказывают положительное влияние на эмоционально-аффективную сферу человека. Действие комплексов основано на нормальной физиологии человека. Регулярное ежедневное выполнение комплексов упражнений позволяет полностью устранить депрессивное состояние за 2-3 недели. В среднем каждый комплекс состоит из 8-12 упражнений. Выполнение упражнений связано с физической нагрузкой, которая может создавать дискомфортные ощущения у пациента (мышечное утомление, чувство физической усталости) и эмоциональное сопротивление - "не могу", "не хочу", "зачем это нужно"). Вне зависимости от наличия дискомфортных ощущений каждое упражнение пациент должен выполнять строго определенное время. Развивающиеся дискомфортные ощущения он должен обязательно преодолевать.

Динамические упражнения содержат комплекс, направленный на нагрузку мышц, нагрузку на суставно-связочный аппарат - "растяжки", нагрузку на позвоночник, на весь позвоночник или на его отделы (шейный, грудной, поясничный), содержат комплекс, сочетающий мышечные и суставно-связочные виды нагрузки, содержат специфические упражнения, когда пациент встряхивает головой, выполняет различные гримасы, вытягивает губы трубочкой, надувает щеки и т.п. Динамические упражнения в зависимости от их вида пациент выполняет в положении сидя, лежа и стоя. Динамические упражнения основаны на стереотипных повторяющихся и ритмичных движениях. Ритм выполнения движений совпадает с частотой дыхания пациента. По мере утомления, развивающегося в результате выполнения упражнения, частота дыхания пациента увеличивается, и темп выполнения упражнения также должен возрастать синхронно с частотой его дыхания. Основное - это синхронность дыхания и движения пациента.

Статические упражнения пациент выполняет в виде удержания определенных поз. Пациент принимает простую (сидя со скрещенными ногами) или неудобную позу с ощущением напряжения на определенные для каждой позы группы мышц, а развивающиеся в связи с мышечным напряжением дискомфортные ощущения преодолевает в процессе выполнения данного упражнения. Позы в зависимости от их вида пациент может удерживать в положении сидя, в положении лежа на спине, в положении лежа на животе, в положении с опорой на руках и ногах - "мост", в положении стоя. Пациент может сочетать позы с удержанием рук или ног в различных положениях.

Динамические и статические упражнения пациент сочетает с определенными видами дыхания, например, дыхание через нос или через рот. Дыхание через нос пациент, в зависимости от вида упражнения, выполняет через одну или через две ноздри. При выполнении дыхательных упражнений пациент может производить медленно глубокое дыхание с заполнением всего объема легких или интенсивное глубокое дыхание: сочетание брюшного и грудного дыхания, или частое поверхностное дыхание с использованием мышц брюшного пресса и мышц малого таза с активным выдохом и пассивным вдохом, дыхание задержкой на вдохе или на выдохе, дробное дыхание с разделением вдоха или выдоха на несколько фаз, или осуществлять вдох через рот, а выдох через нос, и, наоборот, может осуществлять специфические виды дыхания, например, дыхание через свернутый язык и т.п.

Такие же дыхательные упражнения могут выполняться самостоятельно, дополнительно к физическим.

Каждый комплекс содержит набор статических и динамических упражнений, выполняемых в определенном порядке. Каждое упражнение выполняется с концентрацией внимания на дыхании или на различных частях тела.

По окончании выполнения упражнения или группы упражнений, в зависимости от степени физической нагрузки, пациент проводит короткую релаксацию. После выполнения полного комплекса упражнений пациент проводит глубокую длительную релаксацию. Релаксацию пациент проводит лежа на спине, руки располагает вдоль тела, ноги вытягивает параллельно друг другу, глаза закрывает, дыхание производит глубокое медленное через нос, мышцы максимально расслабляет. В период релаксации пациент должен стремиться не фиксировать внимание на мыслях или физических ощущениях.

Комплексы упражнений пациент выполняет три раза в день, каждое занятие по 1-1,5 часа. С помощью комплекса упражнений пациент устраняет депрессивные нарушения и тем самым может облегчить патологическую тягу. Знание положительного эффекта от выполнения упражнений активно направляет пациента на их использование для поддержания хорошего самочувствия, что позволяет решать задачу устранения депрессивных состояний.

Далее приведены примеры комплексов физических упражнений, используемых в данном изобретении.

Комплекс 1
1. Лечь на спину, руки вдоль туловища ладонями вниз. С мощным вдохом поднять прямую правую ногу так высоко, как получается, с мощным выдохом опустить ее обратно на пол. Повторить то же самое с левой ногой. Продолжать попеременно поднимать и опускать ноги в течение 2 минут.

2. Без перерыва вытянуть руки перпендикулярно полу и соединить ладони. Начинать поднимать обе ноги, соединенные вместе, со вдохом вверх, с выдохом опускать ноги. Продолжать в течение 1 минуты.

3. Подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Голова свободно лежит на полу. Отдохнуть в этой позе в течение 3-5 минут.

4. Исходное положение как в упр.3. С мощным вдохом раскинуть руки в стороны, одновременно вытягивая ноги вперед и вверх под углом 60 градусов к полу. С мощным выдохом - вернуться в исходное положение. Продолжать в течение 3 минут.

Отдохнуть лежа на спине.

5. Лежа на спине, подтянуть левое колено к груди и обхватить его обеими руками. Со вдохом поднимать прямую правую ногу под 90o к горизонтали, с выдохом опускать ее на пол. Продолжать в быстром темпе в течение 1 минуты. Сменить ноги и делать 1 минуту. Еще раз поменять ноги и продолжать делать 1 минуту. И последний раз поменять ноги и делать 1 минуту.

Отдохнуть, лежа на спине, 2 минуты.

6. Встать и поднять прямые руки над головой так, чтобы плечи касались ушей, ладони смотрят вверх. С выдохом наклониться вперед, стараясь прогибаться в пояснице (плечи остаются около ушей). Со вдохом подняться обратно. Делать это очень медленно с глубоким дыханием. Продолжать в течение 2 минут. Затем увеличить темп и делать еще 1 минуту.

7. Полная релаксация в течение 10-15 минут.

В каждом из упражнений время выполнения достаточно для преодоления дискомфортных ощущений.

Комплекс 2 (седативный)
1. Сесть со скрещенными ногами, правую руку положить на правое колено, подушечки указательного и большого пальца вместе; поднять под углом 60o к горизонтали. Ладонь смотрит вверх, пальцы - вместе. Отогнуть ладонь по направлению к полу насколько это возможно. Оставаться в этом положении 2 минуты, затем сменить руку и повторить. Немного отдохнуть (30 секунд), сидя в простой позе, руки лежат на коленях, подушечки указательного и большого пальца вместе. Затем поднять обе руки под 60o к горизонтали. Оставаться в этом положении в течение 2-х минут Руки на протяжении всего упражнения должны оставаться прямыми.

Отдохнуть, лежа на спине, 2 минуты.

2. Поднять обе руки под углом 60o к горизонтали, сжать пальцы в кулаки, большие пальцы внутри кулаков давят на подушечки под мизинцами, остальные закрывают их снаружи. Начать вращать кулаками, продолжать 1,5 минуты. Руки должны оставаться прямыми в локтевых суставах. Затем (не останавливаясь) слегка согнуть руки в локтях, добавить к вращению кулаками вращение предплечьями в том же направлении в локтевых суставах. Продолжать 1,5 минуты.

Отдохнуть, лежа на спине, 2 минуты.

3. Вытянуть прямые руки в сторону параллельно полу, чуть выше уровня плеч, ладонями вниз, пальцы вместе. Оставаться в том положении с глубоким медленным дыханием 3-10 минут.

Отдохнуть, лежа на спине, 2 минуты.

4. Вытянуть руки вверх над головой. Плечи касаются ушей. Сложить пальцы в кулаки с большими пальцами внутри. Выпрямить указательные пальцы обеих рук, согнуть их обратно, затем повторить то же самое со средним, безымянными, мизинцами. Продолжать поочередно сгибать и разгибать пальцы 2 минуты.

Отдохнуть, лежа на спине, 2 минуты.

5. Лечь на живот, ладони положить под плечи. Начинать медленно и осторожно вытягивать позвонок за позвонком вперед и вверх, поднимая туловище и прогибаясь в спине. Высунуть язык наружу. Глубокое и медленное дыхание через рот. Продолжать 2 минуты.

6. Сесть в простой позе со скрещенными ногами, высунуть язык и свернуть его в трубочку. Вдох через свернутый в трубочку язык, выдох - через нос. Концентрация на ощущении прохлады по поверхности языка. Время - 3 минуты.

7. Сидя со скрещенными ногами, взяться руками за колени. Помогая себе руками, вращать средней частью туловища, старясь, чтобы голова и копчик оставались неподвижными на одной оси. Продолжать вращение по 1,5 минуты в каждую сторону.

8. Оставаться в простой позе. Руки согнуты в локтях, кисти совершенно свободно свисают вниз. Начать вращение плечами вперед. Продолжать 2 минуты.

9. Выпрямить ноги. Опираясь на руки за спиной, начать попеременно поднимать и опускать прямые ноги. Движение делается с минимальной амплитудой. Поднимать ноги со вдохом, опускать - с выдохом 2 минуты.

10. Сесть на колени и пятки. Сцепить руки в замок за спиной. Наклониться вперед, опуская лоб на пол и поднимая руки вверх как можно выше. Оставаться в этом положении 1 минуту. В конце сделать вдох и потянуть руки еще выше вверх, затем с выдохом опустить руки.

11. Полная релаксация в течение 10 минут.

В каждом из упражнений время выполнения достаточно для преодоления пациентом дискомфортных ощущений.

Комплекс 3 (активизирующий)
1. Простая поза (сидя со скрещенными ногами). Положение пальцев 1: большой палец прижат к бугорку под мизинцем; безымянный и мизинец закрывают большой сверху; указательный и средний пальцы прямые. Согнуть руки в локтях, предплечья - параллельно полу. Руки - на уровне сердечного центра, ладонями вниз. Указательные и средние пальцы обоих рук указывают друг на друга. Вдох через рот, выдох через нос (мощный выдох, так чтобы морщился нос). Во время выдоха резко разводить предплечья до параллели друг другу. С вдохом (через рот) возвращать руки в первоначальное положение. Концентрация на кончике носа. Продолжать 3 минуты.

В конце: глубокий вдох, задержать дыхание на 10 секунд, напрягая все мышцы (спины, лица, рук и т.д.) до дрожи. Выдох через рот резкий и мощный ("как из пушки"). Повторить еще два раза.

2. Простая поза. Положение пальцев 2&3: указательные и средние пальцы прямые, большой палец захватывает сверху согнутые безымянные и мизинцы. Согнуть руки в локтях так, чтобы предплечья были направлены вверх (кисти на уровне плеч). Рот буквой "О". Быстрое дыхание животом через рот, так что получается звук "ху, ху, ху". Вращать кистями по кругу с максимальной скоростью и небольшой амплитудой от себя. Скорость дыхания и вращения одинаковая. Концентрация на кончике носа. Продолжать 3 минуты.

В конце: глубокий вдох, задержать дыхание на 10 секунд, напрягая все мышцы (спины, лица, рук и т.д.) до дрожи. Выдох через рот резкий и мощный ("как из пушки"). Повторить еще два раза.

3. Положение пальцев такое же, как в упражнении 2. Простая поза, вытянуть прямые руки в стороны ладонями вверх. Вывернуть кисти назад, насколько возможно. Локтевые сгибы направлены вверх. Пациент почувствует целительную боль в руках. Если локти развернуты правильно, грудь автоматически прогнется вперед и грудная клетка поднимается. Оставаться в этой позе со спокойным дыханием. Концентрация на кончике носа. Продолжать 3 минуты.

В конце глубокий вдох, задержать дыхание на 10 секунд, напрягая все мышцы (спины, лица, рук и т.д.) до дрожи. Выдох через рот резкий и мощный ("как из пушки"). Повторить еще два раза.

В каждом из упражнений за указанное время выполнения преодолеваются дискомфортные ощущения.

Примеры антидепрессивного воздействия с помощью предложенного способа.

Пример 1.

Пациент М. 36 лет. Родился и вырос в интеллигентной семье. В армии пациент познакомился с наркотиками (дикорастущие конопля и опийный мак). За два года непрерывного употребления различных наркотиков перепробовал несколько способов лечения от наркомании. Находился в состоянии глубокой депрессии. Обратился за помощью в МЦ "Кундала". Разработана реабилитационная программа с использованием комплексов физических упражнений.

1. Комплексы динамических и статических упражнений 1, 3, вызывающие активизирующий эффект (чувство эйфории).

2. Пищевые добавки: тирозин 1 капсула 3 раза в день, таурин 500 мг 3 раза в день, диметиламиноэтанол ДМАЕ 500 мг 3 раза в день, лецитин 1 чайная ложка раз в день и витамины группы В.

После курса реабилитации исчезла депрессия и тяга к наркотикам, появились надежды на выздоровление и на нормальную, счастливую жизнь.

Пример 2.

Пациент П. , 25 лет. В 16 лет впервые попробовал наркотики; сначала марихуана, а вскоре стал употреблять героин. 3 года постоянно находился на наркотиках (героин). В крайне тяжелом депрессивном состоянии обратился в центр. Разработана реабилитационная программа.

1. Комплексы динамических и статических упражнений седативного типа (комплекс 2).

3 Пищевые добавки: таурин 1000 мг в сочетании с 5-гидрокситриптофаном (50 мг) и гиперицин (экстракт из зверобоя продырявленного) и витамин В6 (пиридоксин), D, L-фенилаланин по 2 капсулы 3 раза в день за 1 час до еды.

Исчезло депрессивное состояние. Наркотики не употребляет около 5-и лет, получил образование, работает, имеет семью.

Проведение комплексов упражнений чередуют с проведением групповой психотерапии. Инструкторы направляют темы бесед, рассказывают о методах лечения.

В качестве некоторых инструкторов работают бывшие наркоманы, и бывшие алкоголики, и получившие специальное образование. Опыт показывает, что такой подход позволяет пациенту видеть возможность выздоровления.

Психотерапевтические занятия на основе программы "12 шагов" с использование современных видов психотерапии: арт-терапии, гештальт-терапии, элементов психодрамы и других - воспитывают мировоззрение трезвости, то есть позволяют выбирать трезвые решения и избегать стратегии поведения, приводящей к срыву. Задача псиотерапевтических программ - довести идеи выздоровления до пациента, помочь ему освоить эффективные методы сохранения устойчивой трезвости. Пациенту дают возможность осознанно выбрать и поддерживать трезвый образ жизни без каких-либо химических веществ, меняющих сознание.

Программа помогает пациенту идентифицировать себя в объективной реальности, осознать природу собственно патологической зависимости и научиться решать самому личные проблемы без химических веществ. Всякой составляющей программы является ознакомительная часть, которая содержит курс лекций. Другой составляющей является практическая часть программы. Эта часть содержит встречи и беседы с людьми, имеющими реальный опыт выздоровления, обсуждение лекций. Пациент выполняет практические работы в виде решения проблем, мешающих выздоровлению, проводит специальные психологические тренинга, помогающие избавиться от негативных черт характера и обучающие построению новых взаимоотношений. В стационаре проводят мониторинг внутренних переживаний с целью научить пациента самоконтролю и профилактике срывов. Питание пациентов основано служить стабилизации настроения (профилактике перепадов настроения, связанных с колебаниями уровня сахара в крови) и является низкогликемической диетой. Эта диета содержит продукты, не содержащие легко усваиваемые углеводы и вещества, ограничивающие их всасывание. Во время нахождения пациента в стационаре с его родственниками раз в неделю проводят занятия с целью решения проблем зависимости от психоактивных веществ. Эмоционально-аффективные проблемы затрагивают всех членов семьи. Занятия проводят в виде лекций и семинаров, которые ориентируют, как по-новому строить отношения в семье, где есть выздоравливающий человек, и тем самым помогать ему выздороветь.

2 этап.

Реабилитационная программа на втором этапе проводится в течение 35 дней. После стационара пациент возвращается домой в обычные условия. Второй этап - это этап реализации полученных навыков, их развитие, и закрепление, и активное применение в обычной жизни. Занятия проводят 4 раза в неделю в вечернее время, после каждого занятия пациенты получают домашнее задание. Это позволяет пациенту сохранить дневную занятость (учеба, работа), и раз в неделю пациент посещает индивидуального психолога. Вечерние занятия состоят из занятий в малой психологической группе, выполнение упражнений и занятия в группе самопомощи. Продолжительность каждого занятия 1-1,5 часа.

Продолжительность всех занятий 4,5 часа. Амбулаторная программа помогает закрепить и наилучшим образом использовать навыки в реальной жизни. На втором этапе продолжают работу с родственниками пациента.

3 этап.

Третий этап продолжается в течение двух лет. Эта двухгодичная экстенсивная амбулаторная программа. На третьем этапе пациент посещает вечерние занятия два раза в неделю и индивидуального психолога при необходимости. На этом этапе пациент выполняет комплекс упражнений, использует групповую и индивидуальную психотерапию и диетическое питание с употреблением специальных пищевых добавок. Пищевые добавки основаны на эффекте, восстанавливающем психические, физиологические функции в организме, нормализующие деятельность ЦНС. Они содержат набор необходимых аминокислот и веществ, обладающих антидепрессивным эффектом. Длительность проведения третьего этапа обусловлена международными статистическими исследованиями, которые показали, что вероятность срыва у пациентов сохраняется именно в течение двух лет с момента последнего употребления психоактивных веществ.

Способ не имеет противопоказаний. Высокая эффективность нелекарственной терапии обуславливается ее патогенетической направленностью и тем, что пациент активно вливается в процесс реабилитации, и это эффективно сочетается с психотерапевтическими методами.

Похожие патенты RU2203015C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И/ИЛИ АЛКОГОЛИЗМА, ИЛИ ЛЕЧЕНИЯ И/ИЛИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ И/ИЛИ АЛКОГОЛИЗМОМ 2001
  • Маршак Я.И.
  • Вороненко П.А.
RU2243757C2
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2001
  • Маршак Я.И.
  • Вороненко П.А.
RU2248194C2
СПОСОБ АНДРЕЕВА ПСИХОТЕРАПИИ НАРКОМАНИЙ 2019
  • Андреев Владимир Александрович
  • Евдокимов Владимир Иванович
  • Андреев Александр Владимирович
RU2725339C1
Способ восстановления физического и психоэмоционального состояния пациентов после перенесенной коронавирусной инфекции 2022
  • Новикова Наталья Константиновна
  • Сакаева Анастасия Владимировна
  • Учеваткина Надежда Владимировна
  • Драпкина Оксана Михайловна
RU2786806C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 2010
  • Бабин Андрей Геннадьевич
  • Балясова Елена Николаевна
  • Литвиненко Олеся Анатольевна
  • Колтунов Игорь Ефимович
  • Погосова Нана Вачиковна
RU2437686C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА 2008
  • Богданова Лариса Петровна
  • Кривощеков Евгений Петрович
  • Хамидуллин Андрей Андарзянович
  • Маркова Ирина Петровна
RU2394605C2
СПОСОБ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2016
  • Филиппов Николай Борисович
RU2654661C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 2008
  • Воронина Елена Валерьевна
RU2380074C2
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 2016
  • Ефанова Мария Константиновна
RU2645406C1
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта 2021
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Рачин Андрей Петрович
  • Нувахова Маргарита Борисовна
  • Кузюкова Анна Александровна
RU2772400C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ АНТИДЕПРЕССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИАНАЛЬНО-АФФЕКТИВНУЮ СФЕРУ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И БОЛЬНЫХ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-АФФЕКТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ и с эмоционально-аффективными нарушениями. Выполняют комплекс физических упражнений, который включает динамические и статические физические упражнения. Каждое динамическое упражнение основано на ритмических повторяющихся движениях, выполняемых синхронно с дыханием. Каждое статическое упражнение основано на удерживании позы. Каждое физическое упражнение выполняют до преодоления дискомфортных ощущений. Способ реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ и больных с эмоционально-аффективными нарушениями содержит три этапа. Первый этап осуществляют в течение 15-40 дней в условиях стационара с проведением ежедневных занятий, включающих выполнение комплекса упражнений, 2-5 раз в день и проведение индивидуальной и/или групповой психотерапии. Второй этап осуществляют в течение 30-60 дней амбулаторно с проведением указанных занятий 3-5 раз в неделю, а третий этап осуществляют в течение, по меньшей мере, полутора лет с проведением указанных занятий 1-3 раза в неделю. Способ позволяет повысить эффективность лечения. 2 с. и 8 з. п.ф-лы.

Формула изобретения RU 2 203 015 C2

1. Способ антидепрессивного воздействия на эмоционально-аффективную сферу человека, включающий выполнение комплекса физических упражнений, отличающийся тем, что комплекс упражнений включает динамические и статические физические упражнения, причем каждое динамическое упражнение основано на ритмичных повторяющихся движениях, выполняемых синхронно с дыханием, каждое статическое упражнение основано на удержании позы, при этом каждое динамическое и статическое упражнение выполняют до преодоления дискомфортных ощущений. 2. Способ по из п.1, отличающийся тем, что динамические упражнения выполняют с нагрузкой на мышцы, на суставно-связочный аппарат, на опорно-двигательный аппарат, одновременно на мышечный и суставно-связочный аппараты и упражнения по выполнению гримас и встряхивания, при этом динамические упражнения выполняют в положении сидя, лежа, стоя. 3. Способ по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что статические упражнения выполняют в положении сидя, лежа, стоя. 4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что комплекс упражнений дополнительно включает дыхательные упражнения. 5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что после каждого упражнения или группы упражнений осуществляют короткую релаксацию, а по окончании комплекса упражнений - глубокую длительную релаксацию. 6. Способ по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что осуществляют концентрацию внимания на дыхании и/или на различных частях тела. 7. Способ реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ и больных с эмоционально-аффективными нарушениями, содержащий три этапа, первый из которых осуществляют в течение 15-40 дней в условиях стационара с проведением ежедневных занятий, включающих воздействия по п.1 2-5 раз в день и с проведением индивидуальной и/или групповой психотерапии, второй этап осуществляют в течение 30-60 дней амбулаторно с проведением указанных занятий 3-5 раз в неделю, а третий этап осуществляют в течение, по меньшей мере, полутора лет с проведением указанных занятий 1-3 раза в неделю. 8. Способ по п.7, отличающийся тем, что психотерапию осуществляют на основе программы "12 шагов". 9. Способ по п.7 или 8, отличающийся тем, что он дополнительно включает применение пищевых добавок, обладающих антидепрессивным эффектом. 10. Способ по п.9, отличающийся тем, что пищевые добавки принимают 3 раза в день за 0,5 ч до еды и 3 раза в день во время еды.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2203015C2

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ВЛЕЧЕНИЙ И НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ 1996
  • Сивков Е.Е.
RU2134594C1
СПОСОБ В.В.ДОБРОВОЛЬСКОГО ЛЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ "ДВОЙНОЙ КОД" 1997
  • Добровольский Виктор Васильевич
RU2113243C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА 1995
  • Калашников Б.С.
  • Кузьмин С.Н.
RU2129887C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА 1998
  • Жалнов А.М.
  • Жумаева О.В.
  • Кубасов В.А.
RU2145889C1

RU 2 203 015 C2

Авторы

Маршак Я.И.

Вороненко П.А.

Даты

2003-04-27Публикация

2001-03-29Подача