Известны рулевые устройства, размещающиеся в кормовой части судов, представляющие собой комплекс средств и механизмов для обеспечения их управляемости. Эти устройства состоят из руля, баллера, рулевого привода, рулевой машины, рулевой передачи и привода управления. Руль является плоской конструкцией, поворот которой при движении в воде приводит к возникновению силы для управления. Баллер - вал для поворота руля. Рулевой привод состоит из устройства передачи на баллер момента силы для перекладки руля, создаваемого рулевой машиной. Рулевая передача является связующим элементом между рулевым приводом и рулевой машиной, а привод управления обеспечивает связь поста управления в ходовой рубке с рулевой машиной.
Корабли, т.е. суда, несущие вооружение, обычно имеет двухвальную главную энергетическую установку. За гребными винтами устанавливаются балансирные подвесные рули. Недостатком такой конструкции рулевого устройства является высокая вероятность заклинивания рулей при их боевых, а возможно и при навигационных, повреждениях. В таких случаях корабли теряют способность управляться и маневрировать, даже машинами двухвальной главной энергетической установки, и становятся сравнительно легкой добычей противника в бою.
Цель изобретения заключается в быстром при необходимости устранении влияния заклиненных рулей на управляемость корабля машинами. Техническим результатом является возможность баллером из двух частей сбросить на дно заклиненный руль, получивший боевое или навигационное повреждение, и обеспечить управляемость главной энергетической установкой.
Рулевое устройство корабля (фиг. 1) состоит из руля 1, нижнего 2 и верхнего 3 баллера, опор баллера 4 и 5, румпеля 6, рулевой передачи 7, рулевого привода 8, рулевой машины 9, привода управления 10 и гельмпортовой трубы 11. Нижний конец верхнего баллера 3 представляет собой корпус гидроцилиндра 12, открытый снизу, внутрь которого вставлен нижний баллер 2. Вверху гидроцилиндра 12 установлен штуцер 13, к которому подведен гибкий шланг 14, соединенный через штуцер 15 трубой 16 с запорным клапаном 17 коллектора 18 гидравлической системы. Коллектор 18 соединен с пневматическими гидроаккумуляторами 19, которые соединены трубой с баллоном 20 сжатого газа, например, азота.
Нижний баллер 2 (фиг. 2) соединен с верхним баллером 3 корпусом гидроцилиндра 12 и застопорен двумя штырями 21 на плотной посадке. Внутри гидроцилиндра 12 установлен на скользящей посадке поршень 22 с уменьшенным диаметром внизу. Поршень 22 снабжен кольцами уплотнения 23. В приливе 24 к нижней части гидроцилиндра 12 в плоскости, перпендикулярной оси баллера, соосно со штырями 21 устроены два гидроцилиндра 25, в которых поршнями служат штыри 21. К гидроцилиндрам 25 подведена труба 26, соединенная через запорный клапан 27 с коллектором 18 системы гидравлики. В открытые торцы гидроцилиндров 25 ввернуты кольцевые упоры 28 с отверстиями. По кромкам выреза под баллер в торцевом листе гельмпортовой трубы 11 установлено уплотнение 29.
При заклинивании руля 1 от боевых или навигационных повреждений необходимо освободиться от него, сбросив на дно, для обеспечения управляемости корабля с помощью двух вальной главной силовой установки. Сброс руля производят в следующей последовательности. Открывают запорный клапан 27 на коллекторе 18. Рабочая жидкость из гидроаккумуляторов 19 системы гидравлики, давление в которой поддерживается давлением сжатого газа в баллоне 20, по трубопроводу 26 поступает в гидроцилиндры 25. На обоих штырях 21 возникают усилия, под действием которых они выходят из зацепления с нижним баллером 2 и двигаются внутри цилиндров 25 до кольцевых упоров 28, препятствуя утечке рабочей жидкости системы гидравлики.
Затем открывают запорный клапан 17 и рабочая жидкость системы гидравлики через трубу 16, соединительные штуцеры 15, 13 и гибкий шланг 14 заполняет полость внутри гидроцилиндра 12 над поршнем 22, создавая в ней давление. Возникшее под действием этого давления усилие выталкивает вниз на морское дно нижний баллер 2 вместе с поврежденным рулем 1. Для сохранения остатков рабочей жидкости клапаны 27 и 17 последовательно закрывают.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многокорпусное парусное судно | 1974 |
|
SU727510A1 |
Силовой гидравлический привод | 1980 |
|
SU910492A1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1983 |
|
SU1111945A1 |
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ФРЕГАТА | 2006 |
|
RU2311313C1 |
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ЭСМИНЦА (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2300477C1 |
Рулевое устройство судна | 1989 |
|
SU1765055A1 |
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
Рулевое устройство судна | 1983 |
|
SU1076356A1 |
Устройство для снижения момента на баллерах кормовых рулей | 1972 |
|
SU485916A1 |
Гидравлический рулевой привод | 1972 |
|
SU734063A1 |
Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкциям рулевых устройств кораблей, и может быть использовано при конструировании кораблей. Рулевое устройство надводного корабля состоит из руля, нижнего и верхнего баллеров, опор баллеров, румпеля, рулевой передачи, рулевого привода, рулевой машины, привода управления и гельмпортовой трубы. Нижний конец верхнего баллера представляет собой корпус гидроцилиндра, открытый снизу, внутрь которого вставлен нижний баллер, который застопорен двумя штырями на плотной посадке, а вверху гидроцилиндра установлен штуцер, к которому подведен гибкий шланг, соединенный через штуцер трубой с запорным клапаном коллектора гидравлической системы. Коллектор соединен с пневматическими гидроаккумуляторами, которые соединены трубой с баллоном сжатого газа. Достигается возможность сбрасывать на дно заклиненный руль, получивший боевое или навигационное повреждение, и обеспечивать управляемость корабля главной энергетической установкой. 2 ил.
Рулевое устройство надводного корабля, состоящее из руля (1), нижнего (2) и верхнего (3) баллеров, опор баллеров (4) и (5), румпеля (6), рулевой передачи (7), рулевого привода (8), рулевой машины (9), привода управления (10) и гельмпортовой трубы (11), отличающееся тем, что нижний конец верхнего баллера (3) представляет собой корпус гидроцилиндра (12), открытый снизу, внутрь которого вставлен нижний баллер (2), который застопорен двумя штырями (21) на плотной посадке, а вверху гидроцилиндра (12) установлен штуцер (13), к которому подведен гибкий шланг (14), соединенный через штуцер (15) трубой (16) с запорным клапаном (17) коллектора (18) гидравлической системы, где коллектор (18) соединен с пневматическими гидроаккумуляторами (19), которые соединены трубой с баллоном (20) сжатого газа.
Рулевое устройство судна | 1983 |
|
SU1076356A1 |
Интернет журнал "Livejournal", статья "§15.Рулевое устройство: рулевые приводы, рулевые машины, классификация рулей, их назначение, составные элементы", опубл.30.09.2020, (Найдено в Интернет 13.11.2024) | |||
Способ беления и крашения хлопчатобумажного или вискозного трикотажного полотна в одной ванне | 1953 |
|
SU96177A1 |
DE 202004006453 U1, 16.12.2004 | |||
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА | 1998 |
|
RU2130856C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЗКИ ГЛИНЯНЫХ ПЛАСТОВ РАЗЛИЧНОЙ ТОЛЩИНЫ | 1929 |
|
SU21789A1 |
Авторы
Даты
2025-02-11—Публикация
2024-05-13—Подача