УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2025 года по МПК B61F5/14 

Описание патента на изобретение RU2834729C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к боковой опоре кузова на тележку локомотива.

В качестве прототипа данного изобретения выбрана опора маневрового тепловоза ТЭМ18ДМ производства АО «УК«Брянский машиностроительный завод», состоящая из корпуса, плиты, сферического гнезда, армированного сплавом с низким коэффициентом трения, сферической опоры и двух резино-металлических элементов согласно информационным ресурсам: «Тележка тепловоза ТЭМ2» - Опубликовано: (https://studfile.net/preview/6016926/page:4/#9). Корпус заполнен осевой смазкой, соответствующей времени года. Такая конструкция опирания кузова на тележки является достаточно простой и эффективной, однако, имеет несколько недостатков, главным из которых является необходимость постоянного контроля уровня смазки и обслуживания. Это увеличивает время и затраты технического обслуживания и ремонта тепловозов, что повышает стоимость их жизненного цикла.

Также известна опора тележек локомотива ТЭМ7 (А.В. Балашов и др. Тепловоз ТЭМ7 - М.: Транспорт, 1989, с. 215, рис. 126). Опора состоит из сварного корпуса, внутри которого помещена опорная плита, по которой перемещаются цилиндрические ролики. Ролики размещены в три ряда, разделены наличниками и располагаются внутри корпуса, заполненного консистентной смазкой.

Недостатком данной конструкции является необходимость периодической смены консистентной смазки.

Задачей изобретения является создание опоры кузова на тележку, обладающего повышенной надежностью и сниженной трудоемкостью обслуживания за счет уменьшения обслуживаемых элементов.

Технический результат заявленного изобретения заключается в расширении арсенала средств для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства.

Технический результат достигается путем применения устройства для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства, содержащего опору тележки и опору главной рамы, при этом опора тележки состоит из опоры в сборе для крепления к раме тележки, выполненной из сварного основания с выступающим фиксирующим элементом, на котором расположена втулка, упругие элементы со стальными пластинами, расположенные на основании, скользун, включающий тарелку с втулкой, на которой расположен композиционный материал для скольжения, а опора главной рамы состоит из корпуса для крепления к главной раме, выполненного с упорами для ограничения перемещения скользуна, и пластины с антифрикционным покрытием, причем между втулкой опоры в сборе и втулкой скользуна имеется зазор, а пластина с антифрикционным покрытием опоры главной рамы и композиционный материал скользуна опоры тележки образуют пару трения.

Скользун устройства дополнительно содержит кольцо, предназначенное для предотвращения соударения тарелки с упорами и войлочное кольцо, предназначенное для предотвращения попадания пыли и грязи в зону трения.

В дополнительном варианте исполнения устройства пару трения образуют термопластичный композиционный материал на основе полиэтилентерефталата и стальная пластина без покрытия с упрочненной поверхностью.

Техническое решение поясняется чертежами:

- на фиг. 1 изображено устройство для опоры кузова на тележку;

- на фиг. 2 изображена опора тележки;

- на фиг. 3 изображена опора главной рамы.

Несущим элементом кузова является главная рама, которая в свою очередь опирается на тележку при помощи опор.

Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства состоит из опоры тележки 1 и опоры главной рамы 2 кузова. Опора тележки 1 содержит опоры в сборе 5 для крепления к раме тележки, упругих элементов со стальными пластинами 6 и скользуна 7 для скольжения по опоре главной рамы 2 кузова.

Опора в сборе 5 выполнена из сварного основания 9 с выступающим фиксирующим элементом для ограничения поперечного перемещения упругих элементов со стальными пластинами и скользуна. На конце выступающего фиксирующего элемента установлены кольцо упорное 19 и втулка 8. Основание 9 крепится на раме тележки при помощи дистанционных втулок 3 и четырех болтов 4.

Скользун 7 состоит из тарелки 11 с пазами, на которые устанавливаются, композиционный полимерный материал 10 для скольжения по опоре главной рамы 2 кузова, кольцо 13 для предотвращения соударения тарелки с упорами 26 опоры главной рамы 2 и кольцо войлочное 18, предназначенное для предотвращения попадания пыли и грязи в зону трения. Скользун 7 в центральной части содержит отверстие, в которое установлена втулка 12. Скользун при помощи упругих элементов со стальными пластинами размещается на конце выступающего фиксирующего элемента основания. При этом, между втулкой 8 опоры в сборе 5 и втулкой 12 скользуна 7 предусмотрен зазор для уменьшения интенсивности износа втулок. Применение композиционного полимерного материала, обладающего антифрикционными свойствами, позволяет отказаться от необходимости применения жидкой смазки, что снижает трудоемкость обслуживания опор.

На основании 9 с выступающим фиксирующим элементом между скользуном 7 и опорой в сборе 5 расположены одинаковые упругие элементы со стальными пластинами 6, каждый из которых содержит полиуретановую шайбу 14, привулканизированную к верхней 15 и нижней 14 стальным пластинам. Причем, стальные пластины 14, 15 имеют выштампованные кольцевые зацепы для исключения поперечного сдвига упругих элементов в комплекте и в соединениях со скользуном 7 и опорой в сборе 5. Применение полиуретанового элемента позволяет обеспечить необходимый статический прогиб при сохранении требуемой прочности элемента.

Компенсация отклонения по высоте упругих комплектов в одной тележке обеспечивается установкой регулировочных пластин 17.

Опора главной рамы 2 кузова состоит из корпуса 20, закрепленного на главной раме кузова при помощи четырех винтов 21, шайб 27 и 28, самостопорящихся гаек 22, и пластины 23 с антифрикционным покрытием. Корпус 20 выполнен с упорами 26 для ограничения перемещения скользуна 7. К корпусу 20 при помощи болтов 24 с шайбами 25 крепится пластина 23 с антифрикционным твердосмазочным покрытием, предназначенная для скольжения по нему скользуну 7 в пределах, ограниченных упорами 26. Антифрикционное твердосмазочное покрытие пластины 23 обладает антикоррозионными и гидрофобными свойствами (предотвращает скапливание влаги). Пластина 23 с антифрикционным твердосмазочным покрытием опоры главной рамы 2 и композиционный материал 10 скользуна 7 опоры тележки 1 образуют пару трения, обеспечивающую скольжение опор друг относительно друга.

В дополнительном варианте исполнения устройства для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства в качестве пары трения могут быть применены термопластичный композиционный материал на основе полиэтилентерефталата, расположенный на опоре тележки и стальная пластина без покрытия с упрочненной поверхностью скольжения на опоре главной рамы.

Устройство работает следующим образом.

При входе железнодорожного транспортного средства в кривую происходит плавное перемещение тарелки 11 с композиционным материалом по пластине 23 с антифрикционным покрытием, а также поперечный сдвиг упругих элементов 6 на величину предусмотренного зазора между втулками 8 и 12. Перемещение тарелки 11 по пластине ограничено упорами корпуса опоры главной рамы.

Похожие патенты RU2834729C1

название год авторы номер документа
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Кравченко А.И.
RU2019457C1
Опора кузова рельсового транспортного средства 1990
  • Никитин Сергей Викторович
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Алисевич Галина Людвиговна
  • Сорокин Игорь Владимирович
SU1751018A1
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Белогорский Е.Д.
  • Кравченко А.И.
RU2134207C1
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой 2017
  • Николаев Виктор Александрович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
RU2664022C1
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2011
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Лунин Андрей Александрович
  • Тихонов Алексей Алексеевич
  • Рыбников Евгений Константинович
  • Корнеев Алексей Леонидович
  • Карюкин Александр Викторович
  • Стреха Николай Романович
  • Шаляпин Александр Сергеевич
  • Майстериков Сергей Анатольевич
RU2472658C1
Опора скольжения кузова рельсового транспортного средства 1987
  • Никитин Сергей Викторович
  • Агешин Александр Сергеевич
  • Баранов Сергей Вячеславович
  • Сороко Михаил Игнатьевич
SU1439000A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОВОРОТУ ТЕЛЕЖКИ ОТНОСИТЕЛЬНО КУЗОВА ВАГОНА 2002
  • Заверталюк А.В.
RU2247953C2
БОКОВАЯ САМОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯСЯ ОПОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Цыкин П.К.
RU2130396C1
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ 2024
  • Павлов Сергей Викторович
  • Прозоровский Кирилл Константинович
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2823699C1
Боковая опора кузова локомотива на тележку 1975
  • Березин Василий Витальевич
  • Григорьев Николай Иванович
  • Добрынин Лев Константинович
  • Кокорев Артем Иванович
  • Петров Александр Владимирович
  • Сорочкин Эммануил Меерович
SU539798A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 834 729 C1

Реферат патента 2025 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к боковой опоре кузова на тележку локомотива. Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства содержит опору тележки и опору главной рамы. При этом опора тележки состоит из опоры в сборе для крепления к раме тележки, выполненной из сварного основания с выступающим фиксирующим элементом, на котором расположена втулка, упругие элементы со стальными пластинами, расположенные на основании, скользун. Скользун включает в себя тарелку с втулкой, на которой расположен композиционный материал для скольжения. Опора главной рамы состоит из корпуса для крепления к главной раме, выполненного с упорами для ограничения перемещения скользуна и пластины с антифрикционным покрытием. Причем между втулкой опоры в сборе и втулкой скользуна имеется зазор, а пластина с антифрикционным покрытием опоры главной рамы и композиционный материал скользуна опоры тележки образуют пару трения. Технический результат заявленного изобретения заключается в расширении арсенала средств для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 834 729 C1

1. Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства содержит опору тележки (1) и опору главной рамы (2), при этом опора тележки состоит из опоры в сборе (5) для крепления к раме тележки, выполненной из сварного основания с выступающим фиксирующим элементом, на котором расположена втулка (8), упругих элементов со стальными пластинами (6), расположенными на основании с выступающим фиксирующим элементом опоры в сборе (5), скользуна (7), включающего тарелку (11) с втулкой (12), на которой расположен композиционый материал для скольжения, а опора главной рамы состоит из корпуса (20) для крепления к главной раме, выполненного с упорами для ограничения перемещения скользуна (7), и пластины (23) с антифрикционным покрытием, причем между втулкой (8) опоры в сборе (5) и втулкой (12) скользуна (7) имеется зазор, а пластина с антифрикционным покрытием (23) опоры главной рамы (2) и композиционный материал (10) скользуна (7) опоры тележки (1) образуют пару трения.

2. Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства по п. 1, в котором скользун (7) дополнительно содержит кольцо (13), предназначенное для предотвращения соударения тарелки (11) с упорами (26), и войлочное кольцо (18), предназначенное для предотвращения попадания пыли и грязи в зону трения.

3. Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства по пп. 1, 2, в дополнительном варианте исполнения которого пару трения образуют термопластичный композиционный материал на основе полиэтилентерефталата и стальная пластина без покрытия с упрочненной поверхностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2834729C1

Восьмиосный рельсовый экипаж 2021
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Гапченко Владимир Николаевич
RU2760372C1
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Кравченко А.И.
RU2019457C1
Диффузор для выщелачивания дубильных материалов 1933
  • Нинеп В.
SU37251A1
CN 105539482 A, 04.05.2016.

RU 2 834 729 C1

Авторы

Сударев Владимир Григорьевич

Трофимов Алексей Михайлович

Гапчин Роман Богданович

Макарчук Константин Юрьевич

Прудников Максим Иванович

Резникова Татьяна Васильевна

Сафронова Юлиана Александровна

Даты

2025-02-13Публикация

2024-06-25Подача