Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к боковой опоре кузова на тележку локомотива.
В качестве прототипа данного изобретения выбрана опора маневрового тепловоза ТЭМ18ДМ производства АО «УК«Брянский машиностроительный завод», состоящая из корпуса, плиты, сферического гнезда, армированного сплавом с низким коэффициентом трения, сферической опоры и двух резино-металлических элементов согласно информационным ресурсам: «Тележка тепловоза ТЭМ2» - Опубликовано: (https://studfile.net/preview/6016926/page:4/#9). Корпус заполнен осевой смазкой, соответствующей времени года. Такая конструкция опирания кузова на тележки является достаточно простой и эффективной, однако, имеет несколько недостатков, главным из которых является необходимость постоянного контроля уровня смазки и обслуживания. Это увеличивает время и затраты технического обслуживания и ремонта тепловозов, что повышает стоимость их жизненного цикла.
Также известна опора тележек локомотива ТЭМ7 (А.В. Балашов и др. Тепловоз ТЭМ7 - М.: Транспорт, 1989, с. 215, рис. 126). Опора состоит из сварного корпуса, внутри которого помещена опорная плита, по которой перемещаются цилиндрические ролики. Ролики размещены в три ряда, разделены наличниками и располагаются внутри корпуса, заполненного консистентной смазкой.
Недостатком данной конструкции является необходимость периодической смены консистентной смазки.
Задачей изобретения является создание опоры кузова на тележку, обладающего повышенной надежностью и сниженной трудоемкостью обслуживания за счет уменьшения обслуживаемых элементов.
Технический результат заявленного изобретения заключается в расширении арсенала средств для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства.
Технический результат достигается путем применения устройства для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства, содержащего опору тележки и опору главной рамы, при этом опора тележки состоит из опоры в сборе для крепления к раме тележки, выполненной из сварного основания с выступающим фиксирующим элементом, на котором расположена втулка, упругие элементы со стальными пластинами, расположенные на основании, скользун, включающий тарелку с втулкой, на которой расположен композиционный материал для скольжения, а опора главной рамы состоит из корпуса для крепления к главной раме, выполненного с упорами для ограничения перемещения скользуна, и пластины с антифрикционным покрытием, причем между втулкой опоры в сборе и втулкой скользуна имеется зазор, а пластина с антифрикционным покрытием опоры главной рамы и композиционный материал скользуна опоры тележки образуют пару трения.
Скользун устройства дополнительно содержит кольцо, предназначенное для предотвращения соударения тарелки с упорами и войлочное кольцо, предназначенное для предотвращения попадания пыли и грязи в зону трения.
В дополнительном варианте исполнения устройства пару трения образуют термопластичный композиционный материал на основе полиэтилентерефталата и стальная пластина без покрытия с упрочненной поверхностью.
Техническое решение поясняется чертежами:
- на фиг. 1 изображено устройство для опоры кузова на тележку;
- на фиг. 2 изображена опора тележки;
- на фиг. 3 изображена опора главной рамы.
Несущим элементом кузова является главная рама, которая в свою очередь опирается на тележку при помощи опор.
Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства состоит из опоры тележки 1 и опоры главной рамы 2 кузова. Опора тележки 1 содержит опоры в сборе 5 для крепления к раме тележки, упругих элементов со стальными пластинами 6 и скользуна 7 для скольжения по опоре главной рамы 2 кузова.
Опора в сборе 5 выполнена из сварного основания 9 с выступающим фиксирующим элементом для ограничения поперечного перемещения упругих элементов со стальными пластинами и скользуна. На конце выступающего фиксирующего элемента установлены кольцо упорное 19 и втулка 8. Основание 9 крепится на раме тележки при помощи дистанционных втулок 3 и четырех болтов 4.
Скользун 7 состоит из тарелки 11 с пазами, на которые устанавливаются, композиционный полимерный материал 10 для скольжения по опоре главной рамы 2 кузова, кольцо 13 для предотвращения соударения тарелки с упорами 26 опоры главной рамы 2 и кольцо войлочное 18, предназначенное для предотвращения попадания пыли и грязи в зону трения. Скользун 7 в центральной части содержит отверстие, в которое установлена втулка 12. Скользун при помощи упругих элементов со стальными пластинами размещается на конце выступающего фиксирующего элемента основания. При этом, между втулкой 8 опоры в сборе 5 и втулкой 12 скользуна 7 предусмотрен зазор для уменьшения интенсивности износа втулок. Применение композиционного полимерного материала, обладающего антифрикционными свойствами, позволяет отказаться от необходимости применения жидкой смазки, что снижает трудоемкость обслуживания опор.
На основании 9 с выступающим фиксирующим элементом между скользуном 7 и опорой в сборе 5 расположены одинаковые упругие элементы со стальными пластинами 6, каждый из которых содержит полиуретановую шайбу 14, привулканизированную к верхней 15 и нижней 14 стальным пластинам. Причем, стальные пластины 14, 15 имеют выштампованные кольцевые зацепы для исключения поперечного сдвига упругих элементов в комплекте и в соединениях со скользуном 7 и опорой в сборе 5. Применение полиуретанового элемента позволяет обеспечить необходимый статический прогиб при сохранении требуемой прочности элемента.
Компенсация отклонения по высоте упругих комплектов в одной тележке обеспечивается установкой регулировочных пластин 17.
Опора главной рамы 2 кузова состоит из корпуса 20, закрепленного на главной раме кузова при помощи четырех винтов 21, шайб 27 и 28, самостопорящихся гаек 22, и пластины 23 с антифрикционным покрытием. Корпус 20 выполнен с упорами 26 для ограничения перемещения скользуна 7. К корпусу 20 при помощи болтов 24 с шайбами 25 крепится пластина 23 с антифрикционным твердосмазочным покрытием, предназначенная для скольжения по нему скользуну 7 в пределах, ограниченных упорами 26. Антифрикционное твердосмазочное покрытие пластины 23 обладает антикоррозионными и гидрофобными свойствами (предотвращает скапливание влаги). Пластина 23 с антифрикционным твердосмазочным покрытием опоры главной рамы 2 и композиционный материал 10 скользуна 7 опоры тележки 1 образуют пару трения, обеспечивающую скольжение опор друг относительно друга.
В дополнительном варианте исполнения устройства для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства в качестве пары трения могут быть применены термопластичный композиционный материал на основе полиэтилентерефталата, расположенный на опоре тележки и стальная пластина без покрытия с упрочненной поверхностью скольжения на опоре главной рамы.
Устройство работает следующим образом.
При входе железнодорожного транспортного средства в кривую происходит плавное перемещение тарелки 11 с композиционным материалом по пластине 23 с антифрикционным покрытием, а также поперечный сдвиг упругих элементов 6 на величину предусмотренного зазора между втулками 8 и 12. Перемещение тарелки 11 по пластине ограничено упорами корпуса опоры главной рамы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2019457C1 |
Опора кузова рельсового транспортного средства | 1990 |
|
SU1751018A1 |
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2134207C1 |
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой | 2017 |
|
RU2664022C1 |
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2011 |
|
RU2472658C1 |
Опора скольжения кузова рельсового транспортного средства | 1987 |
|
SU1439000A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОВОРОТУ ТЕЛЕЖКИ ОТНОСИТЕЛЬНО КУЗОВА ВАГОНА | 2002 |
|
RU2247953C2 |
БОКОВАЯ САМОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯСЯ ОПОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2130396C1 |
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ | 2024 |
|
RU2823699C1 |
Боковая опора кузова локомотива на тележку | 1975 |
|
SU539798A1 |
Изобретение относится к боковой опоре кузова на тележку локомотива. Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства содержит опору тележки и опору главной рамы. При этом опора тележки состоит из опоры в сборе для крепления к раме тележки, выполненной из сварного основания с выступающим фиксирующим элементом, на котором расположена втулка, упругие элементы со стальными пластинами, расположенные на основании, скользун. Скользун включает в себя тарелку с втулкой, на которой расположен композиционный материал для скольжения. Опора главной рамы состоит из корпуса для крепления к главной раме, выполненного с упорами для ограничения перемещения скользуна и пластины с антифрикционным покрытием. Причем между втулкой опоры в сборе и втулкой скользуна имеется зазор, а пластина с антифрикционным покрытием опоры главной рамы и композиционный материал скользуна опоры тележки образуют пару трения. Технический результат заявленного изобретения заключается в расширении арсенала средств для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства содержит опору тележки (1) и опору главной рамы (2), при этом опора тележки состоит из опоры в сборе (5) для крепления к раме тележки, выполненной из сварного основания с выступающим фиксирующим элементом, на котором расположена втулка (8), упругих элементов со стальными пластинами (6), расположенными на основании с выступающим фиксирующим элементом опоры в сборе (5), скользуна (7), включающего тарелку (11) с втулкой (12), на которой расположен композиционый материал для скольжения, а опора главной рамы состоит из корпуса (20) для крепления к главной раме, выполненного с упорами для ограничения перемещения скользуна (7), и пластины (23) с антифрикционным покрытием, причем между втулкой (8) опоры в сборе (5) и втулкой (12) скользуна (7) имеется зазор, а пластина с антифрикционным покрытием (23) опоры главной рамы (2) и композиционный материал (10) скользуна (7) опоры тележки (1) образуют пару трения.
2. Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства по п. 1, в котором скользун (7) дополнительно содержит кольцо (13), предназначенное для предотвращения соударения тарелки (11) с упорами (26), и войлочное кольцо (18), предназначенное для предотвращения попадания пыли и грязи в зону трения.
3. Устройство для опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства по пп. 1, 2, в дополнительном варианте исполнения которого пару трения образуют термопластичный композиционный материал на основе полиэтилентерефталата и стальная пластина без покрытия с упрочненной поверхностью.
Восьмиосный рельсовый экипаж | 2021 |
|
RU2760372C1 |
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2019457C1 |
Диффузор для выщелачивания дубильных материалов | 1933 |
|
SU37251A1 |
CN 105539482 A, 04.05.2016. |
Авторы
Даты
2025-02-13—Публикация
2024-06-25—Подача