1
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции узлов сопряжения кузова локомотива с тележкой.
Известна боковая опора кузова локомотива на тележку, рабочие поверхности которой описаны дугами постоянного радиуса и имеющая расположенные между верхней и нижней опорными плитами цилиндрические ролики, связанные в обойме и образующие перекатывающее устройство, обеспечивающее линейную характеристику возвращающей силы при относительном перемещении кузова и тележки в кривых участках пути 1.
При вписывании экипажа в кривые возникают большие нагрузки.
Известна также боковая опора, содержащая монтируемый на раме тележки корпус, в котором на опорной плите установлен комплект роликов, взаимодействующий с опорной плитой рамы кузова локомотива и заключенный в резинокордную оболочку, прикрепленную к опорной плите рамы кузова и заполненной рабочей жидкостью, находящейся под переменным регулируемым давлением, а также установленные между опорной плитой и днищем корпуса опоры тарельчатые пружины 2. Динамическое воздействие экипажа на путь с такими боковыми опорами также велико. Кроме того, известна боковая опора кузова локомотива на тележку, содержащая установленный на раме тележки корпус, в котором размещены нижняя и верхняя опорные плиты, между которыми расположены объединенные обоймой ролики, а также опирающуюся на верхнюю опорную плиту шаровую опору, на которую через скользун, установленный в размещенном на раме кузове направляющем корпусе, опирается рама кузова {3. Однако вследствие возникновения возвращающей силы в роликовом устройстве и сил трения между соприкасающимися поверхностями верхней опорной плиты и корпуса опоры увеличивается суммарный момент сил, препятствующих повороту тележки относительно кузова, ухудшается воздействие локомотива на путь в кривых малого радиуса и увеличивается износ гребней колес и рельсов.
Цель изобретения - снижение бокового воздействия локомотива на путь в кривых малого радиуса.
Для этого на шаровой опоре ниже скользуна установлена с возможностью поворота вокруг вертикальной оси прямоугольная направляющая рамка, имеющая на наружной поверхности антифрикционные накладки, и расположенная по отношению к боковой поверхности направляющего корпуса со стороны шкворня тележки с зазором, величина которого определяется по формуле
(1 -cOScp),
где R - расстояние от шкворня до центра боковой опоры;
т - максимальный угол поворота тележки относительно кузова в кривой.
На фиг. 1 схематически показана установка боковой опоры кузова на раме тележки локомотива; на фиг. 2 дан разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 схематически показана траектория скользуна и корпуса опоры при повороте тележки.
На раме тележки 1 установлены корпуса 2 боковых опор кузова. В корпусе 2 боковой опоры имеется нижняя опорная плита 3, на рабочие поверхности которой опираются два ролика 4, укрепленные в обойме 5. Ось вращения роликов 4 параллельна продольной оси локомотива. На ролики своими рабочими поверхностями опирается верхняя опорная плита 6, несущая сферическое гнездо 7. В гнездо 7 вставлена щаровая опора 8 со скользуном 9. На него опирается накладка 10, смонтированная на главной раме 11 тепловоза. На шаровой опоре 8 установлена направляющая рамка 12 с втулкой 13. На боковых поверхностях рамки 12 имеются пластмассовые прокладки 14. Между рамкой 12 и боковыми поверхностями направляющего корпуса 15 на главной раме со стороны щкворня 16 имеется зазор А. Рабочие поверхности нижней и верхней опорных плит выполнены пилиндрическими.
Опора кузова работает следующим образом.
При повороте тележки 1 с корпусом 2 относительно главной рамыИ скользун 9 скользит по накладке 10. Наличие между рамкой 12 и боковыми поверхностями направляющего корпуса 15 зазора А, расположенного со стороны щкворня 16, приводит к тому, что при поворотах тележки 1 с корпусом 2 рамка 12 отходит от внещних боковых поверхностей направляющего корпуса 15 в пределах этого зазора. В результате на боковых поверхностях направляющего корпуса 15 пе возникают силы трения, не включается в работу роликовое устройство, не трется его верхняя опорная плита 6 по корпусу 2.
В предлагаемой конструкции боковой опоры кузова благодаря возможности вращения рамки 12 относительно шаровой опоры 8 исключается также передача сил на боковые поверхности трения опоры от сопротивления повороту шаровой опоры в гнезде 7.
Отмеченные конструктивные мероприятия способствузот уменьшению сил трения в предлагаемой опоре кузова.
В связи с уменьщением сил трения в опоре
при поворотах тележки умепьщаются боковые
силы при прохождении локомотивом кривых,
уменьшается боковой износ рельсов и бапда0 жей.
Испытания предложенной опоры показали эффективность введенных мероприятий.
Формула изобретения
5 1. Боковая опора кузова локомотива на тележку, содержащая установленный на раме тележки корпус, в котором размещены нижняя и верхняя опорные плиты, между которыми расположены объединенные обоймой ролики, а также опирающуюся на верхнюю опорную плиту шаровую опору, на которую через скользун, установленный в размешенном на раме кузова направляющем корпусе, оперта рама кузова, отличающаяся тем, что, с
5 целью снижения бокового воздействия локомотива на путь в кривых малого радиуса, на шаровой опоре ниже скользуна установлена с возможностью поворота вокруг вертикальной оси прямоугольная направляющая рамка с
0 антифрикционными накладками на наружной поверхности и расположенная по отнощению к боковой поверхности направляющего корпуса со стороны щкворня тележки с зазором. 2. Опора по п. 1, отличающаяся тем,
5 что величина зазора между направляющей рамкой и боковой поверхностью направляющего корпуса определяется по формуле
А -R(l -coscp),
0 где R - расстояние от щкворня до центра боковой опоры;
т - максимальный угол поворота тележки относительно кузова в кривой.
Источники принятые во внимание при экс5 пертизе:
1.Авт. свид. № 222443, М. Кл. В 61F 5/14, от 1967 (аналог).
2.Авт. свид. № 404672, М. Кл. В 61F 5/14, от 1971 (аналог).
Э 3. Шишкин К. А. и др. «Тепловоз ТЭЗ. Трансжелдориздат, 1961, стр. 347-349 (прототип).
/1./Ь
:Щ
,
;5
i5 ftf
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Боковая опора кузова локомотива на тележку | 1977 |
|
SU672087A2 |
Боковая опора кузова локомотива | 1976 |
|
SU573391A1 |
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА ВАГОНА НА ТЕЛЕЖКУ | 2005 |
|
RU2305643C1 |
Четырехосная тележка локомотива | 1974 |
|
SU604727A1 |
СОПРЯЖЕНИЕ КУЗОВА ЛОКОМОТИВА С ТЕЛЕЖКОЙ | 1967 |
|
SU222442A1 |
Опора кузова железнодорожного транспортного средства на тележку | 1988 |
|
SU1558748A1 |
Опора кузова железнодорожного транспортного средства | 1982 |
|
SU1129106A1 |
Опора кузова железнодорожного транспортного средства на тележку | 1981 |
|
SU962070A1 |
Устройство сопряжения кузова локомотива с тележкой | 1977 |
|
SU735470A1 |
Боковая опора кузова на тележку железнодорожного транспортного средства | 1987 |
|
SU1418142A2 |
ipus 3
Авторы
Даты
1976-12-25—Публикация
1975-11-14—Подача