Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитологии, и предназначено для физической реабилитации пациентов с ампутациями нижних конечностей (A61F 2/00, A61F 5/00, А63 В 22/00).
Уровень техники
Из уровня техники известен СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ (МЕЗЕНЦЕВА Е.А., Между ампутацией и протезированием: реабилитация решает все; I Национальный Конгресс с международным участием Реабилитация - XXI век: традиции и инновации, СПб, 2017, с. 192-193), включающий раннее начало реабилитации после ампутации, в частности, путем проведения мероприятий, направленных на уменьшение отека культи, профилактики контрактур суставов и гипотрофии мышц с последующим переходом к ежедневным тренировкам, направленным на развитие силы крупных и средних мышц, включая мышцы спины, брюшного пресса, здоровой и оперированной ног. Недостатками данного способа являются отсутствие четко выстроенной поэтапной программы реабилитации, критериев перехода от одного этапа к другому, отсутствие этапа тренировки баланса и необходимых в быту движений (присаживание, вставание с пола и пр), что в конечном итоге может приводить к снижению эффективности реабилитации, выражающейся в сложностях или нежелании использовать протез в полной мере или к особенностям походки на протезе.
Из уровня техники также известен СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ АМПУТАЦИЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ (МЯТЫГА Д.С., ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ АМПУТАЦИЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ, https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovitelnoe-lechenie-sredstvami-lechebnoy-fizicheskoy-kultury-posle-amputatsiy-nizhnih-konechnostey), включающий три основных периода реабилитации: ранний послеоперационный (со дня операции до снятия швов); период подготовки к протезированию (со дня снятия швов до получения постоянного протеза); период овладения протезом. В раннем послеоперационном периоде осуществляют профилактику послеоперационных осложнений, улучшение кровообращения в культе; предупреждение атрофии мышц культи; стимуляцию процессов регенерации путем, в частности, проведения бинтования культи, изометрических напряжений сохранившихся сегментов мышц ампутированной конечности, облегченных движений в свободных от иммобилизации суставах культи, движений туловищем, включающим приподнимание таза, повороты, фантомную гимнастику. По возможности начинают второй этап с 3-4 дня после ампутации, переводя больного в вертикальное положение с целью тренировки равновесия и баланса с поэтапным началом подготовки к обучению ходьбе на костылях. Лечебная гимнастика включает активные движения, совершаемые вначале при поддержке культи, а затем выполняемые больным самостоятельно и с сопротивлением рук инструктора. Тренировка культи на опорность вначале заключается в надавливании ее концом на мягкую подушку, а затем - на подушки различной плотности (набитые ватой, волосом, войлоком) и в ходьбе с опорой культи на специальную мягкую скамейку. Начинают такую тренировку с 2 минут и доводят до 15 минут и более. Для развития мышечно-суставного чувства и координации движений следует применять упражнения по точному воспроизведению заданной амплитуды движений без контроля зрения. Через 3-4 недели после операции начинают тренировку стояния и ходьбы на лечебно-тренировочном протезе, что облегчает переход к ходьбе на постоянных протезах. На заключительном этапе восстановительного лечения после ампутации конечности больного обучают пользоваться протезом. Техника ходьбы и методика обучения определяется конструкцией протеза, особенностями ампутации и состоянием больного. На первом этапе применяют стояние с равномерной опорой на обе конечности и перенос массы тела во фронтальной плоскости. На втором - осуществляют перенос массы тела в сагиттальной плоскости, проводят тренировку опорной и переносной фаз шага протезированной и сохранившейся конечностью. На третьем этапе вырабатывают равномерные шаговые движения. В дальнейшем больной осваивает ходьбу по наклонной плоскости, повороты, ходьбу по лестнице и пересеченной местности. В занятия с больными молодого и среднего возраста включают элементы волейбола, баскетбола, бадминтона, настольного тенниса и др. Данный способ взят нами за ближайший аналог предложенного решения.
К основным достоинствам ближайшего аналога относятся раннее начало реабилитации, включение элементов, облегчающих в дальнейшем использование протеза в быту, а также элементов, направленных на развитие баланса и равновесия.
Основными недостатками ближайшего аналога (прототипа) являются отсутствие четких критериев перехода от одного этапа реабилитации к следующему, отсутствие повторения на последующих этапах приемов предыдущего этапа, недостаточность балансировочных ритмических тренировок, неполнота обучения необходимым в быту движениям, а также отсутствие подготовки и тренировки редкоиспользуемых, однако встречающихся в жизни движений, что в совокупности может приводить к затруднениям в использовании протеза, увеличению сроков освоения протеза, нарушениям плавности и ритмичности походки с использованием протеза, неудовлетворенностью использованием протеза.
Раскрытие сущности изобретения
Технической проблемой, решаемой изобретением, является устранение недостатков прототипа.
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности физической реабилитации пациентов с ампутациями нижних конечностей.
Повышение эффективности физической реабилитации пациентов с ампутациями нижних конечностей объективно проявляется значимым ускорением освоения навыков использования протеза, значительным расширением бытовых возможностей за счет тренировки всех необходимых навыков, увеличением плавности, симметричности, ритмичности и скорости походки при использовании протеза, готовностью пациента к различным движениям при использовании протеза, а, следовательно, снижением вероятности опасных падений и травм.
Указанный технический результат обеспечивает способ реабилитации пациентов с ампутациями нижних конечностей, включающий три последовательных периода - стационарный, постстационарный, протезирования и освоения протеза, при этом в течение первого периода осуществляют компрессионную терапию культи; выполняют приемы, направленные на увеличение общей выносливости, профилактику атрофии мышц культи и вышележащего от ампутации сегмента, тренировку силовых качеств, равновесия и баланса, опороспособности сохранной конечности; осуществляют тренировку перемещений по ровной поверхности на коляске, а также с использованием ходунков, подмышечных или подлокотных костылей; отличающийся тем, что во втором периоде дополняют приемы первого периода тренировкой преодоления препятствий в виде ступенек и пандусов с использованием дополнительных средств опоры; в течение третьего периода последовательно осуществляют тренировку ходьбы по ровной поверхности на протезе с двумя дополнительными средствами опоры на четыре счета, затем на два счета, затем без средств дополнительной опоры; тренировку присаживания и вставания со стула с дополнительной опорой и без опор; тренировку ходьбы с преодолением препятствий в виде ступенек и пандусов со средствами дополнительной опоры и без них; тренировку ходьбы с преодолением препятствий городской среды и по пересеченной местности; тренировку присаживания и вставания с пола с опорой и без опор; танцевальные тренировки, включающие выполнение шагов, махов, поворотов и перекрестов ног сначала по команде инструктора, а затем самостоятельно под музыку с ритмом от 70 до 120 ударов в минуту; при этом критериями освоения двигательных умений и возможности перехода к следующему виду тренировки для всех видов ходьбы является достижение коэффициента ритмичности не менее 0,75, а для тренировки присаживания и вставания - возможность выполнения не менее пяти повторений без потери темпа для присаживания на стул и возможность вставания без задержки дыхания после присаживания на пол.
В частности, способ, в котором компрессионная терапия культи включает бинтование эластичным бинтом, и/или использование компрессионного чулка, и/или использование лимфодренажного массажа, и/или использование силиконового чехла.
В частности, способ, в котором приемы, направленные на увеличение выносливости, профилактику атрофии мышц культи и вышележащего от ампутации сегмента, включают поднятие таза из положения лежа на спине, разведение бедер с преодолением сопротивления надетой на бедра резинки, упражнение «велосипед»; упражнение ножницы, выполняемое лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе; диагональное поднятие поочередно правой руки и левой ноги, а затем левой ноги и правой руки из положения лежа на спине; изометрическое сокращение мышц культи.
В частности, способ, в котором приемы, направленные на тренировку равновесия и баланса, включают упражнения, связанные с поддержанием вертикального положения тела в пространстве с открытыми глазами и без контроля зрения.
Осуществление изобретения
Предложенный способ предусматривает строгую преемственность и последовательность периодов реабилитации, определенный порядок освоения двигательных умений, а также определенные нами критерии освоения двигательных умений в третьем периоде (они же критерии возможности перехода от освоения одного двигательного умения к освоению другого).
При этом в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», под термином реабилитация (ст.9) следует подразумевать систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Соблюдение разработанной нами последовательности действий в указанных периодах, а также критериев перехода от освоения одного двигательного умения к освоению другого в рамках третьего периода, которые были апробированы нами на практике, в частности, в группах сравнения, при работе с пациентами после ампутации нижних конечностей, гарантированно повышает эффективность реабилитации, что выражается в ускорении освоения использования протеза, возможности равномерно, плавно, ритмично и быстро ходить с использованием протеза, полностью и без затруднений использовать протез в быту и обычной жизни. Кроме того, предложенный способ позволяет уменьшить психологический и физиологический дискомфорт при освоении и использовании протеза.
В соответствии с предложенным нами способом, реабилитация пациентов с ампутацией нижних конечностей разделяется на три основных периода: стационарный, постстационарный и период протезирования и освоения протеза.
В первом периоде реабилитации, начинающемся сразу после операционного вмешательства, в условиях стационара проводят компрессионную терапию культи; выполняют приемы, направленные на увеличение общей выносливости, профилактику атрофии мышц культи и вышележащего от ампутации сегмента, тренировку силовых качеств, равновесия и баланса, опороспособности сохранной конечности; осуществляют тренировку перемещений по ровной поверхности на коляске, с использованием ходунков, подмышечных или подлокотных костылей.
При этом компрессионная терапия культи включает бинтование эластичным бинтом, и/или использование компрессионного чулка, и/или использование лимфодренажного массажа, и/или использование силиконового чехла. Целью компрессионной терапии является уменьшение отека, улучшение кровообращения в культе, снижение фантомных болей, ускорение заживления тканей.
Наиболее частым и простым вариантом компрессионной терапии культи является бинтование культи эластичным бинтом.
Методика бинтования: культю начинают бинтовать всегда снизу вверх, используют технику «косичка». Используют бинт шириной 8-10 см, средней растяжимости, длиной 5 метров. Первым покрывается торец культи тремя слоями бинта (разрешается наложение туров бинта «край в край»), далее выше - два слоя бинта (возможно наложение туров бинта «край в край») и переход на «косичку» с покрытием 2/3 предыдущего тура бинта (не допускается наложение туров бинта «край в край»), в верхней трети культи - на 1/2 предыдущего тура бинта (не допускается наложение туров бинта «край в край» и нарушения рисунка бинтования); культи голени бинтуются до середины бедра.
Помимо бинтования или совместно с ним могут быть использованы компрессионный чулок или силиконовый чехол, перед компрессионным бинтованием или использованием компрессионного чулка может быть проведен лимфодренажный массаж специалистом или самомассаж.
Кроме того, в первом периоде реабилитации осуществляют приемы, направленные на увеличение выносливости, профилактику атрофии мышц культи и вышележащего от ампутации сегмента. Эти приемы включают поднятие таза из положения лежа на спине, разведение бедер, в том числе с преодолением сопротивления надетой на бедра резинки, упражнение «велосипед»; упражнение ножницы, выполняемое лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе; диагональное поднятие поочередно правой руки и левой ноги, а затем левой руки и правой ноги из положения лежа на спине; изометрическое сокращение мышц культи. Выполняют также тренировки силовых качеств, при которых нагрузка дается не только на здоровую ногу, но и на сегменты, лежащие выше ампутированной части. В силовых тренировках могут быть использованы утяжелители.
Помимо этого, осуществляют приемы, направленные на тренировку равновесия и баланса, в частности, путем выполнения упражнений, связанных с поддержанием вертикального положения тела в пространстве с открытыми глазами и без контроля зрения.
Специалисту в данном уровне техники очевидно, что приемы каждой группы первого периода реабилитации могут быть расширены за счет использования любых известных упражнений, направленных на увеличение выносливости, профилактику атрофии мышц культи, тренировку равновесия и баланса, и включить их полный перечень в материалы заявки не представляется возможным.
Первый период реабилитации завершается тренировкой перемещений по ровной поверхности на коляске, с использованием ходунков, подмышечных или подлокотных костылей.
После выписки из стационара переходят ко второму периоду реабилитации, ключевой задачей которого является дальнейшее восстановление утраченных и формирование новых координационных умений и навыков и конструктивных двигательных свойств пациента. Для реализации этой задачи продолжается выполнение всех приемов первого периода, которые дополняются тренировкой преодоления препятствий в виде ступенек и пандусов с использованием дополнительных средств опоры. Указанные тренировки обеспечивают достижение максимальной симметрии в работе тела и конечностей, способствуют накоплению двигательного опыта, который необходим для освоения бытовых навыков и формирования антиципации.
В третьем периоде, который начинается с момента получения протеза, последовательно осуществляют тренировку ходьбы по ровной поверхности на протезе с двумя дополнительными средствами опоры на четыре счета, затем на два счета, затем без средств дополнительной опоры; тренировку присаживания и вставания со стула с дополнительной опорой и без опор; тренировку ходьбы с преодолением препятствий в виде ступенек и пандусов со средствами дополнительной опоры и без них; тренировку ходьбы с преодолением препятствий городской среды и по пересеченной местности; тренировку присаживания и вставания с пола с опорой и без опор; танцевальные тренировки, включающие выполнение шагов, махов, поворотов и перекрестов ног сначала по команде инструктора, а затем самостоятельно под музыку с ритмом от 70 до 120 ударов в минуту; при этом критериями освоения двигательных умений и возможности перехода к следующему виду тренировки для всех видов ходьбы является достижение коэффициента ритмичности ходьбы не менее 0,75, а для тренировки присаживания и вставания - возможность выполнения не менее пяти повторений без потери темпа для присаживания на стул и возможность вставания без задержки дыхания после присаживания на пол.
Начало освоения ходьбы вперед начинается с ходьбы на четыре последовательные и упорядоченные точки опоры по принципу диагонального типа квадрипедальной локомоции: счет один - переставляется вперед костыль со стороны протеза, счет два - делается шаг сохранной ногой, счет три - переставляется вперед второй костыль, счет четыре - протезом делается шаг вперед. Таким образом, пациент стоит в любой момент времени или на четырех точках опоры, или на трех точках опоры, которые не лежат на одной прямой; опорная поверхность выглядит как минимум как треугольник, что геометрически является безопасной конструкцией, так как центр тяжести человека находится над площадью такой трехточечной опоры во время фазы переноса одной из конечностей или протеза вперед.
Далее пользователь учится ходить с использованием четырех точек опоры на два счета: счет один - одновременно вперед шагают сохранная нога и контралатеральный костыль/трость/опора, счет два - одновременно вперед шагают протез и подлокотный костыль/опора с сохранной стороны.
Тренировки по каждому этапу ходьбы осуществляются до тех пор, пока не будет достигнут коэффициент ритмичности ходьбы не менее 0,75 (коэффициент ритмичности ходьбы рассчитывается как отношение длительности фазы переноса шага сохранившейся конечности к длительности фазы переноса шага протезированной конечности).
Далее тренируют ходьбу без средств дополнительной опоры, также добиваясь достижение коэффициента ритмичности ходьбы не менее 0,75. Коэффициент 0,75 и более свидетельствует о возможности перехода к освоению следующего двигательного умения.
Тренируют присаживание и вставание со стула с дополнительной опорой. Критерием возможности перехода к освоению умения присаживания и вставания со стула без опор является возможность выполнения не менее пяти повторений присаживаний/вставаний с опорой без потери темпа. При достижении присаживаний/вставаний на стул/со стула без потери темпа не менее пяти раз без опоры - переходят к тренировке ходьбы с преодолением препятствий в виде ступенек и пандусов со средствами дополнительной опоры. При достижении коэффициента ритмичности ходьбы не менее 0,75 на этом шаге переходят к тренировке ходьбы с преодолением препятствий в виде ступенек и пандусов без средств дополнительной опоры. В соответствии с теми же принципами перехода от освоения одного умения к освоению другого осуществляют тренировку ходьбы с преодолением препятствий городской среды и по пересеченной местности. Далее проводят тренировку присаживания и вставания с пола с опорой и без опор. Критерием возможности перехода от освоения этого умения с опорой к его освоению без опор является возможность вставания без задержки дыхания после присаживания на пол.
Такое постепенное усложнение приемов третьего периода способствует как «дозреванию» физических возможностей пациента, так и психологических. Успешное освоение одного этапа способствует возникновению чувства готовности к освоению следующего. Кроме того, прохождение всех этапов готовит пациента к любым сложным ситуациям в быту и реальной жизни. Добавление в программу реабилитации танцевальных тренировок, состоящих из шагов и связок, которые в обычной жизни практически не используются, а значит несут наибольший риск падения, травмирования, способствует исчезновению страха перед свободным передвижением, создает ощущение готовности к любым непредвиденным ситуациям. Во время танцевальных тренировок в отличие от всех других тренировок третьего периодов, человек ставит протез не туда, куда ему удобно, и не тогда, когда ему удобно, а тогда, когда велит музыкальный ритм, и туда, куда нужно по заданию инструктора или для реализации музыкальной связки, рисунка танца. В каждом таком непривычном, неудобном и прежде не отрабатываемом положении центра тяжести тела над или около площади опоры необходимо найти и удержать равновесие, своевременно сделать следующий неудобный шаг и тоже удержать равновесие. Таким образом, отрабатывается возможность и техника нестандартного шага и передвижения в неординарных условиях. Занятия начинаются без музыки с объяснений инструктора и проводятся сначала по его команде. Далее занятия проводятся под музыку с ритмом 70-120 ударов в минуту. Подавляющее количество движений - это движения с увеличенной фазой опоры поочередно то на одну, то на другую ногу. Занятие может длиться от 40 до 60 минут.
Помимо того, что тренировки/приемы третьего периода скомпонованы таким образом, чтобы обеспечить их постепенное усложнение, при этом выполняемые приемы готовят пациента к выполнению следующих приемов, на данном этапе существует критерий перехода от освоения одного приема к началу освоения нового. Так, критериями освоения двигательных умений и возможности перехода к следующему виду тренировки для всех видов ходьбы является достижение коэффициента ритмичности ходьбы не менее 0,75, а для тренировки присаживания и вставания - возможность выполнения не менее пяти повторений без потери темпа для присаживания на стул и возможность вставания без задержки дыхания после присаживания на пол.
Объективными показателями возможного окончания реабилитации считают достижение пространственно-временных биомеханических параметров ходьбы, значений ходьбы двуногого человека или приближенных к ним, комфортное преодоление препятствий, возможность нахождения в протезе в течение всего дня и удовлетворенность пользователем достигнутых результатов.
Технический результат предложенного способа реабилитации больных с ампутациями нижних конечностей, заключающийся в повышении эффективности реабилитации, объективно проявляется ускорением освоения навыков использования протеза, значительным расширением бытовых возможностей за счет тренировки всех необходимых навыков, увеличением плавности, ритмичности, скорости походки и равномерности шагов при использовании протеза, готовностью пациента к различным движениям при использовании протеза, а следовательно, снижением вероятности опасных падений и травм. Данный результат достигается за счет разработанной поэтапной программы, обеспечивающей последовательное укрепление культи и физического состояния пациента в целом, с последующим поэтапным развитием и наращиванием двигательных умений; при этом способ реабилитации содержит таким образом подобранные тренировки, в которых каждая из них закладывает основу (базу) для освоения следующей, а кроме того критерии, по которым определяется готовность перехода от освоения одного двигательного умения к освоению следующего.
Возможность реализации заявленного назначения и достижения указанного выше технического результата подтверждается данными проведенного в период с 2020 по ноябрь 2023 исследования:
В опытную группу вошли 32 пациента с ампутациями на уровне голени (А=18) и бедра (Б=14) в связи с различными причинами, которым реабилитационные мероприятия проводились в соответствии с предложенным способом реабилитации.
В контрольную группу 32 пациента с ампутациями на уровне голени (В=20) и бедра (Г=12), которым реабилитационные мероприятия проводились в соответствии со способом, выбранным в качестве ближайшего аналога.
Группы пациентов в целом были сопоставимы по половым и возрастным характеристикам, а также сопутствующим заболеваниям. В исследование не включались пациенты, тяжесть состояния которых была обусловлена сопутствующими заболеваниями и не позволяла в полной мере реализовать любую из сравниваемых реабилитационных программ.
Оценка результатов предложенного способа реабилитации и способа, описанного в ближайшем аналоге, осуществлялась спустя 3 месяца от начала реабилитации. Оценка проводилась с использованием принятых способов оценки, включая описанные в ГОСТ ГОСТР 53871-2010 (МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ, Москва, Стандартинформ, 2012).
Результаты реализации способов реабилитации представлены в табл.1.
Таким образом, проведенное сравнение позволило установить, что при контроле показателей реабилитации в одинаковые сроки от ее начала по истечении 3 месяцев в группах, проходивших реабилитацию по предложенному способу, были достигнуты более высокие показатели эффективности, а именно - полное овладение протезом и возможность ходить, сидеть, присаживаться, в отличие от групп В и Г, где реабилитация по способа аналогу не позволила в полной мере осуществлять переход из положения стоя в положение сидя, а также в ряде случаев не позволила достичь комфортного сидения с протезом; кроме того, при реабилитации по предложенному способу была достигнута симметричность ходьбы, удовлетворительная опора на стопу, возможность переноса стопы через опору, а также показатели времени двойного шага, фазы опоры, скорости и ритмичности ходьбы, идентичные таковым у здорового человека. Реабилитация по способу-прототипу привела к менее удовлетворительным результатам: низкому коэффициенту ритмичности ходьбы, меньшей скорости ходьбы, ее несимметричности, невозможности в ряде случаев переноса стопы через опору. При этом, несмотря на то, что контроль показателей проводился через 3 месяца от начала реабилитации, пациенты, проходившие реабилитацию по предложенному способу, отмечали формирование той же степени овладения протезом через 1,5-2 месяца от начала реабилитации с увеличением уверенности в своих навыках в дальнейшем, что свидетельствует о возможности сокращения сроков реабилитации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАНЕВРЕННОСТИ НА ПРОТЕЗЕ | 2023 |
|
RU2821646C1 |
Способ гидрокинезиотерапии пациентов после односторонней ампутации нижней конечности | 2024 |
|
RU2826980C1 |
Способ реабилитации пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава | 2019 |
|
RU2725245C1 |
Способ протезирования нижней конечности | 1976 |
|
SU564862A1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У ПАЦИЕНТОВ С АМПУТАЦИОННЫМИ КУЛЬТЯМИ БЕДРА ПОСЛЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ | 2014 |
|
RU2558463C1 |
СПОСОБ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ПАРАПЛЕГИЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА НА ГРУДНОМ И ГРУДО-ПОЯСНИЧНОМ УРОВНЕ | 2023 |
|
RU2821772C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИЗИОТЕРАПИИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2008 |
|
RU2393837C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ ТАЗА ПОСЛЕ ОПЕРАТИВНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА | 1998 |
|
RU2147857C1 |
Способ определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы | 1983 |
|
SU1161079A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИЗИОТЕРАПИИ БЕЗНОГИХ ПАЦИЕНТОВ | 2008 |
|
RU2382630C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитологии, и предназначено для физической реабилитации пациентов с ампутациями нижних конечностей. Проводят три последовательных периода - стационарный, постстационарный, протезирования и освоения протеза. В течение первого периода осуществляют компрессионную терапию культи. Выполняют приемы, направленные на увеличение общей выносливости, профилактику атрофии мышц культи и вышележащего от ампутации сегмента, тренировку силовых качеств, равновесия и баланса, опороспособности сохранной конечности. Осуществляют тренировку перемещений по ровной поверхности на коляске, а также с использованием ходунков, подмышечных или подлокотных костылей. Во втором периоде дополняют приемы первого периода тренировкой преодоления препятствий в виде ступенек и пандусов с использованием дополнительных средств опоры. В течение третьего периода последовательно осуществляют тренировку ходьбы по ровной поверхности на протезе с двумя дополнительными средствами опоры на четыре счета. Затем на два счета, затем без средств дополнительной опоры. Тренировку присаживания и вставания со стула с дополнительной опорой и без опор. Тренировку ходьбы с преодолением препятствий в виде ступенек и пандусов со средствами дополнительной опоры и без них. Тренировку ходьбы с преодолением препятствий городской среды и по пересеченной местности. Тренировку присаживания и вставания с пола с опорой и без опор. Танцевальные тренировки, включающие выполнение шагов, махов, поворотов и перекрестов ног сначала по команде инструктора, а затем самостоятельно под музыку с ритмом от 70 до 120 ударов в минуту. Критериями освоения двигательных умений и возможности перехода к следующему виду тренировки для всех видов ходьбы является достижение коэффициента ритмичности не менее 0,75, а для тренировки присаживания и вставания - возможность выполнения не менее пяти повторений без потери темпа для присаживания на стул и возможность вставания без задержки дыхания после присаживания на пол. Способ обеспечивает повышение эффективности физической реабилитации пациентов с ампутациями нижних конечностей. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
1. Способ реабилитации пациентов с ампутациями нижних конечностей, включающий три последовательных периода - стационарный, постстационарный, протезирования и освоения протеза,
при этом в течение первого периода осуществляют компрессионную терапию культи; выполняют приемы: поднимают таз из положения лежа на спине, разводят бедра и преодолевают сопротивление надетой на бедра резинки, выполняют упражнение велосипед, выполняют упражнение ножницы лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе; выполняют поднятие поочередно правой руки и левой ноги, а затем левой ноги и правой руки из положения лежа на спине, изометрическое сокращение мышц культи; поддерживают вертикальное положение тела с открытыми глазами и без контроля зрения;
перемещаются по ровной поверхности на коляске, с использованием ходунков, подмышечных или подлокотных костылей;
во втором периоде дополняют приемы первого периода тренировкой преодоления препятствий в виде ступенек и пандусов с использованием костылей или тростей;
в течение третьего периода последовательно осуществляют: тренировку ходьбы по ровной поверхности на протезе с двумя костылями или тростями на четыре счета, затем на два счета, затем без костылей и тростей; тренировку присаживания и вставания со стула с костылями или тростями и без них; тренировку ходьбы с преодолением препятствий в виде ступенек и пандусов с костылями или тростями и без них; тренировку ходьбы с преодолением препятствий городской среды и по пересеченной местности; тренировку присаживания и вставания с пола с костылями или тростями и без них; танцевальные тренировки, включающие выполнение шагов, махов, поворотов и перекрестов ног сначала по команде инструктора, а затем самостоятельно под музыку с ритмом от 70 до 120 ударов в минуту; при этом критериями освоения двигательных умений и возможности перехода к следующему виду тренировки для всех видов ходьбы является достижение коэффициента ритмичности ходьбы не менее 0,75, а для тренировки присаживания и вставания - возможность выполнения не менее пяти повторений без потери темпа для присаживания на стул и возможность вставания без задержки дыхания после присаживания на пол.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что компрессионная терапия культи включает бинтование эластичным бинтом, и/или использование компрессионного чулка, и/или использование лимфодренажного массажа, и/или использование силиконового чехла.
Мятыга Д.С | |||
Восстановительное лечение средствами лечебной физической культуры после ампутаций нижних конечностей // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports | |||
Колосоуборка | 1923 |
|
SU2009A1 |
N | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
С | |||
Переносный кухонный очаг | 1919 |
|
SU180A1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У ПАЦИЕНТОВ С АМПУТАЦИОННЫМИ КУЛЬТЯМИ БЕДРА ПОСЛЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ | 2014 |
|
RU2558463C1 |
RU 2051631 C1, 10.01.1996 | |||
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДО И ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ И ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2032390C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2016 |
|
RU2618897C1 |
Риффель А.В |
Авторы
Даты
2025-02-14—Публикация
2023-12-21—Подача