Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники Российский патент 2025 года по МПК F41H3/00 

Описание патента на изобретение RU2835067C1

Область техники.

Заявляемое изобретение относится к области маскировки, в частности к средствам имитации световых демаскирующих признаков, характерных для движущейся по мостовой переправе в темное время суток техники.

Уровень техники.

Анализ открытых источников информации о применении войск в современных военных конфликтах показывает, что мостовые переправы через водные преграды относятся к первоочередным объектам разведки и поражения. Вероятность обнаружения функционирующей переправы современными средствами разведки и системами наведения высокоточного оружия противника может достигать 0,8 в интервале времени от 30 до 60 мин [Крысанов М.Ф, Горохов Р.Ю., Рамлав А.Е. Распятнение «поля боя» / Армейский сборник. - 2022. - №7 (июль). - С. 94-101].

В целях повышения безопасности перемещение колонн техники по мостовым переправам осуществляется преимущественно в темное время суток. В это время одним из наиболее информативных признаков деятельности, демаскирующих мостовую переправу, является свет фар ближнего света (белый свет), движущейся по ней со скоростью от 5 до 10 км/ч на дистанции 20 м техники. Световые пятна, создаваемые на проезжей части мостовой переправы, и световые блики от водной поверхности имеют малые угловые размеры и регистрируются оптико-электронными средствами разведки и системами наведения высокоточных боеприпасов на расстоянии до 20 км с земли и с воздуха как движущиеся светящиеся точки. Значения показателей, характеризующих световое излучение, зависят от конструкции фар и типа применяемых ламп (суммарная мощность двух штатных ламп ближнего белого цвета для техники составляет 140 Вт), условий и дальности наблюдения, применения способов снижения световой заметности и установки на технике светомаскировочных устройств, снижающих значения параметров светового излучения до двух раз [Бекетов А.А., Белоконь А.П., Чермашенцев С.Г. Маскировка действий подразделений Сухопутных войск / Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва. - 1976. - С. 81].

С целью отвлечения внимания разведки и огневых ударов противника от действующих переправ оборудуются ложные мостовые переправы.

Известна конструкция «Раскладного наплавного ложного моста» [патент RU №191962 U1 Российская Федерация, МПК E01D 18/00 (2006.01). Раскладной наплавной ложный мост: №2019114887: заявл. 16.05.2019: опубл. 28.08.2019 Бюл. №25 / Храпов А. Г., Костюнин Н. Н., Миронов Э.В., Сукманюк Ю.Н., Игонин С.И.; заявитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск» МО РФ. -10 с: ил.] состоящего из безопорного пролетного строения в виде отдельных элементов и береговой опоры-контейнера. Известно средство имитации переправы через водную преграду «Пневмоподпорный макет ленты моста понтонного парка ПП-2005» [патент RU №190230 U1 Российская Федерация, МПК E01D 15/20 (2006.01). Пневмоподпорный макет ленты моста понтонного парка ПП-2005: №2019102972, заявл. 04.02.2019: опубл. 24.06.2019 Бюл. №18/ Кривохижа И.Я., Тепляков Д.А., Баранов А.А.; заявитель «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» МО РФ. -11 с: ил.], содержащее надувные оболочки, выполняемые из радиоотражающего материала, или имеющее в своем объеме уголковые отражатели форм речного, моторного и берегового звеньев понтонного парка ПП-2005 с обеспечением их надежного соединения в последовательности, определяемой тактической целесообразностью в зависимости от конкретных условий.

Общими недостатками указанных устройств являются невозможность движения по поверхности военной техники или макетов для «оживления» переправы, отсутствие элементов воспроизведения световых демаскирующих признаков, что ограничивает их возможности по воспроизведению полного комплекса демаскирующих признаков деятельности, снижает маскировочный эффект и приводит к идентификации мостовой переправы как ложного объекта.

В современных условиях воспроизведение световых демаскирующих признаков является определяющим условием показа жизнедеятельности в районе оборудования ложной переправы в темное время суток и привлечения к ней внимания разведки и средств огневого поражения противника. Определено, что имитация света фар движущейся техники должна осуществляться с применением ламп белого света. Сила света источника должна быть в три раза больше маскировочных норм для заданной дальности обнаружения ложных объектов (10 % от номинальных светотехнических характеристик источника света - минимальное имитируемое световое излучение), но не более номинальных значений, характеризующих свет фар реальной техники [Королев А.Ю., Королева А.А., Яковлев А.Д. Маскировка вооружения, техники и объектов / СПб: Университет ИТМО, 2015. - С. 115-123.]. В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы адекватности подбора параметров имитирующего светового излучения, с учетом того, что роль отражающей поверхности выполняет водная поверхность (при диффузном отражении света на границе двух сред (воздух-вода) коэффициент отражения, в сравнении с отражением от поверхности твердых тел, возрастает в два раза), а также конструкции, обеспечивающей перемещения источников белого света со скоростью, идентичной скорости движения техники по мостовой переправе в темное время суток.

Известно, что для имитации движения техники в районе переправы применялись 2-3 трактора, которые в районах ложной переправы движением с включенными фарами демонстрировали противнику подготовку танков к выходу на берег [Маскировка / Воениздат НКО СССР, 1941. - С. 387-396].

Недостатком является отсутствие возможности привлечения большого количества техники, задействование которой по критерию «стоимость-эффективность» менее результативно в сравнении с применением макетов и имитаторов физических полей.

Известен «Самоходный макет военной техники» [патент №RU 2794932 С1 Российская Федерация, МПК F41H 3/00 (2006.01), F41J 2/02 (2006.01), F41J 9/02 (2006.01). Самоходный макет военной техники: №2022128833, заявл. 08.11.2022: опубл. 25.04.2023 Бюл. №12 / Горохов Р.Ю., Крысанов М.Ф., Рамлав А.Е., Семенюк А.В. - 15 с.: ил.], на оболочке которого могут устанавливаться световые элементы (устройства), имитирующие источники света в темное время суток.

Недостатком указанного устройства является ограничения по скорости движения по пролетному строению моста на жестких опорах. При оборудовании надводной части ложной переправы с использованием уголковых отражателей «Сфера-ПР» и/или «Пирамида» применение самоходного макета военной техники невозможно по причине отсутствия проезжей части.

Известна «Полупроводниковая световая гирлянда» [патент №36916 U1 Российская Федерация, МПК H01L 33/00 (2000.01), G09F 9/00 (2000.01). Полупроводниковая световая гирлянда: №2003135090/20, заявл. 26.11.2003: опубл. 27.03.2004 / Грудников В. М. - 11 с.: ил.], содержащая «N» модулей, каждый из которых включает корпус коробчатой формы и обращенную внутрь корпуса стороной печатных проводников печатную плату, на которой размещен, по меньшей мере, один светодиод. При этом лицевая сторона платы и боковые стенки корпуса образуют полость углубления, в которую заливается электрогидроизолирующая масса до уровня не выше края линзы светодиода. Таким способом обеспечивается герметичность модуля и его защита от всех видов воздействия окружающей среды (снег, дождь, температура и т.п.). Электрическая связь модулей между собой осуществляется посредством соединения гибких внешних выводов светодиодов по параллельной либо последовательной схеме. Гибкое соединение модулей позволяет легко сформировать зону подсветки нужной конфигурации. Объединив отдельные группы модулей по питанию, можно организовать независимые каналы и создавать светодинамические эффекты (например, плавно изменять яркость свечения канала либо воспроизводить так называемые «бегущие огни»).

Недостатком указанного устройства является отсутствие основания (устройства) для крепления над водной поверхностью; гирлянда оборудована незаменяемыми светодиодными источниками света; отсутствует система регулирования скорости перемещения «бегущего огня»; в качестве источника питания используется бытовая электрическая сеть.

Наиболее близким по заявленной сущности и конструкции к заявляемому изобретению является комплект имитации световых демаскирующих признаков [Руководство по инженерным средствам и приемам маскировки Сухопутных войск. Часть 1. - М: Воениздат, 1986. - С. 76-77], выбранный в качестве прототипа, включающий: лампочки с металлическими отражателями (24 шт.) и без металлических отражателей (4 шт.); электрические кабели; передвижную электрическую станцию ЭСБ-1-ВО (мощность 1 кВт, напряжение 230 В), колья. С применением данного комплекта оборудуется участок световой имитации. Светильники укрепляют на кольях высотой от 1,1 до 1,3 м. Расстояние между светильниками в ложной колонне от 35 до 40 м. Регулирование яркости светильников осуществляют путем изменения оборотов двигателя передвижной электрической станции. Действия проводятся личным составом, непрерывно находящимся в районе участка имитации рядом с передвижной электрической станцией.

Недостатками указанного устройства, принятого в качестве прототипа, являются: неподвижность источников света; отсутствие устройства для крепления источников света над водной поверхностью; все источники света включены в сеть последовательно, что повышает риск их выключения при нарушении целостности кабеля или замыкания при попадании влаги; низкая влагозащищенность электрической сети; отсутствует возможность дистанционного управления работой комплекта, что ставит под угрозу жизнь обслуживающего его личного состава.

Таким образом, из уровня техники неизвестен продукт или способ, целевым образом предназначенный для воспроизведения световых демаскирующих признаков деятельности, движущейся через водную преграду в темное время суток техники. Из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что применение автономных источников света в различных режимах свечения и движения через водную преграду обеспечивает их принятие за движущуюся по мостовой переправе технику, повышает вероятность принятия ложной переправы за действительную при одновременном снижении вероятности вскрытия истинной переправы.

Раскрытие сущности изобретения

Техническая проблема, на решение которой направлено изобретение, состоит в создании многорежимного дистанционно управляемого имитатора, способного с высокой степенью достоверности воспроизводить световые демаскирующие признаки деятельности, характерные для движущейся по мостовой переправе в темное время суток техники.

Техническим результатом, при осуществлении заявляемого изобретения, является воспроизведение источников света в диапазоне значений светотехнических и скоростных характеристик, соответствующих свету фар движущейся по мостовой переправе в темное время суток техники, до уровня, обеспечивающего принятие их средствами разведки и системами наведения высокоточных боеприпасов за реальную технику.

Технический результат достигается тем, что установленный в створе ложной мостовой переправы имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники содержит находящиеся в функциональном единстве передвижную электрическую станцию, подключенную при помощи гибких с гидрофобным наполнителем и покрытых изоляционным материалом электропроводов через блок управления к электродвигателю, выполненному на единой оси и соединенному при помощи переходной предохранительной муфты с приводным шкивом трособлочной системы.

В направляющую канавку приводного шкива и ведомых шкивов, выполненных с регулируемыми пружинными механизмами натяжения, заложен закольцованный тяговый металлический канат с напрессованными через каждые 20 м металлическими выступами гантелевидной формы. Ведомые шкивы закреплены на осевых пальцах, приваренных по концам верхней горизонтальной плоскости Т-образной металлической стойки коробчатого сечения, на которой жестко закреплены оттяжные металлические канаты с натяжителями и жестко фиксируемые на грунте анкерами.

Закрепленные на гантелевидных выступах тягового металлического троса при помощи карабинов-подвесок автономные источники белого света выполнены в виде электрических светильников или конструкций с люминофорным покрытием.

Электрический светильник выполнен во влагозащищенном ударопрочном прозрачном пластмассовом корпусе, в котором размещены конусовидный пластмассовый со светоотражающим напылением на внутренней части оптический отражатель, соединенные в единую электрическую цепь лампа накаливания или заменяемый светодиодный источник света, излучающие белый свет, электронное устройство управления источником света с возможностью регулирования значений светотехнических характеристик в трех режимах, возобновляемый источник электрической энергии. На верхней части корпуса выполнено технологическое отверстие, закрывающееся подвижной крышкой с герметизирующей манжетой у основания, через которое, посредством нажатия регулировочного штока, осуществляется подбор режимов свечения и зарядка, через гнездо для подключения зарядного устройства, возобновляемого источника электрической энергии. На верхней части корпуса выполнен прилив с отверстием для карабина-подвески, обеспечивающего крепление светильника к тяговому металлическому тросу.

В качестве автономного источника белого света имитации минимального светового излучения света фар (10 % от номинальных светотехнических характеристик источника света) применяется сборно-разборная конструкция, состоящая из трех круглых взаимно перпендикулярных плоскостей, выполненных из тонколистовой пластмассы или металла толщиной от 0,3 до 0,5 мм и покрытых лаком с добавлением люминофора белого цвета, образующих в собранном виде восьмиячеечную конструкцию. В верхней части конструкции выполнено отверстие для устройства крепления светильника к тяговому металлическому тросу.

Параметры воспроизводимых автономных источников света показателей светового излучения, характеризующего свет фар техники, определяется с учетом повышенного (в два раза) коэффициента отражения отводной поверхности, установки светомаскировочных устройств и минимально регистрируемых средствами разведки излучения. Для полного воспроизведения принимается половина суммарной мощности светового излучения фар ближнего света техники. При имитации света фар с установленными светомаскировочными устройствами воспроизводится на 50 % от полной мощности. Минимальное значение света принимается в размере 10 % от полной мощности.

Управление работой имитатора осуществляется дистанционно по проводам или радиоканалу при помощи пульта управления, устройства передачи и устройств приема сигналов управления. Через блок управления передвижной электрической станцией реализуется функция удаленного запуска, остановки и регулировки оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, регулирование силы тока и напряжения зарядки источников электрической энергии электрических светильников. Через блок управления электродвигателем производится запитка и обесточивание обмотки, изменение частоты оборотов ротора для трех режимов, при которых линейная скорость перемещения каната составляет 1 км/ч («сервисный» режим), 5 и 10 км/ч, что соответствует нормативным показателям функционирования двухпутной со встречным движением мостовой переправы. Сохраняется возможность управления непосредственно обслуживающим имитатор личным составом (сохранены функции и элементы ручного управления).

Краткое описание чертежей

Сущность изобретения поясняется графическими изображениями, где на фиг. 1 представлена принципиальная конструктивно-функциональна схема устройства имитации света фар движущейся по мостовой переправе техники, на фиг. 2 представлена конструкция электрического светильника с карабином-подвеской, на фиг. 3 представлен внешний вид прибора LumiCam 1300 Color, фиг. 4 иллюстрирует тестовые объекты с люминофорным покрытием, размещенные на измерительной площадке, фиг. 5 характеризует зависимость яркости светового излучения от переменных параметров, на фиг. 6 представлена сравнительная оценка вариантов имитации мостовой переправы.

Введены следующие обозначения:

1 - передвижная электрическая станция;

2 - автономный источник белого света;

3 - закольцованный тяговый металлический канат;

4 - выступ гантелевидной формы;

5 - карабин-подвеска;

6 - приводной шкив;

7 - ведомый шкив;

8 - регулируемый пружинный механизм натяжения;

9 - осевой палец;

10 - Т-образная металлическая стойка (с двумя ведомыми шкивами);

11 - оттяжной металлический канат;

12 -натяжитель;

13 - анкер;

14 - электродвигатель;

15 - Т-образная металлическая стойка (с ведущим и ведомым шкивом);

16 - электропровода;

17 - блок управления электродвигателя;

18 - блок управления передвижной электрической станцией;

19 - устройство приема сигнала управления;

20 - устройство передачи сигнала управления;

21 - пульт управления;

22 - корпус;

23 - крышка;

24 - прилив;

25 - отражатель;

26 - источник света;

27 - патрон-переходник;

28 - устройство управления источником света;

29 - модуль связи;

30 - шток переключения;

31 - источник электрической энергии;

32 - электрические провода;

33 - гнездо для подключения зарядного устройства. Осуществление изобретения.

Описание конструкции устройства

Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники состоит из передвижной электрической станции 1 (например, бензиновый генератор EuroPower ЕР 6000 Е SA0950601-S1 или дизельный генератор Zeus APD 5500 CLE), автономных источников белого света 2, закрепленных на закольцованном тяговом металлическом канате 3 трособлочной системы (например, канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6×7 (1+6)+1 о.с.Сортамент, по ГОСТ 3069-80), имеющем напрессованными через каждые 20 м металлические выступы гантелевидной формы 4 для крепления карабинов-подвесок 5 (например V5012 карабин-подвеска для фонарика).

Закольцованный тяговый металлический канат 3 уложен в направляющие канавки приводного шкива 6 и трех ведомых шкивов 7 с регулируемыми пружинными механизмами натяжения 8 (например шкивы для горной канатной дороги ГКД-100, ООО «Крангормаш», г. Новомосковск Тульской области). В центральные отверстия ведомых шкивов 7 запрессованы подшипники качения, с натягом посаженные внутренней обоймой на осевые пальцы 9, приваренные по концам верхней горизонтальной плоскости Т-образной металлической стойки 10 коробчатого сечения, на которой жестко закреплены оттяжные металлические канаты 11 с натяжителями 12 (например, устройство натяжения для разновысоких брусьев SPIETH Gymnastics модели Club 2203314), жестко фиксируемые на поверхности грунта анкерами 13.

Приводной шкив 6 закреплен на одной оси и соединен при помощи переходной предохранительной муфты с электродвигателем 14 (например электродвигатель КГ 2008Д6), сочлененным с Т-образной металлической стойкой 15 свинчиванием и подключенным при помощи гибких с гидрофобным наполнителем и покрытых изоляционным материалом электропроводов 16 (например, ТПппЗП, АО «Электрокабель» Кольчугинский завод», ООО «ХКА», г. Кольчугино) через блок управления электродвигателем 17 к передвижной электрической станции 1.

Система дистанционного управления имитатором включает блоки управления передвижной электрической станцией 18 (например, щит дистанционного запуска и управления генератором ИЩУ 1, ООО «Техкам Сервис», г. Москва) и электродвигателем 17 (например, общепромышленный ПЧ Е4-8400, ООО «Альтком», г. Санкт-Петербург), устройство приема 19 и передачи 20 сигнала управления, пульта управления 21. Передача сигналов управления осуществляется по проводу или по радиоканалу.

Автономный источник белого света 2, в виде электрического светильника, состоит из влагозащищенного ударопрочного прозрачного пластмассового корпуса 22 (например, светильник HI 111-03-60-013 IP65, Завод Элетех, г. Пенза) с расположенными в верхней части корпуса отверстием, герметично закрываемым подвижной крышкой 23, и конструктивным приливом 24 с отверстием для карабина-подвески 5. В корпусе 22 последовательно установлены конусовидный пластмассовый со светоотражающим напылением на внутренней части оптический отражатель 25, соединенные в единую электрическую цепь лампа накаливания (например, АКГ24-70-1(Н1), номинальная мощность 70 Вт) или заменяемый светодиодный источник света (например, светодиодная лампа для авто ELEMENT RoundLight W35W Т15, 5000 К, номинальная мощность 35 Вт) 26, излучающие белый свет (по ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости / Москва: Стандартинформ, 2010. - 19 с), патрон-переходник 27, электронное устройство управления источником света 28 (по ГОСТ Р МЭК 60809-2012 Лампы для дорожных транспортных средств. Требования к размерам, электрическим и световым параметрам / Москва: Стандартинформ, 2014. - 213 с. ) с модулем связи дистанционного управления 29 и ввинченным штоком переключения 30, возобновляемый источник электрической энергии 31 (например, аккумуляторная батарея Li-Ion 24 Вольт 6S1P (16,2-25,2 В) 2500 мА-ч-70 А-ч), к выходным клеммам которого припаяны электрические провода 32 гнезда для подключения зарядного устройства 33.

Автономный источник белого света 2 в виде сборно-разборной конструкции состоит из трех круглых взаимно перпендикулярных плоскостей, выполненных из тонколистовой пластмассы или металла толщиной от 0,3 до 0,5 мм и покрытых водостойким лаком с добавлением неорганического люминофора белого цвета (алюминаты стронция и бария, активированные ионами редкоземельных элементов с длительностью послесвечения до 10 ч, Центр Светящихся Технологий «Люминофор 66», г. Екатеринбург), образующих в собранном виде восьмиячеечную конструкцию. В верхней части конструкции выполнено отверстие для крепления карабина-подвески 5.

Устройство работает следующим образом.

В функциональное рабочее положение имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники приводится следующим образом.

Сборка устройства осуществляется в створе ложной мостовой переправы через водную преграду. Предварительно на противоположный берег доставляется Т-образная металлическая стойка 10 с установленными на осевых пальцах 9 ведомыми шкивами 7 с регулируемыми пружинными механизмами натяжения 8, оттяжные металлические канаты 11 с натяжителями 12, анкеры 13.

Перетягивание закольцованного тягового металлического каната 3 на противоположный берег осуществляется при помощи веревки, подаваемой с использованием линемета.

Натяжение собранной трособлочной системы до нормативной величины, при которой обеспечивается устойчивая (без проскальзывания) передача крутящего момента с приводного шкива 6 на тяговый металлический канат 3, производится путем заглубления и фиксации в грунте основания Т-образных металлических стоек 10, 15, корректировки при помощи натяжителей 12 длины оттяжных металлических канатов 11 после фиксации их на грунте при помощи анкеров 13, а также регулировки пружинных механизмов натяжения 8 ведомых шкивов 7.

На одной оси с приводным шкивом 6 через переходную предохранительную муфту свинчиванием крепится электродвигатель 14 и подключается при помощи гибких с гидрофобным наполнителем покрытых изоляционным материалом электропроводов 16 через блок управления электродвигателем 17 к передвижной электрической станции 1.

Возобновляемые источники электрической энергии 31 заблаговременно заряжаются от передвижной электрической станции 1 путем подключения питающих проводов к гнезду 33. Включение, выключение и выбор одного из трех режимов свечения (первый - 10 % (минимально регистрируемое средствами разведки световое излучение), второй - 50 % (соответствует установке на фарах техники светомаскировочных устройств), третий - 100 % (соответствует номинальной мощности света фар техники)) электрических светильников производится дистанционно (по радиоканалу), посредством передачи соответствующей команды с пульта управления 21, через модуль связи 29 на устройство управления источником света 28. При невозможности выполнения данной операции включение, выключение, выбор режима работы электрического светильника осуществляется через отверстие в верхней плоскости нажатие штока переключения 30.

В случае, когда исходя из условий применения необходима (допустима) имитация минимального светового излучения (10 % от номинальных светотехнических характеристик источника света) применяются автономные источники белого света 2, каждый из которых собирается из трех круглых (радиус 25 см) пластмассовых или металлических плоских элементов, покрытых водостойким лаком с добавлением неорганического люминофора белого цвета, образующих восьмиячеечную конструкцию, что обеспечивает восприятие средствами разведки источника излучения в виде светящегося круга независимо от азимута и угла места. В собранном виде грани отражателя фиксируются пружинными защелками. Перед применением имитирующее свет фар устройство вывешиваются на естественный или искусственный свет на 40 мин [Технология неорганических люминофоров: учеб. пособие для студентов специальности «Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий»: в 2 ч. / А.Н. Мурашкевич. - Минск: БГТУ, 2021. - Ч. 1. - 114 с]. При осыпании или истирании люминофорного покрытия при помощи кисти наносится водостойким лаком с добавлением неорганического люминофора белого цвета в два слоя, второй слой через 5 мин. Время сушки составляет 1 ч.

Согласно инструкции по эксплуатации проводятся операции по подготовке передвижной электрической станции 1 к работе. Для снижения демаскирующих признаков (тепловых, звуковых) и снижении вероятности поражения возможно размещение передвижной электрической станции 1 в приямке, закрываемом сверху табельным маскировочным комплектом и срезанной растительностью, оборудованном отводом отработавших газов.

Управление передвижной электрической станцией 1 и электродвигателем 14 осуществляется дистанционно (по проводу или радиоканалу), при этом сохраняется возможность управления непосредственно обслуживающим имитатор личным составом (сохранены функции и элементы ручного управления).

Через пульт управления 21 реализуется функция удаленного запуска, остановки и регулировки оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания передвижной электрической станции 1, изменения силы тока и напряжения зарядки источников электрической энергии 31 электрических светильников, запитка и обесточивание обмотки электродвигателя 14, изменения частоты оборотов его ротора для трех режимов.

В режиме работы электродвигателя 14, при котором линейная скорость перемещения каната составляет 1 км/ч («сервисный» режим), осуществляется отладка и настройка работы трособлочной системы. При помощи карабинов-подвесок 5 автономные источники белого цвета 2 крепятся методом защелкивания на центральной часть выступов гантелевидной формы 4 закольцованного тягового металлического каната 3, чем обеспечивается простота и надежность их установки и снятия. Исключается возможность продольного перемещения автономных источников белого света 2 по канату.

Режимы, характеризующихся линейной скоростью перемещения каната 5 и 10 км/ч, достигаются пропорциональным повышением оборотов электродвигателя 14 при помощи блока управления двигателем 17. На данных режимах имитируется двухпутное правостороннее встречное движение техники по мостовой переправе.

Многорежимность работы элементов имитатора, существенно расширяет его функциональные возможности по воспроизведению световых демаскирующих признаков движущейся по мостовой переправе техники. Возможность управления значениями светотехнических показателей каждого из электрических светильников и скоростью их группового перемещения позволяет повысить «реалистичность» функционирования ложной переправы.

Предлагаемое изобретение реализуемо, так как все его элементы могут быть выполнены из существующих элементов и устройств электроники и электротехники.

Экспериментально полученные в ходе серии измерений прибором LumiCam 1300 Color данные о яркостных характеристиках тестовых образцов, покрытых водостойким лаком с добавлением неорганического люминофора белого цвета, позволили выявить зависимость между яркостью светового излучения, площадью излучающей поверхности и количеством (в процентном соотношении) люминофоров в составе покрытия. В ходе теоретических расчетов определено, что для имитации 10 % от параметров света фар техники площадь круглого плоского элемента должна составлять не менее 0,2 м2 (радиус 25 см) при доле люминофора 10 % Для воспроизведения 50 % и более параметров света фар техники использование элементов, покрытых составом с люминофором, технически и экономически нецелесообразно.

Использование сборно-разборной несущей конструкции трособлочной системы, транспортируемых приводных и энергогенерирующих устройств, автономных источников света обеспечивает относительно невысокую массу, низкую трудоемкость установки, наладки и снятие имитатора, компактность при транспортировке, многократность применения.

Применением системы дистанционного управления элементами имитатора обеспечивается вывод личного состава, отвечающего за эксплуатацию имитатора, из опасной зоны вероятного огневого воздействия, что снижает людские потери.

Дополнительный технический результат. При использовании источников света с люминофорным покрытием повышается живучесть ложной переправы, так как минимизируется ущерб от прострела или попадания осколка, исчезает потребность в зарядке электрической энергией. Появляется возможность перемещения на противоположный берег водной преграды грузов массой до 5 кг при установке на тяговом канате соответствующих транспортировочных устройств.

Полученные в результате теоретического обоснования оценки свидетельствуют о способности имитатора воспроизводить световые демаскирующие признаки деятельности на уровне, обеспечивающем принятие их оптико-электронными средствами разведки и системами наведения высокоточных боеприпасов за реальную технику, и повышении вероятности принятия ложной переправы за действительную до 0,75 с последующим принятием решения на ее огневое поражение (вариант имитации № 4). Другие варианты не соответствуют данному требованию. Вариант имитации № 1 - без имитации пролетного строения, воспроизведение демаскирующих признаков на исходном и противоположном берегу, в том числе с применением комплекта имитации световых демаскирующих признаков (прототип). Вариант имитации № 2 - имитация с использованием уголковых отражателей «Сфера-ПР» и/или «Угол». Вариант имитации № 3 - использование оставленной войсками мостовой переправы, без средств имитации световых демаскирующих признаков деятельности.

Теоретические исследования, проведенные в процессе разработки изобретения, подтвердили, что в современных условиях по основным тактико-техническим характеристикам и по критерию оценки «стоимость-эффективность применения» предложенное техническое решение превосходит прототип в 4 раза.

Таким образом, при обнаружении имитатора ночного движения военной техники заявляемой конструкции средствами разведки и системами наведения высокоточного оружия, он с более высокой степенью вероятности, чем ранее известные устройства, будет приниматься за действительный, что обеспечит эффективность обманных действий при одновременном сокращении применения имитационных групп, требуемый уровень живучести реальных мостовых переправ, расход противником ресурса боеприпасов на поражение ложной мостовой переправы.

Похожие патенты RU2835067C1

название год авторы номер документа
Автономный имитатор демаскирующих признаков подвижных наземных военных объектов 2024
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Щедловская Мария Валерьевна
  • Рычков Андрей Владимирович
  • Попов Евгений Иванович
  • Попов Алексей Юрьевич
  • Захаров Сергей Викторович
RU2832146C1
Имитатор демаскирующих признаков движущейся военной техники для внезапного изменения целевой обстановки в целях противодействия ВТО 2022
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Осипов Петр Николаевич
  • Исаев Григорий Юрьевич
  • Комиссаров Виталий Викторович
  • Щетинин Дмитрий Юрьевич
  • Баранов Андрей Александрович
RU2799747C1
Боеприпас-кассета для управляемого внезапного создания маски-помехи в зоне расположения маскируемого объекта 2018
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Куценосов Евгений Валериевич
  • Щетинин Дмитрий Юрьевич
  • Сидоров Владимир Валерьевич
RU2702538C1
ЛОЖНОЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ИМИТАЦИИ ШТАБЕЛЯ ИНЖЕНЕРНЫХ БОЕПРИПАСОВ С ИМИТАЦИЕЙ ДЕМАСКИРУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ И ПРИЗНАКОВ ЕГО ПОРАЖЕНИЯ 2024
  • Попов Евгений Валерьевич
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Глущенко Алексей Вячеславович
  • Рычков Андрей Владимирович
RU2833010C1
Самоходный макет военной техники 2022
  • Горохов Роман Юрьевич
  • Крысанов Михаил Федорович
  • Рамлав Александр Евгеньевич
  • Семенюк Александр Владимирович
RU2794932C1
РАДИОЛОКАЦИОННО-ТЕПЛОВОЙ ИМИТАТОР ЦЕЛИ 2021
  • Храпов Александр Геннадьевич
  • Сукманюк Юрий Николаевич
  • Радченко Тимур Павлович
  • Игонин Сергей Иванович
  • Егошин Сергей Анатольевич
  • Щепин Роман Александрович
RU2765485C1
Индивидуальный комплект многоспектральных технических средств маскировки подвижных военных объектов с адаптивной системой управления физическими параметрами 2022
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Куценосов Евгений Валериевич
  • Рамлав Александр Евгеньевич
  • Осипов Петр Николаевич
  • Исаев Григорий Юрьевич
  • Поляков Игорь Валерьевич
RU2791934C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИМИТАТОР ПОДВИЖНОГО НАЗЕМНОГО ВОЕННОГО ОБЪЕКТА 2023
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Попов Евгений Иванович
  • Попов Алексей Юрьевич
  • Щедловская Мария Валерьевна
  • Щетинин Дмитрий Юрьевич
RU2805098C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ЛОЖНАЯ ЦЕЛЬ ДЛЯ ИМИТАЦИИ ЗЕНИТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИХ СРЕДСТВ 2014
  • Козирацкий Юрий Леонтьевич
  • Иванцов Алексей Владимирович
  • Иванцов Владимир Владимирович
  • Донцов Александр Александрович
  • Прохоров Дмитрий Владимирович
RU2552974C1
Макет самолета, имитирующий военную технику 2023
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Богомаз Роман Николаевич
  • Тилинин Юрий Иванович
  • Чугреев Максим Андреевич
  • Голубев Сергей Вячеславович
  • Авдеенко Игорь Александрович
RU2822468C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 835 067 C1

Реферат патента 2025 года Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники

Изобретение относится к области маскировки, в частности к средствам имитации световых демаскирующих признаков, характерных для движущейся по мостовой переправе техники в темное время суток. Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники содержит передвижную электрическую станцию, трособлочную систему с закрепленными на ней автономными источниками белого света, элементы натяжения трособлочной системы и ее крепления на устанавливаемой поверхности, электродвигатель для приведения во вращение трособлочной системы, электропровода для подключения электромотора к передвижной электрической станции и систему управления передвижной электрической станцией, электродвигателем и автономным источником белого света. Достигается воспроизведение подвижных источников света, соответствующих свету фар движущейся по мостовой переправе техники в темное время суток, до уровня, обеспечивающего принятие их средствами разведки и системами наведения высокоточных боеприпасов за реальную технику. 5 з.п. ф-лы, 6 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 835 067 C1

1. Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники, содержащий передвижную электрическую станцию, отличающийся тем, что в него введены трособлочная система с закрепленными на ней автономными источниками белого света, элементы натяжения трособлочной системы и ее крепления на устанавливаемой поверхности, электродвигатель для приведения во вращение трособлочной системы, электропровода для подключения электромотора к передвижной электрической станции и система управления передвижной электрической станцией, электродвигателем и автономным источником белого света.

2. Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники по п. 1, отличающийся тем, что трособлочная система, включающая в себя приводной шкив, ведомые шкивы с регулируемыми пружинными механизмами натяжения и закольцованный тяговый канат с напрессованными через каждые 20 м металлическими выступами гантелевидной формы, закреплена на двух Т-образных стойках, фиксируемых оттяжными металлическими канатами с натяжителями и анкерами.

3. Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники по п. 1, отличающийся тем, что выполненный на единой оси и соединенный при помощи переходной предохранительной муфты с приводным шкивом трособлочной системы электродвигатель подключен при помощи гибких с гидрофобным наполнителем и покрытых изоляционным материалом электропроводов через блок управления к передвижной электрической станции.

4. Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники по п. 1, отличающийся тем, что управление запуском, остановкой и регулирование оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, регулирование силы тока и напряжения зарядки источников электрической энергии электрических светильников регулируется дистанционно подачей команд с пульта управления на блок управления передвижной электрической станцией, запитка и обесточивание обмотки, изменение частоты оборотов ротора регулируется дистанционно подачей команд с пульта управления на блок управления электродвигателем, мощность, включение, выключение, выбор режима свечения применяемого в качестве автономного источника белого света электрического светильника регулируется дистанционно подачей команд с пульта управления на устройство управления автономным источником белого света или нажатием штока переключения.

5. Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники по п. 1, отличающийся тем, что применяемый в качестве автономного источника белого света электрический светильник, содержащий конусовидный пластмассовый со светоотражающим напылением на внутренней части оптический отражатель, соединенные в единую электрическую цепь лампу накаливания или заменяемый светодиодный источник света, электронное устройство управления источником света с возможностью регулирования значений светотехнических характеристик, возобновляемый источник электрической энергии, выполнен во влагозащищенном ударопрочном прозрачном пластмассовом корпусе, в верхней части которого выполнено технологическое отверстие, закрывающееся подвижной крышкой с герметизирующей манжетой у основания, через которое осуществляется подбор режимов свечения и зарядка возобновляемого источника электрической энергии, а также прилив с отверстием для карабина-подвески.

6. Имитатор света фар движущейся по мостовой переправе техники по п. 5, отличающийся тем, что с целью имитации минимального светового излучения света фар в качестве автономного источника белого света применяется состоящая из трех круглых взаимно перпендикулярных плоскостей, выполненных из тонколистовой пластмассы или металла и покрытых лаком с добавлением люминофора белого цвета, восьмиячеечная конструкция, грани которой фиксируются пружинными защелками, с отверстием для карабина-подвески.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2835067C1

УСТРОЙСТВО для УЛАВЛИВАНИЯ ПЫЛИ в ПРОЦЕССЕ 0
SU166879A1
Учебное пособие "Маскировка вооружения, техники и объектов", найденное в сети интернет по адресу https://web.archive.org/web/20161019125531/https://books.ifmo.ru/file/pdf/1702.pdf, размещенное в сети интернет согласно данным сайта WEBARCHIVE 19.10.2016
МОБИЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЙ ИМИТАТОР ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ 2021
  • Еремин Борис Георгиевич
  • Бутранов Андрей Сергеевич
  • Котов Анатолий Александрович
  • Михайлов Николай Александрович
  • Жулега Павел Андреевич
RU2804906C2
US 4299575 A, 10.11.1981
US 4299575 A,

RU 2 835 067 C1

Авторы

Горохов Роман Юрьевич

Митин Виталий Витальевич

Жерелов Олег Александрович

Горохова Екатерина Романовна

Семенюк Александр Владимирович

Даты

2025-02-21Публикация

2024-06-26Подача