Изобретение относится к области судостроения, в частности к безэкипажным надводным судам.
Из области техники известен безэкипажный надводный корабль Sea Hunter (США), предназначенный для патрулирования акватории без контроля человека с использованием оптических средств наблюдения. Корабль представляет собой тримаран длиной 40 метров и шириной главного корпуса 3,35 метров с двумя винтами, приводимыми в движение двумя дизельными двигателями. Корпус тримарана обеспечивает повышенную остойчивость и позволяет работать на мелководье.
Недостатками указанной модели безэкипажного надводного корабля является его узконаправленность и невозможность размещения дополнительного оборудования для увеличения спектра выполняемых задач, а также основные размерения корабля снижают его маневренность.
Известен безэкипажный надводный однокорпусный корабль по патенту РФ на полезную модель №209653, выполненный в виде корпуса с движительным комплексом, системой дистанционного управления, наблюдения, сбора и хранения информации, при этом корпус, имеющий большой развал бортов, форму носовой оконечности с бульбовым обтекателем и радиальные обводы днища, содержит рубку, установленную в центре на мидель-шпангоуте, отсеки, размещенные по левому и правому бортам, между которыми вдоль корпуса по его диаметральной плоскости расположен дополнительный отсек глубиной до главной палубы и длиной от рубки до кормы.
Недостатками указанной модели безэкипажного надводного корабля является размещение дополнительного оборудования в отсеках внутри корпуса, что ведет к затруднению установки и замены различных модулей, а так же малые коэффициенты общей полноты корпуса приводят к уменьшению объема внутренних помещений, что ограничивает возможности по размещению оборудования и топливных запасов.
Задачей настоящего изобретения является разработка безэкипажного надводного корабля, обладающего высокой автономностью, обеспечивающего работоспособность бортовых средств связи и средств освещения обстановки при сильном волнении и обладающего открытой площадкой для размещения сменных модулей дополнительных технических средств для выполнения широкого спектра задач в автономном или дистанционном режимах управления, одиночно или в составе корабельной группы.
Технический результат достигается за счет разработки безэкипажного надводного корабля, состоящего из корпуса, в котором расположены энергетическая установка и движительно-рулевой комплекс, одноярусной надстройки, содержащий интеллектуальную систему управления, обеспечивающую решение задач служебной деятельности безэкипажного надводного корабля автономно, на корабле или из пункта дистанционного управления и обладающий открытой палубой для размещения сменных модулей дополнительных технических средств.
Корпус заявляемого безэкипажного надводного корабля для минимизации килевой качки принят с вертикальным форштевнем, с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальными бортами без развала в подводной и надводной части. Такая форма носовой оконечности позволяет «прорезать» волны при больших скоростях, не позволяя носу выходить из воды. Среди преимуществ данной формы носовой части - повышение мореходности, снижение слеминга, снижение нагрузки на корпусные конструкции от ударов о волны, повышение скорости (или экономия топлива).
На открытой части верхней палубы предусмотрена возможность установки стандартных 20- и 40-футовых морских контейнеров. Носовее расположены два спасательных плота и забортные трапы. Предполагается доработка спасательного устройства для возможности его дистанционного (с берегового пункта дистанционного управления) сброса. Единственный вход с верхней палубы во внутренние помещения предполагается через специальную дверь с контролем доступа, далее во все помещения корабля доступ осуществляется по внутренним маршрутам.
В одноярусной надстройке расположены технологическая ходовая рубка, помещение аварийно-стояночного дизель-генератора, а также обеспечивается нахождение обслуживающего персонала в экипажном режиме (помещение для отдыха персонала, помещение для хранения продовольствия, воды и приготовления пищи). Дополнительно для людей, временно находящихся на борту, предусмотрена установка жилого модуля контейнерного исполнения.
Энергетическая установка корабля дизель-электрическая, двухвальная, с винто-рулевыми колонками, с винтами фиксированного шага и включает в себя:
- четыре основных дизель-генератора (основная электростанция);
- аварийный дизель-генератор (аварийная электростанция);
- две винто-рулевых колонки с гребными электродвигателями, с L-образным приводом, со щитами электродвижения, трансформаторами, преобразователями частоты (система электродвижения).
Для управления режимами хода, маневрами безэкипажного надводного корабля, решения навигационных и тактических задач кораблевождения, управления техническими средствами и общекорабельными системами в автоматическом и дистанционном режимах на корабле предусмотрена установка интегрированной системы управления (далее - ИСУ) безэкипажным надводным кораблем.
ИСУ безэкипажным надводным кораблем представляет собой интеллектуальную систему, обеспечивающую решение задач служебной деятельности безэкипажного надводного корабля. В зависимости от поставленных задач, реализация задач по управлению кораблем может решаться автономно на корабле или на пункте дистанционного управления (ПДУ). ИСУ безэкипажным надводным кораблем представляет собой единую вычислительную среду, в которой взаимосвязано решаются задачи управления кораблем и задач ПДУ, причем проверка возможности выполнения принятых на ПДУ решений осуществляется корабельной частью ИСУ и наоборот, решения, принятые корабельной частью ИСУ, контролируются экипажем, находящемся на ПДУ. Таким образом, образуется единое информационно-управляющее пространство, в котором решается весь спектр задач безэкипажного надводного корабля.
Для противодействий планам злоумышленников, предотвращения несанкционированного доступа к оборудованию безэкипажного надводного корабля и передачи звуковой информации в адрес конкретного субъекта или на объект необорудованный системами связи, в носовой и кормовой частях зявляемого безэкипажного надводного корабля размещены средства нелетального воздействия - акустические системы дальнего действия (акустические пушки).
Заявляемое изобретение поясняется рисунками фиг. 1, фиг. 2, на которых отражен архитектурно-конструктивный облик заявляемого безэкипажного надводного корабля.
Безэкипажный надводный корабль, состоящий из корпуса (1) с вертикальным форштевнем, с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальными бортами без развала в подводной и надводной части, в котором расположены основная электростанция (2), состоящая из четырех дизель-генераторов и движительно-рулевой комплекс (3), включающий в себя две винто-рулевые колонки с гребными электродвигателями, одноярусной надстройки (4), в которой расположены технологическая ходовая рубка, помещение аварийно-стояночного дизель-генератора, помещения для обеспечения жизнедеятельности обслуживающего персонала в экипажном режиме и обладающий открытой палубой (5) для размещения сменных модулей дополнительных технических средств.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| Сторожевой корабль | 2024 |
|
RU2834069C1 |
| КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
| КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2008 |
|
RU2384456C2 |
| БЕЗЭКИПАЖНЫЙ КАТЕР, ОСНАЩЕННЫЙ УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ПОДЗАРЯДКИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА | 2023 |
|
RU2831111C1 |
| КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ФРЕГАТА | 2006 |
|
RU2311313C1 |
| Коллективное спасательное средство для использования в ледовых условиях | 2023 |
|
RU2808496C1 |
| СУДНО-СПАСАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2272736C1 |
| КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ЭСМИНЦА (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2300477C1 |
| МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
| УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603709C1 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к безэкипажным надводным судам. Безэкипажный надводный корабль состоит из корпуса с вертикальным форштевнем, с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальными бортами без развала в подводной и надводной части, в котором расположены энергетическая установка и движительно-рулевой комплекс, одноярусная надстройка с помещениями, обеспечивающими нахождение обслуживающего персонала в экипажном режиме. Корпус обладает открытой палубой для размещения сменных модулей дополнительных технических средств на базе стандартных 20- и 40-футовых морских контейнеров в кормовой части корпуса. Безэкипажный корабль включает в себя интеллектуальную систему управления для обеспечения решения задач служебной деятельности автономно, на корабле или из пункта дистанционного управления. Достигается высокая автономность безэкипажного надводного корабля. 2 ил.
Безэкипажный надводный корабль, состоящий из корпуса с вертикальным форштевнем, с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальными бортами без развала в подводной и надводной части, в котором расположены энергетическая установка и движительно-рулевой комплекс, одноярусная надстройка с помещениями, обеспечивающими нахождение обслуживающего персонала в экипажном режиме, обладающий открытой палубой для размещения сменных модулей дополнительных технических средств на базе стандартных 20- и 40-футовых морских контейнеров в кормовой части корпуса, отличающийся тем, что корабль содержит интеллектуальную систему управления для обеспечения решения задач служебной деятельности безэкипажного надводного корабля автономно, на корабле или из пункта дистанционного управления.
| СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ ПО КУРСУ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2012 |
|
RU2519315C2 |
| Безэкипажный катер - носитель сменной полезной нагрузки | 2021 |
|
RU2760797C1 |
| CN 102183957 A, 14.09.2011 | |||
| 0 |
|
SU209653A1 | |
| CN 105242023 A, 13.01.2016. | |||
Авторы
Даты
2025-03-17—Публикация
2023-10-18—Подача