Безэкипажный надводный корабль Российский патент 2025 года по МПК B63B1/04 B63B35/00 

Описание патента на изобретение RU2836448C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к безэкипажным надводным судам.

Из области техники известен безэкипажный надводный корабль Sea Hunter (США), предназначенный для патрулирования акватории без контроля человека с использованием оптических средств наблюдения. Корабль представляет собой тримаран длиной 40 метров и шириной главного корпуса 3,35 метров с двумя винтами, приводимыми в движение двумя дизельными двигателями. Корпус тримарана обеспечивает повышенную остойчивость и позволяет работать на мелководье.

Недостатками указанной модели безэкипажного надводного корабля является его узконаправленность и невозможность размещения дополнительного оборудования для увеличения спектра выполняемых задач, а также основные размерения корабля снижают его маневренность.

Известен безэкипажный надводный однокорпусный корабль по патенту РФ на полезную модель №209653, выполненный в виде корпуса с движительным комплексом, системой дистанционного управления, наблюдения, сбора и хранения информации, при этом корпус, имеющий большой развал бортов, форму носовой оконечности с бульбовым обтекателем и радиальные обводы днища, содержит рубку, установленную в центре на мидель-шпангоуте, отсеки, размещенные по левому и правому бортам, между которыми вдоль корпуса по его диаметральной плоскости расположен дополнительный отсек глубиной до главной палубы и длиной от рубки до кормы.

Недостатками указанной модели безэкипажного надводного корабля является размещение дополнительного оборудования в отсеках внутри корпуса, что ведет к затруднению установки и замены различных модулей, а так же малые коэффициенты общей полноты корпуса приводят к уменьшению объема внутренних помещений, что ограничивает возможности по размещению оборудования и топливных запасов.

Задачей настоящего изобретения является разработка безэкипажного надводного корабля, обладающего высокой автономностью, обеспечивающего работоспособность бортовых средств связи и средств освещения обстановки при сильном волнении и обладающего открытой площадкой для размещения сменных модулей дополнительных технических средств для выполнения широкого спектра задач в автономном или дистанционном режимах управления, одиночно или в составе корабельной группы.

Технический результат достигается за счет разработки безэкипажного надводного корабля, состоящего из корпуса, в котором расположены энергетическая установка и движительно-рулевой комплекс, одноярусной надстройки, содержащий интеллектуальную систему управления, обеспечивающую решение задач служебной деятельности безэкипажного надводного корабля автономно, на корабле или из пункта дистанционного управления и обладающий открытой палубой для размещения сменных модулей дополнительных технических средств.

Корпус заявляемого безэкипажного надводного корабля для минимизации килевой качки принят с вертикальным форштевнем, с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальными бортами без развала в подводной и надводной части. Такая форма носовой оконечности позволяет «прорезать» волны при больших скоростях, не позволяя носу выходить из воды. Среди преимуществ данной формы носовой части - повышение мореходности, снижение слеминга, снижение нагрузки на корпусные конструкции от ударов о волны, повышение скорости (или экономия топлива).

На открытой части верхней палубы предусмотрена возможность установки стандартных 20- и 40-футовых морских контейнеров. Носовее расположены два спасательных плота и забортные трапы. Предполагается доработка спасательного устройства для возможности его дистанционного (с берегового пункта дистанционного управления) сброса. Единственный вход с верхней палубы во внутренние помещения предполагается через специальную дверь с контролем доступа, далее во все помещения корабля доступ осуществляется по внутренним маршрутам.

В одноярусной надстройке расположены технологическая ходовая рубка, помещение аварийно-стояночного дизель-генератора, а также обеспечивается нахождение обслуживающего персонала в экипажном режиме (помещение для отдыха персонала, помещение для хранения продовольствия, воды и приготовления пищи). Дополнительно для людей, временно находящихся на борту, предусмотрена установка жилого модуля контейнерного исполнения.

Энергетическая установка корабля дизель-электрическая, двухвальная, с винто-рулевыми колонками, с винтами фиксированного шага и включает в себя:

- четыре основных дизель-генератора (основная электростанция);

- аварийный дизель-генератор (аварийная электростанция);

- две винто-рулевых колонки с гребными электродвигателями, с L-образным приводом, со щитами электродвижения, трансформаторами, преобразователями частоты (система электродвижения).

Для управления режимами хода, маневрами безэкипажного надводного корабля, решения навигационных и тактических задач кораблевождения, управления техническими средствами и общекорабельными системами в автоматическом и дистанционном режимах на корабле предусмотрена установка интегрированной системы управления (далее - ИСУ) безэкипажным надводным кораблем.

ИСУ безэкипажным надводным кораблем представляет собой интеллектуальную систему, обеспечивающую решение задач служебной деятельности безэкипажного надводного корабля. В зависимости от поставленных задач, реализация задач по управлению кораблем может решаться автономно на корабле или на пункте дистанционного управления (ПДУ). ИСУ безэкипажным надводным кораблем представляет собой единую вычислительную среду, в которой взаимосвязано решаются задачи управления кораблем и задач ПДУ, причем проверка возможности выполнения принятых на ПДУ решений осуществляется корабельной частью ИСУ и наоборот, решения, принятые корабельной частью ИСУ, контролируются экипажем, находящемся на ПДУ. Таким образом, образуется единое информационно-управляющее пространство, в котором решается весь спектр задач безэкипажного надводного корабля.

Для противодействий планам злоумышленников, предотвращения несанкционированного доступа к оборудованию безэкипажного надводного корабля и передачи звуковой информации в адрес конкретного субъекта или на объект необорудованный системами связи, в носовой и кормовой частях зявляемого безэкипажного надводного корабля размещены средства нелетального воздействия - акустические системы дальнего действия (акустические пушки).

Заявляемое изобретение поясняется рисунками фиг. 1, фиг. 2, на которых отражен архитектурно-конструктивный облик заявляемого безэкипажного надводного корабля.

Безэкипажный надводный корабль, состоящий из корпуса (1) с вертикальным форштевнем, с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальными бортами без развала в подводной и надводной части, в котором расположены основная электростанция (2), состоящая из четырех дизель-генераторов и движительно-рулевой комплекс (3), включающий в себя две винто-рулевые колонки с гребными электродвигателями, одноярусной надстройки (4), в которой расположены технологическая ходовая рубка, помещение аварийно-стояночного дизель-генератора, помещения для обеспечения жизнедеятельности обслуживающего персонала в экипажном режиме и обладающий открытой палубой (5) для размещения сменных модулей дополнительных технических средств.

Похожие патенты RU2836448C1

название год авторы номер документа
Сторожевой корабль 2024
  • Арефин Олег Юрьевич
RU2834069C1
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Руденко Евгений Иванович
RU2459738C2
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2008
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2384456C2
БЕЗЭКИПАЖНЫЙ КАТЕР, ОСНАЩЕННЫЙ УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ПОДЗАРЯДКИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА 2023
  • Максименко Юрий Александрович
  • Рубан Анатолий Рашидович
  • Кушнер Гурий Алексеевич
  • Иванков Никита Александрович
RU2831111C1
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ФРЕГАТА 2006
  • Мизгирев Анатолий Аврамович
  • Перевалов Вилиор Александрович
  • Пищугин Борис Алексеевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Сенчуров Вячеслав Александрович
  • Спиридопуло Владимир Ильич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Яров Юрий Федорович
RU2311313C1
Коллективное спасательное средство для использования в ледовых условиях 2023
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Ромшин Иван Владимирович
  • Трухин Яков Олегович
  • Коротов Сергей Николаевич
  • Мерикин Дмитрий Владимирович
  • Овчинников Виктор Федорович
  • Шмаков Вадим Витальевич
  • Столбов Сергей Андреевич
RU2808496C1
СУДНО-СПАСАТЕЛЬ 2004
RU2272736C1
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ЭСМИНЦА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Спиридопуло Владимир Ильич
  • Мишин Валентин Петрович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2300477C1
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО 2005
RU2297942C2
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603709C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 836 448 C1

Реферат патента 2025 года Безэкипажный надводный корабль

Изобретение относится к области судостроения, в частности к безэкипажным надводным судам. Безэкипажный надводный корабль состоит из корпуса с вертикальным форштевнем, с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальными бортами без развала в подводной и надводной части, в котором расположены энергетическая установка и движительно-рулевой комплекс, одноярусная надстройка с помещениями, обеспечивающими нахождение обслуживающего персонала в экипажном режиме. Корпус обладает открытой палубой для размещения сменных модулей дополнительных технических средств на базе стандартных 20- и 40-футовых морских контейнеров в кормовой части корпуса. Безэкипажный корабль включает в себя интеллектуальную систему управления для обеспечения решения задач служебной деятельности автономно, на корабле или из пункта дистанционного управления. Достигается высокая автономность безэкипажного надводного корабля. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 836 448 C1

Безэкипажный надводный корабль, состоящий из корпуса с вертикальным форштевнем, с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальными бортами без развала в подводной и надводной части, в котором расположены энергетическая установка и движительно-рулевой комплекс, одноярусная надстройка с помещениями, обеспечивающими нахождение обслуживающего персонала в экипажном режиме, обладающий открытой палубой для размещения сменных модулей дополнительных технических средств на базе стандартных 20- и 40-футовых морских контейнеров в кормовой части корпуса, отличающийся тем, что корабль содержит интеллектуальную систему управления для обеспечения решения задач служебной деятельности безэкипажного надводного корабля автономно, на корабле или из пункта дистанционного управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836448C1

СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ ПО КУРСУ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2012
  • Седова Нелли Алексеевна
RU2519315C2
Безэкипажный катер - носитель сменной полезной нагрузки 2021
  • Илларионов Геннадий Юрьевич
  • Викторов Руслан Викторович
  • Кнуров Максим Вадимович
  • Корнилов Николай Анатолиевич
RU2760797C1
CN 102183957 A, 14.09.2011
0
SU209653A1
CN 105242023 A, 13.01.2016.

RU 2 836 448 C1

Авторы

Алешин Михаил Владимирович

Комаров Николай Николаевич

Часовников Никита Юрьевич

Роман Ярослав Олегович

Даты

2025-03-17Публикация

2023-10-18Подача