Изобретение относится к логопедии и может быть использовано для запуска, стимуляции и формирования речи у неговорящих детей, в том числе с аутистическими чертами в развитии.
Актуальность способа продиктована значительным увеличением количества детей с низкой мотивацией к речевому общению, а также с аутистическими чертами в развитии.
Наиболее распространённый подход в современной логопедии, дефектологии стимуляции речи у детей данных категорий - формирование словесных шаблонов, механически заученных слогов или «слов», «фраз», что приводит к невозможности спонтанного общения, диалога.
В основе предлагаемого способа заложен комплексный коммуникативный подход - повышение активности самого ребенка, повышение мотивации к взаимодействию со взрослым (первично, конечно, с родителями) и с детьми, к речевому общению в процессе стимуляции речи, к осознанному диалогу, вызывание и закрепление звуков и слогов в процессе активного взаимодействия со взрослым в ситуации общения (коммуникативно значимой для ребёнка ситуации), введение вызванного звука, слога или слова в ситуацию общения, в диалог. Коммуникативный подход позволяет осознанно наделить смыслом даже звук и использовать его в ситуации общения.
Специалист, реализуя данный способ, устраняет дефицитарность в развитии ребенка, преодолевая задержку психического развития, которая часто наблюдается при задержках речевого развития как вторичное нарушение.
Известен «Способ стимуляции речи у неговорящих детей от 2 до 5 лет» (см. описание патента РФ №2741863, опубл. 2020 г.), включающий активацию произносительной способности речи, при этом в домашних условиях проводят 8 занятий по 3 часа:
1-2 занятие - стимуляция гуления и лепета 4-7 месяцев жизни, которая включает:
а) мозжечковую стимуляцию: подбрасывание ребенка вверх, вращение его в различных плоскостях, прыжки на батуте, упражнения на балансировочной доске;
б) общение на довербальном уровне коммуникации - воспроизведение логопедом с различной интонацией и мимикой акустических образцов в виде гуления и лепета;
в) воспроизведение логопедом эмоционально акцентированных фонаций гласных звуков и слогов различной структурности;
3-4 занятие - стимуляция произносительной активности ребенка в ситуации естественного диалога на фоне игры:
а) спонтанное произношение ребенком лепетных, аморфных слов и фраз;
б) отраженное повторение ритмически организованных слогов, слов-частиц, междометий, союзов;
в) произношение логопедом контрастных слогов с фонологической дифференциацией;
г) повторение ребенком слов из двух слогов любой лексической группы;
д) непроизвольное повторение ребенком произносимых логопедом слогов, различных по ударности и безударности, громкости, звучности, мелодичности и фонематической определенности, произношение различных типов слогов - прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных;
е) повторение ребенком вопросительных, утвердительных, восклицательных словосочетаний в различной тональности;
5-6 занятие - стимуляция проприоцептивной чувствительности в скелетно-мышечной мускулатуре, кистях, пальцах рук и ног, а также мимической, язычной, подъязычной мускулатуре, причем сначала массаж проводят в виде примера с мамой, а потом с ребенком, при этом последовательно выполняют:
а) массаж мимической мускулатуры, языка, неба и пальцев кистей рук;
б) обеспечение зрительного контроля ребенка за собственными движениями и мимикой с помощью зеркала;
в) протирание лица и тела льдом, а затем теплой водой для нормализации тактильной чувствительности;
г) занятия лечебной физкультурой перед зеркалом;
7-8 занятие - обучение узнаванию букв и буквосочетаний, интуитивный морфолого-фонематический анализ слов в речи ребенка:
а) тренировка артикуляции и звуко-слогового контроля предложенных звукорядов путем отраженного произнесения парных слогов с разницей в одну фонему: ба - па, да - та, га - ка, за - ша, произнесение слов с разницей в одну фонему: бил - был, код - год, вот - рот, сыр - сор, шел - ушел, нес - внес - унес;
б) развитие интуитивного грамматического чувства структуры слова и структуры предложения путем прослушивания и повторения детских стихов и песенок;
в) стимуляция спонтанного «свободного высказывания» в условиях сюжетно-ролевой игры;
г) дидактические игры с речевым сопровождением логопеда и стимуляцией произносительной стороны речи ребенка;
при этом занятия выполняют в следующем режиме: первые 3 занятия проводят через день; 3 недели перерыв; последующие 2 занятия проводят 1 раз в неделю; 2 недели перерыв; последующие 3 занятия проводят ежедневно.
Недостаток известного способа заключается в том, что независимо от паспортного возраста, ребёнка погружают на довербальный уровень, стимулируют довербальный уровень коммуникации - гуление, лепет, а также лепетных аморфных слов и фраз. Но известно, что по законам физиологии, мозг при возможности стремится к энергосбережению, к снижению расхода энергии. И, если ребёнок освоит лепетную речь и станет использовать ее в целях общения, то осваивать гораздо более ресурсную, энергозатратную нормативную речь будет затруднительно. Мозг будет стойко ориентироваться на принцип «что легче, то и использую». Мотив к освоению нормативного русского языка будет крайне низкий, т.к. ребенку будет проще и легче использовать аморфные слова, звукоподражания, чем оперировать многосложными словами и распространенными фразами. В связи с тем, что мотивация к использованию речи в целях коммуникации у детей с особенностями в развитии снижена, то стимуляция значительно более сложных речевых нормативных форм будет крайне затруднена при освоении ребенком простого лепетного языка. По многочисленным научно-практическим исследованиям (например, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии) речь и мышление теснейшим образом связаны друг с другом. И их развитие происходит параллельно. Данный способ стимуляции речи не учитывает, что наибольшая часть популяции неговорящих детей имеет в структуре нарушения первично задержку психического развития или вторично при отсутствии речи у ребенка в 4 года. Поэтому стимуляция речи без параллельной коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки в общем психическом развитии (особенно мыслительных операций - анализа и синтеза), оказывается малоэффективной.
Известен «Комплексный способ обучения и развития речи, в том числе у неговорящих детей, коррекции задержанного речевого, психоречевого, психического развития, расстройств аутистического спектра», (см. патент РФ №2744332, опубл.2021)заключающийся в подкреплении реакций, соответствующих критерию успешности, первичными, вторичными и обобщенными подкрепителями, получении подсказок, использовании инструментов, выполнении инструкций, заданий для формирования навыков, охватывающих сферы психического развития ребенка в дошкольном возрасте, и состоит в соответствии с таблицей 1 из трех этапов:
- на первом этапе используют первичные подкрепители - еду, сок, воду, прикосновения в постоянном режиме, преимущественно физическую или имитационную подсказку, инструменты - игровые предметы, карточки с изображением предметов, разрезанные картинки, пазлы, кубики - для формирования базовых навыков: сотрудничества, моторной имитации, рецептивной речи, визуального восприятия, просьб, артикуляции, наименований, повторной речи, игровых, социальных, моторных навыков и навыков самообслуживания;
- на втором этапе на фоне усложнения заданий для дальнейшего развития навыков первого этапа формируют группу новых навыков: условных дискриминаций, интравербальных навыков, групповых навыков, навыков письма и чтения, используя вторичные подкрепители - игрушки, виды занятий, предоставление внимания, похвалу в переменном режиме, преимущественно имитационную и жестовую подсказки, инструменты - игровые предметы, карточки с изображениями предметов, действий, противоположностей, цветов, форм, предметов разных категорий, мальчиков, девочек, карточки с сюжетными изображеньями, последовательностями изображений;
- на третьем этапе на фоне усложнения заданий для всех вышеперечисленных навыков развивают навыки логического и языкового мышления, для этого используют обобщенные подкрепители - знаки отличия, жетоны, награды, деньги, естественную мотивацию для завершения задания в переменном режиме с увеличенным интервалом или соотношением, преимущественно вербальную и визуальную подсказку, а в качестве инструментов - карточки с изображениями предметов, действий, предметов различных категорий, профессий, форм, цветов, мест, социальных ситуаций, видов деятельности, эмоций, последовательностей событий, времен года, цифр, букв, сюжетные изображения, иллюстрации, наглядные пособия, бумагу, карандаши…
Недостаток способа заключается в том, что способ опирается на разные виды подкрепителей: сначала первичные пищевые, далее обобщенные подкрепители (знаки отличия, жетоны, награды, деньги), т.е. активно использует бихевиористический подход («стимул-реакция») без растормаживания эмоциональной сферы, без стимуляции спонтанного желания ребенка взаимодействовать со взрослым, использовать речь в целях коммуникации, в целях сообщения. Известный способ выхолащивает эмоциональное общение, не приводит к развитию ведущей функции речи - коммуникативной, не развивает диалоговую речь, а формирует на основе поощрения материальными предметами- словесные штампы, шаблоны. Наиболее вредоносен данный подход при его использовании в работе с детьми с аутистическими чертами в развитии, так как входящая в структуру данного отклонения в развитии эмоциональная уплощенность, низкая или отсутствие мотивации (как неречевой, так и вербальной) к взаимодействию с людьми (душевности, как человек с человеком) усугубляется. Ведущая функция речи (коммуникативная, функция со-общения) при использовании данного подхода не реализуется. А, значит, полноценное решение задачи - стимуляции речи, крайне затруднительна или невозможна (в случае детей с аутистическими чертами в развитии).
Известен «Способ стимулирования речи у не говорящих детей» (см. описание патента РФ № 2557696, опубл. 2015 г.), который выбран в качестве ближайшего аналога, прототипа и который включает последовательное проведение 3-х этапов, причем на первом этапе проводят:
- вызов и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком, при этом, полученный в процессе игры звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук;
- обучение произношению отсутствующих в речи ребенка согласных звуков при помощи формирования выдувания воздушной струи с созданием преграды с помощью артикуляционных органов и закрепление согласных звуков в игровой ситуации, используя движение предмета и жест для произношения звуков, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук;
на втором этапе проводят:
- обучение завершению произношения слова при помощи использования эффекта тяготения безударного слога к ударному и/или неустойчивой ноты - к устойчивой, и/или к завершению ритмически заданной структуры слова;
- обучение словам из двух и более открытых слогов и одного закрытого слога,
на третьем этапе проводят обучение произношению фразы с использованием одновременно ее ритмико-мелодической структуры, жестов, картинок и/или предметов, обозначающих слово целиком.
Недостаток прототипа заключается в том, что данный способ стимуляции речи противоречит онтогенезу развития речи. Существует врожденная заданная программа развития речи, включающая врожденные, поэтапно включающиеся, запускающиеся новообразования на основе предпосылок развития речи (что доказано многочисленными научно-практическими исследованиями). Коррекционно-развивающая работа по стимуляции речи известным способом начинается с вызывания согласных, что противоречит речевому онтогенезу, т.к. первично появляются гласные на основе физиологического акта- крика и звуки гуления (сочетания преимущественно гласных звуков). Второй существенный недостаток известного способа - вызывание и закрепление за звуком ассоциации на движение предмета с жестом, т.е. звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук. Данный способ не решает коммуникативной задачи: вызванный звук, слог не служит способом со-общения, не решается коммуникативная задача- использование речевой продукции для развития диалоговой речи в процессе замотивированного душевного общения. Большинство действий с предметом в этом способе не являются коммуникативно значимыми ситуациями, которые естественны для повседневного общения между взрослым и ребенком, а, значит, данный способ склонен к формированию словесных штампов, стимуляции эхолалий (у детей с аутистическим чертами в развитии).
Ни один из вышеперечисленных способов стимуляции речи не был направлен на формирование диалога в коммуникативно значимых ситуациях для ребенка, в ситуациях повседневной жизни. Описанные выше способы не уделяли достаточного внимания реализации коммуникативного подхода, где речь является средством общения, сообщения, инструментом для диалога между взрослым и ребенком, ребенком и взрослым, ребенком и другими детьми.
Предлагаемый способ нацелен на онтогенетический подход развития речи, реализацию коммуникативного подхода, при котором вызванный звук, слог, слово является средством сообщения в процессе общения в коммуникативно значимых ситуациях для ребенка, что позволяет сформировать диалоговую речь для повседневной жизни в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, и наоборот. Коммуникативный подход позволяет в том числе эффективно преодолевать аутистические черты в развитии детей. Комплексный способ эффективен в использовании и высоко результативен при использовании стимуляции речи у детей любой категории (неговорящие дети с задержкой речевого развития, алалией, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра).
Способ позволяет формировать осознанную диалоговую речь в процессе повседневного общения ребенка со взрослым, взрослого с ребенком, ребенка с другими детьми.
При применении данного комплексного способа запуска, стимуляции речи достигаются:
- повышение эффективности стимуляции речи на основе формирование диалоговой речи в коммуникативно значимых для ребенка ситуациях;
- повышение эффективности работы мозга, так как активно используются нейропсихологические приемы;
- преодоление задержки психического развития через повышение эффективности развития мыслительных операций-анализа и синтеза;
- сокращением срока коррекционной работы за счет увеличения уровня интереса к коррекционному процессу, высокой мотивации к взаимодействию ребенка со взрослым, высокой мотивации к речевому общению;
- преодоление аутистических черт в развитии, таких как эхолалии, трудностей понимания обращенной речи, формирование мотивации у ребенка к взаимодействии со взрослым, в том числе с использованием осознанной речи;
- повышение эффективности за счет активного участия родителей в процессе программы запуска, стимуляции речи в домашних условиях.
Технический результат достигается тем, что комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей включает обучение произношению фразы с использованием одновременно ее ритмико-мелодической структуры, жестов, картинок и/или предметов, обозначающих слово целиком, включает:
- вызывание звуков, слогов осуществляется пассивно с помощью механического воздействия на органы артикуляции ребёнка руками взрослого, при этом последовательность вызывания звуков обусловлена развитием, появлением звуков в речевом онтогенезе и закрепление звуков, слогов в коммуникативно значимых для ребенка ситуациях,
- вызывание звуков, слогов осуществляется активно по подражанию и их закрепление в коммуникативно значимых ситуациях с использованием жеста или действий, а также в игровых ситуациях, при этом последовательность вызывания звуков обусловлена развитием, появлением звуков в речевом онтогенезе,
- закрепление и автоматизация вызванных гласных звуков и слогов на основе речедвигательной гимнастики и в игровых ситуациях,
- закрепление и автоматизация вызванных слогов с последовательными движениями руками, ногами, руками-ногами и стимульного материала,
- формирование слоговой структуры слова на основе соединения слога с движением, при этом смена движений происходит на уровне серии слогов и слогов в слове,
- формирование слоговой структуры слова в коммуникативно значимой для ребенка ситуации на основе соединения слога с движением речедвигательной гимнастики в процессе смены движений,
- формирование предикативного словаря ребёнка и понимания обращенной речи,
- закрепление вызванных слов в коммуникативно значимых для ребенка ситуациях, игровых ситуациях, коммуникативной логоритмики, через чтение, с использованием стимульного материала,
- формирование простой и распространенной фразы в коммуникативно значимых для ребенка ситуациях, в игровых ситуация, через чтение, с использованием коммуникативной логоритмики.
При необходимости проводится коррекция поведения ребёнка, повышение у ребенка мотивации к взаимодействию со взрослым. При необходимости осуществляется формирование эмоционально-положительного общения между родителем и ребенком на основе педагогических приемов, игровых ситуаций, коммуникативной логоритмики. Повышение у ребенка речевой мотивации в процессе взаимодействия со взрослым на основе педагогических приемов, игровых ситуаций и коммуникативной логоритмики. На первом этапе реализуется система поощрений, от пищевого поощрения до радостной реакции ребенка на словесную эмоционально-положительную похвалу взрослого.
(«Молодец», «Умница», «Получилось»), радость и удовлетворение самого ребенка от преодоления им трудностей и решения задачи (игровой, речевой).
В возрасте ребенка до 3л. 8 мес. (без выраженной органической недостаточности центральной нервной системы и без аутистических черт в развитии) курс занятий длится 3 мес. Еженедельно 3-4 занятия по 60мин. каждое. В случаях более старшего возраста детей временной период запуска, стимуляции речи увеличивается.
Способ включает вызывание звуков, слогов пассивно с помощью механического воздействия на органы артикуляции ребёнка руками взрослого, при этом последовательность вызывания звуков обусловлена развитием, появлением звуков в речевом онтогенезе и закрепление звуков, слогов в коммуникативно значимых для ребенка ситуациях. Так как ребенок не может (например, в следствие диспраксии или интеллектуальной недостаточности) произвольно выкладывать артикуляционную позу губ или языка; или не хочет повторять за взрослым звуки, слоги (низкая мотивация к речевому общению или ее отсутствие, негативизм), взрослый манипулирует органами орально-артикуляционного отдела речевого аппарата, т.е. губами и языком.
Основные положения ребенка в процессе вызывания звуков:
- лёжа на полу, кровати (зрительное внимание на артикуляции взрослого);
- лёжа на коленях у взрослого, взрослый поддерживает ребенка за спину и шею (зрительное внимание на артикуляции взрослого, активные кинестетические ощущения от органов артикуляции);
- сидя напротив взрослого (взрослый поддерживает шею ребенка);
- сидя напротив зеркала (зрительное внимание на собственной артикуляции и артикуляции взрослого);
- сидя на коленях у взрослого, желательно напротив зеркала (взрослый поддерживает шею ребенка);
- стоя.
Последовательность вызывания звуков обусловлена развитием, появлением звуков в речевом онтогенезе (онтогенетический подход: гласные звуки, потом согласные на основе физиологических актов (крика, глотания, сосания)).
Вызывание гласных звуков. Первично вызывается звук А, который самый ранний по речевому онтогенезу и обусловлен физиологическим актом - криком. Далее вызываются звуки У или И, а после них звук О.
Например, положение лёжа на кровати, на полу или в положении лёжа на коленях у взрослого с поддержкой рукой шеи (ребенок будет видеть артикуляцию взрослого и чувствовать свою артикуляцию), или сидя на коленях у взрослого напротив зеркала. Для произнесения звука А открывает рот ребенка и говорит: «Говори: ААААА», помогая малышу повторить звук. Если ребенок рот открывает, а звука А нет, то нужно с одновременным открытием рта и произнесением взрослым А постучать по грудке или спинке, чуть наклонив корпус вперёд, вызвав необходимый звук.
Пример вызывание звука У или И. Взрослый перед зеркалом или без зеркала, но с ориентацией на собственную артикуляцию (ребенок напротив взрослого) вытягивает губы ребенка в трубочку с одновременным произнесением звука У или растягивает губы ребенка в улыбку с одновременным произнесением «И». Повторить многократно. Какой звук получился, ярко эмоционально похвалить, можно дать пищевое поощрение или желанную для ребенка игрушку, желанный предмет (в случае аутистических черт в развитии). После того, как, например, закрепился звук У, проводим активное вызывание звука И, и наоборот. Вызванный звук У или И рекомендуется закреплять в звуковых дорожках стимульного материала.
После вызывания гласных звуков подключается этап вызывания согласных звуков, и акцент делается не на звуке согласном, а на слоге с соответствующим вызванным согласным звуком.
Вызывание согласных звуков. В целях ускорения динамики коррекционного процесса, а также на основе учета индивидуальных возможностей ребенка не обязательно строго соблюдать описанную выше последовательность вызывания гласных звуков. Возможен, например, вариант, когда после закрепления звука А, параллельно с вызыванием следующего гласного звука (например, У или И) проводится работа по вызыванию согласного звука и одновременным введением его в слог (например, вызванный звук М вводится в слог МА), так как основа слов в русском языке - не отдельные звуки, а слоги.
Вызывание согласных звуков также, как и при вызывании гласных звуков, ориентируется на онтогенетический подход, т.е. появление согласных звуков в процессе нормативного речевого онтогенеза. Условная последовательность вызывания согласных звуков: М, П, Б (губно-губные звуки, обусловлены физиологическим актом сосания), Г, К, Х (обусловлены физиологическим актом глотания), Д, Т, Н, Л первоначально от межзубного положения языка (так как верхний подъем языка для ребенка на ранних этапах запуска, стимуляции речи является крайне затруднительным).
Например, вызывание губно-губных согласных (М, П, Б, эти звуки обусловлены физиологическим актом - сосания, поэтому опираясь на онтогенетический подход, в первую очередь их начинаем вызывать). Если появился звук А, то попробуйте вызвать звуки М, П, Б (артикуляция одинаковая).
Пассивный способ: взрослый смыкает губы ребенка с одновременным произнесением звуков ПППП, ББББ, ММММ. Многократно повторить. Какой-то звук обязательно вызовется. Его сразу в слог Ма/Па/Ба. Можно чередовать ММММ/Ма, ППП/Па, БББ/Ба. Для усиления кинестетических ощущений и «заякоривания» можно использовать шпатель деревянный или палочку из-под мороженного. Кладем ее между губками ребеночка и смыкаем губы руками. Как только звук, слог появился - сразу переходим в смысловую ситуацию. МА-МА, дАй / ПАПА, дАй / БАБА, дАй. Малышу может потребоваться время синтегрировать умение понять ситуацию, сделать жест, обратиться к соответствующему близкому человеку и сказать. Но мы создали коммуникативную ситуацию. Звук или слог - это не просто вокализация или звукосочетание, а слово, использованное в ситуации взаимодействия, что особенно необходимо при аутистических чертах развития (да, сначала использование формальное, но на фоне ярких эмоциональных поощрений и др., у ребенка сначала появится активность, мотивация взаимодействовать со взрослым, а потом и желание).
Способ включает вызывание звуков, слогов активно по подражанию и их закрепление в коммуникативно значимых ситуациях с использованием жеста или действий, а также в игровых ситуациях, при этом последовательность вызывания звуков обусловлена развитием, появлением звуков в речевом онтогенезе,
Последовательность вызывания звуков обусловлена развитием, появлением звуков в речевом онтогенезе (онтогенетический подход: гласные звуки, потом согласные на основе физиологических актов (крика, глотания, сосания)).
Пример, вызывание гласных звуков.
Вызывание звука А. Звук А первый появляется в речевом онтогенезе и обусловлен физиологическим актом-криком. Взрослый произнёс А - ребенок повторил. Или показывает куколку, мишку: «Ляля плачет «А». Как плачет ляля?» Ребеночек «А». Взрослый: «Пожалей лялю». Ребеночек жалеет лялю. Взрослый: «Покачай люлю. АААа». Ребенок качает и поет и др.
Вызывание звука У или И. Коммуникативные ситуации:
А) Взрослый обращается к ребенку: «Ты будешь? Ребенок отвечает: «(Я) бУдУ».
Б) Игра с мыльными пузырями. Взрослый: «дУть?». Ребенок: «дуй».
В) Показывает слоника или коровку и произносит «Это слон/коровка У, МУ». «Слон/коровка, ИдИ»». Показывает, как идет. «Топ-топ» (Можно из бумаги вырезать дорожку, домик. Идёт по дорожке в дом).
В процессе запуска, стимуляции речи на одном занятии после появления первого звука А, вызываются и согласные, ранние по онтогенезу, и гласный звук А вводится в слог в процессе закрепления на основе речедвигательной гимнастики, системы закрепления и автоматизации вызванных слогов, пособий по запуску, стимуляции речи. Первоначально повторение звука носит более рефлекторный характер, далее происходит переход на уровень осмысления, осознавания смысла используемого звука, введение в ситуацию. Вызванный звук А активно наполняем смыслом, вводится в ситуацию взаимодействия, общения по авторской системе, коммуникативно значимую для ребенка ситуацию (например, звук А - одна из коммуникативно значимых ситуаций для ребенка - ситуация «дай»). Т.к. ведущая функция речи -коммуникативная, функция сообщения, то даже самый простой звук должен быть средством сообщения чего-то на основе желания у ребенка сказать взрослому. Появление такого новообразования - сильный толчок в развитии речи. И обязательно даже за самый маленький успех малыша - активное эмоциональное подкрепление яркой реакцией радости (или в дополнение пищевое поощрение). Итак, формируется цепочка: рефлекторный звук с поощрением (пищевым, предметным) → произнесение звука, слога в ситуации с поощрением → осмысление, осмысленные вокализации или слоги в ситуациях взаимодействия с эмоцией радости.
Примеры коммуникативно значимых ситуаций, например, для вызванного звука А. Ситуация «Дай». Когда ребенок захочет взять какой-то предмет, взрослый подходит и говорит: «Попроси. Даай». Взрослый показывает жест дай на своей руке, понуждая, чтобы и ребенок сделал так же. Если малыш не умеет делать этот жест, то необходимо его научить. Далее жест «дай» (сгибание пальчиков к ладони, прижимание согнутых пальчиков к ладони) и звук А. Может быть, у ребенка получится через некоторое время спонтанно вместо «А» - «ай» или даже «дай». Возможно специалисту или родителю некоторое время нужно пассивно сгибать пальчики жеста дай и одновременно открывать рот для произнесения А (в случае диспраксии или апраксии - невозможности самостоятельно, произвольно выполнить движение и артикуляционную позу). Взрослый не даёт предмет ребенку до тех пор, пока тот хотя бы руку не вытянет или не сделает полноценный жест дай, а если может сказать «а» или «дай», то, пока не скажет.
Далее необходимо активно эмоционально похвалить и дать желаемое, особенно при низкой мотивации к речевому общению (хвалить ярко-эмоционально, с обниманием за любую попытку сказать, протянуть для просьбы руку…). Многократно упражняться. Отлично закрепляется это умение в ситуации, когда что-то вкусное предлагается ребеночку. Далее взрослый вместо «Попроси. Даай» использует просто «Попроси», без подсказки для ребенка в целях самостоятельной актуализации звука «А» или слова «дай». Так формируется необходимость использовать речь в целях коммуникации, необходимость взаимодействовать со взрослым для получения желаемого с помощью речи вместо молчаливого взятия предмета, игрушки или с помощью мимики, жестов, крика или плача.
Ситуация «Да» (после того, как усвоена ситуация А). Когда ребеночек что-то захочет сделать, взрослый спрашивает: «Ты будешь (кушать, рисовать, гулять…)?», взрослый говорит «да» с наклоном головы. Если ребенок по подражанию не выполняет (отмечается диспраксия), то надо наклонить его голову с одновременным произнесением взрослым «да». Многократно упражняться в создании данных ситуаций. Отлично закрепляется это умение в ситуации, когда предлагается что-то вкусное.
Ситуация «Я-молодец!». Как только у ребенка что-то получилось сделать, взрослый ярко эмоционально окрашено восклицает: «Молодец!! Кто молодец? ЯЯЯЯ - молодец!!», ручкой ребеночка постукивая по его грудке. Если ребенок не говорит «Я», тогда взрослый открывает ему ротик и одновременно с этим сам произносит «Я». В последующем ребеночек сам будет постукивать по грудке и говорить ЯЯ.
Ситуация «бАх». Бросаем предметы в корзину, в коробку с «бАх». Другие ситуации: бросаем под музыку мячи, бросаем в башню из кубиков мяч.
Ситуация «Ам». Кормим родителей, животных, игрушки.
Ситуация «бАю, бАй». Укачивать куколку или другую игрушку и петь «бАю,
бАй» с акцентом на «А». Если ребеночек повторит хотя бы «А, А» - замечательный результат, а если слог «Ба, Ба» - великолепный результат!!
Вызванный звук А рекомендуется закреплять в звуковых дорожках и буквенном лото.
Известно, что при закреплении вызванного звука эффективно использовать ее эквивалент-букву. Обучение чтению является ещё одним средством стимуляции речи, т.е. мы опираемся не на слуховой анализатор, который часто бывает незрелым, дефицитарным, а на зрительный анализатор, который у современных детей в гиперфункции. Таким образом, обучая ребенка чтению, мы используем «обходной» путь запуска речи.
Ребенок как можно чаще должен слышать от взрослых и повторять вызванные звуки или слоги в различных коммуникативных ситуациях или играх (например, во время катания на качелях, прыгания на кровати, ходьбе и др.). Чем чаще будет повторять, тем быстрее будет развиваться речь. Часто бывает достаточно толчка, чтобы повысить мотивацию к взаимодействию и речевому общению, и речевая функция начинает интенсивно развиваться. Как только согласный звук появился - сразу вводим в слог с гласными А, У, И, О. Как только звук, слог появился (активным или пассивным способом), сразу активно повторять (взрослый проговаривает слоги в процессе бытовой жизни, а ребенок слушает и повторяет сам ребенок) Для этого можно использовать не только всевозможные бытовые ситуации - звонить в звонок дверной с проговариванием слогов, подъем по ступенькам, бег, шаг, но и в процессе любимых игр ребенка.
Способ включает закрепление и автоматизация вызванных гласных звуков и слогов на основе речедвигательной гимнастики и в игровых ситуациях без поощрения или с поощрением (музыкальных, двигательных, лопании пузырей, бросания мячей и др.): МА-МА-МА или ПА-ПА-ПА или БА-БА-БА. Открытый слог с повторяющимися согласным и гласным. Далее МА-ПА или МА-БА и др., в зависимости от того, какие согласные появились. То есть гласный одинаковый, согласный разный. МА-МУ(МИ) - согласный одинаковый, гласные разные. МА-ПУ - согласные и гласные разные. Тем самым мы не только тренируем речевой аппарат, фонематическое восприятие (дифференциацию звуков на слух), но и формируем плацдарм для произнесения слов. Тренируясь, ребенок самостоятельно, спонтанно начинает использовать слоги для произнесения, называния предметов…
Далее отрабатывается серия из трёх слогов, например, МА-МА-МУ, МУ-МУ-МА, МА-МУ-МА…
Пример повторения серии слогов на основе речедвигательной гимнастики (автор активно использует движения рук при произнесении гласных звуков). На звук А - руки с раскрытыми ладонями перед грудью и в стороны, на У - руки с раскрытыми ладонями вперед от губ или груди, на И - руки вверх, О - в стороны и вверх. Каждый звук произносится медленно, потом быстро, интенсивно. Те же движения и при произнесении соответствующей гласной в слогах. Ма… Если ребенок не повторяет за взрослым, то движение рук ребенка проводится взрослым.
Способ включает закрепление и автоматизацию вызванных слогов на основе серии слогов с последовательными движениями руками, ногами, руками-ногами).
Так как закрепление слогов наиболее эффективно в процессе движений, то именно поэтому автором используется произнесение нужного слога с движением тела или отдельных его частей. Особенно высокий результат достигается не при изолированном произнесении слога, а в серии слогов. Например, хлопнуть в ладоши (одновременно произнести МА), потом хлопнуть ладонями по коленям (одновременно произнести ПА) или хлопнуть в ладоши - топнуть ногой). Подобным образом отрабатываются серии из двух, трех и более слогов. Закрепление и автоматизация слогов осуществляются также и на основе стимульного материала.
Способ включает формирование слоговой структуры слова на основе соединения слога с движением в процессе смены движений на уровне серии слогов и слогов в слове (серии последовательных движений, например, руками, ногами, руками-ногами).
Формирование слоговой структуры слова, профилактика нарушений слоговой структуры слова (часто отмечается у детей с задержками речевого развития или нарушении речи) - соединение слога с движением в процессе разнообразных смен движений, закрепление вызванных слов происходит на основе переключений в моторной сфере первоначально без речевого сопровождения, а далее с произнесением слогов.
Например, при стимуляции речи на уровне слова - хлопнуть в ладоши (одновременно произнести МА), затем хлопнуть ладонями по коленям (одновременно произнести МА) или хлопнуть в ладоши, произнести ПА - топнуть ногой, произнести ПА).
Способ включает формирование слоговой структуры слова в коммуникативно значимой для ребенка ситуации или в процессе игры на основе соединения слога с движением речедвигательной гимнастики в процессе переключений.
Конкретное движение соответствует определенному гласному звуку. На звук А - руки с раскрытыми ладонями перед грудью и в стороны, на У - руки с раскрытыми ладонями вперед от губ или груди, на И - руки вверх, О - в стороны и вверх.
Например, ребенок захотел поиграть в машинку, взрослый говорит: «Попроси». Ребенок: Дай (с жестом руки). Взрослый: Дай что? (указывая на машинку). Что это? МА (руки в стороны - речедвигательное движение на звук А) - ШИ (движение руками вверх - звук И), НА (движение руками в стороны - звук А). Дай МА-ШИ-НУ (взрослый сопровождает произнесение каждого слога движениям рук). Ребенок по подражанию повторяет все, что показывает и говорит взрослый сначала со взрослым, далее самостоятельно.
Способ включает формирование предикативного словаря ребёнка и понимания обращенной речи. Предикат (глагол)- главная смыслообразующая часть речи. Поэтому, для успешной реализации формирования понимания обращенной речи у детей необходимо уделять значение развитию предикативного словаря.
Пример. Выполнение действий самим ребенком. Инструкция: «Катя, ИДИ» («иди» произносится четко). Взрослый берет за руку ребенка и идет вместе с ним, проговаривая: «ИДИ», «я - иду» (с жестом похлопывания по груди). По такому принципу отрабатываются следующие глаголы: стой, беги, сядь/садись, ползи, толкай, кушай, пей, брось, лови, толкай, рисуй, читай, мой руки и др.
Пример. Выполнение действий взрослым по просьбе ребенка. Инструкция: «Мама, иди».
Пример. Проигрывание на игрушках, предметах, посуде. Инструкция: «Му, иди», «иго-ко иди». Покажи, как идет, ИДИ. Топ-топ-топ.». Ребенок или взрослый, удерживая руку ребенка, совершает движение ходьба. Далее по алгоритму с остальными глаголами.
Пример. Отработка предикатов по картинкам. Перед ребенком на столе картинки. Взрослый берет игрушку, например, собаку: «Аф иди, Аф идет». Показывает, как идет и ставит на картинку с изображением, собака идет (желательно похожая внешне на фигурку собаки). Далее закрепляется: «Покажи, как аф идет. Аф, иди», «Покажи на картинке - аф идет». Ребенок показывает. Обязательно надо включить «иди» и через самого ребенка или с помощью предмета. (Взрослый говорит ребенку: «Катя, ИДИ». Взрослый: «Посмотри, кукла Аня идет. Аня, иди. Аня идет, вот на картинке тоже, Аня идет.» Показать картинку.) И так с остальными глаголами. Если глагол «пить или кушать», то с использованием посуды.
Далее необходим этап дифференциации. Перед ребенком две картинки с разными действиями. Например, идет, бежит. Инструкция: «Покажи, кто идет? Покажи, как идет? Покажи, кто бежит? Покажи, как бежит» (ребенок с помощью, например, куколки имитирует движение). То есть ребенок должен не только показать картинку с изображением глагола, но и показать соответствующее движение. Далее можно раскладывать картинки по группам действий.
Пример. Умение показывать жестами или отвечать на вопрос по картинке «Ав идет? Да (нет)» и без картинки. Если да, то ребенок кивает головой, если нет, то машет. Если уже может сказать, то использует и жест, и слово. В данном задании активно работает мышление.
Пример. Актуализация глагола в речи. Инструкция взрослого: «Что делает?» Ребенок отвечает.
Пример. Символические действия. Инструкция: «Покажи, чем кушает» (ребенок показывает ложку). «Покажи, как кушает». Ребенок сначала может показывать на предмете, а потом без предмета, тем самым осваивая символические действия. Освоение символических действий после всех выше описанных этапов - это признак полного проживания, осмысления действия.
Способ включает закрепление вызванных слов в коммуникативно значимых для ребенка ситуациях, игровых ситуациях, в процессе речевых игр, коммуникативной логоритмики и через чтение на основе авторского стимульного материала.
Например, коммуникативные ситуации: когда ребенок захочет какой-то интересный для него предмет, взрослый обращается к ребёнку: Попроси. Дай что? мяч, фонарик… Ребенок повторяет за взрослым «мяч, фонарик». Или когда ребенок захочет позвать маму, то должен сказать «иди». Или Взрослый: «Ты будешь кушать, купаться…?» ребенок отвечает: «Да. буду».
Закрепление вызываемых, вызванных слов в игровых ситуациях, например, игра с мыльными пузырями. Взрослый: «дуть?». Ребенок: «Да. Дуй» и ребенок строит башню, потом бросает мяч и говорит «падай».
В процессе коммуникативной логоритмики существует множество музыкально-двигательных, сенсорных игр, а также потешек, игр с напевами из русского народного фольклора, которые эффективно решают задачу закрепления вызываемых или вызванных слов. Например, Ребенок. Мама ребенка сидят на полу рядом со специалистов. У взрослого (специалиста) в руках колокольчик, он поет песенку с одновременным звоном колокольчика: «у меня в руках колокольчик, дам его я Ване. Ваня, на». И передает ребенку. Далее ребенок звонит в колокольчик, взрослый поет туже самую песенку, только с иной концовкой «дам его я маме. Мама, на». Ребенок проговаривает «Мама, на» и предает колокольчик маме». В игре может принимать любой родственник, к нему обращается ребенок и передает колокольчик.
Обучение чтению является средством стимуляции речи, т.е. в процессе стимуляции речи опираемся не на слуховой анализатор, который часто бывает незрелым, дефицитарным, а на зрительный анализатор, который у современных детей часто бывает в гиперфункции. Таким образом, обучая ребенка чтению, мы используем «обходной» путь запуска речи.
Предлагается использовать практический, авторский стимульный материал - «звуковые дорожки», буквенное, слоговое лото, лото на слова, который предназначен для закрепления вызванных звуков, слогов, слов у безречевых детей (с алалией), для стимуляции речи с опорой на чтение.
Звуковые дорожки ориентированы на активное подключение просодических компонентов речи: изменение ритма, темпа и силы голоса. В отдельных случаях можно подключать работу над интонацией при закреплении изолированных гласных звуков или согласных звуков в слогах. Все задания должны включать игровые моменты. Предлагаемые для чтения гласные расположены в определенной последовательности, так как мы вызываем эти звуки А, У, И, О, Э, Ы, так как самый простой для произнесения - звук А (обусловлен физиологическим актом крика и плача), далее У - так как этот звук совершенно по артикуляции не похож на звук А - вытягиваем трубочку из губ (как правило сначала пассивно), далее звук И - улыбка (часто пассивно растягиваем губы ребенка в улыбке) и звук О в последнюю очередь, так как дети часто путают звуки У, О.
«Звуковые дорожки» - это линии разных вариаций (от прямых до волнистых или ломаных, от непрерывных до прерывистых), отображающие продолжительность произнесения звуков. Основополагающими линиями являются:
_____ длительное произнесение без остановок и пауз,
__ __ с вынужденными остановками между отрезками траектории - продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки,
- с кратким произнесением звуков.
Использование разной длины и траектории линий траекторий позволяет разнообразить игровой процесс.
Проводя по дорожкам пальцем, ребенок или взрослый произносит отрабатываемый звук по всей траектории дорожки следующим образом: немодулировано, монотонно (прямые непрерывные и прерывистые траектории) или модулировано и интонировано - с чередованием силы голоса, тихо или громко (волнистые, зигзаговые, спиралевидные и др.: траектория вверх - интонация ↑, траектория вниз - интонация ↓ ).
Специалист или родитель озвучивает пару картинок на отрабатываемый звук. Далее на основе этих картинок-ассоциаций взрослым или ребенком составляется фраза (перед ребенком и взрослым не ставится задача правильно произнести закрепляемый звук в словах фразы).
Если смысл связи между картинками ребенок недостаточно понимает или вообще не понимает, то следует подробно его объяснить. После ребенок пальцем одной или двух рук (в зависимости от особенностей дорожек) проводит по траектории с одновременным произнесением закрепляемого звука, причем, не бессмысленно проговаривая отрабатываемый звук, а включаясь в игровой процесс, заданный первоначально специалистом (или самим ребенком), который ориентируется на картинки дорожки. Перед ребенком не ставится задача правильно произнести отрабатываемый звук в словах-названиях картинок (т.е. автоматизировать звук в словах), а более важным на данном этапе является стимуляция речевой активности.
Данные упражнения можно разнообразить, предложив с произнесением звука одновременно обводить траекторию дорожки карандашом или фломастером.
Возможно использовать следующий вариант работы с дорожками. Вырезать все картинки и траектории, затем попросить ребенка самостоятельно составить игровые пары, выбирая соединяющие их любые траектории. Итак, специалист или родитель самостоятельно подбирает пару картинок на отрабатываемый звук, объединённых общим сюжетом, или предлагает выбрать картинки ребенку, затем прикладывает их к концам дорожки траектории. Если смысл связи между картинками ребенок недостаточно понимает или вообще не понимает, то следует подробно его объяснить. Картинки и звуковые дорожки можно использовать и тогда, когда ребенок заговорил, стал использовать фразу: на основе этих картинок-ассоциаций ребенком составляется фраза. Если понимание ребенка не затруднено, не ограничено, то будет полезно предложить ребенку объяснить взаимосвязь между выбранными им или специалистом картинками. Так как, как правило, не существует жесткой предопределенности пар картинок, то в случае, кажущегося ошибочного выбора пары, необходимо подробно расспросить ребенка о причине его выбора, возможно, он использовал не ближайшие ассоциации, а отдаленные, в случае же ошибки, объяснив, исправить ее.
Примеры звуковых дорожек.
Фиг. 1 - самая простая «звуковая дорожка»- прямая линия: длительное немодулированное произнесение гласных звуков (АААААА) с одновременным проведением пальцем руки по линии.
Фиг. 2 - немодулированное произнесение гласных звуков с вынужденными остановками между отрезками траектории - продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки (по возможности, без остановок и добора воздуха): ААА-ААА-ААА; УУУ-УУУ-УУУ).
Фиг. 3 - дорожка «большая волна»: модулированное плавное проговаривание гласных звуков (как будто медленно идём или едем вверх в гору, а потом спускаемся вниз): ААА↓ААА↑; с чередованием темпа (медленно или быстро) и силы голоса (громко или тихо), по возможности, без остановок и добора воздуха.
Фиг. 4 - дорожка «кочки»: проговаривание гласных звуков, имитируя скачок (по возможности, без остановок и добора воздуха).
Фиг. 5 - дорожка «лабиринт»: длительное немодулированное произнесение гласных звуков (по возможности, без остановок и добора воздуха) с одновременным проведением пальцем руки по линии.
Фиг. 6 - дорожка «гусенички»: немодулированное произнесение гласных звуков с вынужденными остановками между отрезками траектории - продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки (по возможности, без добора воздуха): АААА-АААА-АААА.
Фиг. 7 - дорожка «большие горки» (большая): «рубленное» произнесение гласных звуков или модулированное (по возможности без остановок и добора воздуха) ААА↓ААА↓.
Фиг. 8 - дорожка «улиточка»: плавное произнесение гласных звуков с одновременным проведением пальцем руки по спиральке (по возможности, без остановок и добора воздуха).
Фиг. 9 - дорожка «прерывистая улиточка»: произнесение гласных звуков с вынужденными остановками между отрезками спиральки (т.е. прерывисто) - продолжительность произнесения соответствует отрезку траектории.
Фиг. 10 - дорожка «змейка» (большая, маленькая, смешанная): длительное немодулированное произнесение гласных звуков или модулированное на подъёме (по возможности, без остановок и добора воздуха) с одновременным проведением пальцем руки по линии.
Фиг. 11 - дорожка «петелька»: ребёнок проводит пальцем по петелькам и модулировано плавно произносит гласные звуки (как будто медленно идём или едем вверх в гору, а потом спускаемся вниз): ААА↓ААА↑ (по возможности, без остановок и добора воздуха).
Фиг. 12 - дорожка «рыбки»: произнесение гласных звуков с одновременным проведением пальцем руки по контуру рыбки.
На Фиг. 13, 14, - представлены примеры звуковых дорожек.
Звуковые дорожки с траекторией, содержащие слоги (см. примеры Фиг. 15, 16) предназначены для отработки гласных звуков в слогах с простыми по произнесению согласными - начальный этап автоматизации звуков. Ребенок или взрослый пациент проводит пальцем по траектории дорожки, одновременно произнося закрепляемый звук, «доходит» до кружочка или овала со слогом и произносит соответствующий слог, например, ААААА- МА-АААА - БА… Отрабатываемый гласный сохраняется, а согласные меняются для возможного произнесения ребенком по подражанию, развития слухового внимания и умения дифференцировать звуки на слух -фонематического восприятия (согласные простые по образованию).
Пример стимульного материала - лото на гласные А, У, И, О, Э, Ы. Известно, что при закреплении вызванного звука эффективно использовать ее зрительный эквивалент - букву. Обучение чтению является ещё одним средством стимуляции речи, т.е. мы опираемся не на слуховой анализатор, который часто бывает незрелым, дефицитарным, а на зрительный анализатор, который у современных детей часто бывает в гиперфункции. Таким образом, обучая ребенка чтению, мы используем «обходной» путь запуска речи. Описание игры: лото-поле и карточки с гласными (карточки предварительно разрезаются). Взрослый, показывая на отдельную карточку с буквой А: «Читай. А. Положи А» (даёт ребеночку в руку и кладёт вместе с ним на соответствующую букву поля). В последующем ребёнок сам называет букву и кладёт на нужное место. Далее изучаются остальные буквы в зависимости от их появления, вызывания. То есть чтение является способом закрепления вызванных звуков. Игру можно сделать увлекательнее, если прикрепить к карточкам скрепки и «ловить» их удочкой на магните.
Пример стимульного материала буквенное лото-слоги. Начинаем предлагать для чтения те карточки, на которые вызван согласный звук (активно или пассивно). Сначала, как правило, это губно-губные звуки М, П или Б, какой получится вызвать. Последовательность предъявления лото с карточками определяется последовательностью вызванных или появившихся спонтанно согласных звуков. Описание игры: лото-поле и карточки со слогами - открытыми и закрытыми (карточки предварительно разрезаются). Взрослый, показывая на отдельную карточку со слогом, например, МА: «Читай. А. Положи МА» (даёт ребеночку в руку и кладёт вместе с ним на соответствующее место поля лото). В последующем ребёнок сам называет слог и кладёт на нужное место. Далее по такому же принципу осваиваются остальные поля с карточками. То есть чтение является способом закрепления вызванных звуков. Игру можно сделать увлекательнее, если прикрепить к карточкам скрепки и «ловить» их удочкой на магните.
Пример стимульного материала лото-слова, окружающий мир. Описание игры: лото-поле и карточки с надписями ближайших близких (карточки предварительно разрезаются). Взрослый, показывая на отдельную карточку со словом, говорит: «Читай. МАМА. Положи МАМА» (даёт ребеночку в руку и кладёт вместе с ним на соответствующее слово поля). В последующем ребёнок сам читает слово и кладёт на нужное место поля. Далее изучаются остальные слова, например, конь, корова. Поле с изображением животных и карточки с названиями животных. Взрослый, показывая на карточку с надписью «конь», говорит: Читай. Конь. Положи. Ребенок читает «Конь» и, берет карточку с написанным названием животного и кладет на соответствующую картинку поля. То есть чтение является способом закрепления вызванных звуков и слогов. Игру можно сделать увлекательнее, если прикрепить к карточкам скрепки и «ловить» их удочкой на магните.
Способ включает формирование простой и распространенной фразы в коммуникативно значимых для ребенка ситуациях, в игровых ситуациях, через чтение по практическому материалу тексты с картинками, а также на коммуникативной логоритмике.
Например, коммуникативные ситуации: когда ребенок захочет какой-то интересный для него предмет, взрослый обращается к ребёнку: «Попроси. Дай что? Мяч, фонарик…».Ребенок повторяет за взрослым: «Дай мяч, фонарик». Или когда ребенок захочет позвать маму, то должен сказать «иди». Или взрослый: «Ты будешь кушать?», ребенок отвечает: «Да. Я буду (или я буду кушать)».
Когда ребенок испытывает трудности в повседневной жизни, в освоении игр, то подходит к маме и просит «мама, памаги» (слова произносятся по фонетическим правилам, т.е. как говорит (а не пишем!), так и закрепляем).
Закрепление вызываемых, вызванных слов в игровых ситуациях, например, игра с мыльными пузырями. Взрослый: «дуть?». Ребенок: «Да. Дуй» или «мама, дуй» или «я буду дуть». Пример другой игры: ребенок строит башню, потом бросает мяч и говорит: «Башня падай». Или под музыку бросает мячи и говорит: «мяч падай, мяч лети».
На коммуникативной логоритмике, например, заучиваются с ритмичным проговариванием потешки, напевы фольклорных игр. Ребенок вместе со взрослым прослушивает аудио маршировки солдат, далее вместе, сопряженно, а потом самостоятельно ребенок проговаривают в ритм по слогам потешку «Аты-баты, шли солдаты, аты-баты на базар, аты -баты, что купили, аты -баты, самовар».
Тексты с картинками - практическое пособие, в котором помимо текста по разным темам (сказки, потешки, рассказы о животных о предметах) вместо написанных слов присутствуют картинки. Взрослый (или ребенок, если умеет читать) читает текст, а ребенок в нужной форме, используя согласования слов, называет картинку.
Дальнейшая работа по стимуляции речи (когда у ребенка появляется простая фраза или фраза из 3 слов) может проводиться с использованием традиционных или разнообразных авторских методик. Наиболее рекомендуемые для закрепления сформированных речевых умений и их совершенствования - это всевозможные музыкальные и двигательные игры и упражнения в процессе коммуникативной логоритмики.
Стимуляция речи и общего психического развития проводится на групповых и индивидуальных занятиях на основе фольклоротерапии и музыкотерапии (речевых, музыкально-сенсорных, двигательных игр для детей разного возраста (в т.ч. с аутистическими чертами в развитии). Фольклоротерапия, музыкотерапия (музыкально-сенсорные игры) помогают стимулировать общее психическое развитие, речь, снять напряжение, стрессовое состояние, развить коммуникативные и социальные умения, познавательную и двигательную активность у детей раннего и дошкольного возраста, зрительное сосредоточение, слуховое внимание.
Специалист, реализуя данный авторский подход, устраняет дефицитарность в развитии ребенка, преодолевая задержку психического развития, которая часто наблюдается при задержках речевого развития как вторичное нарушение.
Следует отметить очень важные условия эффективной коррекционно-развивающей работы, высокой результативности, положительной динамики -тесное взаимодействие специалиста и родителя, обязательное выполнение рекомендаций и домашнего задания родителями, перестраивание родителями совместно со специалистом модели воспитания (в случае неконструктивного отношения к ребенку). Соблюдение данных рекомендаций является залогом успеха занятий по стимуляции речи и коррекции задержки психического развития, аутистических черт в развитии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
Набор пособий для осуществления комплексного способа повышения мотивации речи | 2022 |
|
RU2796187C1 |
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ | 2014 |
|
RU2557696C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений | 2022 |
|
RU2804190C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Способ развития речи у детей старше 4 лет после операции кохлеарной имплантации | 2023 |
|
RU2809692C1 |
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений | 2021 |
|
RU2788132C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
Изобретение относится к логопедии и может быть использовано для запуска, стимуляции и формирования речи у неговорящих детей. Вначале осуществляют вызывание звуков, слогов пассивно с помощью механического воздействия на органы артикуляции ребёнка руками взрослого. Далее осуществляют вызывание звуков, слогов активно по подражанию ребёнка взрослому в коммуникативных, игровых ситуациях с поощрениями. Закрепляют и автоматизируют вызванные гласные звуки и слоги повторениями с поощрениями в коммуникативных ситуациях с применением стимульного материала, с использованием жестов рук. Осуществляют формирование слоговой структуры слова на основе соединения слога с движением. Проводят формирование предикативного словаря ребёнка. Проводят закрепление вызванных слов и формируют простую и распространенную фразу в коммуникативных ситуациях, игровых ситуациях, коммуникативной логоритмике, через чтение, с использованием стимульного материала. Способ позволяет формировать осознанную диалоговую речь в процессе повседневного общения ребенка со взрослым и с другими детьми. 2 з.п. ф-лы, 16 ил.
1. Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей, включающий обучение произношению фразы с использованием одновременно ее ритмико-мелодической структуры, жестов, картинок и/или предметов, обозначающих слово целиком, отличающийся тем, что
- вначале осуществляют вызывание звуков, слогов пассивно с помощью механического воздействия на органы артикуляции ребёнка руками взрослого, при этом последовательность вызывания звуков обусловлена появлением звуков в речевом онтогенезе, сначала вызывают гласный звук А, обусловленный физиологическим актом крика, при этом для произнесения звука А открывают рот ребенка с одновременным произнесением взрослым звука А, далее наклоняют корпус ребёнка вперёд, стучат по грудке или спинке, вызывая произношение ребенком звука А, затем вытягивают губы ребенка в трубочку с одновременным произнесением звука У, растягивают губы ребенка в улыбку с одновременным произнесением звука И, затем вызывают звуки О, Э, Ы, далее вызывают губно-губные звуки М, П, Б, обусловленные физиологическим актом сосания, при этом взрослый смыкает губы ребенка с одновременным произнесением звуков, вызывают звуки Г, К, Х, обусловленные физиологическим актом глотания, далее вызывают слоги с гласными А, У, И, О;
- далее осуществляют вызывание звуков, слогов активно по подражанию ребёнка взрослому в коммуникативных, игровых ситуациях с поощрениями, при этом взрослый произносит звуки, ребёнок повторяет;
- закрепляют и автоматизируют вызванные гласные звуки и слоги повторениями с поощрениями в коммуникативных ситуациях с применением стимульного материала, при этом в процессе закрепления гласный звук А первым вводят в слог, повторяют открытые слоги с повторяющимися согласным и разными гласными звуками, повторяют открытые слоги с повторяющимися гласными и разными согласным звуками, причём повторения звуков осуществляют с использованием жестов рук,
- осуществляют формирование слоговой структуры слова на основе соединения слога с движением, при этом конкретное движение соответствует определенному гласному звуку, взрослый сопровождает произнесение каждого слога движениями рук, ребёнок первоначально осуществляет движение без речевого сопровождения, а далее с произнесением слогов, формирование слоговой структуры слова осуществляют в коммуникативных ситуациях;
- проводят формирование предикативного словаря ребёнка и понимания обращенной речи путем выполнения действий самим ребенком по инструкции взрослого, выполнения действий взрослым по просьбе ребенка, проигрывания на предметах, отработке предикатов по картинкам;
- проводят закрепление вызванных слов в коммуникативных ситуациях, игровых ситуациях, коммуникативной логоритмике, через чтение, с использованием стимульного материала;
- формируют простую и распространенную фразу в коммуникативных ситуациях, в игровых ситуация, через чтение, с использованием коммуникативной логоритмики.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют стимульный материал - звуковые дорожки, представляющие собой линии разной длины и траектории, отображающие продолжительность произнесения звуков, при этом предлагаемые для чтения гласные расположены в последовательности вызывания звуков А, У, И, О, Э, Ы.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что закрепление и автоматизацию вызванных звуков, слогов осуществляют с использованием жестов рук, при этом конкретное движение соответствует определенному гласному звуку: звук А – руки с раскрытыми ладонями перед грудью и в стороны, звук У – руки с раскрытыми ладонями вперед от губ или груди, звук И – руки вверх, звук О – руки в стороны и вверх.
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ | 2014 |
|
RU2557696C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ, КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖАННОГО РЕЧЕВОГО, ПСИХИЧЕСКОГО, ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ | 2019 |
|
RU2744332C1 |
СОРОКИНА Н.А | |||
Запуск речи на основе коммуникативного подхода: введение звуков, слогов в коммуникативную ситуацию (на примере звука А) | |||
Сб.: МИР специальной педагогики и психологии | |||
Научно-пр | |||
альманах | |||
Способ восстановления спиралей из вольфрамовой проволоки для электрических ламп накаливания, наполненных газом | 1924 |
|
SU2020A1 |
Солесос | 1922 |
|
SU29A1 |
СОРОКИНА Н.А |
Авторы
Даты
2023-11-28—Публикация
2022-09-13—Подача