Изобретение относится к области измерительной техники, предназначенной для преобразования линейного ускорения в два частотных электрических сигнала.
В настоящее время существует потребность в повышении точности линейных акселерометров и их стойкости к внешним дестабилизирующим факторам.
Известно инерционное измерительное устройство [патент США на изобретение № US 2023/0384344, МПК G01P 15/18, G01P 15/097, G01P 1/02, G01P 1/00 приоритет 26.05.2023, опубликовано 30.11.2023], содержащее основание, с зафиксированным на его поверхности кожухом, два инерциальных датчика (чувствительных элемента), расположенных так, чтобы направление чувствительности одного из них совпадало с направлением ускорения, а второго было направлено в противоположную сторону, две системы возбуждения и регистрации колебаний, сервисную электронику, расположенную во внутренней полости кожуха и электрический соединитель, расположенный на внешней поверхности кожуха. Устройство дополнительно содержит датчик температуры, выполненный с возможностью определения температуры между первым инерционным датчиком и вторым инерционным датчиком, при этом схема обработки корректирует температурную характеристику дифференциального сигнала посредством использования температуры. Каждый из инерционных датчиков представляет собой датчик ускорения частотно-переменного типа.
Недостатками известного изобретения являются: наличие дополнительного температурного датчика для компенсации температурной погрешности характеристики. Такой подход усложняет процесс настройки датчика за счет необходимости тарировки температурной зависимости и ее дальнейшего учета при обработке сигналов; необходимость использования энергонезависимой памяти для хранения данных о температурной зависимости датчика; необходимость использования микроконтроллера для температурной коррекции датчика.
Данное устройство принимается за прототип, как наиболее близкое по технической сущности к заявляемому изобретению.
Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении точности преобразования ускорения при повышении надежности акселерометра и увеличении стойкости к внешним дестабилизирующим факторам.
Указанный технический результат достигается тем, что линейный акселерометр содержит основание, с зафиксированным на его поверхности кожухом, два идентичных чувствительных элемента, расположенных так, чтобы направление чувствительности одного из них совпадало с направлением ускорения, а второго было направлено в противоположную сторону, две системы возбуждения и регистрации колебаний, сервисную электронику, расположенную во внутренней полости кожуха и электрический соединитель, расположенный на внешней поверхности кожуха, согласно изобретению два чувствительных элемента выполнены в виде идентичных струнных резонаторов, инерционных масс и упругих подвесов, при этом чувствительные элементы и системы возбуждения и регистрации колебаний объединены в двухкомпонентный виброчастотный дифференциальный преобразователь ускорения, который зафиксирован на основании с противоположной от кожуха стороны, а сервисная электроника выполнена в виде двух независимых друг от друга автогенераторов, представляющих собой регуляторы с положительной обратной связью, расположенных на отдельных платах, и предназначена для управления колебаниями струнного резонатора каждого из двух чувствительных элементов по отдельности в режиме автогенерации.
Таким образом, выполнение двух чувствительных элементов в виде идентичных струнных резонаторов, инерционных масс и упругих подвесов, объединение чувствительных элементов и систем возбуждения и регистрации колебаний в двухкомпонентный виброчастотный дифференциальный преобразователь ускорения, зафиксированный на основании с противоположной от кожуха стороны, выполнение сервисной электроники в виде двух независимых друг от друга автогенераторов, представляющих собой регуляторы с положительной обратной связью, расположенных на отдельных платах, и управление колебаниями струнного резонатора каждого из двух чувствительных элементов по отдельности в режиме автогенерации, позволяет повысить точность преобразования ускорения при повышении надежности акселерометра и увеличении стойкости к внешним дестабилизирующим факторам.
Кроме того, с целью однозначного и точного позиционирования линейного акселерометра в объекте применения, основание оснащено элементами позиционирования, обеспечивающими позиционирование оси чувствительности виброчастотного дифференциального преобразователя ускорения относительно направления ускорения движения объекта применения.
Наличие в заявляемом изобретении признаков, отличающих его от прототипа, позволяет считать его соответствующим условию «новизна».
Новые признаки, которые содержит отличительная часть формулы изобретения, не выявлены в технических решениях аналогичного назначения, на этом основании можно сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию «изобретательский уровень».
Техническое решение иллюстрируется чертежом:
на фиг. 1 представлен общий вид линейного акселерометра;
на фиг. 2 - продольный разрез линейного акселерометра;
на фиг. 3 - вид сверху;
на фиг. 4 - функциональная схема линейного акселерометра.
Линейный акселерометр (фиг. 1-2) содержит основание 1, кожух 2, преобразователь ускорения 3, сервисную электронику 4 и электрический соединитель 5.
Основание 1 выполнено в виде жесткой пластины с центральным выступом и сквозным центральным отверстием. По углам основание 1 оснащено элементами крепления, для жесткой фиксации в объекте применения (не показано). Кроме того, в основании 1 за единое целое с ним изготовлены элементы позиционирования 6 (фиг. 3), расположенные на двух противоположных сторонах основания 1, для однозначной установки линейного акселерометра в объект применения с целью минимизации рассогласования направления его оси чувствительности и направления ускорения 7 с которым движется объект.
Кожух 2 состоит из двух частей (фиг. 1-2). Одна из частей выполнена в виде полого параллелепипеда 8, а вторая представляет собой крышку с выступом 9, закрывающую одну сторону параллелепипеда 8, свободным торцом который зафиксирован на основании 1 с противоположной от его выступа стороне. Выступ 9 крышки выполнен в виде стакана и расположен с внешней стороны крышки.
Преобразователь ускорения 3 (фиг. 4) выполнен двухкомпонентным виброчастотным дифференциальным. Преобразовать ускорения 3 представляет собой два идентичных чувствительных элемента 10 и две системы возбуждения и регистрации колебаний. Каждый чувствительный элемент 10 содержит струнный резонатор 11, инерционную массу 12 и упругие подвесы 13, расположенные в едином корпусе так, что бы направление оси чувствительности одного из них совпадало с направлением ускорения 7, а второго было направлено в противоположную сторону. Каждая система возбуждения и регистрации колебаний состоит из катушки-возбудителя 14 и катушки-адаптера 15, которые располагаются друг напротив друга таким образом, чтобы в магнитном зазоре между сердечниками катушек 14 и 15 находился струнный резонатор 11 чувствительных элементов 10. Чувствительные элементы 10 преобразователя ускорения 3 настроены таким образом, что бы температурные коэффициенты частоты первого и второго
резонаторов 11 были близки друг другу.
При изменении температуры среды Δt изменение частоты собственных колебаний резонаторов 11 и
будет иметь вид:
где - начальная (истинная) частота колебаний резонатора,
- температурный коэффициент частоты материала резонатора;
Δt - величина изменения температуры среды.
При вычитании частот резонаторов 11 температурные составляющие в собственной частоте первого и второго резонаторов 11 взаимокомпенсируются в виду близости их значений температурных коэффициентов частоты первого и второго
резонаторов 11, тем самым достигается самокомпенсация температурной погрешности линейного акселерометра. Преобразователь ускорения 3 установлен в центральном отверстии центрального выступа основания 1 (фиг. 1-2), причем закрепление преобразователя ускорения 3 в основании 1 обеспечивает соосность его оси чувствительности с осью чувствительности 16 самого линейного акселерометра.
Сервисная электроника 4 представляет собой два идентичных и независимых друг от друга автогенератора 17 в виде регуляторов с положительной обратной связью выполненных на отдельных платах и предназначенных для управления колебаниями резонаторов 11 каждого из чувствительных элементов 10 по отдельности для исключения их взаимного влияния. С целью защиты от внешних воздействующих факторов, электромагнитных помех сервисная электроника установлена во внутреннем объеме акселерометра, образованном полостью кожуха 2 и основания 1.
Электрический соединитель 5 (фиг. 1-2) выполнен в виде вилки и установлен в боковой поверхности выступа 9 крышки кожуха 2.
Работает устройство следующим образом
При подаче питания на электрический соединитель 5 линейного акселерометра каждый из автогенераторов 17 начинает формировать периодические электрические сигналы на катушки-возбудителя 14, что будет наводить переменный магнитный поток, который в свою очередь будет формировать периодические колебания струнных резонаторов 11 чувствительных элементов 10 преобразователя ускорения 3. В то же время колебания каждого из резонаторов 11 будут изменять магнитный зазор между ним и катушкой-адаптером 15, что приведет к возникновению ЭДС в катушках-адаптерах 15. Чем больше амплитуда колебаний резонатора 11, тем больше будет наводиться ЭДС в катушках-адаптерах 15. При организации положительной обратной связи, соблюдения условия баланса фаз и амплитуд возбуждение колебаний резонатора 11 будет происходить на максимальной амплитуде, т.е. на частоте близкой к собственной частоте колебаний резонатора 11. При ускорении объекта применения на инерционные массы 12 чувствительных элементов 10 будет действовать сила инерции, которая приведет к их перемещению. Перемещение инерционных масс 12 в свою очередь приведет к растяжению одного резонатора 11 и сжатию другого, тем самым собственные частоты колебаний растягиваемого ƒ1 и сжимаемого ƒ2 резонаторов 11 будут пропорционально изменяться в сторону увеличения и уменьшения соответственно. По разности частот резонаторов 11 F судят о величине ускорения.
Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:
• Средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, относится к измерительной техники, предназначенной для преобразования линейного ускорения в два частотных электрических сигнала;
• Для заявленного устройства в том виде, как оно охарактеризовано в пункте формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления;
• Средство, воплощающее заявленное изобретение при осуществлении, способно обеспечить повышение точности преобразования ускорения при повышении надежности акселерометра и увеличении стойкости к внешним дестабилизирующим факторам.
Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию «промышленная применимость».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХКОМПОНЕНТНЫЙ ВИБРОЧАСТОТНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ УСКОРЕНИЯ | 2024 |
|
RU2836144C1 |
ВИБРОЧАСТОТНЫЙ МИКРОМЕХАНИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 2010 |
|
RU2434232C1 |
ЧАСТОТНЫЙ МИКРОМЕХАНИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 2007 |
|
RU2377575C2 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ВИБРОЧАСТОТНОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА К БОКОВОМУ УСКОРЕНИЮ | 2019 |
|
RU2718474C1 |
ВИБРОЧАСТОТНЫЙ МИКРОМЕХАНИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 2010 |
|
RU2442992C1 |
ЧАСТОТНЫЙ ДАТЧИК ЛИНЕЙНЫХ УСКОРЕНИЙ | 2010 |
|
RU2436106C2 |
Микроэлектромеханический первичный преобразователь ускорения | 2017 |
|
RU2657351C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРУННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2258230C1 |
АКСЕЛЕРОМЕТР | 1989 |
|
RU2046348C1 |
ДАТЧИК ЛИНЕЙНОГО УСКОРЕНИЯ | 2019 |
|
RU2725261C1 |
Изобретение относится к области измерительной техники для преобразования линейного ускорения в два частотных электрических сигнала. Линейный акселерометр содержит основание с кожухом, два идентичных чувствительных элемента, расположенных так, чтобы направление чувствительности одного совпадало с направлением ускорения, а второго было направлено в противоположную сторону, две системы возбуждения и регистрации колебаний, сервисную электронику, расположенную во внутренней полости кожуха, и электрический соединитель. Два чувствительных элемента выполнены в виде идентичных струнных резонаторов, инерционных масс и упругих подвесов. Чувствительные элементы и системы возбуждения и регистрации колебаний объединены в двухкомпонентный виброчастотный дифференциальный преобразователь ускорения, зафиксированный на основании с противоположной от кожуха стороны. Сервисная электроника выполнена в виде двух независимых автогенераторов, представляющих собой регуляторы с положительной обратной связью, расположенных на отдельных платах, и предназначена для управления колебаниями струнного резонатора каждого из двух чувствительных элементов по отдельности в режиме автогенерации. Технический результат - повышение точности преобразования ускорения при повышении надежности акселерометра, увеличение стойкости к внешним дестабилизирующим факторам. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Линейный акселерометр, содержащий основание с зафиксированным на его поверхности кожухом, два идентичных чувствительных элемента, расположенных так, чтобы направление чувствительности одного из них совпадало с направлением ускорения, а второго было направлено в противоположную сторону, две системы возбуждения и регистрации колебаний, сервисную электронику, расположенную во внутренней полости кожуха, и электрический соединитель, расположенный на внешней поверхности кожуха, отличающийся тем, что два чувствительных элемента выполнены в виде идентичных струнных резонаторов, инерционных масс и упругих подвесов, при этом чувствительные элементы и системы возбуждения и регистрации колебаний объединены в двухкомпонентный виброчастотный дифференциальный преобразователь ускорения, который зафиксирован на основании с противоположной от кожуха стороны, а сервисная электроника выполнена в виде двух независимых друг от друга автогенераторов, представляющих собой регуляторы с положительной обратной связью, расположенных на отдельных платах, и предназначена для управления колебаниями струнного резонатора каждого из двух чувствительных элементов по отдельности в режиме автогенерации.
2. Линейный акселерометр по п.1, отличающийся тем, что основание оснащено элементами позиционирования, обеспечивающими позиционирование оси чувствительности виброчастотного дифференциального преобразователя ускорения относительно направления ускорения движения объекта исследования.
US 20230384344 A1, 30.11.2023 | |||
ЛИНЕЙНЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 2012 |
|
RU2509307C1 |
Акселерометр | 1987 |
|
SU1508173A1 |
CN 106597016 A, 26.04.2017 | |||
ДВУХОСЕВОЙ МИКРОМЕХАНИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 2018 |
|
RU2693030C1 |
Авторы
Даты
2025-03-25—Публикация
2024-11-22—Подача