Междугородный, туристический, экскурсионный автобус с наклонёнными полом сидений и нижней границей боковых окон, имеющий верхние воздуховоды систем вентиляции и отопления Российский патент 2022 года по МПК B62D31/02 B60H1/00 

Описание патента на изобретение RU2787221C1

Областью использования изобретения является машиностроение. Изобретение можно применять в междугородных, туристических, экскурсионных автобусах с наклоненными полом сидений и нижней границей боковых окон.

Первым аналогом предлагаемого изобретения является автобус ЗиЛ-127, имеющий воздуховод системы вентиляции, установленный над сиденьями, описанный и изображенный в [1] на стр. 233, рис. 161. Этот воздуховод предназначен для подачи воздуха к головам пассажиров, он имеет образующие поверхности параллельные плоскостям дна автобуса и крыши. Воздух забирается верхним задним воздухозаборником, расположенным на крыше и подается двумя центробежными вентиляторами в воздуховод, а из него - к соплам обдува пассажиров.

Недостаток - плохая эффективность обдува передних пассажиров при наклоненном поле сидений, т.к., пассажирские кресла, расположенные впереди находятся на большем расстоянии от поверхности крыши.

Вторым аналогом, предлагаемого изобретения является автобус Volvo Drog-moller, который описан и изображен в [2] на стр. 104, имеющий верхние воздуховоды. Воздуховоды этого автобуса также горизонтальны, при наклоненных поле сидений и нижней границе окон. Этот автобус имеет тот же недостаток.

Прототипом предлагаемого изобретения является [3]. В этом патенте на изобретение предлагается междугородный, туристический, экскурсионный автобус с наклоненным нижней границей основных окон, положениях, полом прохода между сиденьями. Про воздуховод в этом патенте ничего не говорится, сохраняя при этом вышеописанный недостаток.

Задачей работы является разработка автобуса с воздуховодами систем вентиляции и отопления автобуса, обеспечивающего повышение эффективности обдува воздухом пассажиров передних и средних кресел, и тем самым повышение эффективности систем вентиляции и отопления.

Цель изобретения: повышение комфортабельности пассажиров передних и средних кресел и повышение эффективности систем отопления и вентиляции в целом.

Повышение комфортабельности пассажиров передних и средних кресел достигается тем, что нижняя образующая воздуховод поверхность наклонена под углом наклона пола сидений и пола прохода между сиденьями или под меньшим углом, боковые поверхности воздуховода имеют треугольную или ступенчатую форму, обеспечивая повышение эффективности обдува пассажиров обдува горячим или холодным воздухом.

Повышение эффективности систем отопления и вентиляции в целом достигается тем, что изобретение предусматривает нагрев или охлаждение теплообменниками воздуха из салона и подачу его в воздуховоды, что позволяет повысить эффективность нагрева или охлаждения теплообменниками воздуха при непрогретом двигателе, или его малых оборотах, соответственно.

Проведение патентного поиска в отделении ФИПС ВПТБ показало, что междугородный, туристический, экскурсионный автобус с такими признаками предлагается впервые.

Предлагаемый междугородный, туристический, экскурсионный автобус удовлетворяет условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Предлагаемый междугородный, туристический, экскурсионный автобус является изобретением, т.к. удовлетворяет критериям «новизна» и «существенные отличия».

Предлагаемый междугородный, туристический, экскурсионный автобус показан на фиг. 1 и фиг. 2. Рассадка приведена на этих фиг..

Предлагается междугородный, туристический, экскурсионный автобус с наклоненными полом сидений и нижней границей боковых окон, имеющий верхние воздуховоды систем вентиляции и отопления.

Новизна и существенные отличия сводятся к следующему.

Нижняя, образующая воздуховод, поверхность наклонена под углом наклона пола сидений и пола прохода между сиденьями или под меньшим углом, боковые поверхности воздуховода имеют треугольную форму или нижняя, образующая воздуховод, поверхность параллельна плоскости днища автобуса и имеет ступенчатую форму. Нагретый или охлажденный воздух поступает в воздуховод спереди или подается в его центральную часть, при этом теплообменники нагрева и охлаждения воздуха находятся впереди воздуховода с боков автобуса и/или над крышей. Воздуховод разделен по высоте перегородками, образуя несколько воздуховодов из каждого из которых воздух подается к головам пассажиров нескольких расположенных рядом кресел, обеспечивая уменьшение высоты воздуховода к заду автобуса и обусловливая наклоненную или ступенчатую форму воздуховода. Когда воздух поступает в середину воздуховода, он дополнительно разделен перегородкой на две секции по длине. Когда воздухозаборники, забирающие воздух для системы вентиляции и отопления расположены впереди воздуховодов, сзади окон, расположенных над пассажирской и водительской дверью, теплообменники нагрева и охлаждения всасываемого воздуха установлены внутри салона автобуса, впереди воздуховодов. Когда воздухозаборники, забирающие воздух для системы вентиляции и отопления расположены над окнами, теплообменники нагрева и охлаждения воздуха установлены внутри воздуховодов. При этом, во всех случаях, система вентиляции и отопления автобуса имеет по меньшей мере одну заслонку обеспечивающую всасывание воздуха снаружи или из салона, при любом расположении теплообменников, при этом эта заслонка управляется автоматически. Максимальный угол наклона нижней поверхности воздуховода 4,5°. Угол наклона воздуховода и высота его передней части, определяются исходя из возможности видимости пассажиров задних поднятых кресел и выбирается так, что воздуховод не исключает возможности видимости этих пассажиров через лобовое стекло. В воздуховодах перед соплами обдува пассажиров установлены заслонки, управляющие индивидуальным обдувом пассажиров, управляемые пассажирами.

Предлагаемое изобретение позволяет значительно повысить комфортабельность пассажиров описываемого типа автобусов, при его малой стоимости.

Список использованных источников

1. Автобусы. К.М. Атоян, Э.Ф. Гомма, Я.Н. Каминский, Г.А. Нагорняк, А.Д. Старинский. Справочное пособие, М., «Машиностроение», 1969, 256 стр.

2. Автожурнал XXI век. Грузовые автомобили и автобусы. Каталог 2004/2005. ООО Издательство «Премьера», 272 с., илл.

3. Патентный документ ФРГ №2714072 С2, класс B62D 31/04.

Похожие патенты RU2787221C1

название год авторы номер документа
Междугородный, туристический или экскурсионный автобус 2020
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2747161C1
Междугородный, туристический, экскурсионный автобус 2022
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2801179C1
Междугородный туристический экскурсионный автобус 2023
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2810827C1
ПЕРЕДНЕЕ ОТКИДНОЕ КРЕСЛО МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА 2012
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2521892C2
Система вентиляции транспортногоСРЕдСТВА 1979
  • Шипош Николай Владимирович
  • Гнипович Всеволод Иванович
SU850415A1
БЕЗОПАСНЫЙ КУЗОВ АВТОБУСА 1999
  • Куваев В.Я.
RU2172686C2
Система вентиляции и отопления транспортного средства 1981
  • Присяжный Петр Иванович
  • Мороз Владимир Иосифович
SU948699A1
МЕХАНИЗМ ПОДНЯТИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА 2013
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2528459C2
МЕХАНИЗМ ПОДНЯТИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА 2013
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2528455C2
Устройство для подачи воздуха в салон транспортного средства 1983
  • Мезин Владимир Павлович
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Хохряков Борис Николаевич
SU1144899A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 787 221 C1

Реферат патента 2022 года Междугородный, туристический, экскурсионный автобус с наклонёнными полом сидений и нижней границей боковых окон, имеющий верхние воздуховоды систем вентиляции и отопления

Изобретение относится к машиностроению. Автобус с наклоненными полом сидений и нижней границей боковых окон, имеющий два верхних воздуховода систем вентиляции и отопления. Нижняя образующая воздуховод поверхность наклонена под углом наклона пола сидений и пола прохода между сиденьями или под меньшим углом, боковые поверхности воздуховода имеют треугольную форму, или нижняя поверхность воздуховода параллельна плоскости днища автобуса и имеет ступенчатую форму. Теплообменники находятся впереди воздуховода с боков автобуса и/или над крышей. Воздуховод разделен по высоте перегородками, образуя несколько воздуховодов. Воздуховод дополнительно разделен перегородкой на две секции по длине. Когда воздухозаборники расположены впереди воздуховодов, сзади окон, расположенных над передними дверями, теплообменники установлены внутри салона автобуса, впереди воздуховодов. Когда воздухозаборники расположены над боковыми окнами, теплообменники установлены внутри воздуховодов. Максимальный угол наклона нижней поверхности воздуховода 4,5°. В воздуховодах перед соплами обдува пассажиров установлены заслонки. Достигается повышение эффективности работы системы вентиляции. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 787 221 C1

Междугородный, туристический, экскурсионный автобус с наклоненными полом сидений и нижней границей боковых окон, имеющий два верхних воздуховода систем вентиляции и отопления, предназначенный для подачи нагретого или охлажденного воздуха к головам пассажиров, отличающийся тем, что нижняя образующая воздуховод поверхность наклонена под углом наклона пола сидений и пола прохода между сиденьями или под меньшим углом, боковые поверхности воздуховода имеют треугольную форму, или нижняя образующая воздуховод поверхность параллельна плоскости днища автобуса и имеет ступенчатую форму; нагретый или охлажденный воздух поступает в воздуховод спереди или подается в его центральную часть, при этом теплообменники нагрева и охлаждения воздуха находятся впереди воздуховода с боков автобуса и/или над крышей; воздуховод разделен по высоте перегородками, образуя несколько воздуховодов, из каждого из которых воздух подается к головам пассажиров нескольких расположенных рядом кресел, обеспечивая уменьшение высоты воздуховода к заду автобуса и обусловливая наклоненную или ступенчатую форму воздуховода; когда воздух поступает в середину воздуховода, он дополнительно разделен перегородкой на две секции по длине; когда воздухозаборники, забирающие воздух для системы вентиляции и отопления, расположены впереди воздуховодов, сзади окон, расположенных над пассажирской и водительской дверями, теплообменники нагрева и охлаждения всасываемого воздуха установлены внутри салона автобуса, впереди воздуховодов; когда воздухозаборники расположены над боковыми окнами, теплообменники нагрева и охлаждения воздуха установлены внутри воздуховодов; при этом, во всех случаях система вентиляции и отопления автобуса имеет по меньшей мере одну заслонку, обеспечивающую всасывание воздуха снаружи или из салона, при любом расположении теплообменников, при этом эта заслонка управляется автоматически; максимальный угол наклона нижней поверхности воздуховода 4,5°; угол наклона воздуховода определяется исходя из возможности видимости пассажиров задних поднятых кресел и выбирается так, что воздуховод не исключает возможности видимости этих пассажиров через лобовое стекло; в воздуховодах перед соплами обдува пассажиров установлены заслонки, управляющие индивидуальным обдувом пассажиров, управляемые пассажирами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2787221C1

Междугородный, туристический или экскурсионный автобус 2020
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2747161C1
Способ получения высокомолекулярных полиоксиметиленов 1980
  • Кругликов Анатолий Абрамович
  • Чилипенко Нина Гавриловна
  • Павликов Рудольф Захарович
  • Потапов Владимир Петрович
  • Ярков Павел Иванович
  • Кочут Валентина Платоновна
SU927807A1
Ультразвуковой дефектоскоп 1986
  • Максимов Виталий Николаевич
  • Волощенко Вадим Юрьевич
  • Максимов Юрий Витальевич
  • Подлипанов Михаил Дмитриевич
SU1350603A1
CN 102431597 A, 02.05.2012.

RU 2 787 221 C1

Авторы

Дорофеев Сергей Александрович

Даты

2022-12-30Публикация

2022-09-13Подача