Изобретение относится к области судостроения и предназначено для пересадки персонала и пассажиров с судна на судно при швартовке борт к борту, а также для пересадки с судна на берег при любых климатических условиях.
При проектировании многоцелевого ледокольного буксира, у которого одной из основных функций должна быть доставка персонала (представителей администрации порта, фрахтователя, членов экипажа) с берега на танкер дедвейтом 100 тыс. тонн и с танкера на берег, встал вопрос об обеспечении безопасной пересадки персонала и пассажиров с буксира на танкер и обратно в максимально широком диапазоне климатических условий и различных условиях загрузки танкера.
Изначально основным местом высадки-посадки персонала с буксира и на буксир были приняты носовые лацпорты. Однако этот способ, вполне приемлемый при спокойной погоде, становится небезопасным при волнении, течениях и ветре, что часто проявляется в районе работы буксира (например, в порте Де-Кастри).
Поэтому было принято решение о создании выдвижного трапа, который можно установить в более безопасной зоне мостика на высоте борта груженого танкера.
Аналогами заявляемого решения являются следующие конструкции трапов.
Известна конструкция трапа (патент Китая № 102001420, опубл. 06.04.2011 г.), содержащая фиксированную секцию трапа и телескопическую секцию трапа, которая выполнена с возможностью перемещения относительно фиксированной секции трапа посредством использования тягового устройства по типу лебедки, приводимого в действие вручную, при этом трап содержит защитное ограждение, выполненное из тросов.
Недостатком данной конструкции трапа является использование тросового ограждения леерного типа, что является недостаточно надежным средством для обеспечения безопасной транспортировки людей с судна на судно в условиях качки. При этом для функционирования такого трапа необходимо обязательное наличие второй точки опоры, что в условиях качки реализовать затруднительно. Также такой трап не содержит устройств обогрева его составляющих частей, что делает невозможным использование трапа в сложных климатических условиях с низкими температурами и высокой влажностью. Кроме того, трап функционирует при использовании ручного привода, который в сложных климатических условиях может работать со сбоями, что недопустимо. Таким образом, рассмотренная конструкция является недостаточно надежной и безопасной для транспортировки людей в сложных условиях.
Такими же недостатками обладают конструкции трапов по патенту Китая № 105460170, патенту РФ № 2411157.
За наиболее близкий аналог принята конструкция трапа (Интернет-ресурс https://pak-pamir.com/product/trapi-shodni-ts-teleskopicheskie/, опубл. 06.12.2023 г., просмотрено 20.12.2024 г.), которая содержит фиксированную секцию трапа и телескопическую секцию трапа, которая выполнена с возможностью перемещения относительно фиксированной секции трапа посредством использования механического приводного вала, при этом трап содержит защитное ограждение из тросов.
Данная конструкция трапа выполнена автоматизированной, что снижает трудоемкость ее использования. Однако при этом здесь отсутствует система обогрева частей трапа, что может привести к заклиниванию приводного механизма при воздействии отрицательных температур и осадков. Выполнение ограждения из тросов также не позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности персонала и пассажиров при их транспортировке с судна на судно. При этом данный трап установлен на шарнире, что приводит к необходимости наличия опоры для его свободного выдвигающегося конца.
Также важно отметить, что при использовании механического привода (шестерёнчатого, червячного, цепного и т.д.) неизбежен силовой контакт металлических деталей друг с другом, так как при выдвижении трапа на 1,5–2 метра будет присутствовать так называемое «открытое звено» (зубчатая рейка либо шток с ленточной резьбой), подверженное воздействию окружающей среды. Такие контактирующие между собой металлические детали требуют постоянной качественной смазки, чего трудно добиться при наличии «открытого звена», которое постоянно будет подвергаться воздействию таких негативных факторов, как брызги воды, снег, пыль. В таком случае неизбежен износ деталей механического привода и снижение рабочего ресурса трапа.
В итоге рассмотренная конструкция траппа также является недостаточно надежной и безопасной для транспортировки людей в сложных условиях.
Технической задачей настоящего изобретения является создание трапа, позволяющего обеспечить безопасную транспортировку персонала и пассажиров с судна на судно при любых климатических условиях.
Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы трапа при любых климатических условиях.
Технический результат достигается при использовании трапа, содержащего фиксированную секцию трапа и телескопическую секцию трапа, которая выполнена с возможностью перемещения относительно фиксированной секции трапа посредством использования гидравлического привода, при этом трап содержит защитное ограждение из жесткого материала, нагревательные элементы, установленные на фиксированной и телескопической секциях трапа.
В частном случае, в качестве гидравлического привода использован гидроцилиндр.
В частном случае, защитное ограждение из жесткого материала выполнено из стальных оцинкованных труб.
Также защитное ограждение может быть выполнено из труб из композиционного материала или другого материала, обладающего жесткостью, прочностью и способностью удерживать форму без ее деформации при воздействии внешней нагрузки.
В частном случае, в качестве нагревательного элемента использован греющий электрокабель морского исполнения.
В частном случае, нагревательные элементы установлены в плиты настила и направляющие фиксированной и телескопической секции трапа.
В частном случае, нагревательные элементы установлены также в бак с маслом, подаваемым в гидравлический привод для выдвижения телескопической секции трапа.
В частном случае, нагревательные элементы установлены также в электрошкаф с блоком управления гидравлического привода для выдвижения телескопической секции трапа.
Выполнение трапа с фиксированной и телескопической частью позволяет выдвигать его на необходимую длину, соответствующую расстоянию между бортами двух судов, между которыми происходит пересадка персонала и пассажиров, или расстоянию между бортом судна и берегом.
С одной стороны, конструкция ограждающего устройства из жесткого материала в виде стальных оцинкованных труб позволяет получить жесткую и надежную конструкцию всего трапа даже с выдвинутой телескопической секцией, что надежно «удерживает» его на одной точке опоры на том судне, где установлена фиксированная часть трапа, без необходимости использования второй точки опоры на другом пришвартованном судне или на берегу. Все это повышает надежность работы трапа и позволяет использовать его в условиях ветреной погоды и качки. С другой стороны, жесткая конструкция ограждающего устройства позволяет обеспечить безопасность при перемещении по трапу персонала и пассажиров. В случае попадания людей на границы настила трапа такое ограждение позволит надежно и безопасно опереться на него руками или телом и таким образом избежать падения в воду.
Используемый в качестве гидравлического привода гидроцилиндр представляет собой простой и надежный узел, в котором отсутствуют вращающиеся детали и непосредственный контакт металлических деталей друг с другом. При этом контакт компонентов происходит только через резиновые уплотнения и пластиковые направляющие, а вся смазка осуществляется гидравлическим маслом изнутри. Благодаря этому гидроцилиндр может годами работать практически без износа его деталей, а периодическая замена уплотнительных манжет (раз в 5–10 лет либо реже в зависимости от интенсивности использования) полностью восстанавливает его до состояния нового. Таким образом, использование гидравлического привода позволяет обеспечить более высокую надежность и длительный срок службы.
Использование нагревательных элементов (греющего электрокабеля морского исполнения) в плитах настила и направляющих фиксированной и телескопической части трапа обеспечивает надежное функционирование трапа при отрицательных температурах и осадках. В итоге, составляющие части трапа всегда имеют положительную температуру, а попадающие на узлы снег и морская вода во время зимнего шторма не могут замерзнуть и превратиться в ледовый покров, блокируя работу трапа.
Использование нагревательных элементов (ТЭН) в баке с маслом предотвращает его загустевание при низких температурах окружающей среды, что также обеспечивает надежную работу гидравлического привода при любой погоде и условиях.
Использование нагревательных элементов в электрошкафу предотвращает образование конденсата, что положительно отражается на постоянстве работы гидравлического привода несмотря на неблагоприятные условиях окружающей среды.
Таким образом, заявляемая конструкция трапа содержит минимально необходимое количество узлов для обеспечения надежной и безопасной работы трапа при транспортировке людей с судна на судно при любых погодных условиях. Преимуществом конструкции трапа является и то, что два судна могут быть пришвартованы борт к борту, таким образом дополнительно закрывая трап от воздействия негативных условий и обеспечивая безопасность перемещения персонала и пассажиров.
На фиг. 1 показан общий вид трапа с выдвинутым положением его телескопической секции.
На фиг. 2 показан вид сбоку трапа без выдвижения его телескопической секции.
На фиг. 3 приведено изображение при швартовке одного судна относительно другого борт к борту с использованием заявляемого трапа.
Трап (фиг. 1, 2) содержит фиксированную секцию 1 трапа и телескопическую секцию трапа 2.
Выдвижение телескопической секции 2 трапа осуществляется за счет использования гидравлического привода (гидроцилиндра) 3 по соответствующим направляющим.
Трап содержит защитное ограждение 4, выполненное из стальных оцинкованных труб или из труб из композиционного материала. Такое защитное ограждение представляет из себя решетку, состоящую из поперечных и продольных труб, что позволяет экономить материал и в то же время обеспечивает легкость этой части конструкции трапа.
Защитное ограждение 4 выполнено обе стороны от настила фиксированной секции 1 и телескопической секции 2 трапа с образованием входной зоны на одном конце трапа и выходной зоны на противоположном конце. Также дополнительно защитное ограждение 4 может содержать боковую калитку 5.
При этом трап содержит электрошкаф 6 с блоком управления для функционирования гидравлического привода 3 с целью выдвижения телескопической секции 2 трапа.
Особое внимание уделено решению проблемы надежной работы телескопической секции 1 трапа в условиях дальневосточной зимы. В период с ноября по апрель мороз опускается до минус 25-30°С. Для обеспечения надежной защиты трапа от налипания снега и льда и, как следствие, замерзания движущихся узлов трапа и обледенения настила трапа, по которому передвигаются пассажиры предусмотрено несколько типов нагревательных элементов:
- греющие электрокабели морского исполнения в настиле фиксированной секции 1 и телескопической секции 2 трапа;
- греющие электрокабели морского исполнения в направляющих фиксированной секции 1 и телескопической секции 2 трапа;
- греющий элемент в электрошкафу 6;
- ТЭН в баке с маслом для работы гидравлического привода.
Пример 1
Фиксированная секция 1 трапа крепится к фундаменту, приваренному к палубе судна, болтами М20. Болты для предотвращения самоотдачи посажены на стопорящий клей.
В собранном состояние телескопическая часть 2 трапа «задвинута» к фиксированной секции 1 трапа так, что они перекрывают друг друга (фиг. 2).
В случае же использования трапа с телескопической секцией 2 буксир может пришвартоваться к танкеру борт к борту, при этом танкер своим корпусом прикроет буксир от волны и ветра, что сделает его позиционирование гораздо более стабильным и безопасным для пересадки персонала (фиг. 3).
Персонал с использованием блока управления и оборудования электрошкафа 6 при необходимости запускает работу нагревательных элементов в составляющих частях трапа, а также в баке с маслом. Далее происходит выдвижение телескопической секции 2 трапа относительно фиксированной секции 1 трапа по направляющим с использованием гидравлического привода 3. Заграждающее устройство 4 в итоге полностью закрывает боковые стороны фиксированной секции 1 и телескопической секции 2 трапа для избегания падения персонала при транспортировке с судна на судно в условиях качки (фиг. 1).
При необходимости выполнения ремонтных либо профилактических работ трап в сборе может быть демонтирован и отправлен в цех.
В конструкцию трапа заложен высокий запас прочности: в полностью выдвинутом положении трап гарантированно выдерживает нагрузку более 660 кг, полностью сохраняя свои рабочие качества. Эксплуатационная нагрузка при пересадке людей установлена на уровне 200 кг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Поручень судовой обогреваемый | 2023 |
|
RU2812032C1 |
ЛЕЕР-ТРАП ДЛЯ МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2008 |
|
RU2373102C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ДОКОВОГО ТИПА | 2004 |
|
RU2282555C2 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ИЗ ВСПЛЫВШЕЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ | 2014 |
|
RU2557684C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА НЕФТИ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ | 2011 |
|
RU2460667C1 |
ПЛАВУЧИЙ ПРИЧАЛ | 2006 |
|
RU2323121C1 |
ПОДЪЕМНИК АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ | 2009 |
|
RU2399578C1 |
Береговая трап-сходня для обслуживания судов | 1958 |
|
SU118841A1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПЛАВУЧЕГО ПОЛУПОГРУЖНОГО БУРОВОГО СУДНА И ЕГО УСТРОЙСТВО | 2013 |
|
RU2524700C1 |
ТАНК СУДНА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286912C1 |
Изобретение относится к области судостроения и предназначено для пересадки персонала и пассажиров с судна на судно при швартовке борт к борту, а также для пересадки с судна на берег при любых климатических условиях. Трап содержит фиксированную секцию и телескопическую секцию, которая выполнена с возможностью перемещения относительно фиксированной секции посредством использования гидравлического привода. Также трап содержит защитное ограждение из жесткого материала, нагревательные элементы, установленные на фиксированной и телескопической секциях трапа. Достигается повышение надежности работы трапа. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Трап, характеризующийся тем, что содержит фиксированную секцию трапа и телескопическую секцию трапа, которая выполнена с возможностью перемещения относительно фиксированной секции трапа посредством использования гидравлического привода, при этом трап содержит защитное ограждение из жесткого материала, нагревательные элементы, установленные на фиксированной и телескопической секциях трапа.
2. Трап по п.1, характеризующийся тем, что в качестве гидравлического привода использован гидроцилиндр.
3. Трап по п.1, характеризующийся тем, что защитное ограждение из жесткого материала выполнено из стальных оцинкованных труб.
4. Трап по п.1, характеризующийся тем, что в качестве нагревательного элемента использован греющий электрокабель морского исполнения.
5. Трап по п.1, характеризующийся тем, что нагревательные элементы установлены в плиты настила и направляющие фиксированной и телескопической секции трапа.
6. Трап по п.1, характеризующийся тем, что нагревательные элементы установлены в бак с маслом, подаваемым в гидравлический привод для выдвижения телескопической секции трапа.
7. Трап по п.1, характеризующийся тем, что нагревательные элементы установлены в электрошкаф с блоком управления гидравлического привода для выдвижения телескопической секции трапа.
Каталог: "NauticEXPO/Connect", раздел "Морское оборудование", "Мосток для служебного судна для плавания в открытом море A-Type", найдено в Интернете (найдено 10.03.2025), https://www.nauticexpo.ru/prod/ampelmann/product-64641-470870.html, согласно WaybackMachine, 30.11.2017, |
Авторы
Даты
2025-04-22—Публикация
2025-01-29—Подача