Изобретение относится к горному делу, а именно к способам доставки горной массы по подземным выработкам угольных шахт, и предназначено для использования в обводненных шахтах при добыче углей марки Ж.
Уголь марки Ж обладает высокими адгезионными свойствами и при транспортировке его шахтными цепными, скребковыми конвейерами в условиях повышенной обводненности наблюдается прилипание угля к элементам конвейера (цепям, скребкам, звездочкам и т.д.), что значительно снижает производительность конвейера, вплоть до потери его работоспособности.
Известно устройство «Шахтный скребковый конвейер» (патент РФ №2012521, МПК B65G 19/00 (1990.01), опубл. 15.05.1994) с разнесенными ветвями, в котором транспортировка грузов от забоя осуществляется нижней ветвью, а верхняя ветвь может быть использована для транспортировки материалов к забою.
Недостатком устройства является необходимость ручной перегрузки материалов с конвейера на конвейер в случае применения нескольких конвейеров при протяженности транспортной цепочки, требующей установки двух и более конвейеров, а также неприспособленность данного конвейера для транспортировки угля марки Ж.
Наиболее близким является изобретение «Скребковый конвейер» (авторское свидетельство СССР №1425136, МПК B65G 19/14 (2000.01), опубл. 23.09.1988), состоящий из приводной станции и замкнутого трубчатого кожуха с загрузочной воронкой и выгрузными окнами. В кожухе расположен рабочий орган, выполненный в виде бесконечно замкнутой цепи и пружинной спирали. Звенья цепи выполнены с продольными отверстиями, в которых размещены витки спирали с возможностью перемещения вдоль отверстий и вращения вокруг продольной оси спирали. На приводной станции рабочий орган огибает звездочку.
Недостаток этого изобретения заключается в повышенной металлоемкости, трудности монтажа и обслуживания и посредственной производительности при работе в горных выработках в условиях повышенной обводненности при транспортировке угля марки Ж.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в снижении адгезионных свойств угля марки Ж, устранения налипания угля на элементы конвейера и повышении производительности цепных, скребковых конвейеров.
Указанный технический результат заявляемого изобретения достигается тем, что способ доставки горной массы по подземным выработкам угольных шахт, характеризующийся загрузкой угля из загрузочного бункера на шахтный скребковый конвейер, состоящий из головного привода, натяжного барабана, скребков, цепей, линейных рештаков и ершика-очистителя, установленного на холостой ветви конвейера, согласно заявленному изобретению, до загрузки угля на конвейер на его скребки и цепи подают сланцевую пыль из дополнительного бункера, установленного перед загрузочным бункером, разогревают транспортируемый уголь с помощью ИК – излучателя, установленного в конце конвейера.
Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена схема конвейера с бункером для сланцевой пыли и устройством для дополнительной очистки цепи и скребков конвейера.
Способ доставки горной массы по подземным выработкам угольных шахт включает в себя головной привод 1, скребки 2, цепи 3, линейные рештаки 4, загрузочный бункер 5, натяжной барабан 6, бункер для сланцевой пыли 7, инфракрасный (ИК) излучатель 8, ершик-очиститель 9.
Способ доставки горной массы по подземным выработкам угольных шахт осуществляется следующим образом. При пуске конвейера сланцевая пыль из бункера 7 попадает на скребки 2 и цепи 3 конвейера, увлекается ими. Уголь поступающий на конвейер из бункера 5 уже не попадает на скребки 2 и цепи 3 конвейера, а разделяется слоем сланцевой пыли, тем самым исключая адгезию угля марки Ж и элементов конвейера. В результате транспортировки угля возможно нарушение слоя сланцевой пыли и возникновение очагов адгезии на конвейере. Для устранения этого явления в конце конвейера установлен ИК - излучатель 8, который, воздействуя на уголь, разогревает его, снижая тем самым адгезионные свойства угля марки Ж и способствуя отделению угля от скребков 2 и цепей 3 конвейера. Для окончательной очистки скребков и цепей от остатков угля на холостой ветви конвейера установлен ершик - очиститель 9, имеющий привод от головного привода.
Способ доставки горной массы по подземным выработкам угольных шахт представляет собой интерес для горного дела, а именно для конвейеров для доставки горной массы по подземным выработкам угольных шахт, так за счёт применения данных конвейеров повысится производительность конвейеров при транспортировке углей марки Ж и снизится вероятность выхода из строя данных конвейеров из-за вредного воздействия адгезии.
До загрузки угля из загрузочного бункера на конвейер на его скребки и цепи подают сланцевую пыль из дополнительного бункера. Разогревают транспортируемый уголь с помощью ИК-излучателя, установленного в конце конвейера. Обеспечиваются снижение адгезионных свойств угля марки Ж, устранение налипания угля на элементы конвейера и повышение производительности цепных скребковых конвейеров. 1 ил.
Способ доставки горной массы по подземным выработкам угольных шахт, характеризующийся загрузкой угля из загрузочного бункера на шахтный скребковый конвейер, состоящий из головного привода, натяжного барабана, скребков, цепей, линейных рештаков и ершика-очистителя, установленного на холостой ветви конвейера, отличающийся тем, что до загрузки угля на конвейер на его скребки и цепи подают сланцевую пыль из дополнительного бункера, установленного перед загрузочным бункером, разогревают транспортируемый уголь с помощью ИК-излучателя, установленного в конце конвейера.
CN 203428481 U, 12.02.2014 | |||
US 20240140122 A1, 02.05.2024 | |||
CN 219636225 U, 05.09.2023. |
Авторы
Даты
2025-04-25—Публикация
2024-09-02—Подача