Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к железнодорожным платформам.
В настоящее время сегмент контейнерных перевозок - один из самых динамично развивающихся не только в России, но и в мире. Положительная динамика роста продолжает сохраняться на протяжении последних десяти лет.
Контейнерный рынок - лидер по инвестициям, лидер по развитию. Соответственно многократно увеличивается спрос на железнодорожные платформы, как средство перевозки. По данным Росстата, доля платформ в общем объеме выпуска грузовых вагонов вышла на 1-е место.
Составы из железнодорожных вагонов-платформ, перевозящих контейнеры, после разгрузки на припортовых станциях и транспортно-логистических комплексах необходимо доставлять к местам следующей погрузки в порожнем состоянии, или оставлять в ожидании заявки на погрузку.
Перевозка порожних составов и их отстой увеличивает загруженность железнодорожной сети, приводит к занятости путей общего и необщего пользования, что в итоге снижает оперативность продвижения грузов и пропускную способность сети.
Однако из-за существующего несоответствия на местах количества вагонов, подлежащих разгрузке, количеству вагонов, требуемых под погрузку, порожний вагонопоток всегда будет сохраняться в направлении из мест массовой выгрузки в места массовой погрузки. Таким образом, проблема наличия на сети пробок из порожних вагонов пока не решена.
Одним из вариантов повышения провозной и пропускной способности железнодорожного транспорта является минимизация количества принятых к перевозке и хранению порожних вагонов.
Из уровня техники известны способы, позволяющие частично компенсировать неполную загрузку грузовых вагонов - это использование вагонов с многоярусной погрузкой грузов, в том числе штучных.
Известно изобретение «Вагон для перевозки дорожных автомобилей с подвижными опорными плоскостями между позицией перевозки и позицией движения между вагонами, а также поезд, составленный из таких вагонов» (патент РФ №2445220, опубл. 20.03.2012 г.). Изобретение относится к железнодорожному транспорту для перевозки автомобилей. Однако область применения существующего способа ограничена перевозкой только автомобилей, и не позволяет использовать вагон для хранения и транспортировки порожних железнодорожных платформ.
Известен также «Способ грузостатусной перевозки железнодорожных платформ и устройство для его осуществления» (патент РФ №2803720, опубл. 19.09.2023 г.). Способ заключается в перевозке железнодорожных платформ на железнодорожных платформах в статусе груза. Железнодорожные платформы в статусе груза предварительно размещают на нижних железнодорожных платформах в два и/или три яруса и соединяют между собой посредством сцепных устройств самих железнодорожных платформ в статусе груза и закрепляют тормозными башмаками, талрепами и штатными стояночными тормозными устройствами.
Погрузку/выгрузку железнодорожных платформ в статусе груза выполняют, закатывая/выкатывая последние по предварительно соединенным между собой в единый рельсовый путь рельсам погрузочно-разгрузочного железнодорожного пути и рельсам, содержащимся в конструкции железнодорожных платформ, которые фиксируются и удерживаются в требуемом положении посредством железнодорожного тупика с автоматическим сцепным устройством.
Недостатками указанного способа являются:
1. Необходимость для осуществления погрузки строительство специализированных железнодорожных путей, возвышающихся над уровнем основного пути до уровня настила платформы, а также железнодорожного тупика, вплотную примыкающего к основному пути погрузки.
2. Включение в конструкцию вагонов-платформ в качестве несъемного оборудования железнодорожных рельсов, уложенных на платформу и усиленных стальными элементами на всем протяжении настила платформы, что значительно утяжеляет вагон-платформу.
3. Для осуществления погрузки состава необходимо всякий раз между каждым из вагонов монтировать соединительные вставки из отрезков железнодорожных рельсов, с закреплением их стальными накладками с болтовыми соединениями (на каждой сцепке между вагонами требуется установить и закрепить по 2 рельсовые вставки, 8 рельсовых накладок и 24 болтовых соединений). После окончания погрузки необходимо демонтировать рельсовые вставки, соединяющие рельсовые пути, являющиеся несъемным оборудованием, установленным на поверхности настила платформ.
Данную последовательность операций по монтажу, а затем и демонтажу рельсовых вставок между всеми вагонами, необходимо полностью повторять по прибытию состава в пункт разгрузки, где также требуется оборудовать дополнительный железнодорожный путь, возвышающийся над уровнем основного пути до уровня настила платформы и специальный тупик.
Указанная последовательность операций чрезвычайно затруднит и замедлит перевозочный процесс.
4. Для осуществления погрузки / разгрузки грузостатусных вагонов-платформ во второй ярус на уже погруженные вагоны-платформы на первом ярусе потребуется строительство ещё одного специализированного железнодорожного пути, возвышающихся над уровнем основного пути уже до уровня настила платформ, загруженных на первый ярус (высотой более 2,5 метров), а также высокого железнодорожного тупика, вплотную примыкающего к основному пути погрузки. Переезд груженого первым ярусом состава к новому специализированному пути и тупику также потребует дополнительных маневровых работ. акже потребуется весь комплекс трудоемких работ по монтажу рельсовых вставок между всеми погруженными вагонами первого яруса (но уже в более трудных условиях работ на высоте), погрузке второго яруса платформ и работ по демонтажу рельсовых вставок, установленных для погрузки второго яруса.
Техническим результатом предлагаемого разработанного способа и устройства его осуществления является возможность осуществить хранение и транспортировку порожних железнодорожных платформ в компактном виде в два яруса, обеспечивая их надежное закрепление без сдвига в продольном и поперечном направлении на железнодорожной платформе.
Как следствие достигаемого технического результата, общественно-полезным эффектом при использовании предлагаемого способа и устройства является повышение провозной и пропускной способности железнодорожной сети.
Технический результат от использования предлагаемого способа достигается за счет специальной конструкции устройства осуществления способа.
Техническая сущность предлагаемой конструкции и её устройство поясняется чертежами (фиг.1, фиг.2 и фиг.3).
На обоих концах вагона-платформы 1 (фиг.1) симметрично его продольной и поперечной осей расположены ложементы 2 для установки на них загружаемых вагонов. Ложементы 2 имеют возможность регулировки высоты установки над уровнем пола вагона-платформы с возможностью откидывания и складывания упоров на ложемент. Конструкция ложемента представляет из себя опору, откидывающуюся на шарнире в плоскость рамы платформы. Упорные элементы поджимают колесо с помощью винтовых зажимов (также типовые резьбовые элементы).
При этом ложементы установлены таким образом, что в сложенном состоянии они находятся не выше уровня пола платформы, чтобы не препятствовать погрузке и креплению груза, когда платформы используются по прямому своему назначению - перевозке грузов. Расстояние между ложементами 2 с упорами в поднятом состоянии соответствует расстоянию между колесами колесных пар вагонных тележек для обеспечения надежного закрепления загруженного вагона-платформы без сдвига его в продольном и поперечном направлении на платформе. Для более точной фиксации и выбора неизбежно возникающих зазоров, вызванных допусковыми различиями в размерах колес и в целом колесных пар тележек, упоры выполнены с возможностью небольшого перемещения их с помощью винтовых механизмов в продольном и поперечном направлениях относительно колес погруженных вагонов-платформ до касания с колесами с целью прижима и фиксации колес на полу платформы. Для фиксации платформ при транспортировке используются также упорные стяжки 3.
При формировании состава поезда, то есть при сцеплении вагонов-платформ, на которые погружены вагоны-платформы, необходимо, чтобы автосцепки погруженных в штабель платформ не препятствовали соединению автосцепок основных несущих вагонов-платформ.
Для этого погрузку обеспечивают таким образом, чтобы груз, расположенный на сопрягаемых сторонах несущих вагонов находился на разной высоте относительно пола этих вагонов. Это достигается тем, что ложементы всех вагонов-платформ выполнены с возможностью регулирования по высоте установки относительно пола платформы. При погрузке вагонов-платформ все ложементы, расположенные на несущих платформах с одноименных сторон вагона (например, передние по ходу движения состава) устанавливают выше ложементов, находящихся на противоположной стороне вагона (задних по ходу движения) на величину, превышающую размера автосцепки в вертикальной плоскости (фиг. 2).
Загрузка и разгрузка вагона-платформы может производиться с помощью мостового крана-штабелера с захватным механизмом за буксовые узлы вагонных тележек.
Последовательно устанавливают на вагон-платформу сначала первый ярус вагона с закреплением его упорными стяжками, а его колесных пар упорами с четырех сторон. Затем на первый ярус устанавливается второй ярус груза также с закреплением упорными стяжками, а колесных пар упорами.
Габарит груженого вагона-платформы соответствует габариту 1-Т по ГОСТ 9238-2013 со 2-й степенью негабаритности Н002 (фиг. 3).
Заявляемый способ и устройство его осуществления позволяет производить компактное хранение и транспортировку по железнодорожной сети порожних вагонов-платформ, обеспечивая их надежное закрепление на вагоне-платформе, увеличивая провозную способность (вес состава) и пропускную способность (уменьшение длины состава) в три раза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ГРУЗОСТАТУСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЛАТФОРМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2021 |
|
RU2803720C1 |
Способ транспортировки порожней железнодорожной грузовой платформы и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2682312C2 |
ЛОЖЕМЕНТ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ И ХРАНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР | 2023 |
|
RU2814737C1 |
Комплект грузовых контейнеров | 2020 |
|
RU2810225C2 |
ВАГОН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ | 2000 |
|
RU2192360C2 |
Вагон-платформа для контрейлерных и комбинированных контрейлерно-контейнерных перевозок | 2019 |
|
RU2724918C1 |
ВАГОН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЕЙ | 2009 |
|
RU2390445C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КОЛЕСНОЙ ТЕХНИКИ И КОНТЕЙНЕРОВ | 1998 |
|
RU2151703C1 |
ВАГОН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ТАРНО-ШТУЧНЫХ И ПАКЕТИРОВАННЫХ ГРУЗОВ | 2007 |
|
RU2347699C2 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОПОЕЗДОВ | 1997 |
|
RU2135380C1 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к железнодорожным платформам. Способ штабельного хранения и транспортировки вагонов-платформ заключается в компоновке состава из вагонов-платформ, загруженных в два яруса порожними вагонами-платформами на ложементы с упорными элементами, выполненными с возможностью откидывания и складывания на ложемент. В поднятом рабочем положении ложементы имеют возможность регулировки высоты установки над уровнем пола вагона-платформы. На полу вагона-платформы (1) для колесных пар загружаемых вагонов-платформ устанавливают ложементы (2) с упорными элементами, выполненными с возможностью откидывания и складывания на ложемент, и упорные стяжки (3). В поднятом рабочем положении ложементы (2) имеют возможность регулировки высоты установки над уровнем пола вагона-платформы (1) и в сложенном состоянии расположены не выше уровня пола платформы. Упорные элементы расположены на ложементе с возможностью перемещения в продольном и поперечном направлениях относительно колес погруженных вагонов-платформ до касания их с колесами и фиксации колес на полу вагона-платформы. Изобретение обеспечивает возможность осуществить хранение и транспортировку порожних железнодорожных вагонов-платформ в компактном виде в два яруса, обеспечивая их надежное закрепление без сдвига в поперечном и продольном направлении на железнодорожной вагоне-платформе. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
1. Способ штабельного хранения и транспортировки вагонов-платформ, заключающийся в компоновке состава из вагонов-платформ, загруженных в два яруса порожними вагонами-платформами на ложементы с упорными элементами, выполненными с возможностью откидывания и складывания на ложемент, в поднятом рабочем положении ложементы имеют возможность регулировки высоты установки над уровнем пола вагона-платформы.
2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее установленные на полу вагона-платформы для колесных пар загружаемых вагонов-платформ ложементы с упорными элементами, выполненными с возможностью откидывания и складывания на ложемент, и упорные стяжки, в поднятом рабочем положении ложементы имеют возможность регулировки высоты установки над уровнем пола вагона-платформы и в сложенном состоянии расположены не выше уровня пола платформы, а упорные элементы расположены на ложементе с возможностью перемещения в продольном и поперечном направлениях относительно колес погруженных вагонов-платформ до касания их с колесами и фиксации колес на полу вагона-платформы.
СПОСОБ ГРУЗОСТАТУСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЛАТФОРМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2021 |
|
RU2803720C1 |
Способ транспортировки порожней железнодорожной грузовой платформы и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2682312C2 |
Система многооборотных креплений (СМК) | 2020 |
|
RU2766142C2 |
CN 208325018 U, 04.01.2019 | |||
Кинокопировальный объектив однократного увеличения | 1975 |
|
SU518750A1 |
Авторы
Даты
2025-05-12—Публикация
2024-07-31—Подача