1
Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств и касается конструкции аварийнозапирающихся втягивающих устройств (инерционных катущек) для ремней безопасности, установленных, например, в автомобилях.
По основному авт. св. № 667433 известно аварийно-запирающееся устройство для ремня безопасности транспортного средства, содержащее корпус с размещенным в нем находящимся под действием спиральной пружины валом, для закрепления и наматывания ленты, на котором установлено храповое колесо, блокируемое собачкой, поворотно смонтированной в корпусе, щарнирно подвешенный на опоре корпуса маятник, состоящий из стержня и закрепленной на нем инерционной массы, и толкатель, выполненный в виде установленного на оси изогнутого рычага, одним концом взаимодействующего с собачкой и имеющего в средней части отверстие для размещения стержня маятника, по периметру которого выполнен кольцевой выступ, взаимодействующий с верхним торцом массы маятника, при этом стержень маятника, установленный в центральном
отверстии его инерционной массы, выполнен в виде V-образной шпильки, концы которой отогнуты наружу для фиксации массы маятника, в указанное отверстие запрессована распорная втулка, имеющая продольные
канавки для размещения сторон щпильки, а опора маятника выполнена в виде М-образной скобы, жестко прикрепленной к консольной опоре боковой стенки корпуса 1. Однако известное устройство имеет недостаточную надежность срабатывания при
0 ускоренном вытягивании ленты.
Цель изобретения - повышение надежности блокирования ленты аварийно-запирающегося втягивающего устройства при ее вытягивании из устройства с ускорением выше заданного уровня.
5 Поставленная цель достигается тем, что толкатель выполнен с кулачком на его осевой части, на валу поворотно смонтирована подпружиненная относительно корпуса храповая чащка с внутренними зубьями и кулачко. вым выступом на ее наружной поверхности для взаимодействия с упомянутым кулачком толкателя, внутри храповой чашки, соосно валу, размещен инерционный диск с V-образным вырезом, при этом на боковой стенке
храпового колеса жестко закреплен штифт, на который свободно посажен зуб для взаимодействия с вырезом инерционного диска или зубцами чашки, а храповое колесо и инерционный диск выполнены с отверстиями и связаны между собойЛобразной пружиной, отогнутые концы которой заведены в упомянутые отверстия.
Кроме того, для синхронизации зацепления собачки с храповым колесом, количество зубцов храповой чашки равно количеству зубьев храпового колеса. Толкатель выполнен из антифрикционного синтетического материала, например из полиацеталей.Л-образная пружина расположена между инерционным диском и храповым колесом.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, продольный разрез.
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство содержит корпус 1, в котором расположен вал 2 с закрепленной в нем при помощи шпильки 3 лентой 4 ремня безопасности. На одном из концов вала закреплено храповое колесо 5. Вал вращается во втулках 6 и 7, установленных в боковых стенках корпуса 1.
Со стороны втулки 7 к корпусу прикреплена обойма 8 со встроенной в .нее спиральной пружиной 9, связанной своим внутренним концом с валом 2.
В боковой стенке корпуса закреплена ось 10 с поворотно смонтированной на ней собачкой 11, центр тяжести которой расположен так, что собачка под действием силы тяжести находится в расцепленном с храповым колесом положении. Через боковые стенки корпуса пропущена ось 12, на которой поворотно установлен ограниченный от продольного смещения шайбой 13 толкатель 14, выполненный из антифрикционного синтетического материала, например из полиацеталей, в виде изогнутого Г-образного рычага, конец а которого контактирует с собачкой 11. Толкатель 14 снабжен на осевой части кулачком б. Боковая стенка корпуса имеет вырезы виги отогнутую под углом 90° консольную опору 15, в отверстии д которой смонтирована опора маятника 16 в виде М-образной проволочной скобы 17 с отогнутыми концами, что обеспечивает жесткое крепление скобы к консольной опоре 15. На среднюю часть скобы 17 навешена V-образная проволоч-ная шпилька 18, несущая инерционную массу маятника 16, имеющего центральное отверстие, через которое пропущена щпилька 18. Отогнутые ее концы, упираясь в регулировочную шайбу 19, фиксируют массу маятника 16 в заданном положении. Для фиксации шпильки 18 в отверстие массы запрессована распорная втулка 20, имеющая продольные канавки для размещения сторон шпильки 18.
На валу 2 установлена с возможностью поворота храповая чашка 21, которая ограничена от смещения вдоль вала упорной шайбой 23 и храповым колесом 5. Храповая чашка 21 имеет внутренние зубцы и наружный
кулачковый выступ е.Внутри храповой чашки 21 со стороны храпового колеса 5 на цилиндрическом выступе поворотно установлен инерционный диск 23 cV-образным вырезом, в котором размещен зуб 24, поворотно установленный на штифте 25, жестко закрепленном на боковой стенке храпового колеса 5. Храповое колесо 5 соединено с инерционным диском 23Л-образной пружиной 26, расположенной между ними и установленной отогнутыми концами в отверстия ж, выполненные в указанных колесе и диске. Храповая чашка 21 и корпус 1 связаны с помощью шайбы 27 и пружины 28 растяжения, удерживающей храповую чашку 21 в положении, при котором ее выступ з упирается в стержень 29, служащий для отклонения
ленты 4 в нужном направлении. Для ограничения смещения ленты в поперечном направлении вдоль оси вала 2 в корпусе 1 смонтирована накладка 30.
Устройство крепится к кузову автомобиля болтом. Регулировочная щайба 19 служит для регулировки зазора и между зубом собачки 11 и зубьями храпового колеса 5. Устройство закрыто кожухом 31.
Устройство работает следующим образом. В невключенном состоянии верхняя поверхность маятника 16 поддерживает толкатель 14 в горизонтальном положении, а свободный конец а толкателя поддерживает собачку 11 в ее расцепленном с зубьями храпового колеса 5 положении с сохранением зазора и. При этом ось маятника 16,
связанная со шпилькой 18, расположена вертикально, а верхний конец массы маятника 16 -горизонтально. Ленту 4 можно свободно, но с небольшим ускорением, вытягивать из устройства, вращая при этом вал 2, который закручивает спиральную пружину 9. При отпускании ленты 4 спиральная пружина 9 поворачивает вал 2 в обратном направлении и возвращает ленту 4 обратно в устройство. Инерционный диск 23 стороной к -образного выреза удерживает зуб 24 в утопленном в него положении и вращается совместно с валом 2 и храповым колесом 5.
Под действием пружины 28 храповая чашка 21 удерживается в левом положении(фиг. 1) и ее кулачковый выступ е не контактирует с кулачком б толкателя 14.
В критических или аварийных ситуациях, при замедлениях и кренах транспортного средства в любом направлении, -превыщающих заданную величину, масса маятника 16 отклоняется от вертикального положения и воздействует на нижнюю кольцевую поверхность толкателя 14. Последний, поворачиваясь вокруг оси 12, своим свободным концом а воздействует на тыльную часть собачки 11 и вводит ее в зацеплеине с храповым колесом 5, блокируя ленту.
При резком вытягивании ленты 4 из устройства с ускорением, превышающим заданную величину, инерционный диск 23, вращаясь с меньщей скоростью, чем храповое колесо 5, отстает от вращения последнего и стороной л своего у-образного выреза вводит зуб 24 в зацепление с зубьями храповой чашки 21, которая, вследствие этого, поворачивается, преодолевая действие пружины 28, и ее кулачковый выступ е воздействует на кулачок б толкателя 14. Последний, поворачиваясь вокруг оси 12, свободным Jioнцoм а нажимает на тыльную часть собачки 11 и вводит ее в зацепление с храповым колесом 5, блокируя вращение вала 2 и, следовательно, ленту 4.
Положительным эффектом изобретения является то, что незначительными средствами достигается, так называемая двойная чувствительность устройства, и, следовательно, повыщается безопасность водителей и пассажиров транспортного средства.
Формула изобретения
. Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства по авт. св. № 667433, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности блокировки ленты при ее вытягивании из устройства с ускорением выше
заданного уровня, толкатель выполнен с кулачком на его осевой части, на валу поворотно смонтирована подпружиненная относительно корпуса храповая чашка с внутренними зубцами и кулачковым выступом на ее наружной поверхности для взаимодействия с упомянутым кулачком толкателя, а внутри храповой чашки, соосно валу, установлен с возможностью вращения инерционный диск с V-образным вырезом, при этом на боковой стенке храпового-колеса жестко закреплен щтифт, на который свободно насажен зуб для взаимодействия с вырезом инерционного диска или зубцами чашки, а краповое колесо и инерционный диск выполнены с отверстиями и связаны между собой Лобразной пружиной, отогнутые концы которой заведены в упомянутые отверстия.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью синхронизации зацепления со-, бачки с храповым колесом, количество зубцов храповой чашки равно количеству зубьев храпового колеса.
3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что толкатель выполнен из антифрикционного синтетического материала, например из полиацеталей.
5 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, чтоЛ-образная пружина расположена между инерционным диском и храповым колесом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР №667433, кл. А 62 В 35/02, 1977 (прототип).
f 26
Ю 20 19
Фиг.1
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-10-15—Подача