Аварийно-запирающееся втягивающееуСТРОйСТВО для РЕМНя бЕзОпАСНОСТиТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА Советский патент 1981 года по МПК B60R21/10 A62B35/02 

Описание патента на изобретение SU839786A2

1

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств и касается конструкции аварийнозапирающихся втягивающих устройств (инерционных катущек) для ремней безопасности, установленных, например, в автомобилях.

По основному авт. св. № 667433 известно аварийно-запирающееся устройство для ремня безопасности транспортного средства, содержащее корпус с размещенным в нем находящимся под действием спиральной пружины валом, для закрепления и наматывания ленты, на котором установлено храповое колесо, блокируемое собачкой, поворотно смонтированной в корпусе, щарнирно подвешенный на опоре корпуса маятник, состоящий из стержня и закрепленной на нем инерционной массы, и толкатель, выполненный в виде установленного на оси изогнутого рычага, одним концом взаимодействующего с собачкой и имеющего в средней части отверстие для размещения стержня маятника, по периметру которого выполнен кольцевой выступ, взаимодействующий с верхним торцом массы маятника, при этом стержень маятника, установленный в центральном

отверстии его инерционной массы, выполнен в виде V-образной шпильки, концы которой отогнуты наружу для фиксации массы маятника, в указанное отверстие запрессована распорная втулка, имеющая продольные

канавки для размещения сторон щпильки, а опора маятника выполнена в виде М-образной скобы, жестко прикрепленной к консольной опоре боковой стенки корпуса 1. Однако известное устройство имеет недостаточную надежность срабатывания при

0 ускоренном вытягивании ленты.

Цель изобретения - повышение надежности блокирования ленты аварийно-запирающегося втягивающего устройства при ее вытягивании из устройства с ускорением выше заданного уровня.

5 Поставленная цель достигается тем, что толкатель выполнен с кулачком на его осевой части, на валу поворотно смонтирована подпружиненная относительно корпуса храповая чащка с внутренними зубьями и кулачко. вым выступом на ее наружной поверхности для взаимодействия с упомянутым кулачком толкателя, внутри храповой чашки, соосно валу, размещен инерционный диск с V-образным вырезом, при этом на боковой стенке

храпового колеса жестко закреплен штифт, на который свободно посажен зуб для взаимодействия с вырезом инерционного диска или зубцами чашки, а храповое колесо и инерционный диск выполнены с отверстиями и связаны между собойЛобразной пружиной, отогнутые концы которой заведены в упомянутые отверстия.

Кроме того, для синхронизации зацепления собачки с храповым колесом, количество зубцов храповой чашки равно количеству зубьев храпового колеса. Толкатель выполнен из антифрикционного синтетического материала, например из полиацеталей.Л-образная пружина расположена между инерционным диском и храповым колесом.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, продольный разрез.

Аварийно-запирающееся втягивающее устройство содержит корпус 1, в котором расположен вал 2 с закрепленной в нем при помощи шпильки 3 лентой 4 ремня безопасности. На одном из концов вала закреплено храповое колесо 5. Вал вращается во втулках 6 и 7, установленных в боковых стенках корпуса 1.

Со стороны втулки 7 к корпусу прикреплена обойма 8 со встроенной в .нее спиральной пружиной 9, связанной своим внутренним концом с валом 2.

В боковой стенке корпуса закреплена ось 10 с поворотно смонтированной на ней собачкой 11, центр тяжести которой расположен так, что собачка под действием силы тяжести находится в расцепленном с храповым колесом положении. Через боковые стенки корпуса пропущена ось 12, на которой поворотно установлен ограниченный от продольного смещения шайбой 13 толкатель 14, выполненный из антифрикционного синтетического материала, например из полиацеталей, в виде изогнутого Г-образного рычага, конец а которого контактирует с собачкой 11. Толкатель 14 снабжен на осевой части кулачком б. Боковая стенка корпуса имеет вырезы виги отогнутую под углом 90° консольную опору 15, в отверстии д которой смонтирована опора маятника 16 в виде М-образной проволочной скобы 17 с отогнутыми концами, что обеспечивает жесткое крепление скобы к консольной опоре 15. На среднюю часть скобы 17 навешена V-образная проволоч-ная шпилька 18, несущая инерционную массу маятника 16, имеющего центральное отверстие, через которое пропущена щпилька 18. Отогнутые ее концы, упираясь в регулировочную шайбу 19, фиксируют массу маятника 16 в заданном положении. Для фиксации шпильки 18 в отверстие массы запрессована распорная втулка 20, имеющая продольные канавки для размещения сторон шпильки 18.

На валу 2 установлена с возможностью поворота храповая чашка 21, которая ограничена от смещения вдоль вала упорной шайбой 23 и храповым колесом 5. Храповая чашка 21 имеет внутренние зубцы и наружный

кулачковый выступ е.Внутри храповой чашки 21 со стороны храпового колеса 5 на цилиндрическом выступе поворотно установлен инерционный диск 23 cV-образным вырезом, в котором размещен зуб 24, поворотно установленный на штифте 25, жестко закрепленном на боковой стенке храпового колеса 5. Храповое колесо 5 соединено с инерционным диском 23Л-образной пружиной 26, расположенной между ними и установленной отогнутыми концами в отверстия ж, выполненные в указанных колесе и диске. Храповая чашка 21 и корпус 1 связаны с помощью шайбы 27 и пружины 28 растяжения, удерживающей храповую чашку 21 в положении, при котором ее выступ з упирается в стержень 29, служащий для отклонения

ленты 4 в нужном направлении. Для ограничения смещения ленты в поперечном направлении вдоль оси вала 2 в корпусе 1 смонтирована накладка 30.

Устройство крепится к кузову автомобиля болтом. Регулировочная щайба 19 служит для регулировки зазора и между зубом собачки 11 и зубьями храпового колеса 5. Устройство закрыто кожухом 31.

Устройство работает следующим образом. В невключенном состоянии верхняя поверхность маятника 16 поддерживает толкатель 14 в горизонтальном положении, а свободный конец а толкателя поддерживает собачку 11 в ее расцепленном с зубьями храпового колеса 5 положении с сохранением зазора и. При этом ось маятника 16,

связанная со шпилькой 18, расположена вертикально, а верхний конец массы маятника 16 -горизонтально. Ленту 4 можно свободно, но с небольшим ускорением, вытягивать из устройства, вращая при этом вал 2, который закручивает спиральную пружину 9. При отпускании ленты 4 спиральная пружина 9 поворачивает вал 2 в обратном направлении и возвращает ленту 4 обратно в устройство. Инерционный диск 23 стороной к -образного выреза удерживает зуб 24 в утопленном в него положении и вращается совместно с валом 2 и храповым колесом 5.

Под действием пружины 28 храповая чашка 21 удерживается в левом положении(фиг. 1) и ее кулачковый выступ е не контактирует с кулачком б толкателя 14.

В критических или аварийных ситуациях, при замедлениях и кренах транспортного средства в любом направлении, -превыщающих заданную величину, масса маятника 16 отклоняется от вертикального положения и воздействует на нижнюю кольцевую поверхность толкателя 14. Последний, поворачиваясь вокруг оси 12, своим свободным концом а воздействует на тыльную часть собачки 11 и вводит ее в зацеплеине с храповым колесом 5, блокируя ленту.

При резком вытягивании ленты 4 из устройства с ускорением, превышающим заданную величину, инерционный диск 23, вращаясь с меньщей скоростью, чем храповое колесо 5, отстает от вращения последнего и стороной л своего у-образного выреза вводит зуб 24 в зацепление с зубьями храповой чашки 21, которая, вследствие этого, поворачивается, преодолевая действие пружины 28, и ее кулачковый выступ е воздействует на кулачок б толкателя 14. Последний, поворачиваясь вокруг оси 12, свободным Jioнцoм а нажимает на тыльную часть собачки 11 и вводит ее в зацепление с храповым колесом 5, блокируя вращение вала 2 и, следовательно, ленту 4.

Положительным эффектом изобретения является то, что незначительными средствами достигается, так называемая двойная чувствительность устройства, и, следовательно, повыщается безопасность водителей и пассажиров транспортного средства.

Формула изобретения

. Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства по авт. св. № 667433, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности блокировки ленты при ее вытягивании из устройства с ускорением выше

заданного уровня, толкатель выполнен с кулачком на его осевой части, на валу поворотно смонтирована подпружиненная относительно корпуса храповая чашка с внутренними зубцами и кулачковым выступом на ее наружной поверхности для взаимодействия с упомянутым кулачком толкателя, а внутри храповой чашки, соосно валу, установлен с возможностью вращения инерционный диск с V-образным вырезом, при этом на боковой стенке храпового-колеса жестко закреплен щтифт, на который свободно насажен зуб для взаимодействия с вырезом инерционного диска или зубцами чашки, а краповое колесо и инерционный диск выполнены с отверстиями и связаны между собой Лобразной пружиной, отогнутые концы которой заведены в упомянутые отверстия.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью синхронизации зацепления со-, бачки с храповым колесом, количество зубцов храповой чашки равно количеству зубьев храпового колеса.

3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что толкатель выполнен из антифрикционного синтетического материала, например из полиацеталей.

5 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, чтоЛ-образная пружина расположена между инерционным диском и храповым колесом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР №667433, кл. А 62 В 35/02, 1977 (прототип).

f 26

Ю 20 19

Фиг.1

Похожие патенты SU839786A2

название год авторы номер документа
Аварийно-запирающееся втягивающееуСТРОйСТВО для РЕМНя бЕзОпАСНОСТиТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Виллемс Тоомас Георгиевич
SU818933A2
Аварийно-запирающее втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства 1977
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Руубен Ильмар Викторович
  • Фришман Владимир Абрамович
SU667433A2
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство ремня безопасности транспортного средства 1979
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Сакс Мартин Мартинович
  • Лаури Вайно Густавович
  • Агур Иллар Альбертович
SU931531A1
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства 1983
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Мерелайне Март Эдуардович
  • Майпуу Энн Юхович
  • Юрисоо Энн Волдемарович
SU1286451A1
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства 1975
  • Тедер Леонид Оскарович
SU645658A1
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства 1982
  • Тедер Л.О.
  • Мерелайне М.Э.
  • Майпуу Э.Ю.
  • Юрисоо Э.В.
SU1058812A1
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства 1990
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Райдару Михкель Эдуардович
  • Бейльман Юри Карлович
SU1780525A3
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремней безопасности транспортного средства 1990
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Райдару Михкель Эдуардович
  • Отс Айду Вайнович
  • Аас Антс Юханович
SU1780526A3
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства 1984
  • Крылов Анатолий Николаевич
  • Тедер Леонид Оскарович
SU1320100A2
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство ремня безопасности транспортного средства 1986
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Орг Тийт Аугустович
  • Вайну Лембит Александрович
  • Аас Антс Юханович
SU1549828A1

Иллюстрации к изобретению SU 839 786 A2

Реферат патента 1981 года Аварийно-запирающееся втягивающееуСТРОйСТВО для РЕМНя бЕзОпАСНОСТиТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА

Формула изобретения SU 839 786 A2

SU 839 786 A2

Авторы

Тедер Леонид Оскарович

Конт Рейн Иоханнесович

Вайну Лембит Александрович

Мяэ Николай Иоаннович

Даты

1981-06-23Публикация

1979-10-15Подача