Рулевая колонка транспортного средства Советский патент 1983 года по МПК B62D1/189 

Описание патента на изобретение SU1002177A2

1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым колонкам управления поворотом машины.

Известна рулевая колонка транспортного средства из авт. св. Н 71232, содержащая зубчатый сектор, входящую в зацепление с ним зубчатую рейку, сферический шарнир, связывающий рейку с огранами управления, и корпус, установленный в опорах.

Однако эта конструкция имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что в процессе изготовления трудно обеспечить оптимальный зазор в зацеплении из-за разброса допусков, а в эксплуатации практически невозможно обеспечить приработку зубьев сектора и рейки без роста зазора в зацеплении. Невозможность восстановления оптимального зазора приводит к интенсивному возникновению динамических нагрузок в зубчатом

зацеплении, опасности разрушения зубьев и неуверенности в четкой уггравляемости машины из-за неприятного люфта на рукоятках штурвала, и7 следовательно, к снижению надежности устройства.

Цель изобретения - повысить надежность работы узла путем обеспечения бесступенчатой регулировки зазора в зацеплении зубчатого сектора

10 и рейки.

Это достигается тем, что в устройстве по авт, св. № ii71232 втулка выполнена эксцентриковой с лысками на одном конце под ключ и с цанговым

15 зажимом на другом конце для фиксации ее в корпусе, выполненным в виде конической пробки, входящей в конический раструб, расточенный на конце эксцентриковой втулки с радиаль20ными прорезями, при этом конический раструб и коническая часть пробки закрыты полой цапфой, установленной в одной из опор и взаимодействующей с конической пробкой с помощью резь бы, а 8 корпусе установлен регулируемый упор с шариковым подпятником взаимодействующий с центром поворот зубчатого сектора. На фиг. 1 показана предлагаемая рулевая колонка с разрезом, общий вид; на фиг. 2 - разрез по оси зубчатой рейки. Рулевая колонка имеет корпус 1, в котором установлен вал 2 в подшипниках 3. Один конец вала связан передачей со штурвалом , а на другом конце вала установлен зубчатый сектор 5- Сектор находится в зацеплении с рейкой 6, установленной во втулке 7, которая выполнена эксцент риковой с лысками 8 на одном конце под ключ и с цанговым зажимом на дру гом конце для фиксации ее в корпусе Зажим выполнен в виде конической пробки 9, входящей в конический раст руб 10, расточенный на конце эксцентриковой втулки 7 с радиальными прорезями 11. Конический раструб 10 и коническая часть пробки 9 закрыты полой цапфой 12, установленной в одной из опор 13 и взаимодействующей с конической пробкой 9 с помощью резьбы 1. В корпусе установлен регулируемый упор 15 с шариковым подпятником 16, взаимодействующим с центром 17 поворота зубчатого сектора 5. При изменении углового положения колонки поворот корпуса 1 относитель но опоры 13 происходит с одной стороны на цапфе 18 эксцентриковой втул ки 7, с другой - на полой цапфе. 12, которые вращаются на втулках 19, закрепленных на опоре 13 винтами 20. Регулировка зацепления производится следующим образом. Поворотом эксцентриковой втулки 7 за лыски В зубчатая рейка 6 прибли жается к зубьям сектора 5 за счет эксцентриситета 6 на величину минимального зазора, при котором обеспечивается работа зацепления без заеда ний. Удерживая ключом втулку 7 в этом положении производится ввертывание пробки 9 в резьбу полой цапфы 12. При этом лепестки конического раструба 10 раздвигаются конической частью пробки 9 и фиксируют втулку 7 относительно цапфы 12 и следовательно относительно корпуса 1. Совмещение середин зуба сектора с серединой зуба рейки производится упором в центр 17 шарикового подпятника 16, перемещаемого регулируемым упором 15. Технико-экономический эффект предложения заключается в упрощении технологии изготовления рулевой колонки за счет применения деталей, не требующих высокой точности изготовления. Кроме того, в результате бесступенчатой регулировки зазора в зацеплении зубчатого сектора и рейки обеспечивается четкая управляемость машины, а значит повышается зксплуатационная надежность машины. Проведение испытания рулевой колонки с описанным устройством подтвердили ее повышенную надежность и упрощение регулировки зацепления зубчатого сектора р рейкой. Этот эффект явился существенным основанием для принятия решения об использовании описанного устройства в известной рулевой колонке по авт. св. tf +71-232, находящейся в настоящее время в производстве. Формула изобретения Рулевая колонка транспортного средства по авт. св. № 71232, о т лИЧающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения более точной регулировки зацепления зубчатого сектора с рейкой, втулка выполнена эксцентриковой с лысками под ключ на одном конце и с цанговым зажимом на другом конце, при этом конический раструб, выполненный с радиальными прорезями, и коническая часть пробки закрыты полой цапфой, установленной в одной из опор и взаимодействующей с конической пробкой посредством резьбы, а в корпусе установлен регулируемый упор с шариковым подпятником, взаимодействующий с центром поворота зубчатого сектора.

Похожие патенты SU1002177A2

название год авторы номер документа
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ 1993
  • Яфаров Ш.Н.
  • Прошанов Е.Н.
RU2041103C1
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ РУЛЕВОГО ПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Гинцбург Л.Л.
  • Каплин В.И.
  • Гнипович В.И.
  • Гурфинкель Е.А.
  • Усов Л.А.
RU2091263C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА РУЛЕВОГО ПРИВОДА 2000
  • Богославцев Владимир Иванович
RU2248900C2
Рулевой механизм транспортного средства 1976
  • Шаповалов Александр Захарович
  • Гилелес Лев Хацкелевич
  • Высоцкий Михаил Степанович
  • Горелик Зиновий Маркович
  • Добринец Владимир Константинович
  • Гинцбург Леонид Леонидович
  • Кокин Станислав Георгиевич
  • Козел Викентий Андреевич
  • Червяк Геннадий Петрович
  • Минчук Евгений Юльянович
SU931560A1
Рулевой механизм транспортного средства 1980
  • Барай Владислав Калистратович
SU921924A1
Рулевое управление трактора 1984
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Яцкевич Владимир Владимирович
SU1221002A1
Рулевой механизм транспортного средства 1980
  • Барай Владислав Калистратович
SU975483A2
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства 1978
  • Кальченко Борис Иванович
  • Каменев Василий Нионилович
  • Завалишин Сергей Иванович
SU710853A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАДИАЛЬНОЙ РЕГУЛИРОВКИ ВАЛКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОЙ ПРОКАТНОЙ КЛЕТИ 1995
  • Медведев В.М.
  • Гридневский В.Н.
RU2083301C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ 1993
  • Яфаров Ш.Н.
  • Прошанов Е.Н.
RU2041102C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 002 177 A2

Реферат патента 1983 года Рулевая колонка транспортного средства

Формула изобретения SU 1 002 177 A2

SU 1 002 177 A2

Авторы

Гусенко Валерий Александрович

Капотин Евгений Николаевич

Шутиков Александр Савельевич

Даты

1983-03-07Публикация

1981-12-29Подача