(54) РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО
1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к рулевым механизмам транспортных средств.
По основному авт. св. № 931560 известен рулевой механизм, содержащий корпус с крышками, гайку-рейку, связанную винтовыми шариковыми соединениями с рулевым валом, установленным в подшипниках корпуса, и зубчатый сектор, расположенный в установленных в корпусе с возможностью врашения эксцентричных втулках, на торцах которых выполнен ряд отверстий, расположенных концентрично внутренней -поверхности подшипника, а в неподвижно закрепленных на корпусе крышках установлены штифты для взаимодействия с отверстиями, и между торцовыми поверхностями сектора и втулок установлены упорные шайбы 1.
К недостаткам извесного рулевого механизма относится появление люфта рулевого вала при осевом перемешении сектора из-за износов упорных колец, торцев сектора.
Цель изобретения - повышение надежности, путем устранения люфта рулевого СРЕДСТВА
вала в процессе эксплуатации ограничением осевого перемещения сектора.
Указанная цель достигается тем, что рулевой механизм снабжен компенсатором зазора, установленным в корпусе рулевого 5 механизма между крышкой и эксцентричной втулкой с возможностью взаимодействия в осевом направлении с торцовой поверхностью последней тем.
Кроме того, компенсатор выполнен в ви де набора упругих шайб.
При этом компенсатор выполнен в виде гайки с наружной резьбой, установленной с возможностью взаимодействия с внутренней резьбой, выполненной на корпусе.
На фиг. 1 приведена конструктивная схе15ма рулевого механизма с компенсатором в виде гайки; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1; на фиг. 4 - рулевой механизм с компенсатором в виде набора шайб.
20
Рулевой механизм содержит гайку-рейку 1,связанную винтовым соединением, включающим циркулирующие шарики 2, с рулевым валом 3, устаноапенным в подшипниках корпуса 4, цилиндрический сектор 5,
соединенный регулировочным устройством, включающий подшипники 6 скольжения, у которых внутренняя поверхность эксцентрично смещена относительно наружной втул ки 7 с рядом отверстий 8 на торцах, щтифты 9, установленные в крыщках 10 и 11, и входящие в отверстия втулок 7. От осевого смещения сектор 5 удерживается упорными кольцами 12.
Между крыщкой 11 и эксцентричной втулкой 7 в корпусе 4 установлен компенсатор в виде гайки 13, взаимодействующий с торцом этой втулки в осевом направлении. Гайка 13 стопорится штифтом 14, входящим в отверстие крышки 11 и одно из отверстий в торце гайки 13.
Гайка 13 (фиг. 3) может стопорится винтом 15, ввернутым в корпус 4 до упора,со стопорением, например, в виде кернения.
Компенсатор может быть также выполнен и в виде набора шайб 16 (фиг. 4).
При повороте рулевого вала 3, благодаря винтовому соединению, включающему циркулирующие шарики 2,гайка-рейка 1, перемещаясь в осевом напраЕ лении, поворачивает зубчатый сектор 5 в подшипниках 6 скольжения. Момент, прилагаемый к рулевому валу, передается на вал сектора. Увеличение момента на валу сектора происходит за счет передаточного отношения винтового соединения.
Зазор в зубчатом зацеплении регулируется поворотом втулок 7 в корпусе 4 до совпадения одноименных отверстий 8 со штифтом на крышках. Вместе с втулками 7 поворачиваются и подшипники 6 скольжения. Так как внутренние поверхности подшипников эксцентрично смещены относительно наружной, при повороте втулок 7 межцентровое расстояние между сектором 5 и гайкойрейкой 1 увеличивается или уменьшается в зависимости от направления поворота.
Кроме того, одновременно за счет сил трения в винтовом соединении гайка-рейка 1 стремится повернуться вокруг оси рулевого вала 3, прижимая через зубчатое зацепление сектор 5 к одному из упорных колец 12 в зависимости от направления поворота.
Зубчатый сектор 5 прижимается к упорным кольцам 5 также и при воздействии на него усилий со стороны сошки рулевого механизма. Зазор между упорными кольцами 12, втулками 7 и сектором 5 устраняется путем
вворачивания гайки 13 в корпусе 4 до упора при закрепленной крышке 10. Затем следует отвернуть гайку 13 до совпадения штифта 14 на крышке II с ближайшим отверстием на торце этой гайки (фиг. 1, 2
и 4) или путем установки или добавления шайб 16. После регулировки зазоров крышка 11 закрепляется на корпусе 4.
Изобретение обеспечит повышения безопасности движения, а также позволит выполнить международные требования в части
обеспечения ограничения наибольшего люфта рулевого колеса в рулевом управлении транспортных средств на протяжении всего срока службы рулевого механизма.
Формула изобретения
1.Рулевой механизм транспортного средства по авт. св. № 931560, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем устранения люфта рулевого вала в процессе эксплуатации ограничением осевого перемещения сектора, он снабжен компенсатором зазора, установленным в корпусе рулевого механизма между крышкой и эксцентричной втулкой с возможностью
взаимодействия в осевом направлении с торцовой поверхностью последней.
2.Механизм по п. 1, отличающийся тем, что компенсатор выполнен в виде набора упругих шайб.
3.Механизм по п. 1, отличающийся тем, что компенсатор выполнен в виде гайки
с наружной резьбой, установленной с возможностью взаимодействия с внутренней резьбой, выполненной на корпусе.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 931560, кл. В 62 D 3/02, 1976 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рулевой механизм транспортного средства | 1976 |
|
SU931560A1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 1993 |
|
RU2041103C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 2006 |
|
RU2319630C1 |
Рулевой механизм транспортного средства | 1981 |
|
SU1044531A1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 2006 |
|
RU2319632C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 2007 |
|
RU2350504C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 1993 |
|
RU2041102C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2160679C1 |
Рулевой механизм транспортного средства | 1980 |
|
SU921925A1 |
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ РУЛЕВОГО ПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2091263C1 |
Авторы
Даты
1982-11-23—Публикация
1980-01-02—Подача