о
4 vl
СО Изобретение относится к способам переработки нефтяных остатков, выкипающих выше 350°С, преимущественно выше 500°С, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промлиленности. При обработке пропаном происходи коагуляция асфальтосмолистых соединений , содержащихся в нефтяных оста ках, и их осаокдение. Однако вместе с асфальто-смолист ми соединениями выпадают в осадок и высокоиндексные углеводородные компоненты, причем часть из них захватывается механически, а часть удерживается внутри агрегированных мицелл вследствие частичной сорбции вместе со смолами. Известен процесс двухступенчатой деасфальтизации нефтяных остатков пропаном, позволяющий увеличить глу бину выделения смолистых веществ и гудрона и повысить четкость их отде ления от углеводородной части сЬлрья Один из вариантов этого процесса заключается в том, что ниже уровня раздела фаз в колонну первой ступен деасфальтизации дополнительно подаю пропан и верхнюю часть расслоившейся при этом нижней фазы отводят в виде самостоятельного потока tlj. Недостаток указанного способа заключается в том, что деасфальтиза второй ступени имеет высокую коксуемость и низкий индекс вязкости и не может использоваться для производства моторных масел. Известен также способ деасфальтизации нефтяных остатков, заключаю щийся в том, что к пропану добавляют некоторые полярные, вещества, например диэтилкарбамат, ацетон, под действием которых из мицеллярных оболочек вытесняются высокоиндексны компоненты сырья, в результате повы шается выход деасфальтизата 2. Недостатками данного способа являются сложность и громоздкость апп ратурного оформления секции регенерации растворителя. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ деасфальтизации нефтяных остатков пропаном при соотношении СЫРЬЯ и пропана 1:3-1:10 при 6085 С и избыточном давлении в колонне 37-38,5 ат З. Целью изобретения является повышение выхода и качества деасфальтизата. Поставленная цепь достигается , тем, что согласно способу деасфальтизации нефтяных остатков пропаном, в нефтяной остаток предварительно вводят остаток от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в количестве. 5-30 мае.%,считая, на сырье. Остатки от вакуумной перегонки отработанных моторных масел представляют собой смесь частично окисленных и деструктировавшихся углеводородов- масла и несработавшихся присадок, особенно диспергирующих и имеющих высокую поверхностную активность. Содержание присадок в остатках от вакуумной перегонки отработанных масел косвенно характеризуется показателем зольности, лежащим в пределах 0,7-4,0 мас.% (зольность гудрона в 15-30 раз ниже и равна 0,05-0,07 мас.%). Под действием присадок, обладающих высокой поверхностной активностью, происходит вытеснение высокоиндексных углеводородных компонентов из адсорбционного слоя мицелл. . Согласно изобретению нефтяные остатки (гудрон) смешивают в потоке с остатком от вакуумной перегонки отработанных моторных масел, взятом в количестве 5-50 мас.% на гудрон, и направляют в экстракционную колонну. В нижнюю часть колонны подают сжиженный пропан в соотношении 5:1-12:1 к сырью. Процесс ведут при температуре низа колонны 40-70°С и верха 60-90°С. Пропан с раЬтворенным в нем маслом с верха колонны выводят в систему регенерации растворителя. После отгонки пропана деасфал1зтизат направляют на очистку избирательными растворителями. Асфальтовую фазу с низа колонны направляют в систему регенерации растворителя. Выделенный асфальт может быть использован в качестве компонента дорожного битума. Ниже приведены результаты осуществления способа деасфальтизации нефтяных остатков на пилотной установке непрерывного действия. С целью получения сопоставимых результатовшроцесс во всех примерах проводят при одинаковых условиях. Производительность по сырью, л/ч 6 Соотношение пропан :.сырье 10:1 Температура верха колонны,°С 80 Температура низа колонны, С 60 Давление, кг/см 37 Сырьем установки является гудрон, имеющий следующие характеристики: Плотность, г/см 0,983 Вязкость условная при 80°С 34 Коксуемость, мас.% 9,28 Зольность, мас.% 0,054 Фракционный состав,°С Н.к.402 5% выкипает, при температуре,°С 448 10% - выкипает при температуре,С 468 До выкипает, мас.%20 П, р и м е р 1. Процесс пров без добавления остатка-от вакуу перегонки отработанных масел. Пример 2. Гудро смеши с остатком от вакуумной перегон отработанных моторных масел в к честве 5 мас.% на сырье и напра ,в экстракционную колонну. Качество вводимого остатка с щее: Плотность, г/см 0,914 Вязкость кинематическая при 100°С, сСт19,6 Коксуемостьj Щелочность, мг КОН/Г0,5 Фракционный состав, € Н.к.401 5% выкипает при температуре,с 423 10% выкипает при температуре,с 437 20% выкипает при температуре, с 153 до 500°С выкипает, мае.% . 43 Среднее содержание металлов (акной части присадок ,мас.%):барий 0,5о, ьций 0,10; магний 0,03 и цин к 4. Пример 3. Гудрон смешивают 0% остатка от вакуумной перегонки аботанных моторных масел Пример 4. На смешение с гудом берут 30% остатка. В таблице приведены показатели
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения смазочного масла | 1990 |
|
SU1825815A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ И ОСТАТОЧНЫХ МАСЕЛ | 1989 |
|
SU1839447A1 |
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ГУДРОНА | 2006 |
|
RU2326154C2 |
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 2001 |
|
RU2218379C2 |
СПОСОБ УГЛУБЛЁННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2021 |
|
RU2802477C2 |
СПОСОБ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ВАКУУМНЫХ ОСТАТКОВ ПРОПАНОМ | 2002 |
|
RU2235110C1 |
АНТИСЕПТИК НЕФТЯНОЙ ДЛЯ ПРОПИТКИ ДРЕВЕСИНЫ - ЖИДКОСТЬ ТОВАРНАЯ КОНСЕРВАЦИОННАЯ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2303522C1 |
Способ получения смазочного масла | 1990 |
|
SU1778148A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ МАСЕЛ | 1973 |
|
SU403716A1 |
Способ переработки нефтяных остатков | 1989 |
|
SU1616968A1 |
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ТЯНЫХ ОСТАТКОВ путем обработки пропаном, отлич ающи йся тем, что, с целью повышения выхода и качества деасфальтизата, в нефтяной остаток предварительно вводят остаток от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в количестве 5-30 мас.% считая на нефтяной остаток. (Л
Количество вводимого остатка от вакуумной перегонки отработанных масел на сырье, мас.%
Выход на сырье,
37 мас.%
Вязкость кинематическая при , сСт17,5
Коксуемость, мас.% 0,67
Зольность, мас.% 0,010
Температура плавления по КИШ,С
50
10
30
Характеристика деасфгшьтизата
45
66
49
21,1
18,6 0,44 0,52 0,015 0,010
Характеристика асфальта
56
51
51
Как видно из таблицы, введение остатка от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в гудрон повышает выход деасфальтизата, улучшает его вязкость и понижает коксуемость .
Использование изобретения обеспечивает высокое качество и высокий выход деасфальтизата, возможность осуществления процесса на обычном
нефтезаводском оборудовании без дополнительных затрат и при любой производительности.
Кроме того, осуществление предлагаемого способа позволяет решить вопросы рационного использования отработанных нефтепродуктов и снижения, загрязнения окружающей среды отходами производства.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 0 |
|
SU163698A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Физико-химические основы производства нефтяных масел | |||
М., Химия, 1978, с | |||
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием | 1922 |
|
SU87A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Смазочные масла из нефтей восточных месторождений | |||
М., Химия, 1977, с | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1983-03-23—Публикация
1981-06-30—Подача