Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию для проведения экспериментов с моделями в опытовых бассейнах.
По основному авт. св. № 757376 известна установка для проведения буксировочных испытаний, содержащая автоматический привод поворота тяги, связанной с испытываемой моделью судна, предназначенный для удержания этой тяги в диаметральной плоскости модели при различных траекториях ее движения. Привод включает датчик угла рыскания модели и датчик угла поворота тяги. Сигналы этих датчиков после суммирования и усиления поступают на двигатель, который приводит тягу в диаметральную плоскость модели.
Однако такая установка при работе на режиме с перекладкой руля и маневре «зигзаг не обеспечивает совпадение тяги с диаметральной плоскостью модели, причем ошибка достигает 20-25°, а такая ошибка ведет к ограничению диапазона моделируемых процессов.
Цель изобретения - расширение диапазона моделируемых процессов.
Поставленная цель достигается тем, что в установке для буксировочных испытаний модели судна в опытовом бассейне следяший привод поворота тяги дополнительно снабжен датчиком угловой скорости рыскания и дифференцируюшим устройством, причем датчик угловой скорости подключен к входу сумматора, а дифференцирующее устройство включено между датчиком угла поворота тяги и сумматором.
На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая установка; на фиг. 2 - структурная схема автоматического привода тяги.
Установка содержит внутреннюю каретку 1, в которой на роликах перемещается пилон 2, связанный через трехстепенной шарнир 3 с моделью 4 судна. К внутренней каретке 1 приварены проушины 5, в которых на подшипниках вращается ось 6, жестко соединенная с тягой 7. Другой конец тяги 7 шарнирно крепится к каретке 8, которая имеет возможность перемещаться по направляющим 9. Каретка 8 соединена с приводным электродвигателем 10 трособлочной системой, состоящей из блоков 11 и троса 12.
Установка содержит также датчик 13 угла рыскания, датчик 14 угла поворота тяги и датчик 15 угловой скорости рыскания. Выходы датчиков 13-15 соединены с сумматором 16 как непосредственно, так и (датчик 14) через дифференцирующее устройство 17. Сумматор 16 связан с усилителем 18, который подключен к приводному двигателю 10. На оси двигателя смонтированы тахогенератор 19 и редуктор 20. Выходная ось редуктора 20 связана трособлочной системой 11 -12 с кареткой 8. Выход тахогенератора 19 соединен с сумматором 16.
Установка работает следующим образом.
При буксировке модели 4 судна с заданной скоростью осуществляется, например, перекладка руля по синусоидальному закону. Изменение угла рыскания модели вызывает появление электрического сигнала
0 на выходе датчика 13 угла рыскания и датчика 15 угловой скорости рыскания, причем сигнал по УГЛОВОЙ скорости опережает по фазе сигнал с датчика 13 на 90°. За счет этого увеличивается быстродействие привода и уменьщается ошибка слежения.
После суммирования (сумматор 16) и усиления (усилитель 18) напряжение подается на обмотку управления двигателя 10, который через редуктор 20 и трособлочную систему 11 -12 приводит в движение каретку 8. При этом тяга 7 поворачивается в направлении разворота модели 4. Поворот тяги 7 вызывает поворот оси 6 и появление на выходе датчика 14 электрического сигнала. Этот сигнал поступает на вход сумматора 16 непосредственно и через диффег ренцирующее устройство 17. Дифференцирующее устройство 17 позволяет получить опережающий сигнал, увеличивающий быстродействие системы.
Когда тяга поворачивается на угол, равный по величине углу рыскания, на выходе
0 сумматора напряжение становится равным нулю и система останавливается.
Предлагаемая конструкция позволяет расщирить динамический диапазон моделируемых процессов. В частности, верхняя граница частоты колебаний модели судна
увеличивается с 0,5 до 1,5 Гц.
0ue.Z
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Установка для буксировочных испытаний модели судна в опытовом бассейне | 1982 |
|
SU1057362A2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ БУКСИРОВОЧНЫХ ИСПЫТАМ№» МОДЕЛИ СУДНА В ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ | 1971 |
|
SU311805A1 |
Установка для буксировочных испытаний модели судна в опытовом бассейне | 1973 |
|
SU450088A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАНАЛА МОДЕЛИРУЕМОГО ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА В ЛЕДОВОМ ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ | 2020 |
|
RU2737841C1 |
СПОСОБ МАНЕВРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ СУДНА В ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2132796C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КУРСОМ СУДНА | 1991 |
|
RU2012919C1 |
Способ идентификации тензора присоединенных моментов инерции тела и устройство для его осуществления | 2018 |
|
RU2688964C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ МАСШТАБНЫХ МОДЕЛЕЙ НАДВОДНЫХ СУДОВ НА ОТКРЫТОМ ВОДОЕМЕ | 2015 |
|
RU2579239C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ СУДНА В ОПЫТНОМ БАССЕЙНЕ | 1997 |
|
RU2113373C1 |
Опытовый бассейн для гидродинамических испытаний моделей судов | 1981 |
|
SU1000817A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ БУКСИРОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ СУДНА В ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ по авт. (Л оо о св. № 757376, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона моделируемых процессов, следящий привод поворота тяги дополнительно снабжен датчиком угловой скорости рыскания и дифференцирующим устройством, причем датчик угловой скорости подключен к. входу сумматора, а дифференцирующее устройство включено между датчиком угла поворота тяги и сумматором.
Авторы
Даты
1983-03-30—Публикация
1982-01-28—Подача