Изобретение относится к энергетичео кому машиностроению и может быть иопопьзовано в осевых компрессорах. Известен осевой компрессор, содержащий корпус с распопожецными в нем направляющими и рабочими лопатками и ус ройство дпя регулирования радикального за зора между корпусом и рабочими лопаткам в котором радиальный зазор регулируют за счет тепловых деформаций элементов корпуса соответствующим подбором материала ротора и корпуса и теплового режима охлаждения tl 3Однако в указанном устройстве от сутствует обратная связь между командным сигналом для подогрева или охлаждения деталей корпуса и величиной фактического радиального зазора, что не по зволяет учесть при регулировании влияние таких факторов, как неблагоприятное сочетание допусков на изготовление, вытяжку и ползучесть материала и др, снижая тем самым надежность. Наиболее близким к предлагаемому является ком1фессор,содержащий корпус, расположенные в нем направпяюигае и рабо чие лопатки и устройство для регулирован радиального зазора между корпусом и раб чими лопатками с датчиком обратной свя- зиГ2-., . Однако в известном компрессоре не обходимо шлеть системы холодного и горячего всхздуха, причем последний нарушает нормальную газодинамическую рабо тоспособность компрессора, а холодный воздух, отбираемый из первых ступеней, нв может быть выпущен в проточную часть низкого его давления, что уменыцает эффективность системы тепловрго регулирования, снижая тем самым надежность. Цель изобретения - повышение надежности. Указанная цель достигается тем, что в компрессоре, содержащем корпус, расположенные в нем направляющие и рабочие лопатки и устройство для регулирования радиального зазора между корпусо и рабочими лопатками с датчиком обратной связи, устройство вьшолнено в виде размешенных в корпусе над рабочими попатками колец, в каждом из которых выполнены с образованием пепестков прорези, и механизма для радиального перемещения лепестков кольца. Обращенные одна к другой поверхности колец и корпуса выполнены коническими, а кольца установлены с возможность.ю осевого перемещения и снабжены силовым приводом. Направляющие лопатки закреплены на кольцах и снабжены каждая продольным сквозным каналом, подключенным к датчику обратной связи. На фиг. 1 показан кстлпрессор, частичный продольный разрез; на фиг. 2 - развертка кольца, регулирующего .радиальный зазор; на фиг. 3 - вариант выполнения компрессора с коническими поверхностями колец, частичный продольный разрез. Компрессор содержит корпус 1, раоположенные в нем направляющие и рабочие лопатки 2 и 3 и устройство для регулирования радиального зазора между корпусом 1 и рабочими лопатками 3 с датчиком 4 обратной связи. Устройство для регулирования радиального зазора вб1полнено в виде размещенных в корпусе 1 над рабочими лопатками 3 колец 5, в каждом из которых выполнены с образованием лепестков б прорези 7, и механизма 8 для радиального перемещения пепестков 6 кольца 5. Обращенные одн1а к другой поверхности колец 5 и корпуса 1могут быть выполнены коническими. Кольца 5 установлены с возможностью осевого перемещения и снабжены силобым приводом 9. Направляющие лопатки 2закреплены на кольцах 5 и снабжены каждая П{Х)дольным сквозным каналом 10, подключенным к датчику 4 обратной связи, который может быть выполнен электрическим или пневматическим. При изменении величины радиального зазора между корпусом 1 и рабочими лопатками 3 в случае выполнения датчика 4 обратной связи электрическим последний вырабатывает сигнал, который приводит в действие механизм 8 для радиального перемещения лепестков б кольца 5, причем изменение радиальтого размера кольца 5 происходит за счет деформации перемычек между лепестками б. При перемещении колец 5 в осевом на- правлении относительно корпуса 1 за счет взаимодействия их конусных поверхностей происходит радиальное сжатие или расширение колец 5 до восстановления первоначальной величины радиального зазора. В свою очередь, продольные сквозные каналы 10 в направляющих лопатках 2 подключены к датчику 4 обратной связи, выполненному пневматическим, благодаря чему осуществляется обратная связь радиального перемещения колец 5 с радиальным зазором (при его увеличении
цавпение в каналах 10 падает) при уменьшении - увеличивается).
Такое вЫ1юпнение компрессора позволяет осуществить его работу с минимальными радиальными зазорами без задеваний рабочих лопаток о корпус как на стационарных, так и переходных режимах, .существенно увеличить бь1стродействие устройства и тем самым повысить надежность.. .
1. КОМПРЕССОР, содержащий корпус, расположенные в нем 11аправпяю- щие и рабочие попатки и устройство дпя регулирования радиального зазора между корпусом и рабочими попатками с датчиком обратной связи, отличающий .с я тем, что, с цепью повышения надежности, устройство выполнено в виде размещенных в корпусе над рабочими попатками копец, в каждом из которых ъыпопнены с образованием пепестков прорези, и механизма дпя радиального перемещения лепестков копьца. 2.Компрессор по п. 1, отличающий с я тем, что обращенные одна к другой поверхности копец и корпуса вь1полнень коническими, а кольца установлены с возможностью осевого перемещения и снабжены силовым приводом. 3.Компрессор по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что направляющие лопатки закреплены на кольцах и снабжены каждая продольным сквозным каналом, . подключенным к датчику обратной связи.
/
N
/
)
Ф
Фиг,2
сриг.З
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США №- 3583824, кп | |||
Приспособление для автоматического тартания | 1922 |
|
SU416A1 |
Приспособление для склейки фанер в стыках | 1924 |
|
SU1973A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент Вепикобритании № 1248198, кп | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Приспособление к индикатору для определения момента вспышки в двигателях | 1925 |
|
SU1969A1 |
Авторы
Даты
1983-05-30—Публикация
1979-07-18—Подача