Устройство для вероятностного моделирования транспортных систем Советский патент 1983 года по МПК G06N7/08 

Описание патента на изобретение SU1029181A2

Г изобретение относится к вычислительной технике, может быть исполь зовано для Исследования транспортных систем методом annapatypHoro физического моделирования. По основному авт. св. № 9б0833 известно устройство для вероятностного моделирования транспортных систем, которое содержит блок моделирования входящего потока заявок, группа выходов и группа входов которого соединены соответственно с первой группой входов и первой труппой выходов группы имитаторов транспортных органов, вторая группа входов и вторая группа выходов которых соединены соответственно с группой выхо дов и группой входов блока моделирования выходящего потока заявок, каждый имитатор транспортного органа содержит два .реверсивных счетчика, два генератора тактовых импульсов, два элемента задержки сигнала, три элемента НЕ, три элемента ИЛИ и шест элементов И, входы первого элемента ИЛИ являются соответственно и первы ми входами первого и второго элементов И, вторые входы которых объединены и подключены к выходу первого генератора тактовых импульсов, вход которого подключен к выходу третьего элемента И, три входа которого подключены соответственно к выходу первого элемента задержкисигнала, к выходу первого элемента ИЛИ и к выходу первого элемента НЕ, вход которого через второй элемент задержки подключен к i-му выходу пе вого реверсивного счетчика, остальные выходы которого совместно с выходами второго реверсивного счетчик образуют группу выходов имитатора, выход первого элемента ИЛИ соединен с первыми входами четвертого и пято fo элементов И и второго элемента ИЛИ, выход которого через второй элемент НЕ соединен со входом первого элемента задержки сигнала, вхо лока соединен со вторым входом втб ,го элемента ИЛИ, с первыми входаMih третьего элемента ИЛИ и шестого элемента И и через третий элемент НЕ подключен ко второму входу четве тогд элемента И, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента ИЛИ, выход которого сое динен со входом второго генератора тактовых импульсов, выход которого соединен со вторыми входами пятого 81 шестого элементов И, выходы которых соединены соответственно с суммирующим и вычитающим входами второго реверсивного счетчика, выходы первого и второго элементов И соединены соответственно с суммирующим и вычитающим входами первого реверсивного счетчика,блок моделирования выходного потока заявок содержит N реверсивных счетчиков, N элементов ИЛИ, N элементов И, вероятностный (1,К)полюсник, коммутатор, формирователь стохйстических импульсов, генератор случайных чисел и генератор случайно- ГО потока импульсов, выход которого соединен со входом генератора случайных чисел, выход которого соединен с первыми входами элементов И, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам вероятностного (1,К)-полюсника, выходы формирователя стохастических импульсов соединены с соответствующими входами коммутатора, выходы которого соединены с третьими входами соответствующих элементов И, выходы которых соединены с суммирующими входами соответствующих реверсивных счетчиков, вычитающие входы которых по/хлючены к выходам соответствующих элементов ИЛИ, входы которых образуют группу входов блока, группой выходов которого являются выходы реверсивных счетчиков, кроме того, блок моделирования выходящего потока заявок состоит из группы имитаторов выхода заявок, каждый из которых содержит счетчик, генератор регулярных импульсов, элемент НЕ, восемь элементов И и формирователь стохастических констант, выход которого соединен с первым входом первого элемента И, второй вход которого соединен с выходом генератора регулярных импульсов и с первым входом второго элемента И, второй вход которого объединен с третьим входом первого элемента И и через элемент НЕ подключен к выходу третьего элемента И, входы которого подключены к разрядным выходам счетчика, вычита ющий вход которого подключен к разрядным выходам счетчика, вычитающий вход которого подключен к выходу второго элемента И, выход первого зле-г мента И является выходом имитатора, группой входов которого являются первые входы четвертого, пятого, шестого, седьмого, восьмого элементов И, вторые входы которых объединены и

являются входом элементов И, вторые входы которых объединены и являютея входом имитатора, а выходы подключены к соответствующим разрядмым входам счетчика 1,

Недостатком известного устройства является невозможность автомати веского задания интервалов времени движения между транспортными органами, что ограничивает функциональные возможности устройства.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства за счет моделирования автоматического задания интервалов времени движения между транспортными органами.

Величины интервалов времени движения Между транспортными органами задаются вероятностно в зависимости от загрузки транспортной системы.

Для достижения поставленной цели в устройство для вероятностного моделирования транспортных систем дополнительно введены два блока задания интервалов движения, каждый из которых содержит первую группу элементов И, две группы элементов ИЛИ, две группы дешифраторов, группу реверсивных счетчиков, N групп (М - число остановок) по п в каждой группе (п - число транспортных органов) элементов И и группу элементов ИЛИ-НЕ, входы которых объединены с первыми входа1«1 соответствующих элементов И i-ой группы (,2,...,N И являются -ой группой входов блока выход каждого If-ro (К-1, 2,..., п) элемента И 5-ой группы соединен с соответствующим входом К-го элемента ИЛИ первой группы, выходы которых соединены с сумкн рукхцими входами соответствующих реверсивных счетчиков группы, вычитающие входы которых являются (М+1)-ой группой входов блока и подключены к выходу шестого элемента И соответствующего имитатора транспортного органа, первый и второй выходы каждого К-го реверсивного счетчика группы соединены соответственно со входами К-ых дешифраторов первой и второй групп, выходы которых образуют соответственно первую и вторую группы выходов блока и соединены с соответствующими входами первых элементов ИЛИ и входом запуска первого генератора тактовых импульсов имитаторов транспортного ; органа, выход каждого i-го элемента ИЛИ вто1эой группы соединен со вторыми входами элементов И }-ой группы и с первым входом -го элемента И первой группы, второй вход которого подключен к выходу I-го элемента ИЛИ-НЕ.группы, а выход 1-го элемента И первой группы соединен с первым входом (i+1)-ro элемента ИЛИ вт.орой группы, втооыевхосы всех .элементов ИЛИ второй группы образуют (М+2)-ую группу входов блока и подключены к выходам соответствующих элементов И группы блока модели рования входящего потока заявок а в каждый имитатор транспортного органа введена группа элементов И, первые входы которых подключены к выходу пятого элемента ИЛИ, а вторые входы элементов И группы подключены соответственно к выходам первого реверсивного счетчика, а выход элемента И группы i-го имитатора транспортного органа подключен к соответствующему входу 1-го элемента ИЛИ-НЕ группы блоков задания интервалов движения.

На |wr, 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 - схема имитатора транспортного органа; на фиг. 3 схема блока моделирования .входящего потока заявок; на фиг.{схема икмтатора выхода заявок; на ;фиг. 5 - схема формирователя стохастических констант; на фиг. 6 схема формирователя стохастических импульсов; на фиг. 7 - схема блока задания интервалов движения; на. фиг.8временная эпюра, пояснякицая работу транспортного органа.

Устройство содержит блок моделирования входящего потока заявок 1, группа выходов и группа входов которого соединены соответственно с первой группой входов и первой группой выходов группы имитатора 2 транспортных органов, вторая группа входов и вторая группа выходов которых соединены соответственно с группой выходов и группой входов блока 3 моделирования выходящего потока заявок, и два блока задания интервалов движения. Каждый имитатор транспортного органа (фиг. 2) содержит реверсивный счетчик 5 два генератора тактовых импульсов 6 и 7, два элемента задерж-;

/ ки сигнала 8 и 9, элемент НЕ 10, реверсивный счетчик 11, элемент НЕ 12, три элемента ИЛИ 13-15, и i шесть элементов И 16-21, группу эле5ментов И 22, входы первого элемента ИЛИ 13 являются соответственно первым и вторым входами имитатора и под ключены соответственно к первым и.. входам первого и второго элементов И 16 и 17, вторые входы которы.объединены и подключены к выходу первого генератора тактовых импульсов ,6, вход которого подключен к выходу третьего элемента И 18, три входа которого подключены соответственно к выходу первого элемента 8 задержки сигнала, к выходу первого элемента ИЛИ 13 и к выходу первого элемента НЕ 10, вход которого, через второй элемент задержки 9 подключены к i-му выходу первого реверсивного счетчика 11, остальные выходы которого подклю чены к первому входу соответствующего элемента И 22 группы, выходы которых об разуют группу выходов имитатора , выход первого элемента ИЛИ 13 соединен с пер выми входами четвертого 19 и пятого 20 элементов И и второго элемента ИЛИ 14, выход которого соединен со входом первого элемента 8 задержки сигнала, вход блока соединен со вторым входом второго элемента ИЛИ И с первыми входами третьего элемента ИЛИ 15 и шестого элемента И 21 и через третий элемент НЕ 12 подключен ко второму входу четвертого элемента И 19, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента ИЛИ 15, выход которого соединен со входом второго генератора 7 тактовых импульсов, выход которого соединен со вторыми входами пятого 20 и шестого 21 элементов И, выходы которых соединены соответственно с суммирующим и вычитающим входами второго реверсивного счетчика 5, выходы первого 16 и второго 17 элементов И соединены соответственно с суммирующим и вычитающим входами первого реверсивного счетчика А. Первые входы элементов И 22 подключены к суммирующему входу счетчика 5, а вторые входы соединены соответственно с выходами счетчика k. Блок моделирования входящего потока заявок 1 (фиг, З) содержит N элементов ЙШ 23 23N, N элементов И , вероятностный (1, К)-полюсник 25, коммутато 26, формирователь 27 стохастических импульсов, генератор 28 случайного потока случайных чисел, состоящего из последовательно соединенных генератора 28-1 случайного потока и ге816нератора 28 случайных чисел, N реверсивных счетчиков , выход генератора 28 соединен с первыми входами элементов И 24, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам вероятностного (1,К)-полюсни ка 25, выходы формирователя стохастическйх импульсой 27 соединены с соответствующими входами коммутатора 2б, выходы которого соединены с третьими входами соответствующих элементов И 2i, выходы которых соединены с суммирующими-входами соответствующих реверсивн х М счетчиков 29.f-29M, вычитающие входы которых подключены к выходам соответствующих элементов ИЛИ 23, входы которых образуют группу входов блока, группой выходов которого являются выхоДН реверсивных счетчиков 29. Блок моделирования выходящего потока заявок 3 состоит из группы имитаторов 30 выхода заявок (фиг. 2), каждый из которых содержи т (т1)и г, /, счетчик 31, генератор регулярных импульсов 32, элемент НЕ 33, восемь элементов И и формирователь Л2 стохастических констант, выход которого соединен с первым входом первого элемента И 3, второй вход которого соединен с выходом генератора регулярных импульсов 32 и с первым входом второго элемента И 35, второй вход которого объединен с третьим входом первого элемента И 3 и через элемент НЕ 33 подключен к выходу третьего элемента И Зб, входы которого поаключены к разрядным выходам счетчика 31, вычитающий вход которого подключен к выходу второго элемента И 35, выход первого элемента И 3 является выходом имитатора, группой входов которого являются первые входы четвертого 37, пятого 38,..., восьмого элементов И, вторые входы которых объединены и являются синхронизирующим входом имитатора, а выходы подключены к соответствующим разрядным exoAJaM счетчика 31. Формирователь стохастических констант 2 содержит (фиг. 5) N эле- ментов И , N элементов ИЛИ с (4|, реверсивный регистр сдвига , коммутатор 6 и формирователь стохаотических импульсов kj, выходы коорого соединены с соответствующими ходами коммутатора 6, выходы котоого соединены со входами соответtствуюздих первых N элементов ИЛИ 44, выходы которых соединены с первыми входами соответствующих элементов И АЗ, выходы которых соединены с соответству1юв ими входами(Н-го)элемента ИЛИ 44к, выход которого является выходом формирователя, входами которого являются суммирующий и вычитающий входы реверсивного регистра сдвига 45, выходы которого соединены со вторыми вxoдaf«t соответствующих элементов И.

, Формирователи стохастических импульсов 27 и 47 . 6) содержат семь линий задержки 48-54, четыре элемента НЕ , три элемента ИЛИ 59-61 и десять элементов И 62-70 выходы которых, а также выходы всех элементов НЕ 5558, выходы первых четырех линий задержки 48-51 и выход гтервогр элемента ИЛИ 59 образуют группу выходов формирователя, вход которого подключен к первым входам второго элемента НЛИ 60 и третьего элемента ИЛИ б1, выход которого через пятую 52 и шестую 53 пинии задержки соединен со входом и со входом седьмой линии задержки 54, выход которой соединен с первыми входами всех элементов ИJS2-7P, выход второго элекюнта ИЛИ 60 соединен со входом первой линии задержки 48, выход которой соединён со вторым входом первого элемента И 62, через первый элемент НЕ 55 со вторым входом второго элемента И 63 и непосредственно со входом второй линий задержю 49, выход которой соединен со вторым входом третьего элемента И 64, через второй элемент НЕ 5б со вторым входом четвертого элемента И 65 и непосредственно с первым входом первого элекюнта ИШ 59, выход которого соединен со вторым входом пятого элемента И 66, выход второй линии задержки 49 соединен также со входом третьей линии задержки 50, выход которой через третий элемент НЕ 57 соединен со вторым входом шестого элемента И 6 и непосредственного вторым входом седьмого элемента И 68, со вторым входом первого элемента ИЛИ и со вторым входом первого элемента ИЛИ и со входом четвертой линии задержки 51, выход которой через четвертый элемент НЕ 53 соединен со вторым входом восьмого.элемен та И б9 и непосредственно со вторыми входами девятого элемента И 70 и второго элемента ИЛИ 60.

Каждый блок 4 задания интервалов движения содержит последовательно соединенные вторило группу элементов ИЛИ 71 и первую группу элементов И 72, входы которых соединены также с выходами элементов ИЛИ-НЕ 73, входы которых объединены с входами

0 э лементов И 74 первой группы, выходы которых через элементы ИЛИ 75 первой группы подсоединены ко входам реверсивных счетчиков 76. Входы 77 подключены к выходам блока моделирования

5 входящего потока заявок. Входы 78

тюдключенЫ к выходам имитаторов транспортного органа. Выходы реверсивных счетчиков 76 через дешифраторы 79 и 80 группы подключены к выходам

0 81 и 82, которые подключены ко входам имитаторов транспортных органов, 83 группа входов блока, связь блока 4 задания интервалов движения с ; другими блоками устройства показана I

5 иа фиг. 1 и 2.

Предлагаеж е устройство позволя,вт моделировать любую транспортную систему. Для определенности дается Q описание для наиболее специфичной транспортной системы - для лифтовой.

Принцип работы системы заключается в следующем.

Воспроизводимый процесс можно пояснить временной эпюрой моделирова5ния процессов Т(акопленИя очереди на этаже, ожидания пассажирами лифтов, загрузки кабин и поездки пассажиров на заданные этажи (фиг.8).

Предположим, что в момент време0ни А на первый этаж пришел первый пассажир с целью поездки вверх и нажал кнопку вызова. С этого момента начинается для этого пассажира отсчет времени ожидания. Предположим далее,

5 что в этот момент кабины лифтов 1 и П свободны и находятся в состоянии движения вниз. Через определенный промежуток времени, (на оси времени Б), обусловленный ско-/

0 ростью движения и пройденным расстоянием, кабина 1 прибывает на первый этаж. За этот промежуток времени на первый этаж возможно прибывание очередных пассажиров с целью поезд5ки вверх. Обозначим их номерами 2, 3..,8. Предположим, что грузоподъемность кабин 6 человек. Тогда в момент времени Б в кабину войдут 9, пассажиры с номерами 1,2,.,.,6. Вр мя ожидания для них в этот момент заканчивается и начинается время поездки (обслуживания). Время ожид ния для пассажировс номерами 7 и 8 закончится в момент времени В, когда на первый этаж прибудет каби на П. В этот же момент закончится время ожидания и для пассажиров, пришедших на этаж после отправлени кабины 1, т.е. в промежутке времени БВ (пассажиры с номерами 9, Ю, 11). . Войдя в кабину пассажиры отдают приказы (нажимают кнопки) поезд ки на заданные этажи. Предположим, что пассажиры 2 и 6, попавшие в ка бину 1, желают ехать на -ый этаж. На этот этаж кабина приедет через тервал времени ВГ, определяемый ра стоянием до 4-го этажа и скоростью движения кабины. В момент:времени Г время поездки (обслуживания) пас сажиров 2 и 6 заканчивается. Аналогично предположим, что пассажиры 1, 3, желают ехать на последний этаж. На этот этаж кабина приедет через интервал времени БЗ, определяемый расстоянием, скорость разгона и замедления кабины. В момент времени 3. время поездки пас сажиров 1, 3, t заканчивается. Ана логично по приведенной диаграмме, можно определить время ожидания и поездки для пассажира. Интервал времени ВИ равен времени обращения (кругового рейса) кабины П. Рассмотренный цикл работы является одним из простых и преследует лишь цель показать протекание всех моделируемых процессов, во времени. На самом же деле цикл работы вертикального транспорта существенно сложнее (обслуживаются попутные вы зовы, определяется их приоритетность и т.д.). Устройство работает следующим о разом Блоки моделирования входящего 1 и выходящего 3 по«токов заявок моде лируют случайные потоки, поступающие на входы имитатора 2 транспортных органрв (например, кабин лифтов) и задающие моменты и количество вошедших и вышедших из системы заявок (пассажиров). Более детально работа устрой,ства поясняется при рассмотрении . 1 Схем и работы отдельных блоков, входящих в систему. Рассмотрим работу имитатора 2 транспортного органа (в качестве такого, например, можно рассматривать кабину лифта) (фиг. 2). Вся приводимая терминология характеризует конкретно лифт, но принцип функционирования справедлив для любого транспортного органа. Имитатор кабины воспроизводит пуск кабины, движение вверх и вниз, отсчет числа пройденных этажей, останов, выход и вход пассажиров, потери времени на разгон, замедление, дверные операции, движение в экспрессной зоне. Принцип действия блока заключается в следующем: счетчик 11 совместно с генератором 6 имитирует движение кабины. Элементы И 16 и 17 имитируют направление движения кабины, а элементы НЕ 10 и задержки 9 - ее движение в экспрессной зоне. Счетчик 5 совместно с генератором 7 имитируют загрузку и разгрузку кабины. Элементы И 20 и 21 осуществляют различие между загрузкой и разгрузкой кабины. Схемы работают в следующей последовательности. При возникновении вызова на каком-либо этаже возникает команда Вверх, либо команда Вниз. Любая из этих команд через элементы ИЛИ 13 и И 18 запускает генератор 6, который через один из элементов И 16 и И 17 запускает счетчик 11. Последний имитирует .перемещение кабины с этажа на этаж. Останов кабины может произойти по двум причинам: по причине исполнения вызова, либо по причине исполнения приказа.. При исполнении вызова возникает команда Вызов, которая через элементы ИЛИ lij задержки 3 и И 18 останавливает генератор 6 на время стоянки кабины и через элементы И 19 и ИЛИ 15 включает генератор 7. Последний через элемент И 20 включает счетчик 5 на сложение, что имитирует вход пассажиров в кабину. Моделирование выхода пассажиров из кабины основано на задании вероят ностей РИ выхода одного пассажира на J-M этаже с последующим моделированием выхода каждого находящегося в-кабине пассажира с вероятностью

Ря в момент прибытия кабины на j-ый этаж.

Блок моделирования входящего потока заявок приведен на фиг. 3. Вся терминология при его описднии s также заимствована из лифтовой техники. Но его работа справедлива и для любого вида транспорта. Этот блок имитирует процесс прихода пассажиров в лифтовой холл, возникно- О вение вызовов, образование очередей на этажах. Процессы входа пассажиров в кабины, спады очередей и исчезновение вызовов.

Особенностью лифтовой системы 15 является наличие большого количеству независимых параллельных входящих пассажиропотоков. В общем случае для их моделирования необходимо иметь столько же генераторов входящего 20 потока пассажиров. Естественным путем упрощения схемы является попытка использования одного, общего для всех входных каналов (этажей), генератора потока пассажиров. Для это- 25 го может бытъ применено так называ-. емое Р-гч еобразование входящего гютока пассажиров, при котором каж- , дый подход потока с вероятностью Р посылается в i-и канал и с вероят- зо ностыо -Р не посылается в этот канал, . направляется в какой-либо другой канал. Интенсивность генератора ходящего потока пассажиров при этсм пределяется выражением,

Н35

, (-f)

. .. ч- . где/1 - интенсивность потока пас;- ,

сажиров на f-ом этаже; N - число каналов.40

Правомерность знака пояснена при описании функциональной схемы моделирования входящего пассажиропотока.

Генератор 28 моделирует простей- 45 ший поток подходов. Параметр потока на выходе этого генератора определяется соотношением

,,

т-

где /-4 параметр потока подходов на

i-ом этаже.

Каждый К-ый (,2,3,...) импульс генератора 28 является опросным для генератора случайных чисел по 55 которому на выходе генератора случайных чисел 28- формируется случайное число Шу.

Каждое очередное случайное число mjy с выхода генератора 28 через элемент И 2 (,2,3,...,М) поступает на суммирующий вход 1-го счетчика 29 с вероятностью Р, которая формируется след 1ощим образом.

Элементы И 2 открываются снгйалами с выходом вероятностного ())сника 25 В момент возникновения. очередного случайного числа на выходе генератора 28 с равной вероятностью Р откроется один из элементов И i 2k и случайное число гахпоступит через этот элемент И. на вход счетчика ,291. Вероятность Р определяется как

PM/N. (Ь)

При этом интенсивность Д,- определяется как

- : . (4)

i Известно, что если простейший поток (в данном случае подходов) подвергается Р-преобразованию, то преобразованный поток также является простейшим с параметром Х Д,р.

При решении практических задач могут встречаться как случай

.,-...,(5)

так и случай

либо какие-либо комбинации условий (5) и (6).

При необходимости моделировать условие ( 6) выбирается . по нему определяется значение Д. i тоХ а для других каналов вводится понижающий коэффициент с (), который формируется формирователем стохастических иж1ульсов 27.

На третьем входе элемента И 24 разрешающий сигнал присутствует в течение времени , что и приводит к снижению интенсивности Л от значения следу.ехправрмёЯГ.ность знака / в выражениях (1) и ( 2).

На вычитающие входы счетчиков 29 через элементы ИЛИ 23 от имитаторов кабин поступают импульсы, имитирующие вход пассажиров в кабины. Не нулевое состояние какого-либо счетчика имитирует наличие вызова в данном -м канале (этаже).

Схема имитатора выхода заявок (фиг. k) работает следующим образом.

В момент подхода кабины к j-му этажусчитывающим импульсом СИ код загрузки кабины через элементы И 37, и переносится в счетчик 31 в результате чего элемент И Зб за- крывается, появляется высокий урове сигнала на выходе элемента НЕ 33 и открываются элементы И 3 и И 35. Тактовые импульсы с выхода генер тора тактовых импульсов 32 открываю элемент И 3 и через элемент И 35 поступают на вычитающий вход счетчика СЧ. Случайные импульсы с выхода форм рователя стохастических констант k2 возникают в тактированные моменты времени с вероятностью Pj и через элемент И 3 проходят на выход схе Процесс розыгрыша продолжается до прихода счетчика 31 в нулевое состояние, при котором срабатывает элемент И 36, вследствие чего элементы И 3 и И 35 закрываются. Число возникших на выходе схемы имЬульсов имитирует число вошедших пассажиров. При переходе имитатора кабины от этажа к этажу описанный процесс повторяется. Меняется лишь вероятност Р возникновения импульсов на выхог де формирователя k2, Функциональная схема изменения вероятностей Р при переходе кабины с этажа на этаж для этажного здания {фиг. 5) работает следующим образом.. За движением кабины следит реверсивный счетчик kS. При этом при переходе кабины от этажа к этажу вы ходными сигналами реверсивного счет чика kS последовательно открываются элементы И «3. На вторые входы этих элементов поступают сигналы, длительности которых пропорциональны заданным значениям вероятностей с выходов элементов ИЛИ kk. Последовательности импульсов с выхода регистра сдвига S представляют собой потоки импульсов, возникающие в случайные моменты времени. Следовательно, импульсы на выходах элементов также являются случайными по времени. Вероятнчрти возникновения этих импульсов в момент опроса элементов сигналами с выходов регистра определяют длительности сигналов на выходах элементов ИЛИ kk. Задавая эти длительности, можно задавать значения Р; вероятностей выхода одного пассажира на j-м этаже. Сигналы с выходов элементов 1«3 81iM с .вероятностями Pj, через элемент ИЛИ поступают на выход схемы. Формирователь k7 стохастических импульсов работает следующим образом (фиг. 6). Задачей этого блока является фор| «1рованиё на своих выходах интервалов времени заданной длительности, отображающей величину вероятности для использования в последующих блоках. Поскольку моменты времени возникновения этих интервалов времени не синхронизованны с работой тех блоков, где они используются, то они возникают в них случайно. Длительность интервалов задает вероятность их наличия в данный момент времени. Основу блока составляют элементы задержки ЦВ-. Первые четыре элемента задержки 48-51 через второй элемент ИЛИ 60 замкнуты в кольцо. Один цикл .срабатывания этих линий задержки условно принят за единицу. Величины интервалов времени на выходах элементов задержки подобраны таким образом, что они составляют от единицы соответственно следуюдие доли: на выходе первого элемента задержки Oj4; второго - 0,3 третьего0,2; четвертого - 0,1. Все эти интервалы времени поступают на выход формирователя. На выход формирователя поступают также сигналы с выходов элементов задержки, пропущенные через элементы НЕ 55-58, на выходах которых формируются интервалы времени, которые составляют от единицы соответственно следующие доли: на выходе первого элемента НЕ 0,6; второго элемента НЕ - 0,7; третьего элемента НЕ - 0,8; четвертого элемента НЕ - 0,9. Сигналы с выходов второго и третьего элементов задерж- ки суммируются на первом элементе ИЛИ, вследствие чего на выходе последнего имеется интервал времени, составляющий долю 0,5 от единицы. Пятый и шестой элементы задержки 52 и 53 через третий элемент ИЛИ 61 замкнуты в кольцо, период которого не кратен периоду первого кольца. На выходе-седьмого элемента задержки один раз за период формируется интервал времени, длительность которого составляет 0,1 от единицы. Поскольку периоды первого и второго колец не кратны, то совпадение любого из сигналов первого кольца с сигналом с выхода линии задержки St является случайным, если рассматривать произвольный момент времени. Это совпадение осуществляется на Входах элементов И, которые, по существу, выполняют умножение вероятностей, вследствие чего на их выходах формируются сотые доли вероятностей, которые также поступают на выход.формирователя.

На nepeue входы элементов ИЛИ бО и 61-подается запускающий импульс.

Блок задания интервалов движения работает следующим образом.

На входы 77 поступают потоки заявок. Посколысу элементы ИЛИ 7) и элементы И 72 соединены последовательно, то на выходе каждого i-го элемента ИЛИ 71 имеет место суммарный поток заявок по всем остановкам, расположенным i перед данной и до ближайшего трансгюртного органа; Если на i-м этаже находится какойлибо транспортный орган, то этот суммарный поток заявок с выхода i-ro элемента ИЛИ 71 через соответству- , uMiHJV открыть 1-ый элемент И данного К-транспортного органа и через соответствующий К-ый элемент ИЛИ 7514 поступает на суммируюв й вход соответствующего С-го реверсивного счетчика 7б|(. При полном заполнении последний через дешифратор 79 посылает команду 81 (Вперед Назад) К-му транспортному органу вследствие чего последний включается в работу.

Г

I I I

ш ш--Таким образом, включение в работ каждого транспортного органа осуществляется автоматически,вероятностно, в зависимости от интенсивности входящего потока заявок. Это позволяет решать такие задачи, как составление расписаний, поиск оптимальных режимов функционирования j транспортной системы (изменением О I объемов счетчиков 76), определение производительности системы и т.п.

Отключение транспортного органа из работы осуществляется при,обнулении счетчика 76 импульса «, посту пающими на вход 78 и икмтирующими выходящи) из системы поток заявок. Все события, происходящие в системе, поступают в блок статистического анализа (не показан), где оп. ределяются статистические оценки показателей характеризующих эффективность моделируемой транспортной системы..

Таким образом, введение ношх блоков в состав устройства позволя-i ет расширить его функционильные возможности за счет автомати« еского задания интервалов движения транспортных органсв, что, в свою очередь, создает предпосылки для решения таких задач, как составление расписаний, поиск оптимальных режимов функционирования транспортной системы, определение производительности системы и т.п.

8

ff/i

f/

d %..-.Jt

J

//

4 -5

/«f

Фtfг.2 .

l|

/rff.4J

it

//

i ii

-wv

I

J

ч ,f

/

77

s r

...

ffj,

f.2

гг.

x./r

hгг

Ь|1

it II

j Ч Js

Лг ffftnmfffff j fflfMTtf 0fff4

Л f.,fffj. Фш. 7 7g 74. Г %,

Похожие патенты SU1029181A2

название год авторы номер документа
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1983
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Дризе Евгений Матвеевич
  • Бродский Михаил Георгиевич
  • Вольф-Троп Лев Иосифович
  • Ройтбурд Семен Мусиевич
SU1103241A2
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1980
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
SU960833A1
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1983
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Дризе Евгений Матвеевич
  • Рубинштейн Дмитрий Иосифович
  • Бродский Михаил Георгиевич
  • Вольф-Троп Лев Иосифович
  • Фомин Владимир Тимофеевич
SU1170459A2
Устройство для моделирования движения вертикального транспорта 1980
  • Дружинин Георгий Васильевич
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Бродский Михаил Георгиевич
  • Вольф-Троп Лев Иосифович
SU903915A1
Устройство для моделирования работы лифтовой установки 1973
  • Головинский Олег Иосифович
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Бродский Михаил Георгиевич
SU446885A1
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1988
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Дризе Евгений Матвеевич
SU1612313A1
Устройство для моделирования передающего радиоцентра 1980
  • Чебулаев Леонид Михайлович
  • Голубков Геннадий Дмитриевич
  • Бесценный Николай Григорьевич
  • Комаров Геннадий Васильевич
SU955116A2
Устройство для моделирования передающего радиоцентра 1979
  • Чебулаев Леонид Михайлович
  • Голубков Геннадий Дмитриевич
  • Константинов Сергей Владимирович
  • Арская Алла Васильевна
SU860092A1
Устройство для моделирования систем массового обслуживания 1990
  • Болилый Георгий Федорович
  • Козырь Ирина Борисовна
  • Куценко Сергей Анатольевич
  • Мартынов Игорь Всеволодович
  • Толкаченко Галина Петровна
SU1795470A1
Устройство для исследования модели транспортной системы 1982
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
SU1117645A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 029 181 A2

Реферат патента 1983 года Устройство для вероятностного моделирования транспортных систем

УСТРОЙСТВО ДНЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ по авт. св. If 9б0833, о т .л ичающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства за счет моделирования автоматического задания интервалов времени движения между транспортными органами, оно дополнительно содержит два блока задания интервалов движения, каждый из которых содержит первую группу элементов И, две группы элементов ИШ, две группы дешифраторов, группу ре, версивных сметчиков N групп (N число отсановок) по п в каждой группе (п - число транспортных органов) элементов И н группу элементов ИЛИг НЕ, входы которых объединены с перЧ ыми входами соответствующих элеменtOB И гой группы (,,. ..,N) и являются 1-ой группой входов блока, выход каждого К-го (К«1,2,...,п) элемента И i-ой группы соединен с соответствующим входом К-го элемента ИЛИ первой группы, выходы которых соединены с суммирующи| входами срчэт шзтс.твующйх. реверсивных счетчикЬв; ; группы, вычитающие входы которых являются (М+1)-ой группой входов блока и подключены к выхрду шестого элемента И соответствующего имитатора транспортного органа, первый и второй вь1ходы каждого К-го реверсивного, счетчика группы соединены, соответственно, со входами К-ых дег. шифраторов первой и второй групп-, выходы которых образуют, соответственно, первую и вторую группы выходов блока и соединены с .соответствующими входами первых элементов ИЛИ и входом запуска первого генератора тактовых импульсов имитаторов транспортного органа, выход каждого -го элемента ИШ второй группы соединен § со вторыми Входами элементов И -ой группы и с первым входом 1-го элемента И первой группы, второй вход ко-; тсчюго подключен к выходу )-го эле- i мента , группы , а выход 1-го элемента И первой группы. соединен .с первым входом (+1) элемента HJW второй rovnnu, втооые.входы всех элег ментов ИЛИ второй группы сЛразуют (M+2)-« группу входов блока и подключены к выходам соответствующих элементов И rpynmi блока моделирования входящего потока заявок, а 00 в каждый имитатор -транспортного органа введена группа элементов.И, первые входы которых подклочены к выходу пятого элемента ИЛИ, а вторые входы элементов И группы подключены , i соответственно, к выходам первЬго реверсивного счетчика, а выход элемента И группы }-го имитатора транс. портного органа подключен к соответствуюе ему входу 1-го элемента ИЩ-НЕ группы блоков задания интервалов ; Движения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1029181A2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1980
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
SU960833A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
: .

SU 1 029 181 A2

Авторы

Дружинин Георгий Васильевич

Карасов Альберт Саид-Баталович

Даты

1983-07-15Публикация

1981-04-14Подача