Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Советский патент 1990 года по МПК G06N7/08 

Описание патента на изобретение SU1612313A1

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для исследования статистическими методами сложных транспортных систем.

Целью изобретения является повышение точности моделирования.

На фиг,1 приведена схема устройства; на фиг,2 - функциональная схема имитатора транспортного органа; на фиг.З - функциональная схема блока моделирования входящего потока заявок; на фиг.4-7 - блок схемы алгоритма, реализуемого программируемым контроллером; на фиг.8 и 9 - временные диаграммы работы соответственно многоканального генератора импульсов и блока формирователей интервалов времени; на фиг. 10 - схема блока формирователей интервалов времени.

Устройство (фиг.1) содержит многоканальный генератор 1 импульсов, группу имитаторов 2 транспортных органов, блок 3 моделирования входящего потока заявок, программируемый контроллер 4, блок 5 индикации и связи 6-31 между этими блоками.

Каждый имитатор 2 транспортного органа содержит первый 32 и второй 33 регистры памяти, третий 34 и четвертый 35 элементы И, делитель 36 частоты, второй реверсивный счетчик 37, первый дешифратор 38, второй переключатель 39, пятый элемент И 40, триггер 41. блок 42 .формирователей интервалов времени, первый элемент ИЛИ 43, схему 44 сравнения.

fs СО

шестой 45, первый 46, второй 47 элементы И, первый реверсивный счетчик 48, второй дешифратор 49, первый переключатель 50, седьмой 51, восьмой 52, девятый 53 элементы И, второй элемент ИЛИ 54.

Блок 3 моделирования входящего потока заявок содержит генератор 55 случайного потока случайных чисел, группу реверсивных счетчиков 56, второй счетчик

57,первый стробированный дешифратор

58,первый переключатель 59, первый генератор 60 импульсов, второй 61 и первый 62 мультиплексоры, регистр 63 памяти, второй 64 и первый 65 элементы И, наборное поле 66, триггер 67, переключатель 68, счетчик 69, второй переключатель 70, пятый 71, третий 72, четвертый 73 мультиплексоры, второй стробированный дешифратор 74.

Блок 42 формирователей интервалов времени содержит триггер 75, первый 76, второй 77, третий 78 элементы И, первый счетчик 79, первый дешифратор 80, первый переключатель 81, четвертый элемент И 82, второй счетчик 83, второй дешифратор 84, второй переключатель 85, элемент И-НЕ 86, пятый 87 и шестой 88 элементы И.

Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем работает следующим образом.

Общая синхронизация устройства и генерация исходных потоков импульсов осуществляется многоканальным генератором 1 импульсов.

Регулярный поток импульсов с выхода 7 генератора 1 поступает на выходы имитаторов 2 транспортных органов и предназначен для имитации их движения (счетные импульсы для счетчиков деижения).

Регулярный поток импульсов с выхода 8 генератора 1 воспроизводит метки времени, которые используются в имитаторах 2 транспортных органов для отсчета транс- портных задержек времени (времени разгона, замедления и т.д.).

Регулярные потоки импульсов с группы выходов 9 генератора 1 используются для имитации процессов входа и выхода заявок из имитаторов 2 транспортных органов.

Конкретное воздействие перечисленных потоков импульсов на элементы имитаторов 2 транспортных органов описано при рассмотрении работы имитаторов.

На группе выходов 10 генератора 1 потоки импульсов имеют разные периоды следования и смещены относительно друг друга таким образом, что совокупность сигналов на этих выходах в тактовые моменты времени образует периодические повторяющиеся двоичные коды.

Эти коды используются в блоке 3 моделирования входящего потока заявок и в программируемом контроллере 4 в качестве номеров транспортных органов. 5На группе выходов 11 генератора 1 формируются потоки импульсов, имеющие по отношению друг к другу одинаковые периоды, но разные скважности, т.е. длительности. Эти импульсы используются в блоке 3 10 для формирования вероятностей прихода заявок в систему.

Регулярные потоки импульсов с выходов 12-14 генератора 1 используются в блоке 3 для его внутренней синхронизации. 15Конкретное воздействие потоков импульсов с выходов 10-14 генератора 1 на элементы блока 3 описано при рассмотрении его работы.

Каждый имитатор транспортного орга- 0 на работает следующим образом.

По входу 25 из программируемого контроллера 4 в регистр 32 памяти записывается код позиции, на котором должна произойти очередная остановка транспортного органа, 5 а в регистр 33 памяти записывается код направления движения транспортного органа к этой позиции. Запись этих кодоб в регистры 32 и 33 происходит по синхронизирующему импульсу, поступающему из 0 программируемого контроллера 22.

Выходы В (Вверх, вперед) и Н (Вниз, назад) регистра 33 памяти открывают соответственно элементы И 34, 35 на другие входы которых поступает поток импульсов с 5 выхода делителя 36 частоты, имитирующий движение транспортного органа. Этот поток импульсов через один из открытых элементов И 34 и 35 поступает на суммирующий (при движении В), либо на вычи-ающий (при дви- 0 жении Н) входы счетчика 37.

Счетчик 37 отображает положение транспортного органа в пространстве его перемещения. Состояние счетчика дешифруется дешифратором 38, сигналы с выхо- 5 дов которого поступают на входы блока 5. Кроме того, сигнал с первого выхода дешифратора 38 закрывает элемент И 35, запрещая счетчику работать на вычитание, т.е. запрещая движение Н.. Сигналы с опреде- 0 ленной группы старших выходов дешифратора 38 поступают на входы переключателя 39, который задает число позиций остановок транспортного органа. Сигнал с выхода переключателя 39 закрывает элемент И 34, 5 запрещая счетчику 37 работать на сложение, т.е. запрещая движение В.

Делитель 36 частоты делит частоту импульсов, поступающих с выхода 7 генератора 1. Синхронизируется делитель 36частоты сигналом с выхода элемента И 40.

Элемент И 40 открыт при следующих условиях: Нет сигнала сброса, нет сигнала на остановку транспортного органа (есть сигнал на прямом выходе триггера 41), нет сигнала на имитацию движения транспорт- ного органа в экспрессной зоне, есть направление движения для транспортного органа (есть один из сигналов на входе элемента ИЛИ 43 с выходов В, Н регистра 21 памяти).

Код с выхода регистра 32 памяти поступает на первый вход схемы 44 сравнения, на второй вход которой поступает код состояния счетчика 37. При совпадении этих кодов появляется сигнал на ее выходе, который поступает на вход элемента И 45 и на одиночный вход триггера 41. Триггер 41 переключится только по заднему фронту этого сигнала, т.е. пока не исчез этот сигнал на прямом выходе триггера 41 имеется сигнал, который поступает на вход элемента И 45.

Очередной импульс, поступающий на вход 9 блока, поступает на синхронизирующий вход триггера 41 и на вход элемента И 45. Сигнал с выхода последнего поступает в программируемый контроллер. В результате обработки этого сигнала появляется сигнал на входе 22, который обнуляет регистры 32 и 33 памяти. Сигнал на выходе схемы сравнения исчезает, триггер 41 переключа- ется в единичное состояние,.элемент И 45 закрывается. Элемент И 40 закрывается, имитация движения прекращается.

Сигнал с инверсного выхода триггера 41 поступает на синхронизирующий вход бло- ка 42 формирования интервалов времени, подготавливая его к работе.

С выходов 9 генератора 1 на входы 9 соответствующих имитаторов 2 транспортных органов поступают потоки импульсов, имитирующих процессы входа, либо выхода пассажиров из транспортного органа. В каждом имитаторе 1 транспортного органа этот поток импульсов поступает на входы элементов И 46 и 47. В открытом состоянии 4 может находиться один из этих элементов И, который открывается по второму входу сигналом с соответствующего выхода блока 42 формирователей интервалов времени.

Потоки импульсов с выходов элементов 5 И 46 и 47 поступают соответственно на суммирующий (при имитации входа пассажиров) и вычитающий (при имитации выхода пассажиров) входы счетчика 48. Счетчик 48 в каждый момент времени отображает фак- 5 тическую загрузку транспортного органа в двоичном коде. Состояние счетчика отображается в блоке 5 индикации и дешифруется дешифратором 49. Выходы дешифратора 49 коммутируются переключателем 50, кото0

рый задает вместимость транспортного органа. Сигнал с выхода переключателя 50 пог ступает на вход блока 42 формирователей интервалов времени. Вследствие этого исчезает сигнал на выходе Интервал времени входа блока 42, который соединен с вторым входом элемента И 46. С вторым входом элемента И 47 соединен выход Интервал времени выхода блока 42. При исчезновении этих сигналов прекращается имитация входа, либо выхода пассажиров, т.е. счет, либо вычитание импульсов из счетчика 48.

Импульсы с выходов элементов И 46 и 47 поступают также (выходы 17, 18) в программируемый контроллер, сообщая информацию о числе вошедших и вышедших заявок. Если транспортный орган освободился, то появляется сигнал на выходе элемента И 51, который также поступает в программируемый контроллер (выход 20).

Блок 42 формирователей интервалов времени формирует интервалы времени за счет пересчета регулярного потока импульсов, поступающих на вход 8 блока 42. Кроме того, этот блок имеет три информационных входа: Вызов (24), Приказ (23), Экспрессная зона. Каждому из этих входов соответствует свой выход, описанные выше. Кроме того, блок 42 имеет выход Замедление - разгон. Интервал времени на этом выходе равен суммарному времени замедления, открытия и закрытия дверей и разгона транспортного органа. Это время исчисляется с момента окончания процессов выхода и входа заявок. По окончании этого времени появляется импульс на указанном выходе блока 42, который поступает на нулевой вход триггера 41. При появлении очередного импульса на входе 9 триггер 41 переключается в нулевое состояние, что вызывает имитацию следующего цикла движения.

Более подробно работа блока 42 происходит следующим образом.

При достижении транспортного органа уровня, на котором имеется заявка, на вход 24 блока 42 поступает сигнал ВЗ. Этот сигнал поступает на установочный вход триггера 75. На второй установочный вход триггера 75 поступает сигнал о неполной загрузке транспортного органа. Наличие этих двух сигналов устанавливает триггер 75 в единичное состояние. Одновременно с появлением сигнала ВЗ на входе 24 поступает сигнал Стоп от триггера 41. При отсутствии сигнала Пр на входе 23 элемент И 76 открывается и сигнал tsx поступает на элемент И 46. Если имеется сигнал Пр на входе 23, то открывается элемент И 77 и на элемент И 47 поступает сигнал Твых.

При отсутствии сигнала ВЗ на входе 24 и при отсутствии сигнала Пр на входе 23 триггер 75 переходит в нулевое состояние и сигнал с его инверсного выхода поступает на С-вход двоичного счетчика 79, разрешая его работу, На счетный С-вход двоичного счетчика 79 поступают импульсы ТЬ (1 с) через элемент И 78. Выходы счетчика 79 подключены к входам дешифратора 80 и один из выходов дешифратора 80 подключается через переключатель 81 на элемент И 78, прекращая доступ импульсов Fb на блок, .имитируя снятие сигнала Стоп. Аналогично работают блоки 82-85. Если поступает сигнал ЭЗ от элемента ИЛИ 54, то начинается подсчет времени, который заканчивается в соответствии с положением переключателя 85 и через элементы И-НЕ 86 сигнал запрета ЭЗ поступает на элемент И 40.

Блок 3 моделирования входящего потока заявок работает сле,цующим образом.

Первичный поток заявок смоделируется генератором 55 случайного потока случайных чисел. Этот генератор имеет два выхода. На первом выходе формируется случайный поток одиночных импульсов, на втором выходе - случайный поток случайных пачек импульсов, случайных по величине и размещенных внутри интервала импульсов на первом выходе генератора 55. Кроме того, генератор 55 имеет два входа-вход тактовых импульсов и вход опроса. Такой генератор описан в (3).

Первичный поток заявок с второго выхода генератора 55 распределяется по каналам образования очередей, имитируемым реверсивными счетчиками 56. Общее число реверсивных счетчиков 56 равно удвоенному числу позиций, обслуживаемых транспортными органами, т.е. каждой позиции соответствует два канала - с направлением В (Вверх, Вперед) и с направлением Н (Вниз, Назад).

Обход каналов осуществляется счетчиком 57 и дешифратором 58. Счетчик 57 пересчитывает регулярный поток импульсов, поступающий на вход 14 блока и далее через переключатель 59 на счетный вход счетчика 57. В режиме наладки одиночные счетные импульсы на входе счетчика вырабатываются генератором 60. Переключатель 59 в режиме наладки соединяет счетный вход счетчика 57 с выходом генератора 60, в автоматическом режиме - с входом 14 блока. Код состояния счетчика поступает на управляющие входы мультиплексоров 61 и 62, регистр 63 памяти и на входы дешифраторов 58.

Информационные входы мультиплексора 61 соединены с выходами переполнения счетчиков 56. Если канал, номер которого индуцируется кодом счетчика 57, не пере- 5 полнен, то единичный сигнал с выхода мультиплексора 61 открывает элементы И 64 и 65.

На входы наборного поля 66 поступают последовательности заданных интервалов

0 времени, Наборное поле имеет десять входов. Интервалы времени на входах наборного поля 66 от первого к десятому увеличиваются с дискретностью 0,1. Период этих интервалов равен периоду смены со5 стояния счетчика 57. Максимальный интервал на десятом входе наборного поля 66 равен этому периоду, С помощью наборного поля 66 задаются вероятности прихода заявок в каналы очередей. Наборное поле име0 ет число выходов, равное числу каналов (счетчиков). Интервалы времени с выходов наборного поля 66 поступают на информационные входы мультиплексора 62, с выхода которого интервал времени,

5 соответствующий заданным вероятностям, открывает для каждого канала элементы И 64 и 65. .

Случайный поток одиночных импульсов с первого выхода генератора 55 случайного

0 потока случайных импульсов поступает на третий вход элемента И 65 и на синхронизи- рующий вход регистра 63 памяти, с выхода которого в программируемый контроллер 4 поступает информация о номере канала, в

5 который поступают заявки в данный момент времени. Импульс с выхода элемента И 65 устанавливает триггер 67 в единичное состояние, который подготавливает контроллер 4 к приему инфopfaции с выхода

0 счетчика о числе заявок, поступивших в данный канал.

Случайный поток случайных пачек импульсов с второго выхода генератора 55 через переключатель 68 поступает на третий

5 вход элемента И 64, с выхода которого случайные пачки заявок поступают на счетный вход счетчика 69 и на синхронизирующий вход дешифратора 58. Счетчик 69 выдает в блок связи число пришедших в данный ка0 нал заявок. Номер канала при этом дешифруется дешифратором 58. На соответствующем выходе дешифратора появляется случайная пачка импульсов, так как он синхронизируется случайной пачкой

5 импульсов. Эта случайная пачка импульсов с выхода дешифратора поступает на счетный вход счетчика 56 соответствующего канала, что имитирует приход случайного числа заявок в данный канал.

Установка счетчика 69 и триггера 67 в исходное состояние производится перед сменой состояния счетчика 57 импульсом по входу 6 с выхода блока А.

В наладочном режиме импульсы на вы- 5 ходы счетчиков подаются от генератора 70 через переключатель 68.

Воспроизведение процессов перехода заявок из очередей в транспортные органы происходит следующим образом.10

Ненулевые состояния счетчиков обозначают наличие вызовов на данных позици- ях. Сигналы с выходов переноса счетчиков 56, индуцирующие их ненулевое состояние, поступают на информационные входы мульти- 15 плексора 71, на управляющие входы которого последовательно во времени поступают коды положения транспортных органов. Если на этих позициях есть вызовы, то они с выхода мультиплексора поступают 20 на информационный вход мультиплексора 72. На управляющие входы мультиплексора 72 последовательно во времени поступают импульсы синхронизации 10 опроса транспортных органов. Эти импульсы синхрони- 25 зированы ,с кодами положения транспортных органов на управляющих входах мультиплексора 71. Вследствие этого вызов (если он есть для опрашиваемого транспортного органа) с входа мультиплек- 30 сора поступает на соответствующий данному транспортному органу выход. Вызов с этого выхода поступает на вход опрашиваемого в данный момент времени транспортного органа.35

Импульсы синхронизации опроса транспортного органа поступают также на первую группу управляющих входов мультиплексора 73. На синхронизирующие входы второй группы управляющих входов комму- 40 татора 73 подаются сигналы о направлении движения опрашиваемых транспортных органов. На группу информационных входов мультиплексора 73 поступают коды положения опрашиваемых транспортных 45 органов 10.

Эти коды проходят на группу выходов мультиплексора 73 и поступают на управляющие входы мультиплексора 71 и входы дешифратора 74. Если опрашиваемый 50 транспортный орган может принять на обслуживание (для Перевозки)заявки (если он не загружен до номинальной вместимости) и если на позиции, на которой он находится, есть в очереди заявок (соответствующий 55 счетчик не в нуле), то на эту группу информационных входов коммутатора поступает поток импульсов который проходит на выход мультиплексора 73 и далее - на синхронизирующий вход дешифратора 74. Этот

поток появляется на соответствующем выходе дешифратора 74 и поступает на вычитающий вход соответствующего счетчика 56. Этот поток исчезает при полном заполнении транспортного органа, либо при исчезновении вызова на данной позиции (счетчик обнуляется).

Программируемый контроллер имеет входы 8. 10, 17, 18, 19, 20, 29, 30 и 31 и выходы 6. 22, 25, 26 и 27. На вход 8 поступают метки времени с выхода многоканального генератора 1 импульсов. На вход 10 поступают коды номеров транспортных органов. На вход 17 поступают сигналы запроса (прерывания) по входу пассажира в транспортный орган, указываемый кодом на входе 10. На вход 18 поступают сигналь запроса (прерывания) по выходу пассажира из транспортного органа. На вход 19 поступает сигнал запроса (прерывания) по остановке транспортного органа. На вход 20 поступают сигналы занятости транспортных органов. На вход 29 поступают коды числа пассажиров, генерируемых в канале, который указывается кодом на входе 30, блоком моделирования входящего пассажиропотока 3. На вход 31 поступают сигналы запроса (прерывания) по приходу пассажиров в очередь того или иного канала.

На выход 6 программируемого контроллера выдается сигнал сброса прерывания, сообщающий о том, что текущий запрос принят и обрабатывается контроллером. На выходе 22 выдаются импульсы сброса информации (ближайшей остановки и направления движения) в транспортны.х органах. На выходы 23 выдаются сигналы Приказ, сообщающие транспортным органам о наличии приказа на данной остановке. На выход 25 выдается код ближайшей остановки для транспортного органа, выбранного импульсом на соответствующем выходе 22. На выход 26 выдается код назначенного направления движения для выбранного транспортного органа. На выход 27 выдается код будущего направления движения транспортного органа (после ближайшей остановки).

Программируемый контроллер представляет собой типовое микропроцессорное устройство с портами ввода/вывода информации от объекта управления. В качестве контроллера может быть использован логический микропроцессорный контроллер Ломиконт или любая микроЭВМ общего назначения, в частности СМ 1800.

Вводы / выводы этого контроллера являются функционально независимыми и их функциональное назначение определяется рабочей программой пользователя.

Работа устройства для вероятностного моделирования транспортных систем обеспечивается с помощью четырех основных подпрограмм, вызываемых с помощью запросов, которые поступают на входы 17, 18, 19 и 31. Блок-схемы этих подпрограмм приведены на фиг.4-7..., где используются следующие обозначения: ТО - транспортный орган; БО - ближайшая остановка; НД - направление движения; БНД - будущее направление движения.

На фиг.4 приведена блок-схема подпрограммы, которая вызывается по сигналу прерывания поступающего на вход 17 программируемого контроллера 4, Подпрограмма производит следующие действия. С входов 10 программируемого контроллера считывается код транспортного органа, породившего текущий сигнал на входе 17 и требующего взаимодействия с программируемым контроллером для обработки события и вход пассажира. Далее программа уменьшает очередь пассажиров в памяти программируемого контроллера. Число пассажиров в ячейке памяти, соответствующей данному транспортному органу, увеличивается на 1. Затем в соответствии с заданным распределением вероятностей движения пассажиров в данном канале пассажиропотока определяется конечная поездка вошедшего пассажира. Далее определяется, закончил ли данный транспортный орган операции на данной остановке. Если все операции закончены, т.е. либо очередь в данном канале отсутствует, либо транспортный орган заполнен на 100% и не может больше принимать пассажиров, в соответствии с алгоритмом работы моделируемой транспортной системы определяются новые значения ближайшей остановки, направления движения и будущего направления движения. Если операции не закончены и будут продолжены в дальней-, шем, то сохраняются прежние значения, и транспортный орган продолжает оставаться на данной остановке в прежнем состоянии. Далее осуществляется выдача кодов БО, НДи БНД соответственно на выходы 25. 26 и 27, а также импульсов записи на один из выходов 22, соответствующий данному транспортному органу. Затем на выход б выдается сигнал Сброс прерывания.

На фиг.5 приведена блок-схема подпрограммы, которая вызывается по сигналу прерывания на вход 18 программируемого контроллера 4. Подпрограмма производит следующие действия. С входов 1б программируемого контроллера считывается код транспортного органа, породившего текущий сигнал, требующий взаимодействия с

программируемым контроллером для обработки события Выход пассажира. Далее программа уменьшает на 1 содержимое ячейки памяти, содержащее число пассажи- 5 ров в данном транспортном органе. После этого определяется, будет ли данный транспортный орган продолжать операции на данной остановке, т.е. есть ли еще выходящие пассажиры или имеются ли пассажиры

0 в очереди канала пассажиропотока, соответствующего данной остановке и текущему значению БНД данного транспортного органа. Если операции не закончены и будут продолжены в дальнейшем, то сохраняются

5 прежние знамения БО, НД и БНД и транспортный орган остается на данной остановке в прежнем состоянии. Если все операции закончены, то в соответствии с алгоритмом работы моделируемой системы определя0 ются новые значения БО, НД и БНД. Далее осуществляется выход кодов БО; НД и БНД соответственно на выходы 25-27, а также импульсы записи на один из выходов 22, соответствующий данному транспортному

5 органу. Затем на выход 6 выдается сигнал Сброс прерывания (для транспортного органа).

На фиг.6 приведена блок-схема подпрограммы, которая вызывается по сигналу,

0 поступающему на вход 19 программируемого контроллера 4. Подпрограмма производит следующие действия. С входов 10 программируемого контроллера считывается код транспортного органа, породившего

5 текущий сигнал и требующий взаимодействия с программируемым контроллером для обработки события Остановка кабины.

Далее подпрограмма определяет, есть пи в .данном транспортном органе пасса0 жиры, выходящие на данной остановке. Если такие пассажиры имеются, на соответствующий данному транспортному органу выход 23 выдается сигнал Приказ, после чего сохраняются прежние значения БО, НД

5 и БНД. так как в последующие циклы работы устройства для вероятностного моделирования работы транспортных систем в данном транспортном органе будет происходить операция Выход пассажира.

0 Если выходящих пассажиров нет, то подпрограмма определяет есть ли пассажиры, которые ожидают входа в данный транспортный орган. Если такие пассажиры имеются, т.е. не пуста очередь в канале пассажиропо5 тока, соответствующая данной остановке и коду БНД данного транспортного органа, то также сохраняются прежние значения БО, НД, БНД. В случае отсутствия таких пассажиров, в соответствии с алгоритмом работы моделируемой транспортной системы определяются новые значения БО, НД, БНД. Далее осуществляется вывод кодов БО, НД и БНД соответственно на выходы 25-27, а также импульсов записи на один из выходов 22, соответствующий данному транспортно- му органу. Затем на выход 6 выдается сигнал Сброс.

На фиг.7 приведена блок-схема подпрограммы, которая вызывается по сигналу, поступающему на вход 31 программируемо- го контроллера.

Подпрограмма производит следующие действия.

С входов 30 программируемого контроллера считывается номер канала пасса- жиропотока, породившего текущий сигнал, требующий взаимодействия с программируемым контроллером для обработки события Появление очередного пассажира (пассажиров) в очереди данного канала. Далее с входов 29 программируемого контроллера считывается число появившихся пассажиров. Пришедшие пассажиры регистрируются в очереди данного канала, отображаемой в памяти программируемого контроллера. Затем на выход 6 выдается сигнал Сброс.

Описанные четыре базовые подпрог- раммы обеспечивают последовательную обработку возникающих в системе событий. Кроме этих подпрограмм, в программируемом контроллере могут выполняться также другие программы (программа управления транспортной системой, программа статистической обработки результатов модели- рования, программа взаимодействия с оператором).

Формула изобретения

1. Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем, содержащее группу имитаторов транспортных органов, блок моделирования входящего потока заявок, содержащий группу реверсивных счетчиков, наборное поле, генератор случайных последовательностей случайных чисел, каждый имитатор транспортного органа содержит первый и второй элементы И, выходы которых соединены с суммирующими и вычитающими входами первого реверсивного счетчика, третий и четвертый элементы И, выходы которых соединены соответственно с суммирующим и вычитающим входами второго реверсивного счетчика, пятый, шестой, седьмой элементы И, два элемента ИЛИ, отличающееся тем, что, с целью повышения точности моделирования, оно дополнительно содержит многоканальный генератор им5

10

15 20 25

30 5

0

5

0

5

пульсов, программируемый контроллер и блок индикации, каждый имитатор транспортного органа дополнительно содержит делитель частоты, восьмой и девятый элементы И, триггер, два дешифратора, два регистра памяти, два переключателя, блок формирования интервалов времени и схе - му сравнения, блок моделирования входящего потока заявок дополнительно содержит два переключателя, два счетчика, триггер, два стробированных дешифратора, два генератора импульсов, два элемента И, пять мультиплексоров и регистр памяти, выходы которого соединены с входами Номер канала программируемого контроллера, выход Конец цикла вычислений которого соединен с нулевым входом триггера и с входом Сброс первого счетчика блока моделирования входящего потока заявок, информационный выход которого соединен с входом Число пришедших заявок про- граммируемого контроллера, вход Прием заявок которого подключен к единичному выходу триггера, первая группа выходов многоканального генератора импульсов соединена с входами наборного поля соответственно, выходы которого соединены с информационными входами первого мультиплексора, выход которого соединен с первыми входами первого и второго элементов И, первый и второй выходы многоканального генератора импульсов соединены соответственно с тактовым входом и выходом Опрос генератора случайного потока случайных чисел, первый выход которого соединен с синхронизирующим входом регистра памяти и с вторым входом первого элемента И, третий выход многоканального генератора импульсов соединен с первым входом первого переключателя, второй вход которого подключен к выходу первого генератора импульсов, а выход первого переключателя соединен со счетным входом второго счетчика, информационный выход которого соединен с информационным входом регистра памяти, с информационным входом первого стробированного дешифратора и с управляющими входами первого и второго мультиплексоров, второй выход генератора случайного потока случайных чисел соединен с первым входом второго переключателя, второй вход которого подключен к выходу второго генератора импульсов, а выход второго переключателя соединен с вторым входом второго элемента i/1, третий вход которого объединен с третьим входом первого элемента И и подключен к выходу второго мультиплексора, выход первого элемента И соединен с единичным входом триггера, выход второго элемента И соединен со счетным входом первого счетчика и со стробирующим входом первого стробированного дешифратора, выходы которого соединены с суммируюш,и- ми входами реверсивных счетчиков группы соответственно, выходы переполнения которых соединены с информационными входами :второго мультиплексора соответственно, ин- |формационные выходы реверсивных счетчиков группы соединены с первой группой входов блока индикации соответственно, вто- |рая группа выходов многоканального генера- jTopa импульсов соединена с входом Номер транспортного органа программируемого контроллера, с управляющими входами третьего мультиплексора соответственно, jrpynna выходов которого соединена с груп- nov управляющих входов пятого мульти- ;плексора соответственно и с группой |информационных входов второго стробиро- ванного дешифратора соответственно, вы- |Ходы которого соединены с вычита1цщими |входами реверсивных счетчиков группы соответственно, выходы переноса которых со- единены с информационными входами ;пятого мультиплексора соответственно, вы- ходы которого соединены с информацион- 1ными входами третьего мультиплексора, |выходы которого соединены с входами Вы- |3ов блоков формирователей интервалов |времени соответствующих имитаторов транспортных органов группы, группа вы- |ходов Будущее направление движения программируемого контроллера соедине- ;на с второй группой управляющих 1ВХОДОВ четвертого мультиплексора {соответственно, выход которого соединен |со стробирующим входом второго строби- :рованного дешифратора, первая группа ин- формационных входов четвертого мультиплексора соединена соответственно с выходами первых дешифраторов каждого транспортного органа, выходы первых эле-, ментов 1/1 которых соединены с второй группой информационных входов четвертого мультиплексора соответственно, в каждом имитаторе транспортного органа входы Сброс первого и второго реверсивных счетчиков и первый инверсный вход пятого элемента И объединены и являются входом Сброс имитатора, группа выходов Опрос транспортных органов программируемого контроллера соединена с входами сброса первого и второго регистров памяти имитаторов транспортных органов группы соот- |ветственно, информационные входы 1крторых подключены соответственно к выходам Код позиции остановки и Направление движения программируемого контроллера, группа выходов Приказы которого соединена соответственно с входами Приказы блоков формирователей интервалов времени имитаторов транспортных органов группы, тактовые входы которых 5 объединены с тактовым входом программируемого контроллера и подключены к четвертому выходу многоканального генератора импульсов, пятый выход которого соединен с информационными входами

10 делителей частоты имитаторов транспортных органов группы, первые входы первых и вторых злементов И которых подключены к третьей группе выходов многоканального генератора импульсов соответственно, вы15 ходы первых и вторых элементов И имитато- ров транспортных органов группы соединены с входами Вход заявок и Выход заявок программируемого контроллера соответственно, входы Останов

0 транспортного органа и Транспортный орган свободен которого подключены к выходам шестых и седьмых элементов И имитаторов транспортных органов группы соответственно, выходы первых де5 шифраторов которых соединены с второй группой входов блока индикации соответственно, третья группа входов которого соединена с информационными выходами первых реверсивных счет0 чиков 1 мигаторо з транспортных органов группы соотаетстззнно, выходы первых и. вторых разрйдов вторых регистров памяти которых соединены с четвертой группой входов блока индикации соответственно, в

5 каждом имитаторе транспортного органа информационные выходы первого реверсивного счетчика соединены с входами второго дешифратора, выходы которого соединены с входами перрого переключате0 ля соответственно, выход которого соеди- нен с входом Окончание входа заявок блока формирователей интервалов времени, выходы Интервал времени входа и Интервал времени выхода которого сое5 динёны с вторыми входами соответственно первого и второго элементов И, первые входы которых соединены с первым входом шестого элемента И и с синхронизирующим входом триггера, инверсный выход которого

0 соединен с синхронизирующим входом блока формирователей интервалов времени, выход Заземление - разгон которого подключен к нулевому входу триггера, третий выход которого соединен с вторым входом

5 шестого элемента И, с первым входом седьмого элемента И и с первым прямым входом пятого элемента И, второй прямой вход которого соединен с выходам первого элемен- la ИЛИ и с вторым входом седьмого э лемента И, третий вход которого соединен

с первым выходом второго дешифратора, информационные выходы первого регистра памяти соединены соответственно с информационными входами первой группы схемы сравнения, выход Равно которой соеди- нен с единичным входом триггера и с третьим входом шестого элемента И, выход первого разряда второго регистра памяти соединен с первыми входами четвертого и восьмого элементов И и первого элемента ИЛИ, второй вход которого объединен с первыми входами третьего и девятого элементов И и подключен к выходу второго разряда второго регистра памяти, выходы восьмого и девятого элементов И соедине- ны соответственно с первым и вторым входами второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с входом Экспрессная зона блока формирователей интервалов времени, выход Экспрессная зона которо- го соединен с вторым инверсным входом пятого элемента И, выход которого соединен с синхронизирующим входом делителя частоты, выход которого соединен с вторым входом третьего и четвертого элементов И, инверсные входы которых подключены соответственно к выходу второго переключателя, и к первому выходу первого дешифратора, первый и второй выходы которого соединены с вторыми входами соот- ветственно восьмого и девятрго элементов И, информационные выходы второго реверсивного счетчика соединены соответственно с информационными входами второй группы схемы сравнения и с входами перво- 3 го дешифратора, выходы которого соедине- . ны с входами второго переключателя соответственно.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е- ся тем, что блок формирователей интерва- 4 лов времени содержит тргггер, шесть элементов И, элемент И-НЕ, два счетчика, два дешифратора и два переключателя, причем прямой выход триггера соединен с первым

4

прямым входом первого элемента И, выход которого является выходом Интервал времени входа блока, выход второго элемента И является выходом Интервал времени выхода блока, инверсный выход триггера соединен с входом обнуления первого счетчика, разрядные выходы которого соединены соответственно входами первого дешифратора, выходы которого соединены с входами первого переключателя, выход которого является выходом Замедление - разгон блока и соединен с первым входом третьего элемента И, выход которого соединен со счетным входом первого счетчика, выход четвертого элемента И соединен со счетным входом второго счетчика, разрядные выходы которого соединены соответственно с входами второго / шифратора, выходы которого соединены соответственно с входами второго переключателя, выход которого соединен с первым входом элемента И-НЕ, выход которого является выходом Экспрессная зона блока, второй вход элемента И-НЕ соединен с входом обнуления второго счетчика и является входом Экспрессная зона, блока, выход BToporoSS. переключателя соединен с первым входом четвертого элемента И, второй вход которого соединен с вторым входом третьего элемента И и является тактовым входом блока, первый вход пятого элемента И является входом Окончание входа заявок блока, вход устаковки в 1 триггера является входом Вызов блока, инверсный вход шестого зпемента И соединен с первым входом второго элемента И, инверсным входом.пер- вого элемента И и язляется входом Приказ блока, прямой вход шестого элемента И соединен с вторым входом второго элемента И и вторым прямым входом первого элемента И и является входом Стоп блока, а выходы пятого и шестого элементов И соединены соответственно с единичным и нулэвым входами триггера.

15

J6

21

J

28 17

w

2

2J

I

26

fM

w

27

31

25

30

Похожие патенты SU1612313A1

название год авторы номер документа
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1983
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Дризе Евгений Матвеевич
  • Рубинштейн Дмитрий Иосифович
  • Бродский Михаил Георгиевич
  • Вольф-Троп Лев Иосифович
  • Фомин Владимир Тимофеевич
SU1170459A2
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1983
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Дризе Евгений Матвеевич
  • Бродский Михаил Георгиевич
  • Вольф-Троп Лев Иосифович
  • Ройтбурд Семен Мусиевич
SU1103241A2
Устройство для вероятностного моделирования транспортных систем 1981
  • Дружинин Георгий Васильевич
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
SU1029181A2
Устройство для исследования модели транспортной системы 1982
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
SU1117645A1
ИМИТАТОР СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕМ МАГНИТНЫХ ГОЛОВОК ОТНОСИТЕЛЬНО МАГНИТНЫХ ДИСКОВ 1991
  • Великородов Н.И.
  • Товеровский О.В.
  • Толочков С.Н.
  • Пименов А.В.
  • Гаврилов В.К.
  • Тимонькин Г.Н.
  • Соколов С.А.
  • Харченко В.С.
  • Ткаченко С.Н.
RU2017239C1
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1980
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
SU960833A1
Программируемый контроллер 1989
  • Ерошенко Константин Львович
SU1741100A1
Имитатор для тестирования компонентов моноканальной локальной вычислительной сети 1987
  • Банкович Андрис Вилнович
  • Васюкевич Вадим Олегович
  • Жуляков Виктор Кузьмич
  • Плокс Валентинс Оскарович
SU1446621A1
Управляемая линия задержки 1990
  • Емельянов Василий Алексеевич
  • Некрасов Борис Петрович
  • Глушко Виктор Иванович
SU1725370A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИИ 1994
  • Антропов Г.М.
  • Чернов Д.А.
  • Ноздрин А.Г.
  • Калитурин В.Н.
  • Орешкин В.П.
RU2074683C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 612 313 A1

Реферат патента 1990 года Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для исследования статистическими методами сложных транспортных систем. Целью изобретения является повышение точности моделирования. Устройство содержит многоканальный генератор импульсов, группу имитаторов транспортных органов, блок моделирования входящего потока заявок, программируемый контроллер. Каждый имитатор транспортного органа содержит регистры памяти, элементы И, делитель частоты, реверсивный счетчик, дешифратор, переключатель, элемент И, триггер, блок формирователей интервалов времени, элемент ИЛИ, схему сравнения, элементы И, счетчик, дешифратор, переключатель, элементы И, элемент ИЛИ. Блок моделирования входящего потока заявок содержит генератор случайного по тока чисел, группу реверсивных счетчиков, счетчик, стробированный дешифратор, переключатели, мультиплексоры, регистр памяти, элементы И, наборное поле, триггер, переключатель, счетчик, переключатель, мультиплексор, коммутаторы, дешифратор. 10 ил.

Формула изобретения SU 1 612 313 A1

16N

/5Л/.М.

лШ

лш.

j

22i

25

25

3

I i I И s ill IJij

1 I IH i I J Si

Г7.

leZ

/nzzto.

Ж,

.

75.

qt R

3,

WV/v

30

ГЖ

J

n w

|;г

13W

n

/J72

Фиг.

22

ИМ A

I. 7j I

2L

- t.

28

Ж2Г

55

«./fi

Pui.2

I

2L

- t..H

7/

1J1

25 S J/

K..

I g I rS9

Изменение числа пасса ирод 6 данном транспортном органе

Уменьшение очереди пассажиров на этаже транспортного органа

Формиродание приказа для во- шедше о пассажира

Определить но- дые БО, нд, БНД

Вывод ЩНД LL БНД

сохранить прежние БО,НД,БНД

ФагЛ

Изменение числа пассажиров 6 данном трсш- спортном органе

Сохранить претние 60, НД и БНД

Выбод 50, НД и. 6НД

Сохранить прежние ВО НД и 6Н

Bbidod БО, НД и бНД

Нет

OnpedeJ umb .HodbJB 60М и 6НД

Фиг. 5

Определить нодыв 6О,НД и бНД

tВыход

.sJlJ (g,2fg, 1Цмеж.эт.засстоян.)

8 ч (скорость лисрта) Вы)(одВ

:MlML J

f

Г ICSK

номера I a vz/c - . пассажиров пришедши)(. на донный этаж

Регистрация Шссажироб 6 Очереди данного

Фие.7

Г ICSK

8

(т-(0,8г20)с .08

Вшод 11

t . T--WMKC. Вы ход 12

Х 10 МНС .,

tr,T

Выходц

7 .ST

От 5л(..(а 50 прз

Фиг. 9

- « ч, р fJtflf

(1сек}надход8

надлок В

о.На5лок 7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1612313A1

Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1983
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Дризе Евгений Матвеевич
  • Бродский Михаил Георгиевич
  • Вольф-Троп Лев Иосифович
  • Ройтбурд Семен Мусиевич
SU1103241A2
Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 1983
  • Карасов Альберт Саид-Баталович
  • Дризе Евгений Матвеевич
  • Рубинштейн Дмитрий Иосифович
  • Бродский Михаил Георгиевич
  • Вольф-Троп Лев Иосифович
  • Фомин Владимир Тимофеевич
SU1170459A2
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1

SU 1 612 313 A1

Авторы

Карасов Альберт Саид-Баталович

Дризе Евгений Матвеевич

Даты

1990-12-07Публикация

1988-12-29Подача