Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств Советский патент 1983 года по МПК B60K20/00 

Описание патента на изобретение SU1030214A1

со о го

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам управления коробками передач транспортных средств. Известен механизм управления составной коробкой передач транспортных средств, содержащий установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводками штоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач 1. К недостаткам этого механизма следует отнести узкий диапазон избирания передач основной коробки вх;ледствие ограничения перемещения валика механизма переключения передач элементами включения передач в дополнитьной коробке, чем обусловлена невозможность использования такого механизма в многоступенчатых составных коробках передач, которые требуют четырех и более осевых положений валика с вильчатым рычагом при избирании и переключении передач, а также наличие механического управления дополнительной коробкой, чем вызвано увеличение усилий и времени при синхронизированном переключении передач. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей. Поставленная цель достигается тем, что в механизме управления составной коробкой передач транспортных средств, содержащем установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводка.ми штоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач, последнее устройство представляет собой клапаны с подпружиненными толкателями, связанные с цилиндром переключения передач, а на валике выполнены скосы с прямолинейными участками для взаимодействия с толкателями. На фиг. 1 изображен .механиз.м, разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - частичный разрез Б-Б на фиг. 2. В крышке 1 картера основной трехходовой коробки (фиг. 1) расположен валик 2, который связан с дистанционным приводом 3 переключения. На валике 2 размещен рычаг 4 (фиг. 2), нижний конец 5 которого выполнен вильчатым с ушками 6 и 7. Рычаг 4 установлен с возможностью взаимод,ействия с поводками 8-10 штоков 11 - 13 включения передач. Лвэбому из положений рычага 4 соответствует зацепление только одного ушка 6 или 7 с поводком 8, 9 или 10. С одного конца валик 2 выполнен полым и в нем установлено упорное кольцо 14. Крышка 1 картера закрыта фланцем 15. Во фланце 15 раз.мещена пружина 16, стопорное 17 и упорное 18 кольца. В полом конце валика 2 и во фланце 15 установлен стержень 19 с размешенными на нем пружиной 20 и упорными кольца.ми 21 и 22. К крышке 1 картера прикреплен корпус 25, в котором размещены клапаны 26 и 27 (фиг. 3) для переключения соответственно на низший и высший диапазоны передач дополнительной коробки. Клапаны 26 и 27 снабжены штоками 28 и 29 и толкателями 30 и 31, подпружиненными пружина.ми 32 и 33. Штоковые полости клапанов 26 и 27 сообщены с пневматическим силовым цилиндром 34, каналами 35 и 36. Валик 2 выполнен с противоположными скоса.ми 37 и 38, переходящими в прямолинейные участки 39 для возможности взаимодействия с толкателями 30 и 31. Корпус 25 снабжен каналами 40 и 41 для подвода и стравливания воздуха (давления). Устройство работает следующим образом. Рычаг 4 имеет два исходных фиксированных положения (2 нейтрали). Первое исходное положение определяется подпружиненным толкателем 30, который упирается в скос 37, и упорной поверхностью 24, которая упирается через упорное кольцо 18 в пружину 16. В этот .момент клапан 27 закрыт, а клапан 26 открыт. Сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 34 через канал 35 и включет низший диапазон передач дополнительной коробки. Другая полость через канал 36 и 41 связана с атмосферой. Второе исходное положение рычага 4 опред,еляется подпружиненным толкателем 31, который упирается в скос 38 валика 2, и упорным кольцом 14, которое упирается в пружину 20. В этот момент клапан 27 открыт, а клапан 26 закрыт. Сжатый воздух через канал 36 поступает в пневмоцилиндр 34 и включает высший диапазон передач дополнительной коробки. Полость цилиндра низшего диапазона через каналы 35 и 41 связана с ат.мосферой. В первом исходном положении при повороте рычага 4 вправо или влево (фиг. 2) ушко 6, которое находится в зацеплении с поводком 8 (фиг. 1) перемещает шток 11, и включаются передачи низшего диапазона штока 11. Перемещение рычага 4 (фиг. 1) вправо (для избирания других передач) происходит со сжатием пружины 16 до соприкосновения упорной поверхности 23 с упорным кольцом 22 пружины 20. Ушко 6 входит в зацепление с поводком 9 штока 12, а состояние клапанов 26 и 27, толкатели которых взаимодействуют с прямолинейными участками 39, соответствует первому фиксированному положению (низший диапаон передач). Поворотом рычага 4 вправо или влево включаются выбранные передачи штока 12.

Крайнее правое положение рычага 4 при сжатых пружинах 16 и 20 соответствует зацеплению ушка 7 с поводком 10. Клапаны 26 и 27 соответствуют также первому фиксированному положению (низший диапазон передач). Поворотом рычага 4 включаются передачи штока 13.

При перемешении рычага 4 из первого исходного фиксированного положения во второе толкатель 30 поднимается скосом 37 на прямолинейный участок 39 валика 2 и открывает клапан 27. Толкатель 31 опускается по скосу 38 также на прямолинейный участок 39, клапан 26 закрывается, сжатый воздух включает высший диапазон дополнитьной коробки. Рычаг 4 перемеш,ается при этом до соприкосновения упорного кольца 14 с упорным кольцом 21 пружины 20. Ушко 7 в этот момент входит в зацепление с поводком 9 штока 12. Поворот рычага 4 вправо или влево (фиг. 2) вызывает повторное включение штока 12, но уже на высшем диапазоне дополнительной коробки.

Крайнему левому положению рычага 4 (фиг. 1) соответствует сжатая пружина 20 и зацепление ушка 7 с поводком 8. Состояние клапанов 26 и 27, взаи.модействуюших с прямолинейными участками 39, соответствует второму фиксированному положению рычага 4 (высший диапазон передач дополнительной- коробки). Поворотом рычага 4 осуществляется повторное включение передач штока 11.

Такое конструктивное исполнение механизма управления позволит использовать его для управления составными многоступенчатыми коробками передач тяжелых автопоездов обшим рычагом управления, что знас чительно упростит управление автомобилем и облегчит условия работы водителя. Кроме того, управление составными коробками с использованием такого механизма исключает автономную систему управления дополнительной коробкой, применяемую в настояшее время, так как две коробки управляются обшим рычагом, расположенным в кабине.

Похожие патенты SU1030214A1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ (ДВА ВАРИАНТА) 2005
  • Козадаев Александр Иванович
  • Качесов Александр Александрович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Залялутдинова Галия Абдрахмановна
RU2291792C1
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства 1983
  • Купцов Владлен Николаевич
  • Иванов Евгений Иванович
  • Савиновский Николай Иванович
  • Зильперт Альберт Леонидович
SU1115931A1
Механизм переключения коробки передач транспортного средства 1982
  • Зельдович Аркадий Львович
SU1133129A1
Замок 1984
  • Новиков Александр Павлович
  • Курочкин Николай Викторович
SU1285136A1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Дорофеев Д.Г.
RU2129493C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Бочкарев О.И.
  • Моисеев Н.Ю.
  • Горсеван Г.С.
  • Домнин В.Б.
  • Молодняков Н.А.
  • Хворостов А.В.
RU2259505C1
Устройство для управления трансмиссией транспортного средства 1983
  • Замчевский Валерий Константинович
  • Снегарь Олег Тарасович
SU1183409A1
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
Механизм переключения передач для трансмиссии машин 1959
  • Благонравов А.А.
  • Федоров М.П.
SU125148A1
Рулевое управление трактора 1984
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Яцкевич Владимир Владимирович
SU1221002A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 030 214 A1

Реферат патента 1983 года Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводками щтоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, устройство включения передач дополнительной коробки передач представляет собой клапаны с подпружиненными толкателями, связанные с цилиндром переключения передач, а ia валике выполнены противоположно направленные скосы с прямолинейными участками для взаимодействия с толкателями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1030214A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
ПРОИЗВОДНЫЕ ПИРАЗОЛА ИЛИ ИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМЫЕ СОЛИ 1993
  • Масааки Мацуо
  • Кийоси Цудзи
  • Такаси Огино
  • Нобукийо Кониси
RU2128172C1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 030 214 A1

Авторы

Евстратовский Александр Владимирович

Ярошевич Виктор Александрович

Яглейко Владимир Николаевич

Даты

1983-07-23Публикация

1980-12-29Подача