Турбокомпрессор Советский патент 1983 года по МПК F02B37/00 F02B39/14 F04D29/04 

Описание патента на изобретение SU1040200A1

/

о

Ю

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокомпрессорам, применяемым для наддува автотракторных дизелей,конкретно к их подшипниковым узлак.

Известен турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащий ротор с установленными на консолях колесами компрессора и турбины и размещенную в статоре с зазором зафиксированную от проворота подшипниковую втулку, снабженную примыкающими к ее торцам опорными поябками для ротора и заключенной между ними полостью, сообщенной с магистралью подачи смазки l J.

Слой смазки -в зазоре между подшипниковой втулкой и статором позволяет демпфировать колебания ротора в подшипниках, что обеспечивает высокую несущую способность подшипников и высокую надежность турбокомпрессора.

Однако в известном турбокомпрессоре не предусмотрены средства для улучшения смазки при разгонах ротора во время пуска двигателя или набросов нагрузки, что является его недостатком.

Цель изобретения - повышение надежности турбокомпрессора путем улучшения смазки на переходных режимах .

Для достижения поставленной цели у турбокомпрессора, содержащего ротор с установленными на консолях колесами компрессора и турбины и рамещенную в статоре с зазором зафиксированную от проворота подшипниковую втулку, снабженную примыкающими к ее торцам опорными поясками для ротора и заключенной между ними полостью, сообщенной с магистралью подачи смазки, подшипниковая втулка выполнена составной в виде стакана и размещенных в нем по торцам плавающих вставок, образующих опорные пояски для ротора.

На фиг. 1 представлена схема турбокомпрессора; на фиг. 2 -.узел Т на фиг. 1 (в увеличенном масштабе); на фиг. 3 - результаты сравнительны испйтаний известного и предлагаемог8 турбокомпрессоров.

В корпусе 1 статора турбокомпрессора размещен ротор 2 с установленными на его консолях колесом 3 турбины и колесом 4 компрессора.В статоре размещена подшипниковая втулка, выполненная составной из плавающих вставок 5 и стакана б. Сткан выполнен с радисшьным отверстием 7, в которое помшцен Фиксатор 8, фиксирующий его от проворота. Центральный канал 9 в фиксаторе 8 служит для соЬбщения подшипникового узла с магистралью подачи смазки (не показана). Между опорными поясками в стакане 6 заключена полость 10, сообщенная через канал 9 с магистралью подачи смазки. По торцам полости выполнены ограничительные боковые стенки 11.

Стакан установлен в статоре с зазором . Плавающие вставки размещены в стакане по торцам с зазором

0 образуют с ротором зазор d o ujМежду ротором 2 и ограничительными боковыми стенками 11 выполнен зазор сванныВ процессе работы турбокомпрессог5 Ра отработавшие газы из двигателя поступают в турбину и приводят во вращение колесо 3 турбины и через ротор 2 - колесо 4 компрессора. Ротор вращается в плавающих вставках

Q 5, Частота вращения вставок составляет около половины частоты вращения вала ротора 2 и определяется величиной зазора /{ цдщ,геометрией вставок 5 и друими факторами. При том

с относительные скорости вала ротора 2 и вставок 5 меньше, чем при неподвижной цельной подшипниковой втулке, что определяет снижение механических потерь.

Зазоры между вставками 5 и каном б, составляющие cfg и сГ,.,р, об разуют масляные слои, к которым масло подводится через канал 9 с давлением 0,25-0,35 МПа. Зазор между фиксатором 8 и стаканом б допускает

5 некоторые перемещения стакана в

статоре как в осевом, так и в радиальном направлениях. Наличие зазоpao g обеспечивает демпфирование стакана и высокую несущую способность

0 подшипника.

Полость, заключенная между опорными поясками, которые образованы плавающими jscTaBKaMH, служит-аккумулятором смазки, что улучшает

5 смазку при резком увеличении частоты вращения ротора на переходных режимах. Улучшенная смазка снижает механические потери, и время разгона ротора сокращается,, Об этом свидетельствуют показатели, приведенные на фиг. 3, где по оси абсцисс отложена частота вращения ротора п, 1/мин, а по оси ординат ускорение а, м/с. Кривая А соответствует результатам испытания описываемого турбокомпрессора, а кривая Б - турбокомпрессора с монолитной подшипниковой втулкой.

Таким образом, выполнение подшипниковой втулки составной в виде стакана и плаваквдих вставок улучшает смазку .на переходных режимах и пошлиает надежность турбокомпрессора.

Похожие патенты SU1040200A1

название год авторы номер документа
ТУРБОКОМПРЕССОР 1992
  • Азбель А.Б.
  • Гритчин А.В.
  • Грачев В.Ю.
  • Сучиту С.М.
RU2006681C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2001
  • Тазеев Р.Т.
  • Малаховецкий А.Ф.
  • Фархутдинов Н.А.
  • Кулаков А.Т.
  • Светличный Н.И.
  • Гаффаров Г.Г.
  • Сафиуллин Т.Г.
RU2216647C2
ТУРБОКОМПРЕССОР, НАПРИМЕР, ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Азбель А.Б.
  • Зубрилин Н.Ю.
  • Коробаев Н.А.
RU2172432C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2007
  • Королев Георгий Андреевич
  • Попов Борис Петрович
RU2339850C1
Турбокомпрессор 1975
  • Кочетов Вячеслав Александрович
  • Моргулис Юрий Борисович
  • Поветкин Герман Митрофанович
SU552410A1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2001
  • Огородников Е.Н.
RU2202052C2
Турбокомпрессор 1990
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
SU1776885A1
ТУРБОКОМПРЕССОР НАДДУВА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Иванов В.Т.
  • Шубин Р.И.
  • Паршин Н.Е.
  • Олисов П.А.
RU2224139C2
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Сафиуллин Тагир Габдуллович
RU2750220C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2011
  • Вахрамов Николай Александрович
RU2469213C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 040 200 A1

Реферат патента 1983 года Турбокомпрессор

ТУРБОКОМПРЕССОР, например для двигателя внутреннего сгорания, содержащий ротор с установленными на его консолях колесами компрессора и турбины и размещенную в статоре с зазором зафиксированную от проворота подшипниковую втулку, снабженную примыкающими к ее торцам опорными поясками для ротора и заключенной между ними полостью.,сообщенной с магистралью подачи смазки, ,о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения смазки на переходных режимах, подшипниковая втулка выполнена составной в виде стакана и размещенных в нем по торцам плавающих вставок, образующих опорные пояски для ротора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1040200A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Турбокомпрессор 1975
  • Кочетов Вячеслав Александрович
  • Моргулис Юрий Борисович
  • Поветкин Герман Митрофанович
SU552410A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 040 200 A1

Авторы

Коваль Иван Андреевич

Еременко Борис Степанович

Лысенко Виктор Николаевич

Азбель Александр Борисович

Поляковский Григорий Маркович

Тарнопольский Александр Захарович

Даты

1983-09-07Публикация

1982-06-25Подача