ТУРБОКОМПРЕССОР Российский патент 2003 года по МПК F04D25/04 F02B37/00 

Описание патента на изобретение RU2202052C2

Изобретение относится к автотракторной промышленности и может быть использовано при создании двигателей внутреннего сгорания с трубонаддувом воздуха в камеру сгорания последних.

Трубонаддув является одним из наиболее эффективных средств улучшения технико-экономических показателей тракторных дизелей. Частота вращения ротора современных турбокомпрессоров достигает 40000-60000 об/мин. При этом создание высокооборотных турбокомпрессоров остается одним из направлений в развитии турбонаддува тракторных дизелей.

Одним из условий работоспособности турбокомпрессора является создание надежного уплотнения, предотвращающего пропуск масла в корпуса компрессора и турбины.

Известен турбокомпрессор (патент РФ 2006683, кл. 5 F 04 D 25/04, F 02 В 37/00) для двигателя внутреннего сгорания, содержащий ротор с колесами компрессора и турбины, расположенными в корпусах, и размещенную в среднем корпусе зафиксированную от поворота подшипниковую втулку, выполненную составной в виде стакана и размещенных в нем по торцам плавающих вставок, образующих опорные пояски для ротора. Торцевые поверхности стакана выполнены коническими, а каждая вставка - в виде двухстороннего усеченного конуса, при этом опорные пояски образованы коническими поверхностями вставок.

Одним из недостатков указанной конструкции турбокомпрессора является возможность утечки масла из корпуса подшипника.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является выбранный в качестве прототипа турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания (патент РФ 2032838, кл. F 04 D 25/04, F 02 В 37/00), содержащий корпус и установленные в нем на валу рабочие колеса компрессора и турбины. В корпусе со стороны компрессора неподвижно закреплен патрубок, при этом один конец вала размещен в патрубке и уплотнен относительно его, а вал выполнен полым с внутренним каналом для удаления газовой смеси из области патрубка. Впускное и выпускное отверстия канала расположены соответственно в патрубке и в затурбинной части турбокомпрессора.

Однако для данной конструкции турбокомпрессора также характерны утечки масла из корпуса подшипника из-за колебаний ротора.

Задача состоит в улучшении эксплуатационных характеристик турбокомпрессоров и вследствие этого расширении области использования турбонаддува для дизелей большего диапазона мощностей.

Технический результат - предотвращение утечки масла из корпуса подшипника, обеспечение стабильности работы турбокомпрессоров и увеличение срока эксплуатации двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в турбокомпрессоре, содержащем корпуса компрессора и турбины (с установленными в них колесами компрессора и турбины соответственно), корпус подшипника с ротором, снабженным втулкой - кольцедержателем и маслоотражателем с уплотнительными кольцами, последние снабжены радиальными каналами, соединяющими полости канавок уплотнительных колец с полостью корпуса подшипника. При этом радиальные каналы в полости канавок уплотнительных колец соединены между собой кольцевой канавкой.

Это обеспечивает возврат смазочного масла в корпус подшипника при его утечке, следовательно, уменьшение его потерь, а также возможность стабилизации давления масла в системе смазки двигателя и увеличение срока эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

На фиг.1 изображен предлагаемый турбокомпрессор в разрезе.

Он содержит корпус компрессора 1, корпус турбины 2, корпус подшипника c ротором 3, маслоотражатель 4, уплотнительные кольца 5, втулку-кольцедержатель 6.

На фиг.2 показано в разрезе уплотнительное кольцо с радиальными каналами и кольцевым каналом, соединяющим радиальные.

В процессе работы турбокомпрессора ротор вибрирует из-за неточностей балансировки, прерывания струи воздуха, вращающего ротор, при переходе с одной лопасти колеса турбины на другую, нарушения системы газораспределения и др. Возникающие при этом радиальные перемещения уплотнительных колец в канавках способствуют всасыванию масла в полость канавки (по принципу поршня насоса) из полости корпуса подшипника и выбросу его в полости корпусов компрессора и турбины. При этом потери масла возрастают с увеличением частоты и амплитуды колебаний уплотнительных колец.

Наличие радиальных и кольцевого каналов обеспечивает возврат масла в полость корпуса подшипника.

Предлагаемый турбокомпрессор характеризуется более высокими технико-экономическими показателями. Предотвращение утечки масла обеспечивает требуемый режим давления, способствует стабилизации работы турбокомпрессора и вследствие этого увеличению срока эксплуатации двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом воздуха в камеру сгорания.

Похожие патенты RU2202052C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПЛОТНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ТУРБОКОМПРЕССОРА 2004
  • Королев Георгий Андреевич
  • Попов Борис Петрович
  • Бондарь Александр Викторович
RU2287722C2
ТУРБОКОМПРЕССОР 2000
  • Азбель А.Б.
  • Бондарь А.В.
  • Королев Г.А.
  • Котов А.Н.
  • Попов Б.П.
RU2187710C1
УЗЕЛ УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ 2003
  • Петросянц Вартан Андроникович
  • Чой Мун Чанг
RU2247870C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2007
  • Королев Георгий Андреевич
  • Попов Борис Петрович
RU2339850C1
Турбокомпрессор для наддувадВигАТЕля ВНуТРЕННЕгО СгОРАНия 1980
  • Богодяж Иван Петрович
  • Белоусов Владимир Николаевич
  • Юнь Евгений Александрович
SU848716A1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ РОТОР НАГНЕТАТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Петросянц Вартан Андроникович
  • Чой Мун Чанг
RU2247871C1
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Сафиуллин Тагир Габдуллович
RU2750220C1
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Богодяж Иван Петрович
SU1052692A1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2011
  • Вахрамов Николай Александрович
RU2469213C1
Турбокомпрессор 1990
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
SU1776885A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 202 052 C2

Реферат патента 2003 года ТУРБОКОМПРЕССОР

Турбокомпрессор предназначен для использования в автотракторной промышленности. Турбокомпрессор содержит уплотнительные кольца. Последние снабжены радиальными каналами. Последние соединяют полость канавок уплотнительных колец с полостью корпуса подшипника. Радиальные каналы соединены между собой кольцевой канавкой. Обеспечивается улучшение эксплуатационных характеристик турбокомпрессора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 202 052 C2

Турбокомпрессор наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпуса компрессора и турбины, корпус подшипника с ротором, установленный на валу ротора маслоотражатель с уплотнительными кольцами, отличающийся тем, что уплотнительные кольца снабжены радиальными каналами, соединяющими полости канавок уплотнительных колец с полостью корпуса подшипника, причем радиальные каналы соединены между собой кольцевой канавкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2202052C2

ТУРБОКОМПРЕССОР 1991
  • Гявгянен Юрий Вяйнович
RU2032838C1
ТУРБОКОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 1998
  • Магафуров Ш.М.
  • Бикбулатов А.М.
  • Култыгин А.А.
RU2147084C1
Компрессорная установка 1982
  • Победимский Евгений Николаевич
  • Твердохлебов Виктор Иванович
SU1076633A1
СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ 1999
  • Чеканов В.В.
RU2167353C1
ОБОГРЕВАЕМЫЙ ПОВОРОТНЫЙ НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ КОМПРЕССОРА 1999
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Нихамкин Л.Ш.
RU2173410C2
Коленчатый вал 1990
  • Кравчук Степан Петрович
  • Шавловский Карл Игнатьевич
  • Янкевич Наталья Степановна
  • Бесман Александр Антонович
SU1751486A1
FR 2004710 A, 09.01.1970.

RU 2 202 052 C2

Авторы

Огородников Е.Н.

Даты

2003-04-10Публикация

2001-04-10Подача