Ротор синхронной явнополюсной машины Советский патент 1983 года по МПК H02K3/18 

Описание патента на изобретение SU1040568A1

Изобретение относится к эпектрома шиностроению, в частности к мощным синхронным ЯБНопопюсным электрическим машинам. Известна конструкция ротора синхронной яБНопопюсной машины, у которого обмотка возбуждения .состоит из однорядных катушек, крайние витки кото.рых выполнены с корпусшй термореактив ной взопяцией, предназначенной для «зопирования катушек от остова ротора и полюсных наконечников. Катушки выполняются из шинной меди, наматываемой на узкое ребро. После запечки изоляции катушек под давлением они имеют монолитную форму ij . Недостатком данного ротора является ограниченность функциональных возможностей в связи с невозможностью ио пользования его в машинах с реверси ным бесщёточным возбуждением. Известны синхронные машины, в которых для реверсивного бесщеточноговозбуждения, кроме основной обмотки, применяется дополнительная- обмотка на по- люсах ротора, намагничивающие сипы ко торой направлены встречно основной обмотке .возбуждения. Наиболее близким к пред 1агаемому является ротор синхронной электрической машины, содержащий на каждом полюсе, кроме основной обмотки возбуждения, до полнитетшную обмотку, выполненную из двух изолированных многорядных плоских катушек, размещенных по высоте полюса по обе стороны от катушки основной обмотки возбуждения 2. Однако в синхронных машинах большой мощности с активной длиной ротора более 2,5 м не представляется возможным i использование плоских многорядных катушек ввиду недостаточной механ ческой прочности стопь длинных катушек и сложности их изготовления. Цель изобретения - повышение надежч ностн и упрощение технологии взготовпения ротора синхронной явнопопюсной ма шины с основной и дополнительной обмот ками возбуждения. Поставленная цель достигается тбм, что основные катушки возбуждения разме щены m сердечниках полюсов со стороны их наконечников, а допопнительньге ка-, тушкв выполнены да проводникового матервада той же шврины, что и основные катушки, но с числом витков катушек в 4-6 раз меньше числа витков основных катушек и расположен на сердечншшх 11опюс в со стороны остова ротора. Это позволяет сугцественно увеличить механическую прочность дополнительных катушек путем увеличения поверхности склейки витков в несколько раз, а также упростить сборку обмоток на полюсах ротора I На фиг. 1 показанротор электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 - катушки основной и вспомога- тельной обмоток полюса, разрез; на фиг. 3 - примерная схема соединения катушек. На изолированные сердечники полюсов 1, закрепленных на остове 2 ротора, установлены катушки 3 основной обмотки со стороны наконечников полюсов и |катущки 4 дополнительной обмотки возбуждения со стороны остова ротора. Основная обмотка возбуждения рассчитана на номинальный ток и состоит из однорядных катушек 3, нитки которых выполняются из шинной меди с изоляцией 5 между витками. Крайние два витка 6 и 7 и выводы 8 катушек основной обмотки .возбуждения выполнены с корпусной термореактивной изоляцией 9. Катушки 4 дополнительной обмотки выполняются однорядными из шинной меди И имеют размеры сечения,близкие к раэмерам сечения основной катушки, с изоляцией 5 между витками. Число витков катушек 4 выбирается примерно в 4-6 раз меньше числа витков катушек 3 основной обмотки возбуждения. Нижний предел используется в тех случаях, когда мощность машины в индуктивном режиме бггазка к мощности в емкостном режиме, а верхний предел - в том случае, когда мощность в индуктивном режиме не превышает 0,75 мощности в емкостном режиме. Крайние два витка 10 и вывод 11 катушки дополнительной oStAOTKVi со стороны остова ротора выполнены с корпусной термореактивной изоляцией 9. Катушки 3 основной обмотки и катушки 4 дополнительной обмотки отделены друг от друга посредством корпусной изоляции 9 и фторопластовой прокладки 12, которая служит для уменьшения трекия между катушками при возможных их перемещешьях при реверсировании тока в обмотках возбуждения и исключения склейки при одновременвом их изготовлении. Катушки основной и дополнительной обмоток скреплены между собой временными местным бандажами 13, что облегчает процесс гоготовления катушек, Hx транспортировку и сборку полюсов. Поспе установки полюсов на роторе дажи удаляются,, Основная и допопнитепъная обмотки возбуждения питаются от двух независимых источников, в качестве которых могут спужить бесщеточные возбудитепи с вращающимися выпрямителями, распотшгаемые на валу ротора синхронной машкны. Дополнительная обмотка В|0збужаенил ввиду встречного включения ее ртносител но основной обмотки возбуждения позво ляет ускорить гашение поля электричеО кой мащины путем развозбуждения поля, созданного основной обмоткой возбуждения, что уменьшает возможные повреж- дения машины При аварийных режимах, Предлагаемое расположение катушек приводит к повышению надежности, так как сшокается величина центробежной сипы, действующей на катушку, распопог женную вблизи наконечников, вследствие уменьшаются трения, действуюшие на катушки в процессе их нагрева10бан68ния в рабочем режиме, и уменьшается вероятность разрушения изоляции между катушками и витками. При выполнении катушек вз проводникового материала одинаковой ширины улучшается прочность склейки витков дополнительной катушки между собой, а также уменьшается вероятность нарушения изоляции. Предлагаемый ротор целесообразно применять в мощных синхронных компенсаторах для обеспечения отрицательного возбуждения, что позволяет значительно увеличить мощность машины в индуктивном режиме.Например, у компенсатора мощностью 320 мВА с реверсивным бесщеточным возбуждением мощность в индуктивном режиме при работе с отрицательным возбуждением увеличивается на 100 МВА по сравнению с режимом работы без использования отрицательного возбуждения.

Похожие патенты SU1040568A1

название год авторы номер документа
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением 1987
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Краев Леонид Павлович
  • Русаков Геннадий Ермолаевич
SU1705961A1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1978
  • Пекне Владимир Зусевич
SU780100A1
Ротор синхронной явнополюсной машины 1982
  • Коренцвит Филипп Рафаилович
  • Фишлер Лев Яковлевич
SU1069071A1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛКШОЙ МАШИНЫ 1974
  • Пекне В.З.
  • Глебов И.А.
  • Федоров В.Ф.
  • Воробей В.К.
SU445099A1
Ротор синхронной явнополюсной машины 1981
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Радченко Юрий Николаевич
  • Фишлер Лев Яковлевич
SU987745A1
Высоковольтная многофазная синхронная электрическая машина 1983
  • Абрамов Алексей Иванович
  • Иванов-Смоленский Алексей Владимирович
  • Костинский Александр Евгеньевич
  • Лошкарев Владимир Павлович
  • Музафаров Давид Авзамутдинович
  • Пинталь Юрий Станиславович
  • Тугаринов Владислав Николаевич
  • Данилевич Януш Брониславович
SU1327241A1
Полюс ротора электрической машины 1985
  • Гольденберг Семен Иделевич
  • Коренцвит Филипп Рафаилович
  • Матросов Михаил Федорович
  • Зиннер Владимир Адольфович
  • Яшенкова Елена Кирилловна
SU1332461A1
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Долгошеев Эдуард Антонович
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2296408C1
Полюс ротора синхронной электрической машины 1982
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Дрейцер Генрих Александрович
  • Школьник Марк Ефимович
SU1101970A1
Ротор явнополюсной электрической машины 1982
  • Суханов Лев Александрович
  • Кузьмин Николай Федорович
SU1092653A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 040 568 A1

Реферат патента 1983 года Ротор синхронной явнополюсной машины

РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ, содержащий остов. полюса с наконечниками и размещенные на полюсах основные и дополнительные катушки возбуждения, изолированные друг от друга, намагничивающие силы которых направлены встречно, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения технологии изготовления, основные катущки возбуждения размещены на сердечниках полюсов со стороны их наконечников, а дополнительные катушки выполнены из проводникового материала той же ширины, что и основные катушки, но с числом витков в 4-6 раз меиьше числа витков основных катущек и расположены на се i дечниках полюсов со стороны остова ро тора. (Л о ел а 00

Формула изобретения SU 1 040 568 A1

ФигЗ

- +

-(- -

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1040568A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для дистанционного измерения линейных поступательно-возвратных перемещений 1949
  • Вайнберг И.Б.
  • Вихман М.Е.
SU78010A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ БОКОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ 1921
  • Кауфман А.К.
SU445A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 040 568 A1

Авторы

Воробей Валерий Константинович

Глебов Игорь Алексеевич

Пекне Владимир Зусевич

Федоров Владимир Феодосьевич

Даты

1983-09-07Публикация

1981-02-06Подача