Ротор синхронной явнополюсной машины Советский патент 1984 года по МПК H02K3/34 

Описание патента на изобретение SU1069071A1

Изобретение относится к электромашиностроенивз, в частности к роторам крупных электрических машин с явно выраженными полюсами. Известен ротор синхронной явно полюсной машины, содержащий остов, полюса и размещенные на полюсах одн рядные катушки, крайние верхние и нижние витки которых выполнены с корпусной термореактивной изоляцией охватывающей их по всему периметРУ tn . Недостатком такой конструкции яв ляется TOf что крайние витки, на ко торых выполнена корпусная изоляция имеют худшие условия охлаждения, что приводит у. их перегреву и растр киванию 1золяции из-за различного теплового расширения катушки и корпусной изоляции. Известен ротор синхронной явно полюсной машины, содержащий остов, полюсы с башмаками и размещенные на полюсах однорядные катушки возбужде ния, изолированные от полюсов и ост ва полюсными шайбами, выступающими за габариты катушки ибашмака С2, ТоАщина полюсных шайб выбирается из условия обеспечения необходимого диэлектрического расстояния по поверхности шайбы от катушки до сердачника полюса и; в зависимости от номинального напряжения обмотки возбуждения, может достичь 12-20 мм Это уменьшает сечение меди или количество витков катушек возбуждения, что приводит к снижению намагничивающей силы обмотки возбуждения а следовательно, КПД машины. Кроме того, из-за значительной толщины полюсных шайб ухудшается теплопередача при работе электрической машины от катушек к полюсным башмакам и остову ротора, что снижает надежность., Целью изобретения является повышение надежности и.КПД синхронной явно полюсной машины, за счет обеспечения необходимого диэлектрического расстояния без увеличения толщины полюсной шайбы. Для достижения этой цели в роторе синхронной явно полюсной машины, содержащем остов, полюса с башмаками и размещенные на полюсах однорядные катушки возбуждения, изолированные от по тюсов и остова полюсными шайбами, выступающими за габариты башмака и катушки, полюсные шайбы имеют Г-образное сечение и со прягаются с внутренней и торцовой поверхностями катушки. При этом на боковых кромках башмаку могут бытьзакреплены изоляционные упоры, сопряженные с выступаю щими за башмак частями полюсной шайбы. . Причем полюсные шайбы могут быть выполнены из отдельных частей,устанoвлeн x зстык. по периметру катушки, а на внутренней стороне баш.мака и в остове напротив стыка частей полюсной шайбы выполнены пазы, в которых установлены изоляционные прокладки. На фиг. 1 показана часть ротора синхронной явно полюсной машины, поперечное сечение; на фиг. 2 часть полюса ротора синхронной -явно полюсной- машины. Ротор синхронной явно полюсной машины состоит из остова 1, на котором насажены явно выраженные полюсы 2 с башмаками 3. На полюсах расположены однорядные катушки 4 возбуждения. Катушки выполнены из шинной меди с изоляцией между витками. Катушки изолированы от башг гаков полюса и остова ротора полюснь 1И шайбами 5, имеющими Г-образное сечение. Одна сторона полюсной шайбы примыкает ко всей торцовой поверхности катушки, и отделяет катушку от башмака полюса и остова ротора.Другая сторона полюсной шайбы примыкает к внутренней стороне катушки и обеспечивает необходимое диэлектрическое расстояние от внутренней поверхности катушки до башмака и остова ротора. Полюсные шайбы выполнены из механически и диэлектрически прочного изоляционного Материала, например стеклопластика на термореактивных связующих. I В мощных электрических машинах, имеющих относительно большие габариты, полюс ия шайба в предлагаемой конструкции ротора может быть выполнена из частей, которые установлены встык по перьметру катушки. В этом случае-для увеличения диэлектрического расстояния по поверхности полюсной шайбы в месте стыка 6 частей шайбы (фиг, 2) на внутренней стороне башмака сердечника полюса выполнены пазы 7, в которые устанавливаются изоляционные прокладки 8, перекрывающие стыки частей полюсной шайбы и увеличивающие поверхностные расстояния от катушки .до башмака« Для того, чтобы выступающая за башмак часть полюсной шайбы не разрушалась под действием центробежных сил, она упирается в изоляционный упор 9, установленный на торце башмака. Упор предотвращает изгиб полюсной шайбы и в то же )зремя не снижает диэлектрическое расстояние от катушки до башмака, В таком роторе полюсная шайба имеет развитую поверхность, что снижает вероятность пробоя и повышает надежность электрической машины. Напряжения обмоток возбуждения крупных электрических машин не пре восходят обычно 500 В, поэтому даж тонкие шайбы порядка 3 мм обладают достаточным запасом по пробивному напряжению. Кроме того, за счет снижения толщины изоляции улучшается теплопередача от торцовой поверхности катушки к башмаку полюса, находя714щемуся в лучших условиях охлаждения, тем самым снижается нагрев катушки и повышается надежность машины. Уменьшение толщины полюсных шайб позволяет разместить в освободившемся пространстве дополнительные витки катушки возбуждения. При сохранении намагничивающей силы снижается ток возбуждения,вследст,вие этого, повышается КПД мгшшны.

Похожие патенты SU1069071A1

название год авторы номер документа
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1978
  • Пекне Владимир Зусевич
SU780100A1
Ротор синхронной явнополюсной машины 1984
  • Пинский Владимир Борисович
SU1327236A1
Ротор синхронной явнополюсной машины 1981
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Радченко Юрий Николаевич
  • Фишлер Лев Яковлевич
SU987745A1
Ротор синхронной явнополюсной машины 1981
  • Воробей Валерий Константинович
  • Глебов Игорь Алексеевич
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Федоров Владимир Феодосьевич
SU1040568A1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением 1987
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Краев Леонид Павлович
  • Русаков Геннадий Ермолаевич
SU1705961A1
Полюс ротора синхронной электрической машины 1982
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Дрейцер Генрих Александрович
  • Школьник Марк Ефимович
SU1101970A1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046497C1
ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2025869C1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1986
  • Герасимов Владимир Михайлович
  • Кайков Игорь Константинович
  • Маркевич Елизавета Филимоновна
  • Литвин Семен Соломонович
  • Пинский Владимир Борисович
  • Сергеев Геннадий Григорьевич
  • Рыжов Николай Петрович
  • Ушаков Павел Николаевич
SU1539897A1
Полюс синхронной явнополюсной электрической машины 1990
  • Пронько Юрий Борисович
  • Лейбович Анатолий Романович
  • Кухарев Александр Сергеевич
SU1778871A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 069 071 A1

Реферат патента 1984 года Ротор синхронной явнополюсной машины

1. РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНО ПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ, содержащий остов, полюсы с баимаками и размещенные на полюсах однорядные катушки; возбуждения, изолированные от полюсов и остова полюсными шайбами, выступающими за габариты катушки и башмака. отличающийся тем. что, с целью повышения надежности и КПД машины, полюсные шайбы имеют Г-образное сечение и сопрягаются с торцовой Н внутренней поверхностями катуи кн . 2.Ротор ПОП.1, о тл ичаю щ и и с я тем, что на боковых кромках башмака закреплены изоляционные упоры, сопряженные с выступающими за башмак частями погаосной шайбы. 3.Ротор по П.1, о тл ич аюffi и и с я тем, что полюсные шайбы Выполнены из отдельных частей, установленных встык по периметру катушки, а на внутренней стороне башмака и в остове напротив стыка частей полюсной шайбы выполнены пазы, в которых уста новлены изоляционные прокладки. (Л о о -4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1069071A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Парный автоматический сцепной прибор для железнодорожных вагонов 0
  • Гаврилов С.А.
SU78A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖИ ВЫСОКОВЯЗКОЙ НЕФТИ 2017
  • Денисламов Ильдар Зафирович
  • Пономарев Александр Иосифович
  • Владимиров Игорь Вячеславович
  • Миндияров Фанзиль Фирдавесович
RU2646151C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 069 071 A1

Авторы

Коренцвит Филипп Рафаилович

Фишлер Лев Яковлевич

Даты

1984-01-23Публикация

1982-07-28Подача