4i ю
о
4;: Ю Изобретение относится к буровой технике, а именно к способам определ ния пригодности турбобуров и шпиндел ных секций к дальнейшей эксплуатации и может быть использовано на буровых эксплуатационного и разведочного бурения. Известен способ управления работой турбобура-, заключающийся в том, что определяют максимальную нагрузку турбобура по скачку сигнала датчика крутящего момента на приводе поворота роторного стола 1 3 Недостатком этого способа являетс невозможность определения рабочего подъема ротора турбобура над статором.. Наиболее близким к изобретению является способ определения рабочего подъема ротора турбобура над статоро по осевому люфту вала ротора, заключающийся в том , что сочленяют между собой необходимое количество турбинных секций турбобура и шпиндельную секцию и по разности расстояний от торца ниппеля до нижнего торца переводника вала определяют осевой люфт вала 2 . Недостатком известного способа является невозможность определения момента соприкосновения ротора турбо бура со статором, что приводит к просадке валов при неотработанных шпиндельных секциях, ведущих к.отказ турб. Кроме , таким образом невозможно контролировать износ осевых опор шпиндельных секций, что при водит к необоснованной их отбраковке Цель изобретения - повышение удоб ства эксплуатации турбобуров и шпинд ных секции. Цель достигается тем, что согласно способу контрля ресурса турбобура, заключающемуся в определении рабочего подъема ротора турбобура над статором, определяют расстояние от торца полумуфты вала до торца корпуса в верхней секции турбобура до и после соединения турбобура со шпиндельной секцией, периодически определяют разность между ними, ко. торую сравнивают с ее допустимым зна чением. На чертеже дана схема, реализующа способ. Способ осуществляют следующим образом. Сочленяют необходимое количество турбинных секций 1 и устанавливают их на элеваторе 2 в вертикальном положении. Производят замер расстояния от торца полумуфты вала до -торца корпуса в верхней секции, Кр. - расстояние соприкосновения ротора турбинной секции со статором. .Затем присоединяют шпиндельную секцию 3 и вновь измеряют т.о же расстояние, Кщ - крайнее, верхнее положение вала ротора турбобура при сочленении с данной шпиндел.ьной секцией. В процессе работы расстояние Кр остается постоянным, а К изменяется увеличивается по мере износа осевых опор шпиндельной секции. Разни ца между расстояними Кр К (., - Кц, дает рабочий подъем вала ротора турбобура, т.е. определяет фактическое расстояние между роторной и статорной системами в процессе бурения. Сочленение турбобура с новой шпиндельной секцией .или вышедшей из ремонта должно дать подъем вала Кр до 10 t 1 мм. После очередного с долбления на устье производят контрольный замер расстояния К и определяют рабочий подъем вала К р. Шпиндельная секция считается годной к работе при обеспечении подъема вала турбобура до Кр KC - KUJ больше 2 мм, т.е. необходимо производить замену шпиндельной секции при расстоянии от роторной системы до статорной . , равными 2 мм и менее. П р и и е р 1 . Три собранные турбинные секции нового турбобура типа ЗТ СШ-195ТЛ устанавливают на элеваторе и замеряют расстояние от торца полумуфты вала до торца корпуса верхней секции при помощи глубиномера или двух мерных линеек 4 (чертеж ), это расстояние равно 72,О мм. Затем к турбинным секциям присоединяют шпиндельную и таким же образом определяют расстояние Кщ, которое равно k6 ,0 мм. Рабочий подъем ротора над статором 11,0 мм. По известной Технологии рабочий: подъем ротора над статором не определяется , а люфт вала составляет 1,8 мм. П р и и е р 2 . Турбобур по примеру 1 отработал Q ч. Р асстояние К|у 65,8 мм, т.е. рабочий подъем ротора над статором Кр6,2 мм (пример 1 ). Турбобур может продолжать работу. По известному способу люфт вала т/рбобура составляет 6 мм и шпиндельная секция турбобура подлежит замене.
П р и м е р 3 . Турбобур по примеру 1 отработал без замены шпиндельной секции 68 ч. Расстояние Kyj470,0 мм, 5 т.е. рабочий подъем равен 2,0 мм. Шпиндельная секция турбобура подлежит замене.
Пример . Турбобур по примеру 1 после замены шпиндельной секции ю находился в работе до 600 ч с периодической заменой шпиндельных секций,
Результаты работы этого и других турбобуров приведены в таблице.
Как видно из приведенных данных, J5 внедрение предлагаемого способа позволяет более надежно контролировать
качество и пригодность турбобуров к дальнейшей эксплуатации. Благодаря этому, ресурс работы турбобуров и шпиндельных секций увеличивается с 40-60 до 68-150 ч для шпиндельной секции и со 120-180 до 580-600, ч для турбобуров.
Внедрение предлагаемого способа в производстве обеспечивает сохранение турбиннь)х секций, увеличение ресурса работы шпиндельных и Турбинных секций, позволяет в условиях буровой проверять качество сборки и отработку турбобура, а также исключить возвожность спуска в скважину некачествено собранного или отработанного турбобура .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТУРБОВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2295023C1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БУРЕНИЯ СТВОЛОВ СКВАЖИН | 1997 |
|
RU2111333C1 |
ТУРБОБУР С ОТБАЛАНСИРОВАННОЙ РОТОРНОЙ СБОРКОЙ | 2003 |
|
RU2270313C2 |
ТУРБОБУР-АМОРТИЗАТОР | 2000 |
|
RU2161235C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2232859C2 |
Шпиндельный турбобур | 1984 |
|
SU1323691A1 |
ТУРБОБУР-РЕДУКТОР | 2002 |
|
RU2198994C1 |
ТУРБОБУР | 2007 |
|
RU2347879C1 |
ТУРБОБУР | 2000 |
|
RU2166604C1 |
Способ бурения скважины | 1990 |
|
SU1801169A3 |
,ЗТСШ-195 ТЛ (по примерам 1-31
68 120
20
}ЦО
220 230
230 360
360 (бО
60 560,
600
61,0
11,0 ,8 6.2
U70 ,0
2,0
Замена шпиндель ной секции
То же
||
.
Выход из строя турбобура разивный износ
3 теш-195 тл
120
350
580
О
тсш
130
130 28q 280
i|00 00 500 500 590
Продолжение таблицы
557,0
11 1,6
Замена шпин566,i дельной
секции
558,0
10,0
Ч
566,6
Замена шпиндельной
ii 1,1
557,0 секции
566,3
Замена шпиндельнойсекции
559,0
9,0
566,0
То же
2,0
558,5
9,5
Выход из строя турбобура аб разивный износ
11
1 J
Замена шпиндельнойсекции
10,1
То же
0,9
10,0
2,0
9,0
,0 9,4
Выход из строя абразивнь)й
износ
rim
t
Авторы
Даты
1983-09-15—Публикация
1981-12-10—Подача