4 ND
35 4 Изобретение относится к инженерной психологии и может быть использовано для объективной оценки работоспособности операторов при работе нй имитаторах и тренажерах, а также для оценки работоспособности оператора при управлении реальным объектом. В частности, изобретение может найти применение для интенсификации процесса обучения и оценки работоспособности пилотов гражданской авиации, при профотборах курсантов петт,1 училищ, а также для определения их степени обучаемости. Известное устройство , содержашее блок сравнения, блок ввода печати, блок ввода HOMejSa бипета, генератор импульсов и блок индикации tl } Недостатком данного устройства является то, что оценка деятельности оператора производится путем сравнения ответа, закодированного в устройстве, с отве том, набранным оператором, т.е. сравн&ние происходит с одной или несколькими дискретными величинами. Устройство не позволяет пол; чить оценку работоспособ- ности.при работе.оператора на сложных устройствах управления со многими аналоговыми параметрами. Наиболее близким к изобретению является устройство, предназначенное для оценки профессиональной пригодности оператора автоматизированной системы управ ления и содержащее блок ввода ответных действий оператора, блок сравнения, коммутатор, распределитель импупьсов, регистратор, блок индикации, блок оценки работоспособности оператора, включающий первьтй элемент И и последовательно включенный формирователь импульсов, инвертор, второй элемент И 2 3 . Однако известное устройство не позво ляет изменить условие решения задачи управления в зависимости от качества ре шения (величины ошибки) и времени, затраченного оператором на нахождение это го решения, что снижает точность оценки деятельности оператора и исключает возможность его самообучения. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет автоматической регулировки нормативных оценочных уровней деятельности оператора в зависимоста от величи ны ошибки управления и времени удержания этой ошибки. Цель здостигается тем, что в устройство дпй обучения и контроля знаний обучаемых, содержашее блок ввода отвечных действий обучаемого, выход которого сое динен с первым входом блока сравнеШ1Я, второй вход которого подключен к выходу блока ввода учебной инфоркгации, и по следовательно соединенные генератор, распределитель импульсов, элементы И, элемент ИЛИ, счетчик и блок регистрации, введены последовательно включенные преобразователь кодг-аналог, формирователь уровней напряжения и элементы сравнения, выходы которых соединены с вторыми входами соответствующих элементов И, а .вторые входы - с выходом блока сравнение, вход преобразователя код-аналог подключенк выходу элемента ИЛИ. На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства . Устройство содержит блок 1 ввода . ответных действий обучаемого, блок 2 сравнения, выделяющий интеграл модуля ошибки, блок 3 ввода учебной информации (задачи оператора), блок 4 оценки (работоспособности оператора), генератор 5 (тактовых импульсов), распределитель 6 импульсов, блок 7 регистра ции, преобразователь 8 код-аналог и формирователь 9 уровней напряжения (нормативов) . Блок 4 оценки содержит элементы Ю сравнения, элементы 11 И, элемент 12 ИЛИ и 13. Принцип действия предлагаемого устройства заключается в следующем. Аналоговый сигнал с блока 3 и сигнал слежения с блока 1 поступают .на соответствующие входы блока 2 для выде11ения интеграла модуля oшибкИi С вы : хода блока 2 модуль сигнала поступает одновременно на входы элементов 10, на вторые входы которых поступают с выхода формирователя 9 уровни напряжения, величины которых пропорциональны обобщенной оценке величины ошибки оператора в данный момент времени. Число элементов Ю должно соответствовать количеству уровней оценочных нормативов. С выхода каждого элемента 10 потенциад О или- 1 поступает на один из входов соответствующего элемента 11. На вторые входы элементов 11 поступа ют тактовые импульсы с распределителя 6 , причем на каждый вход поступают импульсы по своей шине. В распределителе 6 формируются последовательности импульсов таким образом, что большей величине ошибки соответствует большая частота следования импульсов, причем текстовые импульсы каждой последовательности сдвинуты один относительно другого на один такт. На вход распределвте-г
ля 6 тактовые импульсы поступают с г&нератора 5. С выходов элементов 11 импульсы, частота следования которых пропорциональна величине ошибки и времени нахождения сигнала за зонами оценочных нормативов, поступают вычитающий вход счетчика 13 и в преобразс ватепь 8. С выхода счетчика 13 информация о качестве работы оператора поступает в блок 7.
Оценка работы оператора произвошггся по методу вычитания от исходного числа, записанного в счетчик 13 и прЩ1Ятого за оценку Отлично, числа, пропорционального величине интеграла ошибки.
В преобразователе происходит преоб разование последовательности импульсов, характеризующих величину ошибки опера тора, в аналоговый сигнал, который поступает на вход формирователя 9, .с выхода которого уровни напряжений поступают соответственно на элементы 1О сравнения..
Таким образом, устройство позволяет облегчить решение задачи в начальный период обучения (при большой ошибке iоператора) и ставить более жесткие условия по мере обучения оператора путем изменения величин уровней нормативов, что расширяет дидактические возможности устройства.
Кроме того, предлагаемое устройство позволяет оценить работоспособность оператора как по величине ошибки, так и по времени нахождения ошибки за зонами нормативных уровней. Для целей профот бора нормативные уровни устанавливаются постоянными для данного контингента операторов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1277170A1 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОПЕРАТОРА | 1990 |
|
RU2010340C1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1709372A1 |
Устройство для обучения операторов систем управления | 1985 |
|
SU1267462A1 |
Обучающее устройство | 1987 |
|
SU1478243A1 |
Тренажер оператора систем управления | 1989 |
|
SU1679520A2 |
Тренажер оператора систем управления | 1988 |
|
SU1536426A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1012320A1 |
Тренажер оператора систем управления | 1990 |
|
SU1758659A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого подключен к выходу блока ввода учебной информации, и последовательно соединенные генератор, распределигелв импульсов, эдёменгы И,, элемент ИЛИ, счетчик и блок регистрации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены поснедовательно включенные преобразователь код-аналог, формирователь уровней напряжения и элементы сравнения, выходь которых соединены с вторыми входами соответствующи 1 элементов И, а вторые входы - с выходом блока сравнения, вход преобразователя код-аналог подключен к выходу элемента ИЛИ. с &
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 0 |
|
SU408366A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для оценки профессиональнойпРигОдНОСТи ОпЕРАТОРА АВТОМАТизиРОВАН-НОй СиСТЕМы упРАВлЕНия | 1979 |
|
SU853645A1 |
С, О9 В 7/02 . |
Авторы
Даты
1983-09-15—Публикация
1982-01-11—Подача