11
Изобретение относится к учебным электронным устройствам для обучения и контроля знаний путем ответа на поставленные вопросы и может быть использовано при обучении по любым дисциплинам и при подготовке кадров различных специальностей.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройст- 9а за счет раздельной индикации об- щей оценки и количества израсходованных на ответ интервалов времени и за счет индикации расхода времени в процессе подготовки ответа.
На чертеже представлена структура устройства для контроля знаний обучаемых .
Устройство содержит переключатель 1 режимов работы, блок 2 отображения учебной информации, формирователи 3 кодов ответа, блок 4 ввода ответов, задающий генератор 5, блок 6 согла- .сования, коммутатор 7, блок 12 ограничения времени ответа, содержащий элемент 8И, счетчик 9, формирователь 10 импульсов (контроля времени), распределитель 11 импульсов, микрокалькулятор 13, представляющий собой формирователь кодов оценки.
Блок 6 содержит коммутатор 7 (4x10) для установки необходимого временного интервала и ключей 14-18, выполненных на транзисторах или реле, обеспечивающих ввод информации в микрокалькулятор 13. Каждый ключ под- ключается к контактам необходимой Кнопки блока клавиатуры микрокалькулятора 13, Срабатывание такого ключа равносильно нажатию кнопки и обеспечивает ввод информации в микрокалькулятор 13.
Блок 2 выполнен традиционным способом в виде табло с подсветкой. Управление подсветкой осуществляется дистанционным переключателем, распо- Ьоженным в блоке 2, включаемыми и отключаемыми контактами реле переключателя 1 .
Устройство для контроля знаний .работает в двух режимах: Вычисление и Контроль.
В режиме Вычисление микрокалькулятор 13 отключен от блоков контролирующего устройства и использу
ется по прямому назначению, позволяя производить необходимые вычисления при подготовке ответа или для решения любых других учебных вопросов.
5
0 5
0
5
5
702
При переводе устройства в режим Контроль производится общий сброс и отключается блок клавиатуры микрокалькулятора 13 для предотвращения вмешательства обучаемого в процесс оценивания его знаний устройством. Одновременно включается дистанционный переключатель 1, который своими контактами формирует необходимые цепи в формирователе 3, выдает команду на отображение вопроса в блоке 2 и включает устройство последовательного перебора контактов 1-19, например шаговый искатель. В результате в микрокалькулятор 13 через коммутатор 7 (задания времени) и ключи 14 последовательно поступят команды X,, Х, Xj, X - значения времени, которые отобразятся на индикаторе микрокалькулятора 13, и знаки арифметических действий: - (минус), 1 (единица) и (равно), тем самым переводя микрокалькулятор 13 в режим Вычитание с константой. Затем запускается генератор 5 (кон- такт 18 формирователя 3), который с определенным временным интервалом (например, 1) вводит через ключ 17 .знак . Ввод каждого такого знака уменьшает показания времени на индикаторе микрокалькулятора 13 на единицу.
С последнего контакта (19-гр) формирователя 3 вьщается команда в переключатель 1, приводя его в исходное положение.
Если ответа на вопрос не поступило, а показания индикатора уменьшились до значения -1, то по знаку -, сформированному микросхемой микрокалькулятора 13, на выводах первого разряда и сегмента Г, срабатывает схема контроля време1ни формирователя 10. Сигнал с формирователя 10 поступает на формирователь 11 и счетчик 9, который запоминает факт окончания первого норматива времени. Формирователем 11 выдается три последовательных команды: отключение генератора 5, функция F и память минус П-, которые вводят в память микрокалькулятора 13 единицу, соответствующую ошибке обучаемого за расход первого норматива времени, например, 0,5 балла.
Со счетчика 9 сигнал поступает на элемент 8, выполненный, например, на логических элементах и исполни31277
тельных реле, При комбинации на выходе счетчика 9-110 (равном 6) элемент 8 вьщает команду с верхнего (по схеме) выхода, при любой другой комбинации (равной 1-5) - с нижнего вы- $ хода. Таким образом по окончании первого временного интервала (на выходе счетчика 9 комбинация 001, равная 1) команда поступит с нижнего (по схеме) выхода на дистанционный переклю- 10 чатель 1, который своими контактами формирует цепи в формирователе 3 для ввода следующего норматива времени, знаков -, 1, , включения генератора 5 и запустит устрой- 15 ство последовательного перебора контактов 1-19, вновь повторив операцию счета норматива времени.
Ввод нормативных времен и их счет продолжается, пока в блок 12 шестой раз не поступит знак - с микрокалькулятора 13, При оценивании расхода каждого норматива времени ошибкой, равной, например 0,5 балла, истечение шести таких нормативов соответствует неудовлетворительной оценке. При этом сработает формирователь 10, в счетчик 9 запишется шестая единица и формирователем 11 отключится генератор 5 и через ключи 15 и 16 блока 6 в микрокалькулятор 13 поступят последовательные команды F и П - для записи в память микрокалькулятора 13 шестой единицы. Так как счетчик 9 установился в по- ложение,, равное 6 (на выходе комби- нация 110), команда с элемента 8 поступит на дистанционный переклю- ;чатель 1. Контакты переключателя 1 формируют цепи в формирователе 3 для ввода команд оценивания ответа и включают устройство последовательног перебора контактов. В результате в микрокалькулятор 13 через блок 6 поступит последовательность команд: 1, О, -, F, ., значение числовой величины ошибки за ответ (О, 1, 2, 3, 4, 5, 6), через блок 4, :, 2 (если снижение оценки за каждый временной интервал принято 0,5 балла), . Значение числовой величины ошибки за ответ поступает через блок 4 на один из ключей 18 в зависимости от выбранного ответа, но так как в рас- сматриваемом случае ответа не последовало, величина ошибки на выходе генератора 5 равна- нулю.
$ 0 5
0
1704
Результаты вычислений производимых микрокалькулятором по командам из формирователя 3приведены в табл.1.
Если обучаемый дал ответ до истечения шести нормативов времени, из блока 4 пройдет команда в Переключатель 1 и в генератор 5, отключая-его, а в микрокалькулятор 13 введется последовательность команд оценивания ответов, описанная выше.
Б этом случае на одном из выходов блока 4 при прохождении через него команды с контакта 13 формирователя 3, в зависимости от выбранного ответа, появится команда, характеризующая ошибку за данный ответ.
Например, в памяти микрокалькулятора 13 была записана ошибка за израсходованные временные интервалы, равная 1, а ошибка, допущенная при ответе, характеризуется, например, числом 3, тогда микрокалькулятором 13 по командам из формирователя 3 будут произведены вычисления, показанные в табл. 2.
После выставления оценки формиро-. ватель 3 приводит в исходное положение переключатель 1 (контакт 19 формирователя 3), отключает индикацию вопроса.
Переводя микрокалькулятор 13 в режим Вычисление, обучаемый нажатием клавиши F и ИП вызовет на индикатор микрокалькулятора 13 содержимое памяти, в которой записано количество израсходованных временных нормативов, т.е. сможет определить, в какой степени на итоговую оценку повлияли допущенные в ответе ошибки и расход нормативов времени.
Указанная в табл. 1 и 2 последо-. вательность команд характерна для многих микрокалькуляторов и в частности для БЗ-35, однако при использовании других типов микрокалькуляторов программа выставления оценки может быть изменена.
Предлагаемое устройство позволяет обучаемому и экзаменатору анализировать причины снижения оценки за ответ, индицируя общую оценку с учетом допущенных ошибок и израсходованного на ответ времени, а также отдельно индицируя количество израсходованных интервалов времени. Кроме того, обучаемому в процессе ответа индицируется расход времени. Индикация ука- занных параметров ответа расширяет
дидактические возможности устройства Кроме того, устройство отличается простотой изготовления и эксплуатации за счет использования в качестве его составляюгцего элемента микрокаль .,к:улятора, который выполняет роль логического блока и индикатора. При этом микрокалькулятор можно использовать самостоятельно .для выполнения обучаемым вычислительных работ. Стоимость блоков устройства без учета угикрокалькулятора не превышает 40что значительно ниже стоимос50 р.
ти устройств, имеющих равные дидак--.
тические возможности с предлагаемым
устройством
Формула изобретения
1. Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последователь- rto включенные переключатель режимов работы, формирователь кодов ответа и блок отображения учебной информации, блок ограничения времени ответов, формирователь кодов оценки и блок ввода ответов, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены задающий генератор, первый вход которого соединен с вторым выходом формирователя кодов ответа, а второй вход - с первыми выходами блока ввода ответов и блока ограничения времени ответа, коммутатор, входы которого подключены к соответствующим выходам первой Группы выходов формирователя кодов ответа, первая группа ключей, входы КЬторых соединены с соответствуюгцими выходами коммутатора, а выходы - с соответствующими входами первой группы входов формирователя кодов оценки Ьторая группа ключей, выходы которых подключены к соответствующим входам
-1, соответствующая окончанию
6-го норматива времени 1
10
второй группы входов формирователя кодов оценки, а входы - к соответствующим выходам второй группы выходов формирователя кодов ответа, третья группа ключей, входы которых соединены с соответствующими выходами группы выходов блока ввода ответов, а выходы - с соответствующими входами третьей группы входов формирователя кодов оценки, и ключ, вход которого подключен к второму выходу блока ограничения времени ответа, а выход - к входу формирователя кодов оценки, выход которого соединен с входом блока ограничения времени ответа, третий выход которого подключен к входу одного из ключей второй группы, четвертый выход - к первому входу переключателя режимов работы, а пятьй выход - к второму входу переключателя режимов работы, соединенному с вторым выходом блока ввода ответов, вход которого подключен к третьему выходу формирователя кодов, ответа. Четвертый выход которого соединен с третьим входом переключате- ля режимов работы, вькод задающего генератора подключен к входу другого клЕоча второй группы.
2. Устройство по п. 1, о т л.и- ч а ю щ- е е с я тем, что в нем блок ограничения времени ответа содержит последовательно соединенные формирователь импульсов, счетчик и элемент И, а также распределитель импульсов, вход которого соединен с вы- ходом формирователя импульсов, а пер-, вый, второй и третий выходы - являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока, первьй и второй выходы элемента И являются соответственно четвертым и пятым выходами блока, а вход фор Мирователя импульсов - входом блока. Таблица 1
rtpll
ИП
11 , П
2
значение времени на момент поступления ответа
количество израсходованных нормативов времени
- число на выходе блока 5, характеризующее ошибку
- окончательная оценка за ответ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1262556A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1990 |
|
SU1758658A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336087A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1580421A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1981 |
|
SU1012321A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1986 |
|
SU1444859A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых | 1982 |
|
SU1042064A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU943809A1 |
Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано при обучении различным дисциплинам и профессиям. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства, а также его упрощение и снижение эксплуатационных расходов. Сущность изобретения основана на раздельной индикации общей оценки и количества израсходованных на ответ интервалов времени и за счет учета расхода времени в процессе подготовки ответа. Это достигается введением в структуру из вестного устройства, содержащего пе реключатель 1 режимов работы, формирователь 3 кодов ответа, блок 2 отображения учебной информации, блок 12 ограничения времени ответов, форми рователь 3 кодов оценки и блок 4 ввода ответов, дополнительно задающего генератора 5, коммутатора 7, ключей 14-18, а также выполнением блока 12 ограничения времени ответа и распределителя ,11 импульсов и последовательно включенных формирователя 10 импульсов, счетчика 9 и элемента И 8. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл. (Л го
Авторское свидетельство СССР № 758234, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторское свидетельство СССР № 913441, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-12-15—Публикация
1984-11-13—Подача