Јь
sj
00
tc
Jb
ОЭ
него правильно переданного слова, а поэтому дальнейший контроль точности передачи анаков начинается также с этого знака. Общее количество допущенных ошибок фиксируется другим реверсивным счетчиком 12. Однако ошибки, замеченные обучаемым, после их исправления по установленным правилам сразу же вычитаются из общего количества ошибок, фиксируемых счетчиком 12. Новым в устройстве является использование блока 18 управления генератора 15, счетчика 13 фиктивных
ошибок, счетчика 10 пробелов, одно- виСратора 22, двух элементов ИЛИ 17, 21, трех элементов И 4,9,19, формирователя 16 импульсов сброса. Устройство также содержит формирователь 1 кодов задания, блок 2 оперативной памяти, коммутатор 3, блок 5 индикации задания, блок 6 сравнения, счетчик 7 адресов, переключатель 8,о блок 11 ввода ответных действий оператора, счетчик 12 общего количества ошибок, элемент ИЛИ 14, блок 20 индикации ошибок. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1986 |
|
SU1328836A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ВЫДАЧИ | 1973 |
|
SU385310A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1569862A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
АДАПТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ НА КЛАВИАТУРЕ ПЕРФОРАТОРА | 1971 |
|
SU315196A1 |
Тренажер телеграфиста | 1990 |
|
SU1753486A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1709375A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1987 |
|
SU1524082A1 |
Тренажер телеграфистов | 1986 |
|
SU1410084A1 |
Учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки | 2020 |
|
RU2763923C2 |
Устройство относится к средствам автоматики и может быть использовано для оценки действительного уровня подготовки операторов клавиатурных аппаратов в процессе их обучения. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Поставленная цель достигается за счет обеспечения условий работы операторов на тренажере, адекватных реальным условиям, при которых имеется возможность исправления замеченных обучаемым ошибок по установленным правилам без учета их при оценке действительного уровня подготовки обучаемого. Выбор ячейки блока 2 оперативной памяти, в которой хранится кодовая комбинация знака, подлежащего передаче обучаемым, осуществляется с помощью реверсивного счетчика 7. В случае исправления обучаемым своей ошибки счетчик 7 устанавливается в состояние, определяющее адрес кодовой комбинации первого знака последнего правильно переданного слова, а поэтому дальнейший контроль точности передачи знаков начинается также с этого знака. Общее количество допущенных ошибок фиксируется другим реверсивным счетчиком 12. Однако ошибки, замеченные обучаемым, после их исправления по установленным правилам сразу же вычитаются из общего количества ошибок, фиксируемых счетчиком 12. Новым в устройстве является использование блока 18 управления, генератора 15, счетчика 13 фиктивных ошибок, счетчика 10 пробелов, одновибратора 22, двух элементов ИЛИ 17, 21, трех элементов И 4, 9, 19, формирователя 16 импульсов сброса. Устройство также содержит формирователь 1 кодов задания, блок 2 оперативной памяти, коммутатор 3, блок 5 индикации задания, блок 6 сравнения, счетчик 7 адресов, переключатель 8, блок 11 ввода ответных действий оператора, счетчик 12 общего количества ошибок, элемент ИЛИ 14,блок 20 индикации ошибок. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
1
Изобретение относится к средствам автоматики и может быть использовано для контроля действительного уровня подготовки операторов клавиатурных (телеграфных) аппаратов в процессе обучения.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения условий работы оператора на тренажере, адек- ватных реальным условиям, при которых имеется возможность исправить замеченные обучаемым ошибки по установленным правилам и не учитывать их при оценке действительного уровня подготовки обучаемого.
После каждой ошибки, допущенной оператором, осуществляется анализ передаваемых в дальнейшем символов. Если после ошибки следует последова- тельность символов (Ж Ж ПЗРОБЕЛ), то это означает, что обучаемый сам замерил свою ошибку и приступил к ее исправлению. В этом случае после передчи символов сочетания перебоя (Ж Ж ПРОБЕЛ) в предлагаемом устройстве дальнейший контроль точности передачи информации ведется с первого знака последнего правильно переданного слова. Выбор ячейки оперативного зап минающего устройства, в которой хранится кодовая комбинация знака, подлежащего передаче обучаемым, осуществляется с помощью реверсивного счетчика В случае исправления обуча
мым своей ошибки данный счетчик уста
Q 5
0 5до 35
навливается в состояние, определяющее адрес кодовой комбинации первого знака последнего правильно переданного слова, а потому дальнейший контроль точности передачи знаков начинается также с этого знака, общее количество допущенных оператором ошибок фиксируется другим реверсивным счетчиком. Однако ошибки, замеченные обучаемым после их исправления по установленным правилам, сразу же вычитаются из общего количества ошибок, фиксируемых данным счетчиком.
На фиг. 1 изображена структурная схема предлагаемого устройстваj на фиг. 2 - функциональная схема блока управления.
Предлагаемое устройство содержит формирователь 1 кодов заданий, который имеет информационные выходы и выход синхронизации, подключенные к соответствующим входам блока 2 ративной памяти, а также адресные выходы, соединенные с входами коммутатора 3, В качестве формирователя 1 могут использоваться известные устройства считывания информации с перфоленты, с магнитной ленты и др. Перед началом работы необходимый текст задания с помощью формирователя 1 записывается в блок 2.
Блок 2 предназначен для хранения кодовых комбинаций знаков текста задания, коммутатор 3 - для установки адреса в блоке 2 при записи или считывании информации, элемент И 4 - для
выделения кодовой комбинации символа ПРОБЕЛ (в коде МТК-2 кодовая комбинация символа ПРОБЕЛ имеет вид 00100), отделяющего одно слово от другого в тексте задания.
Устройство также содержит блок 5 индикации задания, предназначенный для отображения на своем табло символа текста задания, подлежащего перед че обучаемым, блок 6 сравнения, счетчик 7 адресов, переключатель 8, элемент И 9, счетчик 10 пробелов, предназначенный для формирования сигнала установки в исходное состояние блока управления при поступлении на его счетный вход двух импульсов с выхода элемента И 4, блок 11 ввода ответных действий оператора, предназначенный для передачи обучаемым символов текста задания. Блок 11 представляет собой клавиатурный датчик и обеспечивает формирование двоичного кода знака и импульса синхронизации при передаче с помощью клавиатурного текста задания.
Устройство также содержит счетчик 12 общего количества ошибок, счетчик 13 фиктивных ошибок, элемент ИЛИ 14, генератор 15, формирователь 16 импульсов сброса, элемент ИЛИ 17, блок 18 управления, элемент И 19, блок 20 индикации ошибок, элемент ИЛИ 21, одновибратор 22,
Блок 18 предназначен для формирования сигнала возврата, обеспечивающего переход счетчика 7 к адресу первого символа последнего правильно переданного слова передачи обучаемым символов сочетания перебоя и состоит из элементов И 23-28, элемента ИЛИ 29, распределителя 30 импульсов, элементов ИЛИ 31 и 32 и И 33.
На четвертом выходе распределителя 30 сигнал возврата формируется
,
только при поступлении сигнала нали
, 45
чия фиктивной ошибки на входе элемента (И 33 и при последовательном поступлении от блока 11 ввода ответных действий на входы элементов И 23 и 24 кодовых комбинаций сочетания пере-50 ние. При этом счетчики 7, 12 и 13
Устройство работает следующим образом
По сигналу, поступающему с выхо формирователя 16 все блоки устройс ва устанавливаются в исходное сост
боя совместно с импульсами синхронизации, которые стробируют элементы И 25-28.
Элемент И 19 предназначен для формирования пачек импульсов, в которых 55 число импульсов равно числу, зафиксированному в счетчике 13. Элемент И 19 имеет выход, подключенный к
jc
40 20
25
30
35
45
50 ние. При этом счетчики 7, 12 и 13
входам обратного счета счетчиков 12 и 13, и два входа, один кз которых соединен с выходом генератора 15, а другой - с выходом элемента ИЛИ 21.
Блок 20 предназначен для визуального контроля общего количества допущенных оператором ошибок, элемент ИЛИ 21 - для формирования сигнала наличия фиктивной ошибки, зафиксированной счетчиком 13. Элемент ИЛИ 21 имеет входы, подключенные к выходам счетчика 13, и выход, соединенный с входом разрешения выделения блока 18 и входом элемента И 19,
Одновибратор 22 предназначен для формирования одного прямоугольного импульса по заднему фронту сигнала возврата, формируемого блоком 18,
Элементы И 23 и 24 предназначены для выделения кодовых комбинаций сим- волов Ж и ПРОБЕЛ соответственно (в коде МТК-2 кодовые комбинации этих символов имеют следующий вид: Ж 01111, ПРОБЕЛ 00100) из потока комби наций, поступающих с информационных выходов блока 11,
Элементы И 25 и 27 предназначены для формирования импульсов сброса в исходное состояние блока 18 при нег правильной передаче обучаемым символов сочетания перебоя.
Элементы И 26 и 28 предназначены для формирования импульсов счета для распределителя 30 при передаче обучаемым символов сочетания перебоя. Через элемент И 33 на счетный вход распределителя 30 проходят импульсы только при наличии сигнала наличия фиктивной ошибки, поступающего с выхода элемента ИЛИ 21 на вход элемента И 33, Распределитель 30 предназначен для формирования сигнала возврата после передачи обучаемым символов сочетания перебоя.
Устройство работает следующим образом
По сигналу, поступающему с выхода формирователя 16 все блоки устройства устанавливаются в исходное состоя-
устанавливаются в состояние О, на выходах распределителя 30 сигнал логической единицы устанавливается на первом выходе. Нулевое состояние счетчика 13 обуславливает отсутствие сигнала наличия фиктивной ошибки на выходе элемента ИЛИ 21, а отсутствие сигнала возврата на выходе блока 18
обеспечивает выключенное состояние генератора 15 и установку счетчика 10 в нулевое состояние. Кроме того, импульс Сброс, поступающий на вход формирователя 1, обеспечивает его запуск и перепись кодовых комбинаций знаков текста задания,подлежащего передаче обучаемым, из формирователя 1 в блоке 2. Переключатель 8 в этом случае должен находиться в положении Запись. Лист с текстом задания, кодовые комбинации символов которого записаны в блоке 2, перед началом работы выдается обучаемому. Передача этого текста осуществляется путем нажатия обучаемым соответствующих клавиш блока 11. Передача каждого символа текста сопровождается сравнением с помощью блока 6 кодовых комбинаций, поступающих от блока 11 с кодовыми комбинациями знаков задания, записанного в блоке 2.
После передачи очередного символа текста задания на информационных выходах блока 2 устанавливается кодовая комбинация следующего символа. Управление блоком 2 осуществляется с помощью счетчика 7. Каждый импульс, формируемый на выходе синхронизации блока 11, поступая через первичный элемент ИЛИ 14 на вход счетчика 7, обеспечивает увеличение на единицу его состояния, которое и определяет адрес кодовой комбинации символа текста задания. Если обучаемый не делает ошибок, то остальные блоки устройства в работе не участвуют. После выполнения задания счетчик 12 в этом случае остается в нулевом состоянии.
При работе с ошибками возможны два варианта действий обучаемого. В первом варианте обучаемый сам замечает допущенные им ошибки, исправляет их по установленным правилам и продолжает передавать тектс дальше. В этом случае сигнал ошибки, сформированный блоком 6, фиксируется счетчиками 12 и 13, Передаваемые после сигнала ошибки символы сочетания перебоя регистрируются схемой выделения сочетания перебоя блока 18. Из-за несоответствия передаваемых обучаемым символов сочетания перебоя и предъявляемых из блока 2 символов текста задания на выходе несовпадения блока 6 формируются импульсы, которые тоже фиксируются счетчиками 12 и 13, Если
затем из числа, зафиксированного счетчиком 12, вычесть число, зафиксированное счетчиком 13, то счетчик
12устанавливается в такое состояние, в котором он находится до момента совершения обучаемым ошибки. Таким образом, исправленная по установленным правилам ошибка не засчитывается обучаемому. Переход к передаче последнего правильно переданного слова при исправлении ошибок осуществляется путем уменьшения состояния счетчика 7.
Во втором случае обучаемый переда5 ет текст, не замечая допущенной им ошибки. При этом, как и в первом случае, сигнал ошибки фиксируется счетчиками 12 и 13. Однако после передачи обучаемым слова, в котором он
о допустил ошибку, счетчик 13 импульсом, сформированным на выходе элемента И 9 (при правильной передаче символа ПРОБЕЛ, следующего после слова, в котором допущена обучаемым ошибка),
5 устанавливается в нулевое состояние, а счетчик 12 сохраняет свое состояние. Таким образом, в счетчике 12, остаются зафиксированными все неисправленные обучаемым ошибки.
Рассмотрим работу в первом случае. Сигнал ошибки, формируемый на выхо де несовпадений блока 6, поступает на входы прямого счета счетчиков 12/ и 13. Наличие хотя бы одной фиктивной ошибки, зафиксированной счетчиком 13, обеспечивает формирование на выходе элемента ИЛИ 21 сигнала наличия фиктивной ошибки.Наличие этого сигнала на входе разрешения выделения блока 18 и поступление на информационные входы этого же блока 18 символов сочетания перебоя вызывают формирование сигнала возврата на его выходе. Этот сигнал разрешает формирование импульсов на выходе генератора 15 прямоугольных импульсов, не разрешает формирование на выходе эле- мента И 9 импульса сброса счетчика
13и разрешает счет символов ПРОБЕЛ в счетчике 10.
С выхода генератора 15 импульсы, проходя через элемент И 19, открытый сигналом наличия фиксивной ошибки, поступают на входы обратного счета счетчиков 12 и 13. Состояния обоих счетчиков уменьшаются до тех пор, пока счетчик 13 не устанавливается в нулевое состояние и на выходе элемента ИЛИ 21 действие сигнала наличия
0
5
0
5
0
5
фиктивной ошибки прекращается. Таким образом, счетчик 12 остается в том состоянии в котором он находился до совершения обучаемым последней ошибки.
Возврат к началу последнего правильно переданного слова осуществляется при уменьшении состояния счетчика 7 с помощью прямоугольных импулъ- сов, формируемых генератором 15 и поступающих на вход обратного счета счетчика 7, На информационных выходах блока 2 в этом случае последовательно формируются кодовые комбина- ции символов, ранее переданных обучаемым. Признаком начала последнего правильно переданного слова является поступление с этих выходов блока 2 двух кодовых комбинаций символа ПРОБЕЛ, которые выявляются с помощью элемента И 4. При поступлении с выхода элемента И 4 на счетный вход счетчика 10 двух импульсов на выходе последнего формируется сигнал, устанав- ливающий блок 18 в исходное состояние После этого действие сигнала на выходе блока прекращается. Таким образом, состояние счетчика 7 возвращается к той ячейке блока 2, в которой записана кодовая комбинация символа ПРОБЕЛ, находящегося перед последним, правильно переданным словом. Переход к первому символу последнего правильно переданного слова происходит по импульсу, поступающему с выхода одно- вибратора 22 через элемент ИЛИ 14 на вход счетчика 7. Запуск одновибратог ра 22 осуществляется по заднему фронту сигнала возврата, формируемого блоком 18.
Во втором случае, когда обучаемый не замечает допущенную ошибку и продолжает передавать текст дальше, все ошибки фиксируются в счетчике 12-, Признаком того, что обучаемый не за- метил свою ошибку является передача обучаемым по тексту задания символа ПРОБЕЛ, находящегося после слова, в кетовом допущена ошибка.
Сигнал ошибки, формируемый на вы- ходе несовпадений блока 6, также, как и в первом случае, фиксируется в счетчиках 12 и 13. Однако импульс сброса, формируемый элементом И 9, при передаче символа ПРОБЕЛ устанав- ливает счетчик 13 в нулевое состояние. При этом блоки устройства устанавливаются в исходное состояние, а
Q fl 5 5 0
5
0 5
0
ошибка, допущенная обучаемым, остается зафиксированной в счетчике 12.
Использование предлагаемого устройства для обучения операторов клавиатурных аппаратов выгодно отличается от других известных устройств обучения, так как обеспечение реалы ных условий работы операторов повышает эффекгивность их профессиональной подготовки. Опыт подготовки операторов клавиатурных аппаратов показал, что 70% ошибок обучаемый может заметить и исправить их по установленным правилам.
Формула изобретения
соответствующими входами второго элемента ИЛИ, третий выход - с первыми выходами второго и третьего элементов И, а четвертый выход является выходом блока, входы четвертого и пятоc го элементов И являются соответствующими информационными входами блока, первые входы шестого и седьмого элементов И подключены к выходу четвертого элемента И, вторые входы втоQ рого, третьего, шестого и седьмого элементов И являются первым управляющим входом блока, третьи входы второго и третьего элементов И соединены с выходом пятого элемента И, а тре5 тьи входы шестого и седьмого элементов И - с выходом второго элемента ИЛИ, первый и второй входы первого элемента ИЛИ подключены к выходам соответственно шестого и второго элементов И, а третий и четвертый входы являются соответственно третьим и четвертым управляющими входами блока, первый и второй входы третьего элемента ИЛИ соединены с выходами соответственно седьмого и третьего
5 элементов И, а выход - с первым входом первого элемента И, второй вход которого является вторым управляющим входом блока.
0
9и.г. г
АДАПТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ РАБОТЫ НА ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ | 0 |
|
SU238912A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1989-05-07—Публикация
1987-09-07—Подача