Изобретение относится к авиационной технике, в частности к легким летательным aппратам с гибким крылом и силовой установкой.
Известен мотодельтаплан, имеющий гибкое поворотное крыло и гондолу, к которой крепится силовая установка, сидение пилота и шасси.
Недостатком этого мотодельтаплана являются значительные габариты в транспортном состоянии и большое время на сборку и разборку.
Известен такие разборный самолет с гибким треугольным крылом, который имеет открытый форменный фюзеляж, выполненный из металлических трубчатых элементов, гибкое крыло и трехколесное шасси с управляемым поворотным носовым колесом. Кресло пилота установлено в районе силовых стоек крепления крыла. Непосредственно за креслом смонтарована силовая установка с толкающим винтом. Трубчатые элементы фюзеляжа, силовых стоек, подмоторной рамы д т.д. соединяются между собой с помощью специальных узлов крепления с штыревыми фиксаторами.
Недостатками этого самолета являются:
необходимость расстыковки многих элементов для получения компактного транспортируемого пакета;
длительное время для сборки и разборки обусловленное наличием большого количества штыревых фиксаторов, съемного крепежа и контровки разъемных соединений.
Целью изобретения является сокращение времени на сборку и разборку и уменьшение габаритов мотодельтаплана в сложенном виде.
Поставленная цель достигается тем, что складной мотодельтаплан содержащий гибкое дельтовидное крыло с трубчатым каркасом, включающим килевую трубу, боковые трубы с концевыми нервюрами крыла, трапецию и мачту и шарнирно соединенным в центральном узде с вертикальной балкой ферменного фюзеляжа, состоящего из прикрепленной к вертикальной балке горизонтальной балки с установленным на ней каркасом сидения пилота и раскосов с основными колесами, а также моторами с силовой установкой, прикрепленную к вертикальной балке, снабжен ползуном, установленным на горизонтальной балке и связанным с фюзеляжем упругим элементом, передняя часть каркаса сидения шарнирно прикреплена к ползуну, а задняя часть к вертикальной балке, раскосы основных колес снабжены тягами, шарнирно соединяющими их с ползуном, причем горизонтальная балка снабжена замками крайних положений ползуна, а килевая и боковые трубы выполнены телескопическими и снабжены направляющими, при этом концевые нервюры крыла снабжены замками.
На фиг.1 показан мотодельтаплан в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.2 то же, в сложенном положении, вид сбоку; на фиг.3 то же в рабочем положении, вид спереди; на фиг.4 форменный фюзеляж мотодельтаплана, вид сверху; на фиг. 5 гибкое крыло мотодельтаплана, вид сверху; на фиг.6 - вариант телескопической боковой трубы в сложенном положении; на фиг.7 то же, в рабочем положении; на фиг.8 узел 1 фиг.6; на фиг.9 сечение А-А фиг.7 (вариант замка рабочего положения); на фиг.10 вариант горизонтальной балки фюзеляжа с ползуном; на фиг.11 вариант носового узла с замком рабочего положения.
Складной мотодельтаплан содержит гибкое дельтавидное крыло 1 с трубчатым каркасом, включающим телескопическую килевую трубу, состоящую из носовой 2 и хвостовой 3 частей, телескопические боковые трубы, состоящие из корневой 4, средней 5 и консольной 6 частей, трапецию 7, мачту 8, тросовые растяжки 9. Боковые трубы соединены шарнирно в носовом узле 10, который имеет возможность перемещения по носовой части килевой трубы и снабжен замком 11 рабочего положения. Трапеция 7 и мачта 8 крепятся шарнирно к центральному узлу 12.
К свободным концам консольных частей 6 шарнирно прикреплены концевые нервюры крыла 13 замками 14.
Телескопические части 2-6 килевой и боковых труб снабжены направляющими 15, упорными буртиками 16, компенсирующими втулками 17 и замками рабочего положения 18.
Каркас шарнирно соединен в центральном узле 12 с вертикальной балкой 19 ферменного фюзеляжа, включающего горизонтальную балку 20, носовое управляемое поворотное колесо 21, узел крепления 22 вертикальной балки.
На горизонтальной балке 20 выполнены ползун 23, связанный с фюзеляжем амортизатор 24 и замки 25 и 26 крайних положений ползуна. Каркас 27 сидения 28 пилота соединен шарнирно одним концом с вертикальной балкой 19 в узле 29 крепления силовой установки 30 а другим концом с ползуном 23.
Раскосы 31 и 32 основных колес 33 соединены шарнирно с фюзеляжем в узле крепления 22 вертикальной балки, а раскос-тяга 34 шарнирно соединена с раскосом 31 и ползуном 23.
На трапеции 7 выполнен дополнительный шарнир 35.
Складывают мотодельтаплан следующим образом.
Сначала расфиксируют замок 11 рабочего положения носового узла 10, который перемещается по носовой части 2 килевой трубы вперед и ослабляет все тросовые растяжки. 9. Далее поочередно расфиксируют замки 18 и вводят одна в другую телескопические части 2-6 килевой и боковых труб. При этом обшивка гибкого крыла 1 собирается в гармошку. Концевые нервюры крыла 13 и мачта 8 при переламывании замков 14 складываются, по направлению к носовому узлу.
Трапеция 7 складывается в дополнительном шарнире 35.
Образовавшийся пакет поворачивается вниз относительно центрального узла 12 так, чтобы носовая, часть его вошла в каркас 27 сидения пилота.
Нажатием на штыревые упоры расфиксируют замок 25 рабочего положения ползуна 23 фюзеляжа. Ползун при приложении небольшого усилия к каркасу сидения или к вертикальной балке 19, или к раскосам 31, 32, 34 перемещается вперед к носовому колесу 21, становясь на замок 26 сложенного положения. При этом растягивается амортизатор 24, вертикальная балка с подвешенным в центральном узле 12 пакетом наклоняется относительно оси вращения, закрепленной в узле крепления 22, и укладывается на горизонтальную балку а раскос-тяга 34 складывает основные колеса с раскосами 31 и 32 сбоку к горизонтальной балке.
Приведение дельтаплана в рабочее положение производится в обратном порядке, для чего надо расфиксировать замок 26 сложенного положения. При этом амортизатор 24, сжимаясь, взводит вертикальную балку 19, основные колеса 33 и каркас 27 сидения пилота в рабочее положение и устанавливает ползун 23 на замок рабочего положения. Вытягивают хвостовую часть 3 килевой трубы и средние 5 и консольные 6 части боковых труб за их концевые нервюры 13 до автоматической установки на замки рабочего положения, что поставит также мачту 8 в исходное положение за счет натяжения тросовых растяжек 9 продольного канала, и передвигают носовой узел 10 по килевой трубе до автоматической установки на замок 11 рабочего положения, что развернет крылья и растянет трапецию за счет натяжения тросовых растяжек поперечного канала.
Высота оси вращения вертикальной балки в ее узле крепления определяется из условия укладывания пакета на горизонтальную балку 20. Сидение 28 пилота крепится к своему каркасу 27 ремнями. Это обеспечит проход пакета через сидения при складывании.
Использование изобретения повышает эксплуатационные характеристики мотодальтаплана в результате отсутствия съемного крепежа и разъемных соединений, повышает надежность и безопасность за счет однозначности сборки, и разборки, уменьшает необходимость наличия инструмента, запасного крепежа и контровочных средств.
Существенное сокращение времени на разборку и особенно на приведение в рабочее положение обеспечивает повышенную готовность мотодельтаплана для выполнения специальных и аварийных работ.
Малые размеры пакета в собранном положении обеспечивают высокую транспортабельность мотодельтаплана всеми транспортными средствами. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4 ЫЫЫ6 ЫЫЫ8 ЫЫЫ10
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дельтаплан | 1982 |
|
SU1121181A1 |
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
Балансирный планер | 1980 |
|
SU891501A1 |
Мотодельтаплан с балансирным управлением | 1983 |
|
SU1308522A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СКОРОСТНОГО СПУСКА С ГОР С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1999 |
|
RU2152885C1 |
САМОЛЕТ И СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ | 1992 |
|
RU2005663C1 |
МОТОДЕЛЬТАПЛАН | 1998 |
|
RU2188144C2 |
КРЫЛО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СВЕРХЛЕГКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2208541C1 |
САМОЛЕТ СО СКЛАДЫВАЕМЫМ КРЫЛОМ И УСТРОЙСТВО СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА САМОЛЕТА | 2009 |
|
RU2403177C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2097267C1 |
Складной мотодельтаплан, содержащий гибкое дельтовидное крыло с трубчатым каркасом, включающим килевую трубу, боковые трубы с концевыми нервюрами крыла, трапецию и мачту и шарнирно соединенным в центральном узле с вертикальной балкой ферменного фюзеляжа, состоящего из прикрепленной к вертикальной балке горизонтальной балки с установленным на ней каркасом сидения пилота и раскосов с основными колесами, а также мотораму с силовой установкой, прикрепленную к вертикальной балке, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени на сборку и разборку и уменьшения габаритов в сложенном виде, он снабжен ползуном, установленным на горизонтальной балке и связанным с фюзеляжем упругим элементом, каркас сидения передней частью шарнирно прикреплен к ползуну, а задней частью - к вертикальной балке, раскосы основных колес снабжены тягами, шарнирно соединяющими их с ползуном, причем горизонтальная балка снабжена замками крайних положений ползуна, а килевая и боковые трубы выполнены телескопическими и снабжены направляющими, при этом концевые нервюры крыла снабжены замками. 6 ил.
Складной мотодельтаплан, содержащий гибкое дельтовидное крыло с трубчатым каркасом, включающим килевую трубу, боковые трубы с концевыми нервюрами крыла, трапецию и мачту и шарнирно соединенным в центральном узле с вертикальной балкой ферменного фюзеляжа, состоящего из прикрепленной к вертикальной балке горизонтальной балки с установленным на ней каркасом сидения пилота и раскосов с основными колесами, а также мотораму с силовой установкой, прикрепленную к вертикальной балке, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени на сборку и разборку и уменьшения габаритов в сложенном виде, он снабжен ползуном, установленным на горизонтальной балке и связанным с фюзеляжем упругим элементом, каркас сидения передней частью шарнирно прикреплен к ползуну, а задней частью к вертикальной балке, раскосы основных колес снабжены тягами, шарнирно соединяющими их с ползуном, причем горизонтальная балка снабжена замками крайних положений ползуна, а килевая и боковые трубы выполнены телескопическими и снабжены направляющими, при этом концевые нервюры крыла снабжены замками.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Нагревательный прибор для центрального отопления | 1920 |
|
SU244A1 |
Авторы
Даты
1996-07-10—Публикация
1982-03-30—Подача