11 Изобретение относится к маи)инострое нкю, а именно к устройствам передачи крутящего момента, и может быть испоц зоваНо пд.еим.ущеслуэенно в трактор -и авт мобипестроении. Известны фрикционные муфты, .coqерж щие прижатые к маховику нажимными пружинами нажимной, промежуточный и фрикционные диски, механизм перецачи крутящего момента от маховика к промежуточному и нажимному циску, а также механизм обеспечения чистоты выкпю |чения муфты. Передача крутящего момен та ет маховика к промежуточному и нажимному тискам производится за счет соединения этих дисков с маховиком нап равняющими сухарями, запрессованными в отверстия обода маховика, Чистота выкаючения муфты обеспечивается за счет подпружиненных тяг, соединенных с промежуточным диском С1 J Однако эти муфты сложны по констру ции и технологии изготовления. Кроме того, фрикционные муфты данного типа имеют пониженную жесткость промежуточного и нажимного дисков и значитель ный износ и смятие боковых стенок ведущих пазов указанных дисков. Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому, эффекту является фрикционная муфта, соцержашая прижатые к маховику упругими пластинами (нажимными пружинами) нажимной и фрикционные диски и меканизм передачи крутящего момента от маховика к нажимному диску. Передача крутящего момента от маховика к нажимному диску производится за счет соединения их при помощи приливов нажимного диска, входя щих в пазы обода маховика С2 J . Недостатками известного устройства являются сложность конструкции, нестабильность и увеличение дисбаланса му4 ты сцепления, шум и вибрация при ее переключениях. Конструкция муфты услрж няется за счет наличия отдельно выполне ных упругих пластин (нажимных пружин) и механизма передачи крутящего момента от маховика к нажимному диску. Нестабильность и увеличение дисбаланса, шум и вибрация вызываются радиальным смещением нажимного диска муфты с оси вращения муфты, которое зависит от величин зазоров в сопряженных в&дущих элементах, зависящих от точности изготовления и увеличивающихся в npi. ;цессе эксплуатации указанных сопрягае-мых элементов.. Кроме того, отсутствие 99 чистоты выключения ведушях и ведомых дисков (нет механизма чистоты выключения) приводит к дополнительному трению фрикционных дисков и повышенному износу их поверхностей трения. Целью изобретения является улучшение условий эксплуатации и упрощение конструкции. Поставленная цель достигается, тем, что в фрикционной муфте, содержащей маховик, подпружиненные упругими пластинами фрикционный диск и нажимной диск с кольцевым выступрм и пазами на периферии, причем упругие пластины жестко закреплены на маховике винтами, упругие пластины выполнены с ведущими и нажимными частями, расположенными по обе стороны от нажимных частей и отдельными от них радиальными прорезями, пазы кольцевого выступа нажимного диска выполнены с углублениями, при этом ведущие части пластин выполнены в виде упругихпластинчатых поводков, расположенных в плоскости, перпенцикулярной к оси вращения муфты, их концы размещены в углублениях пазов нажимного диска и прижаты к боковым поверхностям углу.блений, обращенных в сторону фрикционного диска. При этом упругие пластины выполнены с отверстиями, размещенными на окружности расположения винтов крепле- . ния упругих пластин к маховику, и соединенными с радиальными прорезями. На фиг. 1 показана реверсивная фрикционная муфта, обшяй вид; на фиг. 2 виц А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б нана фиг. 2. Фрикционная муфта содержит нажимной 1 и ведомый 2 фрикционные диски, упругие пластины 3 (нажимные пружины), маховик 4 и узел выжимного подшипника 5. Упругие пластины 3 прикреплены к торцовой поверхности кольцевс.го выступа 6 маховика 4 при помощи винтовых соединений 7 и 8. Упругие пластины 3 выпоанены из двух частей ; ведущей 9 и иаасвмнсй 10, разделенных между собой раанальными прорезя йи 11, при этом ведущая часть выпоп иена в вице ннастянчапых новодков 12, входящих в пазы 13, расположенные по периферии копьцев дго выступа 14 нажимного циска 1. Радиальные прорези 11 соединяются с отверстиями 15, находящимися на окружности распопокения винтовых соединений 7 и 8 упругих пластин 3, нри этом ведущие 9 и нажимные 10 части упругих пластин 3 имеют отцепыные крепления 7 и 8. Ппастинчатые повоаки 12 могут быть .выполнены с обеик сторон упругих ппаотин 3. Концы 16 пластинчатых поводков 12 выполнены упругими и размещены в углублениях 17,- выполненных внутри пазов 13 кольцевого выступа 14 нажимного циска 1, при этом упругие концы 16 ппастинчатых повоцков 12 прижимаются к боковым поверхностям 18 углублений 17, обращенным в сторону фрйкцисинык поверхностей 19 муфты.f Выполнение упругих пластин 3 из цвух частей, (ведущей 9 и нажимной 1О) позволяет использовать их не только в качестве нажимных пружин, но и ведущих элементов (пластинчатых,п жоцков 12),осуществляющих передачу крут щег.о момента от маховика 4 на нажимной циск 1. Кроме того, такое выполнение упруги пластин 3 исключает искажение упругих характеристик нажимных частей 10 упругих -„..пластин 3 от воздействия на них- ведущих частей 9, при этом ради альные прорези 11 оканчиваются в местах крепления упругих пластин 3 на маховике 4, причем воцущие 9 и нажимные 10 части упругих пластин 3 имеют отдельные винтовые соединения 7 и 8 к маховику 4. Для того, чтобы созаать достаточное усйТ1ие для обеспечения отвода нажимно- го циска 1, чистоты выключения муфты, концы 16 могут быть выполнены упруги ми не на всех упругих пластинах 3, а нажимные части 10 упругих пластин 3 могут быть выполнены в вице набора пластин (пакета). Муфта работает следующим образом. При включении фрикционной муфты упругие пластины 3 своими нажим1гыми частями 10, воздействуя 1на кольцевой выступ 14 нажимного диска 1, п эижимают нажимной 1 и ведомый 2 фрикционные диски к маховику, обеспечивая тем самым передачу момента от двигателя. Передача крутящего момента от маховика 4 к нажимному диску 1 обеспечиваегся пластинчатыми поводками 12 упругих пластин 3, входящими в пазы 13, раопопоженные по периферии кольцевого выступа 14 нажимного циска 1. Для выключения фрикционной муфты Используется узел выжимйого подшипни-. ка 5. При перемещении узла выжимного подшипника ,5 вправо концы нажимных частей 10 упругих пластин 3 отводятся, заставляя средние части упругих плаотин 3, отходить от кольцевого выступа 14 нажимного диска 1, образуя зазор. Кроме этого, для чистоты выключения муфты упругие концы 16 пластинчатых поводков 12, прижимаясь к боковым поверхностям 18 углублений 17, отводят нажимной диск 1 от ведомого 2, в результате чего образуют ся зазоры между нажимным 1, ведомым 2 дисками и маховиком 4, необходимые для выключения фрикционной муфты. В связи с тем, что функции, нажимных пружин и механизма передачи крутяшего момента от маховика к нажямному диску, а также механизма чистоты выключения выполняют пластины, обеспечивается центрирование нансимного диска, уменьшается износ фрикционных дисков, уменьшается также дисбаланс, шум и вибрация, в результате чего увеличивается долговечность предлагаемой муфты на 10% по сравнению с известной, а также улучшаются условия эксплуатации машины, на I которой устанавливается данная муфта;
Фиг.1
IB
/3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта с отбором мощности | 1982 |
|
SU1099134A1 |
Фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1293389A1 |
Фрикционная муфта | 1979 |
|
SU821806A1 |
Фрикционная муфта | 1979 |
|
SU912968A2 |
Фрикционная муфта | 1979 |
|
SU815339A1 |
Муфта сцепления | 1987 |
|
SU1603093A1 |
Многодисковая фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428864A1 |
Автоматическое регулировочное устройство | 1989 |
|
SU1838685A3 |
ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2357125C1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
1. ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, соцержащая маховик, подпружиненные упругими ппастинами фрикционный писк и нажимной циск с кольцевым выступом и пазами на периферии, причем упругие Ппастнны жестко закреппены на маховике винтами, о т п и ч а torn а я с я тем, что, с цепью упучшения условий эксппуатацин и упрощения конструкции, упругие пластины выпопнены с натяжными и вецущими частями, раопопоженными по обе стороны от нажимных частей и отцепенными от них раоиапьш ми прорезями, пазы кольцевого выступа нажимного циска ш шош1ены с угпубиениями, при этом ведущие части пластин выполнены в вице упругих ппасгинчатых првоцков, распопоженнык в плоскости, перпенцикулярной к оси вращения муфты, и их. концы размеи(ены в углублениях пазов нажимного циска и прйясаты к боковым поверхностям угпубйений свращенных в сторону Ч икционИого циска. 2. Муфта по п, I, о т л и ч а ю(О щ а я с я тем, что упругие пластины выполнены с отверстиями, размещенными С на окружности расположения винтов крепления упругих пластин к маховику, соецв- с ненными с радиальными прорезями. 4 CD О СО СО
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Борисов С | |||
Г., 3rmit И | |||
М | |||
Муфты сцеппения тракторов | |||
М i | |||
М ащнностроение, 1972, с | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1983-10-23—Публикация
1982-02-22—Подача