Изобретение относится к машиностро ению, в частности, к шестеренным гицро машинам. Известна шестеренная гиаромашина, содержащая корпус с торцовой крышкой, размещенные во внутренней цилинцрической. полости корпуса шестерни внешнего зацепления, цапфы i которых установлены в подшипниковом блоко, радиальны уплотнительный элемент и компенсаторы сопряженные с торцовыми поверхностями шестерен з .. Недостатком известной шестеренной гидромашины является низкая надежность работы, Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является шестерен ная гидромашина, содержащая корпус с торцовой крьпикой, размещенные во внут ренней цилиндрической полости корпуса шестерни внешнего зацепления, цапфы которых установлены в подшипниковом блоке с профилированной наружной повер ностью, радиальный уплотнительный элемент, сопряженный с цапфами шестерен расточками, поверхности которых соосны с поверхностями, уплотняющими вершины зубьев, и компенсаторы, сопряженные с торцовыми поверхностями шее терен 2J . Недостатком известной шестеренной гицромашины является низкая -экономич.  ность и надежность. Цель изобретения - повьшгение экономичности и надежности. Указанная цель достигается тем, что шестеренной гидромашине, содержащей корпус с торцовой крышкой, размешенны во внутренней цилиндрической полости корпуса шестерки внешнего зацепления, цапфы которых установлены в подшипниковом блоке с профилированной наружной поверхностью, радиальный уплотнительный элемент, сопряженный с цапфами шестерен расточками, поверхности которых соосны с поверхностями, уплотняющими верицины зубьев, и компенсаторы, сопряженные с торцовыми йовёрхностями шестерен, наружная поверхность подшипникового блока сопряжена с внутренней поверхностью полости корпуса с образованием серповидной полости, ограниченной внутренней поверхностью цилиндрической полости корпуса, наружной поверхностью подшипникового блока и лини ями контакта в местах их, сопряжения, причем линии контакта расположены на разных сторонах подшипникового блока относительно его продольной оси. Кроме того, максимальная величина серповидного зазора в плоскости, перпендикулярной к продольной оси машины, выбирается из соотношения П  (0,ОООЗ O,OO75)R , где h - максимальная величина серповидного зазора; R - радиус сопрягаемых поверхн.остей в точке контакта. На фиг. 1 представлена шестеренная гидромашина, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Шестеренная гидромашина содержит корпус 1 с торцовой крышкой 2, размещенные во внутренней цилиндрической полости 3 корпуса 1 шестерни 4 внешне го, зацепления, цапфы 5 которых установлены в подшипниковом блоке 6 с профили- роваин ой нару жн ой п ове рхн ос тью 7, радиаль- ныйуплогнительный элемент 8,сопряженный с цапфами 5 шестерен 4 расточками 9, поверхности 10 которых соосны с поверхностями 11, уплотняющими вершины 12 зубьев 13,- и компенсаторы 14, сопряженные с торцовыми поверхностями 15 шестерен 4, причем профилированная наружная поверхность 7 подшипникового блока 6 сопряжена с внутренней поверхностьюЛ.б цилиндрической полости 3 корпуса 1 с образованием серповидной полости 17, ограниченной внутренней поверхностью 16 цилиндрической полости 3 корпуса 1, наружной поверхностью 7 подшипникового блока 6 и линиями 18 контакта в местах их сопряжения, расположенными на разных сторонах подшипникового блока 6 относительно его продольной оси 19, при этом максимальная величина серповидного зазора в плоскости перпендикулярной к продольной оси 19 машины выбирается из соотношения   (0,0003 - 0,0075) R , где h - максимальная величина серповидного зазора; R - радиус сопрягаемых поверхностей по линии 18 контакта. Шестеренная гидромашина в режиме насоса работает следующим образом. При вращении шестерен 4 рабочая жидкость заполняет их межзубовые пространства и переносится из полости всасывания в полость нагнетания, откуда вытесняется в гидросистему. При этом усилие, возникающее от давления рабочей жидкости на шестерни 4, передаорся через цапфы 5 на подшипниковый блок, 6, -который представляет собой балку переменного сечения с цвумя опорами по линиям 18 контакта с внутренней поверхностью 16 ципинарической полости 3 корпуса 1 н нагрузкой, приложенной между ними. Поа цействием нагрузки концы подшипникового блока 6 сходятся, что приводит к уменьшению межцентрового расстояния между шестернями 4 и, следовательно, к повышению коэффициента подачи и ресурса работы за счет компенсации износа тру934щихся поверхностей. Оптимальная величина серповидного зазора определена опытным путем и выбирается из соотношения Ь -(0,ОООЗ - O,O075)R . Технико-экономический эффект даклк чается в повышении коэффициента поаачи и ресурса работы за счет исключения увеличения межцентрового расстояния между осями шестерни и компенсапвв износа трущихся поверхностей.

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2002 | 
 | RU2233388C2 | 
| ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2007 | 
 | RU2343315C1 | 
| Шестеренная гидромашина | 1985 | 
 | SU1288352A1 | 
| ШЕСТЕРЕННЫЙ ГИДРОНАСОС | 2002 | 
 | RU2210005C1 | 
| Шестеренная гидромашина наружного зацепления | 1990 | 
 | SU1770606A1 | 
| Шестеренная гидромашина | 1985 | 
 | SU1335729A2 | 
| Шестеренная гидромашина | 1983 | 
 | SU1143879A1 | 
| НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ | 1997 |  | RU2155881C2 | 
| Шестеренная гидромашина | 1987 | 
 | SU1495511A1 | 
| ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1995 | 
 | RU2100654C1 | 
 
		
		 
		
         
         
            1. ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА, содержащая корпус с торцовой  крышкой, размешенные во внутренней  цилиндрической полости корпуса шестерни внешнего зацепления, цапфы которых  установлены в подшипниковом блоке с  профилированной наружной поверхностью,  радиальный уплотнительный элемент, сопряженный с цапфами шестерен расточками, поверхности которых соосны с поверхностями, уплотняющими вершины зубьев,  и компенсаторы, сопряженные с торцовыми поверхностями шестерен, отличающаяся тем, что, с. целью аовы  шения экономичности и надежности, наружная поверхность подшипникового блока сопряжена с внутренней поверхностью  цилиндрической полости корпуса с образованием серповидной полости, ограниченной внутренней поверхностью цилиндри ческой полости корпуса, наружной поверхностью подшипникового блока и линиями  контакта в местах их сопряжения, причем  линии контакта расположены на разных  сторонах подшипникового блока относительно его продольнсй оси. 2. Гидромашина по п. 1, о т л и ча-  О) ю щ а я с я тем, что максимальная  величина серповидного зазора в плоскости, перпендикулярной к оси машины, выбирается из соотношения Н (О,0003 0,0075) R , где h - мгиссимальная величина серповидного зазора; R - радиус  сопрягаемых поверхностей в точке контакта. ел ел сх  00
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| Шестеренная гидромашина | 1967 | 
 | SU285804A1 | 
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 | 
 | SU2A1 | 
| Авторское свидетельство СССР № 658940 | |||
| кл | |||
| Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 | 
 | SU4A1 | 
| Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 | 
 | SU1977A1 | 
Авторы
Даты
1983-11-23—Публикация
1982-03-10—Подача