Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при врзведении балочных мостов с тормозными поясами.
Известен мост, включающий опоры, многопролетное неразрезное пролетное строение и виброгасители, выполненные в виде упруго подвешенных к пролетному строению грузов
Недостаток данного моста - относительно низкая эффективность гашения колебаний и горизонтальных ди-.. намических воздействий.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является мост, включающий промежуточные и береговые опоры, пролетное строение, закрепленный на нем тормозной пояс, имеющий подвески и выполненный в виде предварительно напряженных тросов, заанкеренных в береговых onopcix, и инерционные массы, которые укреплены на подвесках, а между пролетныгстроением и инерционными массами размещены демпфирующие устройства 2.
Недостатком известного моста является то-, что конструкция закрепления инерционных масс в системе не обеспечивает эффективную их ра« боту в качестве динамического гасителя колебаний пролетных строений от, воздействия подвижной нагрузки, так как ускорения и амплитуды колебаний инерционной массы ограничены конструкцией ее подвески и отбор энергии колебаний у пролетного строения с инерционной массой осуществляется в основном через демпфирующее устройство.
Кроме того,известный мост обладает низкой эффективностью при гашении го- , ризонтальных и крутильных колебаний пролетного строения ввиду того,что и поперечном направ/гении инерционные массы практически не выполняют функции виброгаситёля и практически не реализуется демпфирование.
Цель изобретения - повышение эффективности гашенияГ колебаний моста при динамических во здействиях, .
Указанная цель достигается тем, что в мосту, включающему промежуточные и береговые опоры, пролетное строение, закрепленный на нем торозной пояс, имеющий подвески и выполненный в виде предварительно напяженных тросов, заанкеренных в береговых опорах, и;инерционные масы, закрепленные на тормозном поясе, одвески размещены rto длине тормозого пояса между инерционными , причем каждая подвеска содержит орпус Ил прижимную плаНку с объемлюими- тормозной пояс вкладышами из РИКЦИОННО17О материала, при этом рижимная шганка с вкладышами и
тормозной пояс закреплены на корпусе посредством подпружиненных болтов .
При этом каждая инерционная масса выполнена составной в виде набора размещенных с зазором Ьдин относительно другого дисков различной массы, установленных в зазорах между ними фрикционных прок адок-и крепежного приспособления,
10 выполненного в виде жестко закрепленной на тормозном поясе втулки, снабженной насаженной на нее подпружиненной гайкой, взаимодействующей с боковой гранью одного из край-
15 них дисков, причем диски эксцентрично насажены на втулку с возможностью .вращения.
На фиг. 1 изображен предлагаемый мост, общий вид; на фиг. 2 - конструкция подвески и крепления ее на
0 пролетном строении и тормозном поясе; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - конструкция инерционной массы и крепления ее на тормозном
.поясе; на фиг. 5 - разрез Б-Б на
5 фиг. 4.
Мост включает промежуточные 1 и береговые 2 опоры, пролетное строение 3, закрепленный на нем тормозной пояс 4, имеющий подвески 5 и
0 выполненный в виде предварительно напряженных тросов,, заанкеренных в береговых опорах 3, и инерционные массы 6. Подвески 5 размещены по длине тормозного пояса 4 между инер5ционными массами б, причем каждая подвеска 5 содержит корпус 7 и прижимную планку 8 с объемлющими тормозной пояс вкладышами 9 из фрикционного материала, при этом прижимная
0 планка 8 с вкладышами 9 и тормозной пояс закреплены на корпусе 7 подвески 5 посредством подпружиненных бол- . тов 10. Во избежание возможного повреждения антикоррозионного покрытия (не показано) тросов тормозного поя5са 4 фрикционные вкладыши 9 закреплены на тросаХ хомутами 11. Подпружиненные болты 10 обеспечивают посг тоянную силу трения между тормозньзм поясом и подвесЛой„ .
0
I - С целью повышения демпфирующей способности инерционных масс 6 каждая из них выполнена составной в виде набора размещенных с зазором
5 друг относительно друга дисков 12 и 13 раз; 1ичной массы, установленных в зазорах между ними фрикционных прокладок 14 и крепежного приспособления, выполненного в виде жестко
0 закрепленной на тормозном поясе 4 посредством хомутов 15 втулки 16, снабжённой насаженной на нее под.пружиненной упругим элементом 17, например пружиной, гайкой 18, взаимодейс гвующей с боковой гранью одно5
го из крайних дисков или 13, прчем диски эксцентрично насажены на втулку 16 с возможностью вращения.
Наличие подпружиненной гайки 18 позволяет производить регулирование усилия стягивания дисков 12 и 13 между собой через фрикционные прокладки 14.
Мост работает следующим образом.
При возбуждении колебаний моста от воздействия временной вертикальной или сейсмической нагрузок инерционные массы 6, упруго подведенные через тормозной пояс 4 к рролетному строению, выполняют функцию виброгасителей .всенаправленного действия и, совершая колебания в противофазе к колебаниям элементов моста, создают реакции через подвески .5 на пролетные строения 3, через тросы тормозного пояса 4 опоры 1 и 2, направленные.в противоположную сторону динамическому действию нагрузки, чем способствует эффективному гашению вертикальных и горизонтальных колебаний моста. При колебаниях системы в любом направлении происходят взаимные продольные деформации пролетного строения 3 и тросового тормозного пояса 4 в местах крепления его к подвескам 5.
При этом возникающее сухое трение между тормозным поясом 4 и подвесками 5 способствует рассеянию энергии колебаний пролетного строения 3 и опор 1 и 2, что в свою очередь обеспечивает быстрое затухание колебаний и повышает эффективность их гашения.
Регулирование скорости затухания колебаниймоста может быть осуществлено изменением величины силы сухого трения между подвеской 5 и тормозным поясом 4 за счет изменения степени подпружинивания болтов 101
Для получения наибольшего эффекта гашения колебаний моста средняя по длине пролетного строения инерционная масса 6 настраивается на частоту основного тона колебаний пролетного строения 3, крайние - на частоту основного тона колебаний . опоры 1, а остальные массы б должны иметь оптимальную, расстройку по частоте/ что соответствует виброгаси- телю с оптимальным демпфированием.
Настрейка виброгасителей осуществляется изменением силы «атяжения тросов тормозного пояса 4 и величины инерционных масс 6. Суммарная масса грузов, подвешиваемых к одному пролетному строению, составляет 1,5-2% от массы пролетного строения.
При горизонтальных крутильных колебаниях пролетного строения 3 эксцентричные диски 12 и 13 инерцион
ных масс 6 вступают в колебате ;ный процесс системы.
Между дисками 12 и 13, колеблющимися с различной амплитудой колебаний, создаются силы сухого трения
посредством фрикционных прокладок 14 и подпружиненных гаек 18, что способствует .усилению демпфирования как виброгасителя, так и всей системы. Регулирование силы трения осуществляется изменением жесткости упругих элементов 17.
Предлагаемая конструкция моста позволяет эффективно осуществлять гашение вертикальных, горизонтальных и крутильных колебаний моста при , широ:сополосных динс мических воздействиях, подвижных, сейсмических и других видов нагрузок.
Мост обладает высокой скоростью затухания колебаний, его .опорные части не показаны и опоры работают в более благоприятном режиме при продольных сейсмических и тормозных воздействиях. Применение инерционных масс, распределенных
по длине пролетного строения, снижает дополнительные усилия в пролетном строении, так и в тормозном поясе, что положительно сказывается на материалоемкости моста.
К достоинствам предлагаемой конструкции моста можно отнести нечувствительность к осадкам опор и температурным воздействиям, а также слабую реакцию моста на неровности
проезжей части и дефекты деформационных швов (не показаны).
. Указанные факторы, значительно повышают надежность работы моста при любых видах динамического воздействия.
Применение инерционных масс в виде эксцентричных дисков позволяет повысить демпфирование системы, что особенно эффективно в мостах малых пролетов, когда количество
инерционных масс невелико. 9 Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для гашения колебаний пролетных строений мостов | 1982 |
|
SU1060742A1 |
Мост | 1982 |
|
SU1033620A1 |
СЕЙСМОСТОЙКИЙ МОСТ | 2005 |
|
RU2325475C2 |
Мост | 1977 |
|
SU635162A1 |
Мост | 1983 |
|
SU1131963A1 |
Мостовой переход | 1990 |
|
SU1823890A3 |
Устройство для гашения колебаний разрезных пролетных строений | 1982 |
|
SU1024546A1 |
Неподвижная опорная часть моста | 1979 |
|
SU823485A1 |
Устройство для гашения колебаний разрезных пролетных строений моста | 1980 |
|
SU885406A1 |
Сейсмостойкий мост | 1982 |
|
SU1041616A1 |
1. МОСТ, включающий-проме жуточные и береговые опоры, пролет ное строение, закрепленный на нем тормозной пояс, имеющий подвески и выполненный в виде предварительно напряженных тросов, заанкереннйх в береговых опорах, и инерционные ма сы, закрепленные на тормозном поясе,от ли ч а ющи и с я тем, что, с целью повышения эффективное ти гашения колебаний моста при динамических воздействиях, подвески размещены по длине тормозного пояса между инерционными массами, причем каждая подвеска содержит корпус и прижимную планку с объемлкхцими тор- моэной пояс вкладышами из фрикциониого материала, при этом прижимная планка с вкладышами и тормозной пояс закреплены на корпусе посредством подпружиненных болтов. 2. Мост по п. 1, отличающий с я тем, что, с целью повышения демпфирующей способности инерционных масс,каждаяинерционная масса выполнена составной в виде набора размещенных с зазорсм один относительно другого дисков различной массы, установленных в зазорах между ними фрикционных прокладок и крепежно,Го приспособления, выполненного в виде жестко закрепленной на тормозном поясе втулки, снабженной насаженной на нее подпружиненной гайкой, взаимодействующей с боковой гранью одного из крайних дисков, причем диски эксцентрично насажены на втулку с возможностью вращения
ФигЛ
-Б
Фиг.5
Авторы
Даты
1983-12-15—Публикация
1982-04-28—Подача