Изобретение относится к автомобильному, тракторному и сельскохозяйственному .машиностроению и может бить использовано в регулируемых подшипниковых узлах. Известны регулируемые подшипниковые узлы колес транспортр ых средств, в которых устройство для осевой фиксации колеса при регулировке подигипников выполнено в виде гайки и контргайки, навинченных на резьбовой конец оси колеса, и расположенной между ними стопорной гаайбы, взаимодействующеГу выступом с осью колеса. Фиксация гайки и- контргайки производится после регулировки подшипников отгибкой выступа шайбы на грань гайки и контргайки I. Недостатком такой конструкции является необходимость выполнения шайбы из сравнительно тонкой мягкой стали, что приводит к ослаблению соединения из-за пластической деформации шайбы во время работы, а также к неудобству применения таких шайб в соединениях, требующих частой регулировки из-за выхода из строя шайбы при частой отгибке выступа шайбы. Известен подшипниковый узел колеса гранспортного средства, содержащий ось с установленным на ней посредством конических регулируемых подшипников Корпусом колеса, закрепленным на .оси с помошьгс) гайки, контргайки и расположенной между Ними стопорной шайбы с выступом, входящим в паз оси. В устройстве контровочныс элементы шайбы выполнены в вяде отверс тий, расположенных по окружности шайбь; и взаимодействующих со штифтом, запрессованным в торец гайки 2. Недостатком устройства является усложнение регулировки кз-за необходимости, совмещения штифта гайки с, отверстиями в стопорной шайбе, выполненными с определенным тагом. Це.ль изобретения - облегчение регулировки -подщипникового узла. Поставленная цель достигается тем, что в подшиньгиковом узле колеса транспортного средства, содержащем ось с установленным на ней посредством конических регулит руемых подн ипников корпусом колеса, закрепленным на оси с помощью гайки, контргайки и расположенной между ними стопорной шайбы с выступом, входящим в паз оси, стопорная шайба выполнена с Т-образным пазом, ограниченным расположенными по его сторонам двумя контровочными выступами, отогнутыми в сторону гайки на две ее смежные грани, и с пружинящими участками, отогнутыми в противоположную от.носительно контровочных выступов сторону и расположенными между гкпогкпстя.ми гайки и контрганки. На фиг. 1 изображен подн ипниковый узел колеса тра} СГ1ортного средства, разрез; ма фиг-. 2 --- стопорная шайба; на фиг. 3 --- то же, ннд сверху; на фиг. -1 и 5 --- уста) шгкбы н.а шести и восьмигранные ганки соответственно. 11оли иппиковый узел содержит ось t со гтуг-;и 1ей 2, а подпл-гпниках 3 и 4 которой установлен корпус колеса 5. На резьбовом конце оси установлены гайка 6, стопорная шайба 7 и кънтргайка 8. Стопорная шайба имеет по наружному контуру Т-образный паз Э, образующий два Стогнутых контровочных выступа 10. Внутренний контур выступов |эасполо ;-( на касатель;юй И к окружмост.ч 12., вписанной в многогранник гайки 6. Такое расположение линии перегиба комтровочных выступов 0 обеспечивает возможность установки указанными выступами как на две, так и на одну грань гайки {фиг. 4 и 5), что повьпнает точность регулировки подитипников. На поверхности гайки имеются пру.жинящие участки 13, согнутые в противополом ну10 сторону относительно отгибки контровочных выступов 10. Для фиксация на валу шайба имее-г выступ 14. Шайба изготовлена из пружинной стали. Подш.ипниковый узел колеса работает следующим образом. Регулировочная гайка 6 иаБИ ;чивается ка вал I дс положения, о5еспечииаю цего необходимый зазор в под1Ш-1гни: ах 3 и 4, гю-сле чего на вал о.девается цзайба 7 так, чтобы выстуц 4 вошел в паз на валу, д контровочные выступы 10 легли на снежные rpaiiH гайки или па одну грань (фиг. 4 и 5}. Это обеспечивает точность регулировки, соответствующую повороту гайки на половину грани. После этого завинчивают контргайку 8, при этом пружинящие участки 13 шайбы 7 препятствуют са.моотвинчиванию контргайки и создают постоянное напряжение в резьбовом соединении, увеличивая срок службы резьбы. Конструкция подшипникового узла колеса транспортного средства проста в изготовлении, удобна при регулировке осевого люфта подшипников и имеет стопорную шайбу, предназначенную .для многократного использования. Наличие в узле между гайкой и контргайкой пружи 1Я1иих .частков стопорной Н1айбы обеспечивает в процессе длительной работы надежное ст«)|юрение контргайки и повыщение срока службы узла в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ | 1969 |
|
SU244869A1 |
Колесная пара рельсового транспортного средства | 1988 |
|
SU1791164A1 |
Колесный узел транспортного средства | 1983 |
|
SU1134414A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ РЕЖУЩЕГО МЕХАНИЗМА | 2012 |
|
RU2595725C2 |
ВЫПУСКНАЯ ГОЛОВКА ЭКСТРУДЕРА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КОРМОВ | 2002 |
|
RU2251363C2 |
Резьбовое соединение | 1989 |
|
SU1765559A1 |
Устройство для измельчения | 1989 |
|
SU1733093A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАМАЗКИ АККУМУЛЯТОРНЫХ ПЛАСТИН | 1992 |
|
RU2006105C1 |
КОМПЛЕКТ УНИВЕРСАЛЬНО-МОДЕЛЬНЫХ СМЕННЫХ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ОРУДИЙ, СТОЕЧНОКОРПУСНЫХ МИКРОВИБРАЦИОННЫХ ПРИВОДОВ С ПРУЖИННОЙ ЗАЩИТОЙ И РАБОЧИХ ЧАСТЕЙ "ВИКОСТ" | 2012 |
|
RU2513714C2 |
Культиватор с комплектом дисков ножевых катковых для вертикальной или горизонтально-наклонной обработки почвы "ВИКОСТ" | 2020 |
|
RU2752886C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий ось с установленным на ней У уШу7///777. W ///////////////. посредством конических регулируемых подшипников корпусом колеса, закрепленным на оси с помощью гайки, контргайки и расположенной между ними стопорной шайбы с выступом, входящим в паз оси, отличающийся тем, что, с целью облегчения регулировки, стопорная шайба выполнена с Т-образным пазом, ограниченным расположенными пО его сторонам двумя контровочными выступами, отогнутыми в сторону гайки на две ее смежные грани, и с пружинящими участками, отогнутыми в противоположную относительно контровочных выступов .сторону и расположенными между плоскостями гайки и контргайки. V5
Авторы
Даты
1983-12-30—Публикация
1981-07-03—Подача