Изобретение относится к траиснортгым средствам, преимущественно к устш.анливаемым на них раздат(чным коробкам.
Известна двухступенчатая раздаточная коробка транспортного средства, содержаП1ая установленные в ршрнусе соосно ведуп1ий вал и вад привода заднего мост, параллельный им третий вал, ишстерни, установленные жестко и свободно на указанных валах, и две нереключакмдие скользящие муфты, причем шестерня, жестко уста новленная на ведущем валу, находится в постоянном зацеплении с шестерней, свободно установленной на третьем валу, а 1пестерня, свободно установленная на валу привода заднего моста, находится в постоянном зацеплении с и1естерней, жестко установленной на третьем валу, а каретки переключающих 1муфт уетановлены с возможностью зацепления с соединительными зубьями ведущего вала : третьего вала, с шестерней вала привода заднего моста и соединены между собой поводком, причем расстояние между плоскостями, проходящими через- обращенный к ведущему валу тоР ц зубьев каретки первой муфты, и протичоположный торец зубьев каретки второй муфты меньше, чем расстояние между плоскостями, проходящими через торцы соединительных зубьев ведущего и третьего валов 1.
Недостатком указанной конструкции является возможность самопроизвольного переключения передач под нагрузкой, что снижает ее надежность.
Цель изобретения - повышение надехчности путем предотвращения самопроизвольного переключения передач под нагрузкой.
Поставленная цель Достигается тем, что в двухступенчатой раздаточной коробке транспортного средства, содержащей установленные в корпусе соосно ведущий вал и вал привода заднего моста, параллельный им третий вал, щестерни, установленные жестко и свободно на указанных валах, и две переключающие скользящие муфты, причем щестерня, жестко установленная на ведущем валу, введена в постоянное зацепление с щестерней, свободно установленной на третьем валу, а шестерня, свободно установленная на валу привода заднего моста, введена в постоянное зацепление с нгестер1 ей, жестко установленной на третьем валу, а каретки переключающих муфт установлены с возможностью зацепления с соединительными зубьями ведущего вала и третьего вала с щестерней вала привода заднего моста, а также соединены между собой поводком, причем расстояние между плоскостями проходян1ими через обращенный к ведущему валу торец зубьев каретки первой муфты и противоположный торец зубьев каретки второй муфты меньше, чем расстояние
можду ,|| н:костями, прочодипчми чепсз т . ,цы с(Лдиннт(:Льныл з--оьев недуццло и т; тьего валов, в средней ч.ши спелиннтеи. ны.х зуб.ьег вала привода залнст) Е едучцен моста вы олнены уто.., ,ч на xaperKi переключаюнюй муфты, установленной ня этих соединительных :iv6i,)ix, цыполнень; поперек зуоьев дзо проточки, .иипииа кото рь;х бо.л) осевой длины утолщений, а Hja; ране ходу каретки при нереключепии соседних передап, при этсм длина зубьев каi)CTKK при иереключе; И1- сосе;р1их передач, при этом длина зубьеп каргтки от торца,
аргтки от обран1енного к ведун1е.«у валу, до uepBCifi проточки больше, пем д:м;
;v6bc кареткл от второй гфоточки до второго торца.
На . 1 схематическ 13обра.кека дву;;ступенчатая раздаточная .(ороб.:а, продольИый разрез; на фиг. 2 - (герсгслючающаи муфта; на фиг. 3 - соединительные зубья валй приво/ta заднего моста; iia фиг. 4 - соеди ительные зубья вала прквода моста, вид вдоль оси вала; па фиг. 5 - переключающая муфта в положении, при котором включен зад1;ин мост; на фиг, б -переключающая муфта в половленик, при коTopoi иключспы оба моста; на сриг. переключающая муфта в нейтральном положении; па фиг. 8 -- переключающая муфТа при вклгО-1епной п;;и - 1 аощей Г1ередаче; ка фиг. 9 --- кин(,,тлея схема раздаточной коробки при включенном заднем могту; на фиг.. О -- ки |ема мчес1;ая схема раздаточной коробки iipK включенных обоих мостах; на флг. 11 --- то же, в нейтральном пол{) на фиг. 12 -- то же. в положении, гфи xtrroponi включена гюнижающан передача и оба ведущих моста.
Рзздаточиаи коробка содержит установлепнь1С в корпусе 1 (фиг. ;) ведупщй вал 2 с и естер11ей 3, которая зацепле 1а с пестерней 4, установленной свободно на валу 5, расположённый соосно ведущему валу нал 6 привода заднего моста, па котором свободно установлена иестерня 7. зацепле н ан с щестерней 8, жестко уста1юв;1енной иа валу 5, переключаюп1ие скользящ:-:с .муфты 9 и 10, каретки 11 и 12 чс-горь:х соединены между собой новодк-ом 13. Каретка П и.меет зубья 14, вводимые г зацеп.ченме с соедините. зубьями 15 ведущего валу, зубья::1и 16 вала 6 привода задноо мосте; и зубьями 17 шестерни 7. Карепка 12 1;меет зубья 18, вводимые в зацеплс.-те с зубьями 19 шестегни 8 и с зубьями 20 п сстерни 4. Посредине сседи1 ительн;---х зубьев 16 вала 6 привода заднего аедущсго моста выполнено утолщение 21 (. 3, 4) путем пластического осаживания вер1иин зуб,ев. На карет;;е 11 гереключакиней 1иуфт1.1 ьып()Л1гепь две нроточки 22 и 23 поперек зубьев i4 ((. 2), раз..1сля1Очи-1е их на три участка 24, 25 и 26. i.Ihpiina приточек 2 и 23 больше осевой длины утолщения 21. Шаг проточек равен ходу каретки при переключении соседних передач. Длина зубьее 24 каретки от торца 27 до первой проточки 22 больше, чем длина зубьев 26 от второй проточки 23 до второго торца 28. Раздаточная коробка работает следующим образом. Для включения одного заднего мосгй скользящая муфта 9 перемещ ается поводком 13 в положение, при котором она соединяет вал 2 с валом 6 привода заднего моста (.фиг. 9). При этом проточка 23 каретки П (фиг. 5) совмещается с утолщением 21, выполненным на зубьях 16 вала 6, а зубья 25 и 26 каретки И зацепляются с утоненными участками зубьев 16 вала 6, Таким образом при передаче крутящего мо мента исключается возможность самопроизвольного перемещения каретки, поскольку при возникновенийосёвого перемещения каретки 11 торцы зубьев 25 и 26 будут упи раться в выступы утолщений 21 зубьев 16 вала 6 (фиг. 4). Для включения обоих мостов (фиг. 10) скользящая муфта 9 перемещается в положение, при котором она соединяет вал 2с валом 6 привода заднего моста и с щестерней 7, от которой вращение передается шеетерне 8 и валу 5-привода переднего моста. Муфта 10, связанная с муфтой 9 поводком 13, перемещается по зубьям 20 шестерни 4, не входя в зацепление с зубьями 19 щестерни 8. В этом случае момент от вала 2 передается через муфту 9 вала 6 привода заднего моста и через шестерни 7 и 8 валу 5 привода переднего моста. Каретка 11 находится в положении (фиг. 6), при котором проточка 22 совмещена с утолщениями 21 зубьев 16 и зубья 24 и 25 каретки располагаются с обоих сторон утолщения 21 на участках с более тонкими зубьями 16. Фиксация скользящей муфты от самопроизBo.ibHoro осевого 1ерем01цения при перЬдаче крутящего момента проис.хпдит аналогично фиксации в пред1)1ду|цем положении муфты. При дальнейи,1ем перемещении поводка 13 муфта 9 выходит из зацепления с зубь.ми 15 ведущего вала 2 (фиг. 11), а муфта 10 еще не сцеплена с зубьями 19 тестер:;и 8. Это положение соответствует нейтральной передаче в раздаточной коробке. При этом каретка 11 занимает положение, показанное на фиг. 7, и не передает крутящего момента. Для включения понижающей передачи (фиг. 12) поводок 13 церемеп1ают в положение, при котором ведущий вал 2 разобщен с валом 6, а вал 6 сцеплен с муфтой 9 с щестерней 7. 1Лри этом муфта 10 соединяет шестерню 4 с шестерней 8 и BajioM 5. В этом случае крутящий момент с вала 2 передается шестерне 3 и шестерне 4, муфте 10, шестерне 8 и валу 5. От шестерни 8 мо.мент передается через шестерню 7 и муфту 9 валу 6. Фиксация от самопроизвольного перемещени-я осуществляется следующим образом (фиг. 8). Каретка 11 располагается между торцом шестерни 7, который ограничивает перемещение каретки вправо, и утолщением 21 зубьев 16 вала G, которое при муфте передающей крутящий момент. ограничивает перемещение каретки 11 влево. По сравнению с базовым объектом - используемой в настоящее время на автомобилях ЗИЛ раздаточной коробкой передач- предлагаемая раздаточная коробка 1г- зволяет облегчить переключение ступеней по сравнению с прототипом, позволяет исключить самопроизвольное переключение передач под нагрузкой. Эти преимущества позволяют улучшить показатели качества Продукции и условия труда водителя. J 14 11 S Iff /7 .7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухступенчатая раздаточная ко-РОбКА пЕРЕдАч для ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU795997A1 |
Многоступенчатая раздаточная коробка для транспортного средства | 1983 |
|
SU1123899A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ СНЕГОБОЛОТОХОДА | 2023 |
|
RU2810806C1 |
Способ повышения точности настройки системы отбора мощности транспортных средств и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1801801A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1986 |
|
SU1335490A1 |
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1115931A1 |
Синхронизированная зубчатая муфта | 1988 |
|
SU1643210A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU979178A1 |
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ПЕРЕДНИМ И ЗАДНИМ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ | 2012 |
|
RU2486071C1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1983 |
|
SU1126464A1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДА-: ТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО .СРЕДСТВА, содержащая установленные в корпусе соосно ведущий вал и вал привода заднего моста, параллельный им третий вал, шестерни, установленные жестко и свободно на указанных валах, и две переключающие скользящие муфты, причем шестер;ня, жестко установленная на ведущем валу, введена в постоянное зацепление с шеСтер; ней, свободно установленной на третьем валу, а шестерня свободно установленная на валу привода заднего моста, введена в постоянное зацепление с шестерней, жестко установленной на третьем валу, а каретки переключающих муфт установлены с возможностью зацепления с соединительными зубьями ведущего вала и третьего вала с шестер1ней вала привода заднего моста, а также сое, динены между собой поводком, причем расстояние между плоскостями, проходящими через обращенный к ведущему валу торец зубьев каретки первой муфты и противоположный зубьев каретки второй муфты, меньше, чем расстояние между плоскостями, проходящими через торцы, соединительных зубьев ведущего и третьего валов, отличающаяся тем, что, с целью, повышения надежности путем предотвращения самопроизвольного переключения передач под н;агрузкой, в средней части соединительных зубьев вала привода заднего ведущего моста выполнены утолщения, а на каретке переключающей муфты, установленной на Ъткх соединительных зубьях, выполнены поперек зубьев две проточки, ширина которых больше осевой длины утолщений, а щаг равен ходу каретки при переключении соседних передач, при этом длина зубьев каретки от торца, юбращенного к ведущему валу до первой проточки, больше, чем длина зубьев каретки от второй проточки до второго торца.
26
иг 2
16 2f
6-V,
21 /
г.З 6
fff 2f / t/e.ff
fi/г s
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Двухступенчатая раздаточная ко-РОбКА пЕРЕдАч для ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU795997A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
. |
Авторы
Даты
1983-12-30—Публикация
1982-01-07—Подача